Тема 8. Торговые сделки. Перевозка грузов и транспортная экспедиция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Торговые сделки. Перевозка грузов и транспортная экспедиция



Теоретические вопросы:

1. Правовое регулирование перевозок товаров различными видами транспорта.

2. Договор перевозки груза: понятие, виды, содержание.

3. Применение договора транспортной экспедиции в коммерческой деятельности.

Задача № 1.

ЗАО «Орленок» обратилось в суд с иском к ООО «АТЛ СПб» о взыскании суммы основной и дополнительной платы на основании заявок, которые оценены истцом как договоры перевозки грузов автомобильным транспортом. Ответчик оспаривал данный иск, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют транспортные накладные, из которых бы следовало, что ООО АТЛ СПб» явилось перевозчиком груза, а именно накладные подтверждают заключение договора перевозки.

Кто прав?

Задача № 2.

Между ООО «Уралтранслайн» и ОАО «Концерн «Калина» был заключен договор на организацию выполнения услуг, связанных с перевозкой груза автомобильным транспортом. Согласно п. 1 договора ООО «Уралтранслайн» обязалось организовать и провести сохранную и своевременную доставку переданных концерном грузов, а также выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, а концерн обязался предоставить для перевозки грузы и оплачивать услуги общества. При приемке груза концерном был выявлен брак и недостача груза. Повреждение и утрата груза произошли вследствие дорожно-транспортного происшествия. ОАО «Концерн «Калина» направило претензию в адрес ООО «Уралтранслайн» о возмещении ущерба в сумме 179 270 рублей, к которой приложило товарно-транспортные накладные. В ответе на претензию последний признал ущерб от недостачи груза, но отклонил претензию в части возмещения стоимости испорченной продукции, в связи с чем ОАО «Концерн «Калина» обратилось в суд с иском о взыскании стоимости испорченной продукции в судебном порядке. Суд первой инстанции оставил исковое заявление без рассмотрения по причине несоблюдения истцом претензионного порядка урегулирования спора. По мнению суда, переписку между сторонами по поводу недостачи и брака груза нельзя признать претензионным урегулированием спора ввиду несоответствия ее требованиям, установленным нормативными актами, действующими в данной сфере. Кроме того, к претензии не были приложены предусмотренные законодательством документы.

Какой договор был заключен между сторонами?

Каков порядок претензионного урегулирования споров по договору перевозки товаров автомобильным транспортом и договору транспортной экспедиции?

Какие документы должны быть приложены к претензии?

Обоснованно ли вынесенное судом определение об оставлении иска без рассмотрения?

 

Задача № 3.

Между компанией «Глобал Трейдинг» (продавец) и предприни­мателем А. Жижиным (покупатель) был заключен контракт куп­ли-продажи товаров, по которому продавец продал, а покупатель купил на условиях СФР порт Магадан продукты питания. Соглас­но контракту, доставка груза до г. Магадана осуществляется морским транспортом и сопровождается коносаментом. Груз по кон­тракту (1635 коробок куриных окорочков) был отправлен из порта Сиэтл (США) и выдан покупателю в порту Магадан. Груз посту­пил в контейнере за исправной пломбой. При вскрытии контейнера в наличии фактически оказалось 1615 коробок с куриными окорочками, что подтверждено коммерческим актом. В связи с недостачей груза А. Жижин предъявил «Глобал Трейдинг» претензию, которая не была принята к рассмотрению из-за непредставления ориги­налов перевозочных документов. Указанное обстоятельство послу­жило основанием для обращения А. Жижина с иском в арбитраж­ный суд.

В каких случаях и в каком размере морской перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза?

Каков порядок предъявления претензии по договору морской пе­ревозки груза?

Обоснован ли отказ перевозчика от рассмотрения претензии?

Какое решение, по вашему мнению, примет суд?

Задача № 4.

Между предпринимателем Баталовым В. и ООО «Автотрейдинг» был заключен договор, согласно которому ООО «Автотрейдинг» обязалось за вознаграждение за счет предпринимателя организовывать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. Через ООО «Автотрейдинг» в адрес Баталова В. был отправлен груз (столы производства Италия в количестве 50 шт.). При проверке и выдаче груза было выявлено повреждение трех столов – расколоты стекла, однако упаковка груза не была нарушена. Данные обстоятельства зафиксированы актом, подписанным представителями сторон. Учитывая, что ненадлежащее выполнение обязательств повлекло причинение вреда, предприниматель обратился в арбитражный суд. Ответчик возражал против иска в связи с тем, что истцом не учтено содержание п. 4.2 договора, в котором сказано, что «Автотрейдинг» не несет ответственность за содержимое упаковки перевозимого груза, если по внешним признакам отсутствуют следы вскрытия либо повреждения упаковки.

Какой договор был заключен между сторонами?

Какие нормы гражданского законодательства применяются к данному договору?

Есть ли в данном случае основания для привлечения ответчика к ответственности?

Задача № 5.

Пожелезнодорожной накладной ЗАО «Кристалл-Групп» (грузо­отправитель) произвело в адрес ОАО «Оренбургский хлебокомби­нат» отгрузку груза (сахар-песок) — 1276 мешков по 50 кг каждый. При выгрузке из вагона № 218796544 была выявлена недостача гру­за, о чем составлен акт с участием следователя ЛОВД и представителей ОАО «Оренбургский хлебокомбинат».

Данным фактом зафиксировано, что вагон прибыл с исправными пломбами, видимых наружных повреждений не имел. Между тем в полу вагона имелись шесть сквозных высверленных отверстий, заделанных с наружной стороны, а 44 мешка, лежавших над этими отверстиями, были полупустыми и имели рваные сквозные дыры. Недостача груза, по мнению комиссии, произошла в результате хищения. Претензия, направленная в адрес ОАО «РЖД», была оставлена без рассмотре­ния.

Для возмещения ущерба ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО «РЖД». Ответчик возражал против исковых требований по причине отсутствия осно­ваний для применения к нему ответственности. Кроме того, «РЖД» заявило в суде, что перевозка груза осуществлялась в сопровожде­нии охраны на основании договора на сопровождение и охрану ваго­нов, что исключает его ответственность.

В каких случаях перевозчик несет ответственность за утрату, повреждение и недостачу груза?

В каких случаях перевозчик освобождается от ответственно­сти за утрату, повреждение и недостачу груза?

Подлежат ли удовлетворению требования грузополучателя?

Задача № 6.

Автобусный парк «Бампер Бас», существующий в организационно-правовой форме открытого акционерного общества, осуществлял перевозки пассажиров по городским и пригородным маршрутам района по договору с районной администрацией. Согласно договору, администрация должна была возмещать автобусному парку его затраты на перевозки пассажиров в части, не покрываемой установленными администрацией тарифами, за счет средств районного бюджета.

По итогам первого полугодия автобусный парк выставил администрации счет на 2 млн. рублей. Администрация перечислила автобусному парку только 500 тыс. рублей. Тогда ОАО «Бампер Бас» обратилось к администрации района с иском о взыскании остальных 1,5 млн. руб.

Как квалифицировать договор, заключенный между администрацией района и автобусным парком ОАО «Бампер Бас»?

Из каких критериев следует исходить, определяя правомерность выставляемой автобусным парком суммы затрат?

Из каких критериев следует исходить, определяя тарифы на перевозку пассажиров, то есть стоимость билетов на городских и пригородных маршрутах?

Подлежит ли иск удовлетворению?

Изменятся ли ответы на поставленные вопросы, если автобусный парк не был приватизирован и существует в организационно-правовой форме государственного или муниципального унитарного предприятия, например, ГУП - Автопарк «Песочный»?

 

Задача № 7.

Организация-грузополучатель предъявила иск к пароходству о возмещении убытков, причиненных повреждением груза при перевозке морем. Пароходство возражало против иска и пред­ставило документы, подтверждающие, что повреждение груза произошло при аварии судна, вызванной штормовой погодой.

Обосновано ли возражение пароходства?

Относятся ли обстоятельства, на которые ссылается паро­ходство, к непреодолимой силе?

Как записываются в договоре условия о непреодолимой силе?

 

Задача № 8.

Арбитражный суд рассмотрел иск базы «Бакалейторг» к Управлению железной дороги и грузоотправителю о взыскании стоимости недостающего чая, а именно 57 коробок.

В процессе рассмотрения дела было установлено, что согласно железнодорожной накладной дорога приняла к перевозке 1042 коробки, а по акту сдала 985, то есть на 57 коробок меньше.

Грузоотправитель утверждал, что в железнодорожной наклад­ной была допущена арифметическая ошибка, т. е. вместо 985 коробок чая указано 1042, о чем перевозчику было сообщено при получении от него телеграммы со станции назначения. Счет на оплату был выставлен грузоотправителем также за 985 коробок.

Оцените доводы сторон и решите дело. Какое правовое значение имеет железнодорожная накладная?

Как распределяется бремя доказывания в спорах о недостаче, утрате, порче и повреждении груза?

В каких случаях презюмируется вина перевозчика?

В каких случаях перевозчик предполагается невиновным?

Задача № 9.

Предприниматель на железнодорожной станции предъявил к перевозке груз, который погружен в полувагон, оформлена железнодорожная накладная. Замечаний к качеству погрузки железная дорога не имела. На станции назначения при выгрузке и выдаче груза выявлены повреждения упаковки и повреждения груза, о чем составлен коммерческий акт. Поврежденный груз передан на хранение сторонней организации. Железная дорога полагает, что грузоотправитель не обеспечил надежного крепления груза, на вагоне и в накладной отсутствовали отметки, подтверждающие особый вид груза.

Имеются ли основания освобождения железной дороги от ответственности за повреждение и утрату груза?

Задача № 10.

Общество (покупатель) и компания (продавец) заключили контракт на поставку цитрусовых. По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) компания-судовладелец передала продавцу в аренду судно сроком на 5 лет. По прибытии судна в порт назначения сюрвейером проведена экспертиза качества груза. В сюрвейерском отчете содержатся выводы об испорченности груза цитрусовых. Причиной снижения качества доставленных в порт цитрусовых явилось длительное (28 дней против обычных 7-8 дней) хранение груза в трюмах, высокая температура окружающей среды и отсутствие крепления груза. Партия груза снята с реализации, помещена под таможенный режим реэкспорта и утилизирована. Стоимость утилизированного груза определена согласно справке Торгово-промышленной палаты о среднерыночных оптовых ценах.

Имеются ли основания для освобождения перевозчика от ответственности?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.01 с.)