Структура процесса передачи технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура процесса передачи технологии



Интеллектуальная собственность — в широком понимании термин означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определённые формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

Объектом интеллектуальной собственности являются докумен­тально подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Понятие интеллектуальной собственности охватывает два типа объектов — промышленной собственности и авторского права. Кпромышленной собственности относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслу­живания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, конфиденциальная информация. Авторское правоохватывает преимущественно результаты литературного и худо­жественного творчества (литературные произведения, музыку, кар­тины и т.п.), к которым в последнее время добавились и объекты научно-технической сферы (программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем) и Web-стргвтхы. Исполни­тельская деятельность артистов охраняется правами, смежными с авторскими. Объекты промышленной собственности охраня­ются нормами патентного права. Особым объектом промышлен­ной собственности является защита от недобросовестной конку­ренции. Научные открытия не относятся ни к авторскому, ни к патентному праву, поскольку с ними не связаны какие-либо исключительные права. Перечень объектов, входящих в состав интеллектуальной собственности, устанавливается законодатель­ством соответствующей страны с учетом принятых международ­ных обязательств.

Виды интеллектуальных прав

[править]Авторское право

Основная статья: Авторское право

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

[править]Смежные права

Основная статья: Смежные права

Группа исключительных прав, созданная во второй половине XX- начале XXI веков, по образцу авторского права, для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Содержание смежных прав существенно отличается в разных странах. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания..

[править]Патентное право

Основные статьи: Патентное право, Изобретение, Полезная модель, Промышленный образец, Селекционное достижение

Патентное право — система правовых норм, которыми определяется порядок охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (часто эти три объекта объединяют под единым названием — «промышленная собственность») и селекционных достиженийпутем выдачи патентов.

[править]Права на средства индивидуализации

Основные статьи: Товарный знак, Фирменное наименование, Наименование места происхождения товара, Доменное имя

Группа объектов интеллектуальной собственности, права на которые можно объединить в один правовой институт охраны маркетинговых обозначений. Включает в себя такие понятия, как: товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара. Впервые правовые нормы об охране средств индивидуализации на международном уровне закреплены в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, где товарным знакам посвящена большая часть конвенции, чем изобретениям и промышленным образцам.

[править]Право на секреты производства (Ноу-хау)

Основная статья: Ноу-хау

Секреты производства (Ноу-хау) — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

[править]Охрана новых сортов растений

Основные статьи: Охрана новых сортов растений, Международный союз по охране новых сортов растений (УПОВ)

Система правовых норм, которые регулируют авторские права на новые сорта растений селекционеров, путем выдачи патентов.

5. Сущность патента. Процедура патентования.

Пате́нт (от лат. patens — открытый, ясный, очевидный) — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца. Срок действия патента зависит от страны патентования, объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет.[ где? ]

Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности; например, в Российской Федерации таким органом является Роспатент, в США — Бюро по регистрации патентов и торговых марок США. Международное регулирование осуществляют Всемирная организация интеллектуальной собственности (выполняющая, в том числе, соответствующие функции при ООН),Объединённые международные бюро по охране интеллектуальной собственности и другие. Во Всемирной торговой организации эти отношения регулируются, в том числе, «Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности».

Под изобретением понимается техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу), способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств) или применению (в частности, применение уже известного продукта или процесса по новому назначению).

Процедура получения патента

Патентование изобретения предусматривает экспертизу по существу и формальную экспертизу. При этом формальная экспертиза длиться не менее двух месяцев.

За рубежом, таких систем несколько, но это не означает, что существует международный патент. Вы могли бы подать международную заявку, которая будет соответствовать Договору о патентной кооперации (РСТ), и заявка, как и любая заявка, удостоверяет авторство, именно от этой заявки зависит определение намерений на получение патентов за рубежом. Составление и подача заявки на выдачу патента до получения охранного документа называется процессом получения патента.

Процедура во всех странах мира предусматривает следующие действия:

· Подготовка заявки на получение патента согласно требований национального патентного законодательства.

· Подача заявки в ФИПС или другое ведомство по охране промышленной собственности.

· Экспертиза заявки патентования.

· Приобретение патента на изобретение.

· Патентные пошлины, оплата патентных пошлин.

Государственная экспертиза как составляющая получения патента на изобретение, так же предусматривает патентно-информационный поиск, с помощью которого определяется патентоспособность такой формы интеллектуальной собственности как изобретение.

Принципиальные условия изобретения включают:

· промышленную применимость;

· уровень создания изобретения.

Проведение экспертизы согласно Законодательству не обладает временными ограничениями, но как правило этот процесс длиться примерно 12 — 18 месяцев.

Если изобретение соответствует всем критериям патентоспособности, экспертизой выдается патент и регистрация изобретения переходит в заключительную стадию, когда ему присваивается регистрационный номер. Длительность данного процесса составляет около шести месяцев.

Этапы патентования:

1.Патентный поиск.

2.Оформление заявки на патент. Оно включает в себя описание изобретения, полезной модели или промышленного образца (описание, формула, реферат и др.) и подготовку пакета документов согласно установленным требованиям.

3.Подача заявки на патент в Роспатент, г. Москва. Российское патентное ведомство, в свою очередь, регистрирует поданную заявку и проводит ее проверку.

4.Проверка заявки в Роспатенте проходит два этапа: формальная экспертиза и экспертиза по существу.

5.Выдача охранного документа (патента).

6. Субъекты инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности — это все субъекты, которые вовлечены в инновационную деятельность, принимают в ней какое-либо участие, каким-то образом касаются её, даже если основное направление деятельности этих субъектов не является инновационным.

Мы выделяем следующих субъектов инновационной деятельности:

1. Академия наук. Участвует в создании фундаментального знания (это не инновационная деятельность), частично в доведении фундаментального знания до прикладного научного знания (это уже инновационная деятельность). Оказывает помощь другим участникам инновационного процесса (другим субъектам инноваций) в поиске наиболее подходящего фундаментального знания, для того чтобы сделать из него инновацию. То есть, говоря другими словами в поиске уже «дозревшего» фундаментального знания. Не является частью инновационной инфраструктуры.

2. Вузы. Могут частично участвовать в доведении фундаментального научного знания до прикладного и прикладного до опытных образцов. Но главная их цель и задача в инновационном процессе — предоставление инновационным центрам активных, молодых студентов, жаждущих поучаствовать в инновационной жизни ради собственного обогащения и для удовольствия. Их энергией и мотивацией будет двигаться инновационная деятельность. Поэтому важно налаживать тесные контакты вузов с Академией наук и предоставлять студентам все возможности для поиска в анналах Академии почти «дозревшего» фундаментального знания. Не является частью инновационной инфраструктуры.

3. Различные НИИ. Научно-исследовательские центры и им подобные. Частично могут участвовать в создании фундаментального знания, а также прикладного научного и опытных образцов. Точная их роль в инновационной деятельности нами не определяется, они могут, по-видимому, подключаться на всех стадиях работы над инновациями. Не является частьюинновационной инфраструктуры.

4. Инновационные центры. Основные субъекты инновационной деятельности. Участвуют во всех её составляющих в полной мере. Возможно, состоят из людей, работающих в Академии наук и вузах. Финансируются с основных мест работы. Мотивацией для работающих в нем и основным интересом должно быть нахождение конкретной инновации, проведение ее по всем стадиям и получение от нее финансового результата в рамках работы инновационного предприятия. Работник инновационного центра должен стремиться оказаться у истоков создания нового прибыльного инновационного предприятия. Является активной частью инновационной инфраструктуры.

5. Субъекты пассивной части инновационной инфраструктуры.

6. Инновационные предприятия (фирмы) — хозяйствующие субъекты, «перехватывающие эстафету» у инновационных центровпосле создания опытных образцов и доводящие инновацию до стадии промышленного производства. Основатели этих предприятий должны быть выходцами из инновационных центров, и задача основателей – вовремя перенести свои ключевые компетенции по созданной инновации в создаваемую фирму, чтобы их изначальные цели оправдались.

7. Организационные формы инновационного предпринимательства.

Инн. предпринимательство осуществляется в двух принципиально различных организационных формах:

-в форме индивидуального предпринимательства (ИДП), без создания предприятия как самостоятельного юридического лица;

-путем создания самостоятельного предприятия как отдельного юридического лица с правом осуществления всей хозяйственной деятельности от его имени.

В первом случае предприниматель, являясь основой инновационной деятельности как физическое лицо, несет полную персональную имущественную ответственность за результаты осуществляемого бизнеса.

Во втором случае имущественная ответственность за ведение инновационной предпринимательской деятельности переносится на создаваемое новое юридическое лицо.

Участники малого инновационного предприятия (МИП) солидарно несут ответственность за результаты деятельности в зависимости от его организационно-правовой формы и степени своего личного участия.

Каждая из двух форм малого инновационного предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки.

Основные преимущества и недостатки индивидуального инновационного предпринимательства

Преимущества Недостатки
1. Упрощенная процедура государственной регистрации при открытии и ликвидации 2. Простота открытия банковского счета 3. Упрощенная схема и более низкие ставки налоговых платежей 4. Упрощенный состав социальных платежей 5. Упрощенный менеджмент и снижение затрат на его осуществление 6. Упрощенная отчетность 7. Высокая степень мотивации труда и хозяйственной самостоятельности · Необходимость совмещения финансово-хозяйственной, инновационной и управленческой деятельности · Сложность получения кредитов под индивидуальную деятельность · Сложность получения государственного и других видов внешнего финансирования · Трудность завоевания доверия клиента при реализации инновационной продукции и услуг · Полная личная ответственность по обязательствам

Преимущества и недостатки самостоятельного предприятия как отдельного юридического лица отображаются зеркально, то есть то, что является недостатком ИДП, является преимуществом МИП.

8. Сущность и виды лицензий.

Лицензия – 1) разрешение государственных органов осуществление хозяйственной или внешнеторговой деятельности. Обеспечивает контроль государства за экспортом, импортом и использованием валютных средств. Выдается на ограниченный срок и по определенным видам товаров, работ и услуг;

2) документ, выдаваемый владельцем патента (лицензиаром) другой стороне лицензионного соглашения (лицензиату) - фирме или частному лицу - и разрешающий за оговоренное вознаграждение в течение установленного времени использовать в коммерческих целях защищенный патентом объект лицензии.

Объектом лицензии могут быть обладающие латентной чистотой конструкторские и технологические разработки, методы, способы, методики, модели, программно-информационные средству сведения финансового и организационного характера, товарные знаки, промышленные образцы, а также "ноу-хау".

Существуют три вида лицензий: лицензия простая, лицензия исключительная и лицензия полная, различающиеся объемом передаваемых прав на коммерческое использование объекта лицензии.

ЛИЦЕНЗИЯ ПРОСТАЯ - лицензия, предоставляющая ее получателю (лицензиату) права на использование объекта лицензии (например, изобретения или технологического секрета) при сохранении всех прав на него у стороны, которая продала лицензию (лицензиара). Лиценнзиар может выдавать аналогичные лицензии другим лицам, а те самостоятельно использовать объект лицензии. Как правило, такие лицензионные соглашения заключаются на объекты массового производства и настолько большого спроса, что владельцы лицензий не мешают на рынке ни друг другу, ни лицензиару.

ЛИЦЕНЗИЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ - лицензия, предоставляющая ее получателю (лицензиату) исключительное право на использование объекта лицензии (например, изобретения или технологического секрета) в рамках специальных условий, оговоренных в лицензионном соглашении, и на определенной географической территории, также указанной в соглашении. При этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования данного изобретения и от продажи аналогичных лицензий третьим лицам на тех же условиях и на той же территории, но сохраняет за собой право самостоятельного использования данного изобретения и выдачи лицензий другим лицам на иных условиях и вне оговоренной территории.

ЛИЦЕНЗИЯ ПОЛНАЯ - лицензия, предоставляющая ее получателю (лицензиату) полностью все права на использование объекта лицензии (например, изобретения или технологического секрета) течение всего срока действия лицензионного соглашения. Сторона передающая полную лицензию (лицензиар), лишается всех прав на объект лицензии на тот же срок. Однако в отличие от продажи патента продажа полной лицензии сохраняет за лицензиаром титул собственника патента, а после истечения срока действия лицензионного соглашения лицензиар может полностью распоряжаться объектом лицензии.

Открытая лицензия

Патентный Закон РФ предусматривает еще два вида лицензионных соглашений. Это открытая и принудительная лицензии. Патентообладатель может подать заявление в Патентное ведомство о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности /открытая лицензия/. В этом случае пошлина за поддержание патента в силе снижается на 50%, а любое лицо, изъявившее желание использовать указанный объект промышленной собственности, обязано заключить с лицензиаром договор о платежах.

Принудительная лицензия

Выражение "принудительная лицензия" используется для обозначения явления, противоположного добровольной лицензии. Владелец добровольной лицензии имеет право осуществлять действия, охватываемые исключительным правом, с разрешения патентовладельца. Такое разрешение обычно называется лицензионным контрактом. Он заключается между патентовладельцем и владельцем лицензии. Владелец принудительной лицензии имеет право осуществлять действия, охватываемые исключительным правом, с разрешения властей помимо воли патентовладельца. Принудительную лицензию иногда называют недобровольной лицензией. Принудительная лицензия может быть потребована в двух случаях: Первый случай - если патентообладатель недостаточно использует изобретение, промышленный образец в течение 4 лет, а полезную модель – в течение 3 лет и при этом отказывается заключать лицензионный договор. Второй случай - если другой патентообладатель но может использовать свое изобретения, полезную модель или промышленный образец, не нарушая при этом прав другого патентообладателя. Первый патентообладатель вправе требовать от второго принудительной лицензии. Размеры лицензионных платежей при принудительной лицензии должны быть установлены не ниже рыночной цены лицензии. Выдача принудительных лицензий призвана не допустить злоупотребления патентными правами и предусмотрена патентными законами практически всех промышленно развитых стран, а также Парижской конвенцией.

9. Содержание лицензионного соглашения.

В общем виде структура лицензионного договора следующая:
Статья 1. Определения
Статья 2. Предмет соглашения
Статья 3. Техническая документация
Статья 4. Гарантии и ответственность
Статья 5. Платежи
Статья 6. Сборы и налоги
Статья 7. Обеспечение конфиденциальности
Статья 8. Реклама (не обязательна)
Статья 9. Информация и отчетность
Статья 10. Усовершенствования.
Статья 11. Защита патентных прав
Статья 12. Срок действия соглашения и условия его расторжения
Статья 13. Последствия прекращения действия соглашения
Статья 14. Арбитраж - Порядок урегулирования споров и разногласий
Статья 15. Прочие условия

Особенности лицензионных соглашений, отличающие их от других видов внутренних и внешнеторговых сделок, определяются особенностями объектов интеллектуальной собственности, их нематериальным характером.

Распространенными видами ограничений (квотирования) деятельности лицензиата, которые устанавливаются лицензиаром, являются:

· установление жестких норм объема производства;

· установление определенных цен на научно-техническую продукцию;

· предписание конкретных рынков сбыта продукции либо географическое ограничение использования предмета лицензии, а также производимой с его применением продукции;

· ограничение сферы применения (отраслей применения) предмета лицензии.

Одновременно тем же лицензионным договором аналогичные квоты могут устанавливаться и для лицензиара. Срок действия квот, как правило, ограничивается сроком действия лицензионного договора.

10. Цена лицензии.

ЦЕНА ЛИЦЕНЗИИ

1) обобщающий показатель полезности технологии или других ноу-хау, предоставляемых потребителю по лицензии; в основе цены заложено Представление о величине дополнительного дохода у покупателя за счет использования предмета лицензии в деловой практике;

2) цена программного продукта, приобретаемого легально у разработчика или его авторизованного дилера; по такой схеме продается массово большинство компьютерных программ.

ЦЕНА ЛИЦЕНЗИИ - фиксированная сумма платежей, находящаяся в зоне между минимально допустимой для лицензиара и максимально допустимой для лицензиата. В связи с этим расчет стоимости лицензии должен быть направлен на правильное установление зоны оптимальных, справедливых сумм платежей.

Подход к определению ЦЕНА ЛИЦЕНЗИИ должен быть основан на реальной оценке того экономического эффекта, который сможет получить покупатель лицензии.
При определении размера лицензионного вознаграждения лицензиар и лицензиат учитывают следующие факторы, влияющие на ЦЕНА ЛИЦЕНЗИИ:

научно-техническую значимость и коммерческие возможности использования нововведения, обеспечивающие лицензиату получение дополнительной прибыли от применения предмета лицензии.

Степень разработки изобретения: идея, техническое решение, полупромышленное или промышленное использование;

размер капиталовложений, необходимых для организации производства продукции по лицензии.

правовую защиту изобретения (патентная или беспатентная лицензия, ноу-хау);

территорию договора, т.е. перечень стран, на территории которых лицензиату предоставлено право на использование технологии для организации производства и продажу продукции по лицензии;

предоставляемое лицензиату право на использование объекта промышленной собственности в рамках оговоренной территории (исключительное или неисключительное);

расходы на собственные НИОКР при разработке новой технологии, сопоставимой по экономической эффективности с закупаемой;

объем передаваемой технической документации по научно-технической разработке или ноу-хау. В цене учитывается, передается ли в рамках лицензионного соглашения техдокументация в полном объеме (конструкторская, технологическая и эксплуатационная) или частично (только конструкторская);

зависимость лицензиата от лицензиара в поставках необходимых сырья, материалов, узлов и деталей для организации производства продукции по лицензии;

условия лицензионного договора о взаимообмене техническими усовершенствованиями, как обеспеченными, так и не обеспеченными лицензионной защитой;

объем технической помощи, оказываемой лицензиаром лицензиату в освоении закупленной им лицензии;

наличие конкурентных предложений на продажу технологий, сопоставимых по экономической эффективности с закупаемой (продаваемой) технологией;

государственное регулирование лицензионной торговли (налогообложение, размер роялти и т.д.);

вид платежа за лицензию;

условия лицензионного договора о судебных издержках по возможным искам третьих лиц о нарушении их патентных прав;

другие условия.

Практическая задача расчета ЦЕНА ЛИЦЕНЗИИ на конкретную научно-техническую разработку должна состоять в определении размера ожидаемой прибыли лицензиата от использования лицензии на базе анализа указанных ценообразующих факторов и установлении доли этой прибыли, подлежащей выплате лицензиару в качестве вознаграждения за весь срок действия лицензионного соглашения.

11. Виды лицензионных платежей.

12. Методы прямого бюджетного государственного финансирования научных исследований.

Государственные средства могут выделяться из бюджетов как государственных министерств, так и различных фондов, получающих бюджетное финансирование.

Прямое финансирование выделяется для решения разнообразного спектра задач. К ним относятся поддержка отдельных организаций государственного сектора, университетов или их сети, финансирование инновационной инфраструктуры (в том числе на паритетной основе с частным сектором); селективное финансирование определенных направлений исследований, осуществляемое в рамках программ различного уровня. В случае финансирования конкретных направлений и проектов, государство выбирает их, используя такой инструмент как прогнозирование.

Прямое финансирование обычно бывает в формах грантов (субсидий), займов (предоставление финансирования на возвратной основе), паритетного (долевого) финансирования. При этом заключается государственный контракт. Он применяется, если приобретение государством результатов НИОКР приносит ему непосредственную выгоду или пользу; при этом не исключается ситуация передачи приобретенного продукта третьей стороне. Заключение контракта, за исключением специально оговоренных ситуаций, является результатом конкурса. В процессе работ по контракту представитель государства имеет право контролировать процесс выполнения работ и корректировать их.

В области прямого финансирования одним из наиболее популярных и эффективных инструментов стало развитие государственно-частных партнерств (ГЧП). Партнерства могут быть реализованы в различных формах для решения целого комплекса задач научной политики. Под термином «государственно-частное партнерство» понимается использование государством механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в инновационной деятельности. ГЧП позволяют объединять ресурсы, разделять прибыли и риски, они способствуют формированию конкурентной среды и одновременно - более эффективному использованию бюджетных средств.

13. Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности.

Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике

Изменение технологической базы производства, модернизация должно опираться на широкое использование инноваций в экономике. При этом, поскольку частный бизнес не активно вкладывает средства в НИОКР, особенно в крупные проекты, роль государства в этой сфере не уменьшается.

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование). Для наглядности механизм государственного финансирования инновационной деятельности проиллюстрирован следующей схемой:


При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:

1) организации, относящиеся к оборонному сектору экономики, занятые разработкой новой и совершенствованием существующей военной техники и вооружений;

2) организации, подавляющая доля работ которых не может ориентироваться на коммерческие критерии ни в целом, ни на ближайший период времени, но существование и развитие которых жизненно важны для общества. Речь идет об организациях непроизводственной сферы (например, здравоохранения, образования, культуры, экологии), выполняющих работы, направленные на улучшение условий жизни и труда. Для государственных нужд, а также об академических и вузовских организациях в части тех работ, которые в силу своего перспективного характера и неизбежного риска, неопределенности затрат и результатов не могут, как правило, представлять интереса для коммерческих заказчиков;

3) ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, среди которых можно выделить предприятия, а также научные организации, имеющие неплохой научно-технический потенциал и сохранившие свою самостоятельность (в рамках государственной, включая государственные научные центры, или негосударственной формы собственности) и малые инновационные предприятия.

Стоит отметить, что поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

Выделяют следующие 3 формы поддержки проектов государством:

1. предоставление кредитных ресурсов на основе возвратности, срочности и платности;

2. то же самое на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых "под проект" акционерных обществ;

3. предоставление гарантий возмещения части вложенных инвестором средств, в случае срыва выполнения проекта не по вине первого. Такими инвесторами являются уполномоченные банки, при этом обеспечением выдаваемых ими кредитов являются поручительства Министерства финансов РФ.

Стоит также отметить, что предоставление государством средств осуществляется на основе конкурсного отбора, возвратности, срочности, платности и обеспеченности, причем в конкурсном отборе участвуют бизнес-планы проектов с полученными на них заключениями государственной экспертизы. Также обязательным условием является тот факт, что сам инициатор проекта должен вложить в его реализацию как минимум 20% от объема необходимых средств, срок окупаемости проектов не должен превышать 2-х лет и размер государственной поддержки зависит от форм финансирования проектов и от категории проектов.

Финансирование инновационной деятельности может осуществляться и из так называемых бюджетных и внебюджетных фондов финансирования НИОКР. (Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Российский Фонд Технологического Развития и др.)

Косвенное государственное финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:

1. Налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.

2. Инвестиционный налоговый кредит. Это такое изменение срока уплаты налога (на прибыль или доход), при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных условиях уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных процентов. Уменьшение производится по каждому платежу налога до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате всех таких уменьшений не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором, который заключается между организацией и налоговой службой. Недоплаченная сумма называется накопленной суммой кредита.

Организация может иметь несколько договоров по разным основаниям. Накопленная сумма кредита в этом случае определяется по каждому основанию отдельно. Данный договор должен содержать сумму кредита с указанием налога, срок действия договора и "льготные" проценты, начисленные на сумму кредита (от 1/2 до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ). Далее отражается порядок, сумма и срок погашения. В договоре должно быть оговорено обеспечение данного кредита и указаны документы о залоговом имуществе или поручительстве, ответственности и т.д.

3. Предоставление права на ускоренную амортизацию. Государство дает возможность фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль (за счет роста амортизации при сохранении той же цены) и за счет этих средств приобретать новое оборудование. При ускоренной амортизации коэффициент составлять до 2 включительно. Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства и объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводиться новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.

4. Неналоговые направления:

• выдача государственных поручительств в качестве обеспечения кредитов, привлекаемых под реализацию проектов на рынке. Наиболее привлекательным является предоставление частичных поручительств, чтобы не снимать полностью ответственность с основного инвестора и не допускать лоббирования заинтересованными должностными лицами неэффективных проектов.

В соответствии с законодательством, финансовое обеспечение научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. Правительство РФ организует разработку и исполнение бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научно-технической деятельности. В порядке долевого участия могут финансироваться научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения.

14. Самофинансирование инновационного предпринимательства, его формы.

Самофинансирование - экономический термин, характеризующий возможность и необходимость самостоятельно принимать решение относительно источников обеспечения денежными средствами для простого и расширенного воспроизводства предприятия. Часто под самофинансированием понимается финансирование деятельности предприятия с использованием только собственных средств предприятия (амортизации и прибыли)

Существует несколько способов осуществления самофинансирования путем использования объектов интеллектуальной собственности:

1. Используется стратегия "нападения" на субъекты хозяйствования путем получения монопольных прав для провоцирования всех, кто использует аналогичные результаты интеллектуальной деятельности, на приобретение разрешений для продолжения их использования. Имея оформленные права на технологию производства продукции, например, можно на законном основании контролировать весь рынок и преследовать конкурентов. Однако в использовании такой стратегии нужна осторожность.

2. Получение предприятием монопольных прав на период выведения новой продукции на рынок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.108 с.)