Политический плюрализм и многопартийность в современной политической системе. Конституционные и законодательные основы организации и деятельности общественных объединений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический плюрализм и многопартийность в современной политической системе. Конституционные и законодательные основы организации и деятельности общественных объединений.



 

 

Политический плюрализм — принцип общественно-политического и социального развития, базирующийся на существовании нескольких (или множества) независимых политических знаний. Гарантиями функционирования политического плюрализма являются: существование рыночных отношений, наличие конкуренции, возможность участия народа в управлении государством, децентрализация государственной власти, развитая политическая культура личности и общества.
Назначение политического плюрализма — выявление интересов социальных субъектов через сопоставление взглядов, мнений, идей в атмосфере демократических дискуссий для поиска истины и достижения на ее основе приемлемых, компромиссных решений во имя общих целей, обеспечения единства действий различных политических сил.
Наиболее полно политический плюрализм функционирует в демократической политической системе, предоставляющей всем гражданам, политическим партиям и движениям возможность открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их рациональный баланс, возможность создания многочисленных независимых центров политического влияния, предотвращающих узурпацию власти сильными общественными группами и даже политическим большинством.
Политический плюрализм наиболее ярко проявляется в двухпартийной или многопартийной системе общества.

Многопартийность — один из основных конституционных принципов организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выражением более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия). В РФ принцип М. впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР в 1990 г. и в настоящее время закреплен в ч. 3 ст. 13 КРФ. Юридически принцип М. означает, что государство признает и гарантирует право граждан объединяться в соответствии со своими политическими воззрениями в политические партии, равенство всех политических партий перед законом, свобода их деятельности. От юридической (формальной) М. следует отличать реальную М., которая выражается в существовании в конкретном государстве развитой и эффективной системы партий, представляющих весь спектр социальных и политических интересов.
Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править страной. Создается правящая коалиция или правительство, не располагающее большинством в парламенте, вынужденное его получить путем компромисса с другими партиями. Требование создания многопартийной системы вытекает из попыток привести партийную структуру в соответствие с плюралистической общественной структурой. Можно выделить следующие наиболее характерные черты многопартийности: выявление мнений, интересов и их гармонизация; легитимация (узаконение) демократического строя, отвечающего принципу волеизъявления народа; возможность выбора общественных сил, способных реализовать стоящие перед обществом задачи; чередование партий у власти.
Развитию многопартийности могут благоприятствовать или мешать различные факторы.
В России можно выделить три последовательных этапа становления многопартийности.
Первый этап (1985-1987 гг.)— возникают различные неформальные движения, объединения, союзы, народные фронты.
Второй этап (1987 г. — начало 1989 г.) — происходит организационное оформление общественно-политических организаций и движений.
Третий этап (весна 1989 г. — по настоящее время) — процесс рождения политических партий различной направленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций.

Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созд. по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

Существует 5 орг.-прав. форм о.о:

· Общественные организации

· Общественные движения

· Общественные учреждения

· Общественный фонд

· Орган общ. самодеятельности

Общественная организация – это основанное на членстве о.о., созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения целей, объединившихся граждан (Союз женщин России, Российский союз молодежи).

Общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общ. объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками общ. движений(Демократ. Россия, Женщины России).

Общественным учреждением является не имеющее членства о.о., ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соотв. уставным целям данного объединения.

Общественный фонд – не имеющие членства о.о., цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных з-ном поступлений и использование данного имущества на общ. полезные цели (Детский фонд, Ф. помощи рос. милиции).

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства о.о., целью которой является совместные решения соц. проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализация программ органа общ. самод. по месту его создания (кассы взаимопомощи).

Действуют общероссийские межрегиональные, региональные и местные о.о.

Принцип:

· Равенство о.о. перед з-ном

· Добровольность

· Равноправие о.о.

· Самоуправление и законность

· Свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм иметодов деятельности

· Гласность деятельности (печатн. орган).

· Общедоступность информации учредительных и программных д-ов.

3. О.о. создаются по инициативе их учредителей. Учредители могут быть юр. и физ. лица, не менее 3-х человек. Учред. не могут быть органы гос. власти и местного самоуправления. Граждане могут быть учредителями, начиная с 18 лет.

Участниками и членами о.о. (молодежных) могут быть гр. с 14 лет, детских – с 10 лет. О.о. действует на основании устава, кот. принимается на общем собрании участников. Гос. регистрация о.о. осуществл. в Министерстве Юстиции и соотв. органах субъектов федерации.

Д-ты. необходимые для регистрации, подаются в 3-х месячный срок со дня проведения общего собрания. Орган, регистрирующий о.о., обязан в месячный срок после принятия док-ов принять решение о регистрации или об отказе в регистрации, кот. может быть обжаловано в суд. Зарегистр. о.о. выдается свидетельство о регистрации. Решение о реорганизации (слиянии,разделении, присоединении) принимается на общем собрании.

О.о. может быть ликвидировано:

· по решению общего собрания

· по решению суда

а) если цели общественного о. направлены на насильств. Изменения основ. конституц. строя

б) если разжигаются национ., соц., расовые или региональныеконфликты

г) в случае виновного нарушения прав и свобод граждан

д) в случае неоднократного грубого нарушения з-на.

Заявление в суд вносится прокурором соотв. субъекта. Решение суда о ликвидации направл. в орган, зарегистр. о.о.

 

Права о.о

· Имеет право свободно распространять инф-цию о своей деятельности, проводить собрания, митинги, демонстрации

· Учреждать СМИ (газеты, журналы), вести издательскую деятельность.

· Представлять и защищать свои права, з-ные интересы своих участников и др. граждан в органах гос. власти и местного самоуправления

· Участвовать в избир. компаниях и др.

Обязанности о.о

· Соблюдать з-ны РФ, нормы междун. Права

· Ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества

· Ежегодно информировать зарегистрировавший орган о продолжении своей деятельности.

· Предоставлять годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в налоговые органы.

· Допускать представителя зарегистр. органа на проводимые о.о.мероприятия.

· Оказывать содействие представителям зарегистр. органа в ознакомлении с деятельностью о.о. в связи с достижениями уставных целей и др.

5. За нарушение КРФ и иного законодательства, за действия, противоречащие уставу, з-н предусматривает ответственность в виде приостановления деятельности о.о. и его ликвидации. Письменное предупр. О нарушениях и сроках их устранения может быть направлено руководящему органу этого о.о., органом, зарегистр. о.о. или прокурором.

После 2-х таких предупреждений и истечении срока, установленного прокурором, соотв. орган подает заявление в суд, кот. может принять решение о приостановлении деятельности о.о. на срок до 6 месяцев.

В случае, если нарушения не будут ликвидированы и после приостановления деятельности о.о. соотв. орган представляет в суд заявление о ликвидации о.о.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.44 (0.021 с.)