применяемые на различных этапах истории России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

применяемые на различных этапах истории России



Либерализация внешнеэкономической деятельности явилась неотъемлемой частью экономических реформ, проводимых в Российской Федерации в 1992 г. В бывшем СССР внешнеэкономическая деятельность базировалась на государственной собственности и государственной монополии внешней торговли, на системе централизованного планирования и планового ценообразования. В государственных планах определялись производство и распределение продукции, включая экспорт и импорт. Поставки товаров на экспорт производились по ценам, устанавливаемым государственными органами ценообразования для внутреннего рынка. Они могли существенно отличаться от мировых – быть значительно выше или ниже их.

Экономические методы играли крайне ограниченную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности. Например, применялись надбавки к оптовым ценам за экспортное исполнение продукции. Но на импортируемую продукцию при продаже ее на внутреннем рынке распространялись цены на аналогичную продукцию отечественного производства. При этом учитывались различия в показателях качества и потребительских свойств импортных и отечественных товаров и применялись надбавки к внутренним ценам, дифференцированные по группам стран-экспортеров.

Таможенные пошлины и сборы использовались как вспомогательное средство регулирования внешнеторгового обмена. Проблема экономического обоснования их уровня не считалась актуальной. Экономическая эффективность экспорта и импорта определялась по суммарному доходу, получаемому государством от внешней торговли. При этом во внимание принимались не только общий доход в денежном выражении, но и влияние внешней торговли на социально-экономическое развитие страны, значимость экспортируемой и импортируемой продукции.

Сравнительная эффективность экспорта различных товаров определялась путем сопоставления затрат на приобретение определенного количества экспортных товаров у отечественных производителей по внутренним оптовым ценам к выручке от продажи этих товаров на мировом рынке в долларах. Чем меньше была суммарная стоимость товаров по внутренним оптовым ценам, которые следовало продать для получения 1 тыс. или
1 млн долл., тем выше считалась экономическая эффективность экспорта соответствующего товара.

В целом применяемое в тот период плановое регулирование внешнеторговых связей не может оцениваться односторонне. Несомненным преимуществом его являлось доминирование государственных общественных интересов. При определении экспорта и импорта учитывалась в первую очередь народнохозяйственная значимость продукции, важность ее с точки зрения перспектив развития страны, а не сиюминутная коммерческая выгода того или иного импортера или экспортера. Так, в структуре импорта приоритетом пользовались передовая техника, лекарства, бытовая электроника и предметы роскоши, которые стали пользоваться особым вниманием импортеров в настоящее время. Резко ограничивался импорт товаров, потребности в которых полностью удовлетворялись за счет внутреннего производства. Экспортировались, как правило, товары, которыми был насыщен внутренний рынок, а также в значительных количествах сырье и энергоносители. Эффективно решалась проблема контроля за качеством импортируемых товаров, защиты отечественного рынка от вредных и опасных товаров, борьбы с контрабандой.

В целом развитие внешней торговли страны в тот период способствовало наращиванию экономического потенциала, повышению уровня благосостояния всего населения, укреплению экономической безопасности государства.

Мощный машиностроительный комплекс гарантировал технологическую безопасность страны, ее относительную независимость в части наращивания и развития производственных возможностей страны от конъюнктуры мирового рынка. Сырьевая и топливно-энергетическая безопасность основывалась не только на колоссальных естественных ресурсах страны, но и на ее способности наращивать их добычу и переработку, используя преимущественно отечественную технику, а также машины и оборудование, получаемые из стран СЭВ.

Обеспеченность страны продовольствием в условиях быстрого увеличения среднедушевого потребления основных продуктов питания достигалась, прежде всего, за счет развития собственного агропромышленного комплекса. Значительный рост закупок зерна на Западе был вызван главным образом растущей потребностью в фураже в связи с развитием животноводства. Но доля импорта продуктов питания из развитых стран Запада была сравнительно невелика, и государство обеспечивало свою продовольственную безопасность.

Но государственная монополия внешней торговли и автономность национального ценообразования ограничивали возможности участия страны в системе международного разделения труда, а вместе с тем и те выгоды, которые могла получать страна при более активном участии в этом процессе. Централизованное планирование препятствовало внешнеторговым организациям быстро реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка и извлекать из этих изменений определенные преимущества для страны. Жесткая регламентация участников внешнеэкономической деятельности, их статус госбюджетных организаций, отсутствие конкуренции между ними не создавали экономических предпосылок для повышения эффективности внешней торговли на уровне конкретных ее участников. Не было должной заинтересованности в развитии наиболее эффективных внешнеэкономических связей и материальной ответственности субъектов этих связей за их конечные результаты. Назревала необходимость реформирования всей системы внешнеэкономической деятельности.

Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. был провозглашен курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности, направленную на ее стимулирование, стабилизацию внутреннего рынка и привлечение иностранных инвестиций. Указ разрешал всем зарегистрированным на территории страны предприятиям и объединениям, независимо от форм собственности, осуществлять внешнеэкономическую, в том числе посредническую, деятельность без специальной регистрации. Отменялись все ограничения на бартерные операции, отсутствовали лицензирование и квотирование импорта и экспорта определенного перечня товаров и услуг. Уполномоченным банкам было разрешено открывать валютные счета юридическим и физическим лицам. Вводился определенный порядок продажи ЦБ России части валютной выручки для формирования валютного резерва страны. Предполагалось, что все это будет способствовать успешной реализации радикальных экономических реформ и развитию внешнеэкономической деятельности, повышению ее эффективности, ускорению интеграции экономики страны в мировое хозяйство.

Однако радикальные экономические реформы на практике не оправдали возлагавшихся на них надежд. Напротив, ускорились негативные социально-экономические процессы: спад производства и инвестиционной деятельности, инфляция достигла рекордно высокого уровня, сократились объемы внешнеторгового оборота, стал катастрофически нарастать внешний долг, оказалась подорванной техническая, технологическая, продовольственная и валютно-финансовая безопасность страны, возросла её зависимость от экономически развитых стран.

В особо тяжелом состоянии оказалась обрабатывающая промышленность, в первую очередь машиностроение. В большинстве стран мира идущая на экспорт продукция машиностроения освобождается от налога на добавленную стоимость, но продукция из других стран облагается налогом на добавленную стоимость, чем обеспечиваются равные стартовые условия для отечественных производители и их иностранных конкурентов.

Снижение импортных пошлин может лишь усугубить и без того крайне тяжелое состояние российской обрабатывающей промышленности. Такие меры должны быть тщательно продуманы и обоснованы расчетами, в противном случае они лишь затрудняют выход российской экономики из кризисного состояния.

Важнейшей предпосылкой либерализации внешнеэкономической деятельности и снижения импортных пошлин на продукцию обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства являются стабилизация и рост экономики, улучшение качественных показателей национальной промышленности – снижение материалоемкости и энергоемкости ее продукции, рост производительности труда, улучшение использования основных фондов. При отсутствии таких предпосылок ставить задачу снижения таможенных импортных пошлин преждевременно.

При оценке последствий снижения импортных пошлин необходимо учитывать и то влияние, которое может оказать такая мера на доходы государства. Эта мера позволяет увеличить импорт и создает определенные возможности для возрастания и суммы импортных пошлин, но она не должна сопровождаться сокращением отечественного производства. Иначе бюджет несет убытки от понижения НДС, налогов на прибыль, акциза по подакцизным товарам, отчислений на социальные нужды и прочих поступлений. К снижению импортных пошлин следует подходить весьма осторожно и взвешенно, оценивая их фискальное значение, учитывая тесную взаимосвязь доходов бюджета от импорта и от отечественного производства.

Особое место в системе пошлин занимает экспортный тариф. Он представляет собой форму рентного дохода, присваиваемого государством как собственником недр. Его экономическую основу составляет разница между мировой ценой на соответствующие ресурсы, регулируемой издержками замыкающих поставщиков, и более низкими национальными ценами.

Исторически в бывшем СССР сложились относительно низкие цены на энергоресурсы, определяемые условиями добычи энергоресурсов и особенностями формирования цен на них. И на базе этих цен формировались и развивались производство и другие сферы деятельности. Либерализация внешнеэкономической деятельности и цен привела к взрывному росту издержек и цен во всем народном хозяйстве. «Шоковый» метод реформ не оставлял производителям времени для приспособления к новым условиям работы. К тому же они не имели средств для быстрого перевода производства на ресурсосберегающие технологии. В результате произошло резкое падение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности на внутреннем и мировом рынках.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, упразднение которых предлагается в связи с дальнейшей ее либерализацией, используются всеми странами. В определенных случаях они более эффективны, чем тарифные методы.

Для ограждения интересов своих производителей страны ЕС практикуют квотирование ввоза из РФ некоторых изделий легкой промышленности и цветных металлов, т.е. продукции, к экспорту которой особенно чувствительны их собственные производители.

Подобные меры следует шире использовать и у нас. Квотирование и лицензирование могут диктоваться особенностями некоторых товаров, необходимостью строгого соблюдения специфических требований при их транспортировке и хранении, вывозе и ввозе. Они необходимы также в отношении товаров, имеющих особо важное стратегическое значение, как одна из мер по защите национальных интересов России. Все это свидетельствует о том, что нельзя огульно исключать квотирование и лицензирование из числа мер по регулированию внешнеэкономической деятельности. Важно определить механизм действия тарифного регулирования, его природу, цели и задачи и предложить практике методику обоснования внешнеторговых тарифов.

Только совокупность указанных факторов позволяет определить внешнеторговую политику страны, наметить её основы. Направление этой политики не может диктоваться России МВФ, другими международными организациями или ее западными партнерами; оно должно определяться внутренними потребностями страны, исходя из интересов социально-экономического развития РФ.

При этом, оценивая перспективы развития отдельных отраслей, производств, нельзя принимать во внимание конкурентоспособность отечественной продукции только на мировом рынке и обрекать другие отрасли и производства на медленное вымирание. В различных странах мира, в том числе с высокоразвитой экономикой, в составе экономики есть отрасли и производства, которые не могут конкурировать на мировом рынке, но вполне способны, при правильной протекционистской политике и помощи со стороны государства, конкурировать с иностранными производителями на внутреннем рынке.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятия национальной безопасности.

2. Назовите и охарактеризуйте составляющие и критерии экономической безопасности страны.

3. Охарактеризуйте внутриэкономическую и внешнеэкономическую безопасность России.

4. Назовите основные мерыпо повышению экономической безопасности России.

5. Перечислите способы обеспечения экономической безопасности, применяемые на различных этапах истории России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как стало понятным в результате глубокого анализа, ключевым вопросом развития национальной экономики любой страны является достижение экономического роста на основе пропорциональности и достижение, таким образом, состояния сбалансированности и устойчивого развития.

Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение – предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых работников обоих подразделений.

В национальной экономике России и других стран СНГ преобладает производство средств производства, характеризующееся до сих пор высокой капитало-, материало- и энергоемкостью. Это является основной причиной избыточного спроса на инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал государств СНГ в совокупности превосходит США, а уровень жизни – в несколько раз ниже. Кроме того, по сравнению с развитыми странами наша национальная экономика имеет большие резервы для увеличения доли нематериального производства.

Существенным фактором, влияющим на развитие национальной экономики любой страны в современном мире, стал фактор глобализации.

Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей стала закономерным процессом, заключающимся в усилении взаимосвязи и взаимовлиянии основных направлений и составляющих развития мирового сообщества.

Процесс глобализации, рассматриваемый на уровне мирохозяйственных отношений, охватывает всю мировую экономику и предполагает различные направления развития. Этот процесс несёт преимущественно позитивные начала, но может иметь и негативные последствия для экономики отдельной страны, поэтому требует взвешенного и продуманного подхода и учёта взаимосвязи национальных экономик.

Библиографический список

1. Бункина М.К. Национальная экономика: учебник. – М.: Логос, 2003. – 488 с.

2. Бункина М.К. Национальная экономика: учеб. пособие. – М.: Дело, 2006. – 346 с.

3. Государственное управление: основы теории и организации: учебник / Под ред. В.А. Козбаненко. – М.: «Статус», 2000. – 912 с.

4. Градов А. П. Национальная экономика: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.

5. Национальная экономика: учебник / Под общ. ред. акад. РАЕН
В.А. Шульги. – М.: Изд-во РЭА, 2002. – 592 с.

6. Кудров В. М. Национальная экономика России. – М.: Дело, 2007. – 544 с.

7. Егоров В.В., Парсаданов Г.Л. Прогнозирование национальной экономики: учебник. – М.: Высш. шк., 2002. – 304 с.

8. Эффективный экономический рост: теория и практика: учеб. пособие для студентов экономических вузов / Под ред. Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320 с.

9. Кузнецова Е. И. Стратегический анализ в системе государственного управления национальной экономикой. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 176 с.

10. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 224 с.

11. Макекадырова А.С., Тарханов А.В. Научные основы национальной экономики: учеб. пособие. – М.: Изд-во РЭА, 2000. – 132 с.

12. Найденков В. И. Прогнозирование и моделирование национальной экономики. – М.: Экономистъ, 2006. – 160 с.

13. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2006. – 272 с.

14. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Морозова, В.В. Пикулькин, В.Ф. Тихонов и др.; под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 318 с.

15. Романенко И.В. Социальное и экономическое прогнозирование. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с.

16. Рябушкин Б. Т., Хомченко Т. А. Система национальных счетов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 97 с.

17. Самохвалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: КноРус, 2007. –
272 с.

18. Турмачев Е.С. Сбалансированное капиталообразование и рост национальной экономики. История исследований, моделирование и анализ. – М.: Изд-во МПСИ, 2005. – 304 с.

19. Экономическая безопасность (Теория и практика): учебник/ Под ред. Е.А. Олейникова. М., 2000. – 254 с.

20. Экономическая теория в XXI веке. Глобальное и национальное в экономике. Т. 2. Сер.: Экономическая теория в XXI веке. – М.: Экономистъ, 2004. – 566 с.

21. Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики. – М.: Инфра-М, 2000. – 254 с.

 

Редактор Е.Е. Дорошенко

Компьютерная верстка В.С. Николайчук

 

ИД № 06039 от 12.10.2001 г.

 

Сводный темплан 2008 г.

Подписано в печать 29.07.2008 г. Формат 60´84 1/16. Бумага офсетная.

Отпечатано на дупликаторе. Уч. изд.л. 4,75. Усл.-печ. л. 4,75.

Тираж 100 экз. Заказ 549.

 
 


Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11

Типография ОмГТУ

       
 
 
 
   
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.037 с.)