Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение договорных обязательств: понятие, основания, формы (виды). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение договорных обязательств: понятие, основания, формы (виды).



 

Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере предпринимательства как вид гражданско-правовой ответственности представляет собой санкцию за нарушение договорного обязательства - совершение правонарушения, связанную с дополнительными обременениями для правонарушителя, т.е. возложением на него гражданско-правовой обязанности или лишением принадлежащего ему гражданского права.

Такая ответственность может выступать в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, уплаты процентов, потери задатка и т.д. В некоторых случаях, предусмотренных законами, формой ответственности в коммерческой сфере является компенсация морального вреда.

Статья 15 ГК РФ гарантирует лицу, право которого нарушено, полное возмещение причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Право на полное возмещение убытков может быть ограничено законом (ограниченная ответственность) либо по отдельным видам обязательств, либо по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности.

Лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения не только понесенных расходов, но и затрат, которые должны быть произведены для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательства, и т.д. Кроме того, если нарушенное право может быть восстановлено в натуре путем приобретения определенных товаров или выполнения работ (оказания услуг), может быть истребована стоимость еще не неоплаченных соответствующих товаров, работ или услуг, которая должна определяться по правилам п. 3 ст. 393 ГК РФ.

Наряду с реальным ущербом лицо, право которого нарушено, может взыскивать упущенную выгоду. По общему правилу размер упущенной выгоды равен величине, на которую могло бы увеличиться, но не увеличилось имущество потерпевшего.

Размер упущенной выгоды должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.

Ответственность за неисполнение денежного обязательства установлена ст. 395 ГК РФ. Согласно этой статье обязанность должника уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами установлена для всех случаев их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица.

По общему правилу уплата процентов за пользование чужими денежными средствами носит зачетный характер по отношению к размеру убытков, причиненных кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами.

 

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности: порядок выдачи лицензий, приостановление действия, отзыв и аннулирование лицензий; защита прав субъектов предпринимательской деятельности – лицензиатов.

Требования о лицензировании определенных видов деятельности обязательны для всех предпринимателей. За нарушение этого порядка предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

лицензируемый вид деятельности - это такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, приводится в п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании, причем расширение этого перечня возможно только внесением дополнений в сам Закон.

Так, к лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами.

действия лицензии не может быть менее пяти лет и может быть продлен в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Специальными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Передача лицензии, ее реализация другому лицу или допуск другого лица к осуществлению такой деятельности является нарушением условий действия лицензии.

Для получения лицензии соискатель представляет заявление, где указывает:

- для юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

- для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя и отчество, место жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о нем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе и лицензируемый вид деятельности.

Основания отказа в предоставлении лицензии строго ограничены законом - это: наличие в документах, представленных соискателем, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензионным требованиям и условиям. Отказ в предоставлении лицензии соискатель может обжаловать в установленном законом порядке.

Существует два порядка лицензирования: общий и упрощенный. Выбор между ними принадлежит соискателю лицензии или лицензиату. Упрощенный порядок лицензирования применяется в отношении тех видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан.

В случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и установить срок устранения нарушений, который не может превышать шести месяцев. Исправив соответствующие нарушения, лицензиат должен уведомить об этом лицензирующий орган, после чего последний может принять решение о возобновлении действия лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Если в указанный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

К отношениям по лицензионному контролю применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(403). При этом должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при лицензировании и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут административную и уголовную ответственность. В случае выявленных нарушений лицензирующий орган в течение 30 дней обязан сообщить лицу, чьи права были нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных.

 

 

Ограничение монополистической деятельности: понятие и виды монополий; источники правового регулирования; контроль со стороны компетентных государственных органов; ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистическими.

монополистическая деятельность является правонарушением, направленным на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. При этом Закон о конкуренции в одних случаях устанавливает перечень запретов такой деятельности, из которых не могут быть сделаны исключения ни антимонопольным органом, ни судом (например, установление монопольно высоких (низких) цен, навязывание контрагенту невыгодных условий договора и др.), а в других случаях допускает исключения, которые могут быть сделаны на основе правил разумности при решении вопроса о запрещении или разрешении антимонопольным органом какого-либо вида монополистической деятельности (например, при соглашениях и согласованных действиях).

Запрещается злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона о конкуренции).

Правонарушением признается деятельность хозяйствующего субъекта (группы лиц), отвечающая одновременно двум условиям: а) хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение (количественный признак) и б) злоупотребляет своим положением, ограничивая конкуренцию (качественный признак), например устанавливает монопольно высокую или монопольно низкую цену товара, изымает товары из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывает контрагенту невыгодные условия договора; совершает другие запрещенные действия.

2. Запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, направленные на ограничение конкуренции (ст. 11 Закона о конкуренции), например соглашения, направленные на установление, снижение или поддержание цен; на раздел товарного рынка по какому-либо признаку (территориальному, составу участников, объему продаваемой или покупаемой продукции) и др. Такие соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными, если хозяйствующие субъекты не докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия для рынка.

Запрещаются соглашения или согласованные действия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Банком России или между ними и хозяйствующими субъектами, ограничивающие конкуренцию посредством повышения, снижения или поддержания цен, раздела рынка и др. (ст. 16 Закона о конкуренции). Такие соглашения запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными.

5. Запрещаются действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении торгов, в том числе координация организаторами торгов деятельности участников торгов; создание преимуществ кому-либо из участников торгов, ограничение доступа к торгам и др. (ст. 17 Закона о конкуренции).

 

6. Запрещается незаконное предоставление государственной или муниципальной помощи (ст. 20-21 Закона о конкуренции). Такая помощь может предоставляться в целях: обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера; проведения фундаментальных исследований; защиты окружающей среды; развития культуры; производства сельскохозяйственной продукции; поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социального обслуживания населения, в частности поддержки безработных граждан.

 

Запрещается недобросовестная Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом (группой лиц) своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистическими (ст. 4 Закона о конкуренции). Являясь правонарушением, недобросовестная конкуренция не допускается.

 

В целях предупреждения создания дискриминационных условий Правительство Российской Федерации устанавливает правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

За нарушение правил конкуренции предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении хозяйствующему субъекту убытков, причиненных монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией.

Административная ответственность хозяйствующих субъектов и их должностных лиц за нарушения антимонопольного законодательства выражается в наложении на них штрафа (ст. 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 19.8 КоАП РФ).

Уголовная ответственность предусмотрена за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (ст. 178 УК РФ).

 

Конкуренция на товарных и финансовых рынках: понятие, источники правового регулирования, меры, обеспечивающие конкурентное состояние рынка; правовое положение организаций, занимающих доминирующее положение на рынке.

). Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Иначе говоря, конкуренция - это:

а) объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства;

б) антипод монополизма в экономике, который стремится подавить конкуренцию.

Доминирующим признается положение субъектов естественных монополий.

Условия признания доминирующим положения финансовых организаций устанавливаются Правительством РФ, а кредитных организаций - Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Источники: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"*(408) регулирует отношения, связанные с защитой конкуренции, как на товарных рынках, так и на рынке финансовых услуг: рынке банковских услуг, рынке страховых услуг, рынке ценных бумаг. Оно представлено также другими законами и подзаконными актами: Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральными законами от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"*(411), от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(412), от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(413), от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(414), от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" (ст. 32)*(415), от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"*(416) и рядом других*(417).

Меры обеспечивающие конкурентное состояние рынка:

Так, Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8). Свобода предпринимательства сочетается с конституционным запретом монополизации и осуществления недобросовестной конкуренции при ее осуществлении (ч. 2 ст. 34).

Гражданский кодекс РФ устанавливает необходимые ограничения свободы граждан и юридических лиц по своему усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права: в частности, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 9, 10). Антимонопольные нормы содержатся и в других статьях ГК РФ (например, п. 2, 3 ст. 57, п. 3 ст. 106, п. 1 ст. 1033).

Законом об АО установлены правила защиты конкуренции: акционерное общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 10); общество, которое приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества, должно немедленно опубликовать сведения об этом в порядке, определяемом Федеральной службой по финансовым рынкам России и Федеральной антимонопольной службой России (п. 4 ст. 6).

Законом о рынке ценных бумаг установлено разделение видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (раздел 2): в частности, не допускается совмещение деятельности по ведению реестра с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются ФСФР России (ст. 10 Закона). Закон содержит требования по раскрытию информации о выпуске и обращении ценных бумаг (ст. 23, 30). Ряд норм Закона направлен на пресечение недобросовестной рекламы (ст. 34-37, п. 7 ст. 51).

Увеличение числа организаций осуществляющих однородную деятельность, поддержка малого и среднего предпринимательства, сравнение качественных и ценовых показателе товаров и услуг,

доминирующего положения хозяйствующего субъекта, под которым понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения данного товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, когда доля этого субъекта на рынке определенного товара составляет 50% и более, за исключением тех случаев, когда субъект докажет, что превышение указанной величины не создает доминирующего положения.

Доминирующим также признается положение субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50%, если это установлено антимонопольным органом.

 

Группа лиц и взаимозависимые (аффилированные) лица: понятие, виды, значение для деятельности коммерческих организаций; контроль со стороны антимонопольных органов, их полномочия.

 

Правовое регулирование цен: регулируемые и свободные цены, государственное регулирование и контроль, ценовые сговоры; цена как условие предпринимательского договора.

. С точки зрения механизма ценообразования можно выделить виды цен в зависимости от того, какое участие в регулировании ценообразования принимает государство. Этот критерий позволяет разбить цены на две группы: регулируемые и нерегулируемые цены.

Регулируемые - это цены, в установлении которых принимает участие государство в лице компетентных органов государственной власти.

Регулирование ценообразования осуществляется государством в основном двумя способами. Первый способ - установление конкретных твердых цен на отдельные виды товаров (продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления). Производители и торгово-посреднические организации не вправе изменять твердые цены, установленные уполномоченными государственными органами.

Второй способ регулирования государством ценообразования заключается в том, что государственные органы не устанавливают твердые цены, предоставляя производителям и торгово-посредническим организациям возможность самим устанавливать цены на производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы и оказываемые услуги, но государство предусматривает определенные ограничения, направленные на недопущение чрезмерного роста цен. Например, фиксируются периоды времени, по истечении которых может производиться увеличение цен; могут устанавливаться размеры предельных надбавок (коэффициентов), с применением которых периодически пересчитываются базовые, т.е. действующие, цены. Предусматривая такие ограничения в законодательстве, государство осуществляет тем самым косвенное регулирование ценообразования.

Вторая группа цен - это цены, не регулируемые государством ни непосредственно (установленные фиксированные цены), ни косвенно (косвенно регулируемые цены). Их следует называть "нерегулируемые цены". Они устанавливаются самими субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности.

ценовые сговоры), в которых предусматриваются уровни цен на одни и те же виды товаров, сроки повышения цен, объемы товаров, выставляемых в коммерческий оборот, и т.п. Подобные соглашения приводят к нарушению конкурентного состояния рынка, ущемляют интересы потребителей, поэтому они недопустимы. Законом о защите конкуренции запрещены.

по общему правилу цена не является существенным условием договора, значит, могут быть такие возмездные договоры, в которых нет условия о цене.

Правило п. 3 ст. 424 ГК РФ восполняет отсутствие условия о цене в возмездном договоре.

по Закону об оценочной деятельности. "под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельств.

по общему правилу цена в возмездном договоре не является существенным условием. Только в прямо предусмотренных в законе случаях цена признается существенным условием в силу закона. В ГК РФ требование об обязательном согласовании сторонами условия о цене при заключении договора содержится применительно к договорам продажи недвижимости (ст. 555) и продажи предприятия (п. 2 ст. 549, ст. 555 и 559.

Действующее законодательство предоставляет участникам сделок право по-разному выражать цену договора. В тех случаях, когда договор заключается по поводу одного объекта, цена этого объекта и будет ценой договора в смысле размера платежа, который причитается отчуждателю от его контрагента. Если же договор заключается по поводу некоторого количества объектов (группы, партии, пакета, транша и т.д.), то в договоре фиксируется цена одного предмета, а цена договора, или, лучше сказать, - сумма договора явится произведением цены одного предмета на их количество по договору.

 

Вопрос 17

В состав орг-ций могут входить обособлен. Терр-е подразд-я.:

Филиалы и представительста.

Филиал ст.55 ГК РФ и отличие от представительства в том числе функции представительства.

Есть и другие виды т.к. разрешено все, что не запрещено: агентства, отделения, конторы, бюро.

С точки зрения НК РФ если есть стационарный рабочие места значит есть обособленное подразделение.(ст.11 НК РФ)

Филиалы и представит-ва создаются в:

- в АО по решению совета директоров

- в ООО, ОДО- по реш-ю СОБР. Участников общества

-в производ-ых кооперативах- по реш-ю собрания членов коо-ва

- в товар-вах полных и на вере- по решению полных товарищей

Филиаы д.б. указаны в учредит. Документах создавшего ю.л.. (наименование, место нахождения, цели его деятельности, порядок управления филиалом.

Мзменения в сутав о создании филиала регистрируется в уведомительном порядке, рег. Орган в течении не более чем 5 дней вносит запись.

Филиал действует на основе положения о филиале- локальный нормат. Акт.

Филиал теким образом- это часть ю.л., обладающий в то же время элментами гр -ко- пр.-й и публичной правоспособности.

Вопрос 23

Ликвидация- форма прекращения деятельности ю.л. без перехода его прав и обяз-й в пордке правоприемства к другим лицам.правосп. ю.л. прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ 49 ГК

Два способа: 1) добровольный и принудит.

Добровол- ю.л. может быть ликвид. По желанию его учрдеитилей или уплномоченного органа ю.л.в связи, в частности, с истечением срока, на который оно было создано, с достижением цели ради к-й созд-о, а также например при нарушении участниками ООО обязанности по оплате неопалченной части уставного капитала обществ а в течении 1-го года его деят-и. (ст.90 ГК)

В принуд. По-ке: производится по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят несутранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения либо запрещено законом либо с нарушением конст РФ, либо с иными другми неоднократными грубыми нарушениями закона иных н.п.а., либо системат. Осуществл. Некоммерческ. Орг-ей в том исле религ. Орг-ей благотворит. Фондом, дет-ти противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях предусмотренных ГК.

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

4. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.

Лица или органы, принявшие решение о ликвидации о ликид. Ю.л. во-первых устанавливают пордок сроки ликв. И назначают ликвидационную комиссию Ликвид. Комисс- выполняет рд функций: публикует информацию о ликвди. Ю.л., порядке и сроке заявления требов его кредиторами, приним. Меры по выявл. Кредиторов, их письменному уведомл. О ликвид.

П.4.ст.63ГК выплата в порядке очередности ст.64 ГК

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.061 с.)