М. М. Сперанский и Александр 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М. М. Сперанский и Александр 1



Во время войн против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806—1807 гг.— в союзе с Пруссией расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Алек­сандра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недо­вольство окружающим.

Члены неофициального комитета один за другим удали­лись от императора. Их места занял один человек М.М.Сперанский.

Сперанский (род. в 1772 г.) был сыном сельского священника и получил духовное образование, но затем перешел на гражданскую службу; он отличался большим и ясным умом, сильной и гибкой волей, необыкновенной трудоспособностью, большими познаниями, теоретическими и практическими, даром слова, умением четко и ясно излагать свои мысли в письменной форме. В 1806 г. он стал известен Алексан­дру, и после Тильзитского мира стал докладчиком и советником государя по всем делам управления и зако­нодательства. Александр поручил ему руководство Ко­миссией составления законов, а также дал ему поручение выработать общий план государственного преобразова­ния. План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений — законодательных, судебных и исполнительных, или административных. Законодательный ряд образовали «думы» — волостные, уездные, губернские и государст­венная; волостная дума составлялась из земельных соб­ственников волости и из депутатов от казенных кресть­ян" (по одному от 500 душ); она выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу. Уездная дума выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу; губернская дума выбирала губернское правление и депутатов в Государственную думу. Государственная Дума собирается ежегодно, рассматривает и одобряет вносимые правительством законопроекты и государствен­ный бюджет, делает представления о нуждах народа, об ответственности министров и о распоряжениях властей, нарушающих основные («коренные») государственные за­коны. Исполнительной властью являются правления — волостные, уездные и губернские,— избираемые мест­ными думами, а высшая исполнительная власть — министры — назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды (с третейским или мировым характером), затем — уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Се­нат, члены которого избираются (пожизненно) Государ­ственной Думой и утверждаются императором. Для объединения и согласования действий высших государ­ственных учреждений учреждается Государственный Со­вет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению монарха; он является совещательным учреждением, которое рассматривает новые законода­тельные предположения и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную Думу, а также наблю­дает за исполнением законов во всех областях государ­ственного управления.

Александр одобрил в общем план Сперанского и пред­полагал начать его осуществление с 1810 года. Ввиду слож­ности и трудности дела преобразование было начато сверху. 1 января 1810 г. было издано Образование Госу­дарственного Совета. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департамен­тов и из министров. Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Совет должен был рас­сматривать все законы, уставы и важные мероприятия, и его решения представлялись на утверждение государя; «высочайше утвержденное мнение Государственного Со­вета» становилось законом[10].

В 1810—1811 гг. последовало преобразование мини­стерств, учрежденных в 1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении и поощрении земле­делия и промышленности». Кроме министерств были учреждены «главные управления» — путей сообщения, ре­визии государственных счетов (т. е. государственный кон­троль) и главное управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты — на отделения. Из высших чиновников министерства со­ставлялся совет министра, а из всех министров — комитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств[11].

При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский имел в виду заимствовать некоторые нормы французских гражданских законов (так называемый Ко­декс Наполеона), усматривая в них последнее слово юридической науки. Однако деятель­ность Сперанского не получила дальнейшего развития и скоро была прервана внешними и внутренними обсто­ятельствами.

Во-первых, самое приближение к царю Сперанского, в котором высшие сановники государства видели «выскочку» и «поповского сына», вызывало про­тив него зависть и вражду в «высшем свете» Петербурга[12].

Во-вторых, его французские симпатии вызывали недо­вольство во всем русском обществе, которое проникалось враждебным отношением к Наполеону и к Франции. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы и выслан в Нижний Новгород, а потом в Пермь (хотя, как он спра­ведливо: писал в своем оправдательном письме, все, что он делал, он делал с согласия Александра или даже по его поручению).

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.005 с.)