Вопрос 3. Договор оптовой купли-продажи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Договор оптовой купли-продажи



По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок (или сроки) передать в собственность покупателю вещи (товары) для продажи населению в соответствии с требованиями такой продажи, а покупатель принять вещи (товары) и оплатить их стоимость.

 

Особенности договора:

сфера применения договора – такой сектор товарного обращения, как оптовая торговля. В понимании оптовой торговли в экономической литературе нет определенности. Оптовая торговля представляет собой отрасль экономики и вид предпринимательской деятельности, который состоит в товарном обеспечении системы розничной торговли. Иначе говоря, оптовая торговля – деятельность по перемещению товара на основе возмездных сделок от изготовителей к организациям розничной торговли. Оптовая торговля опосредует и организует перемещение товарной массы от изготовителей в розничную сеть. Оптовая торговля предшествует процессу розничной продажи как важный и обязательный элемент. При этом договор поставки чаще используется при материальном снабжении;

● за договором оптовой купли-продажи следует розничная продажа товара, следовательно, цель договора всегда предпринимательская как для продавца, так и для покупателя;

специальный субъектный состав: предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели.

Юридическая природа договора:

консенсуальный;

двусторонний;

возмездный.

Существенное условиепредмет договора – передача товара продавцом для предпринимательских целей, а также получение товара покупателем и оплата его стоимости. Условие о товаре будет считаться согласованным, если предмет позволяет определить количество и наименование товара. Объектом договора могут быть только вещи, которые предлагаются к продаже в розничной торговой сети.

В отличие от оптовой купли-продажи объектом договора поставки могут быть любые вещи независимо от того, предназначаются они или нет для продажи населению.

Иные условия

Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ, предусматривают различные правовые и организационные требования к розничной торговле, направленные на обеспечение интересов населения.

Так, согласно п. 11 Правил продавец обязан доводить до покупателя информацию об изготовителе товара, месте нахождения изготовителя или уполномоченной им организации, обязанной принимать претензии от покупателя, осуществлять гарантийный ремонт и сервисное обслуживание товара. Продавец должен иметь и предъявить покупателю подлинник сертификата на товар либо копию сертификата, заверенную продавцом, нотариусом или органом сертификации. Товары бытового назначения должны иметь маркировку на каждом изделии или ярлыки с указанием наименования изделия, цены, размеров, роста и иных сведений. При обнаружении недоброкачественного товара покупатель вправе потребовать замены, уценки либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара. Продавец должен сообщить покупателю информацию об организациях, выполняющих ремонтные и восстановительные работы.

Указанные требования адресуются розничным организациям. Однако они могут быть выполнены лишь силами либо при участии изготовителя или оптового посредника. Следовательно, они должны предусматриваться в договоре оптовой купли-продажи.

 

Договором могут быть предусмотрены следующие обязанности продавца (изготовителя, оптовика):

● обеспечить наличие на каждом изделии необходимой маркировки либо ярлыков с данными, соответствующими российским шкалам ростов и размеров;

● предоставить копии сертификатов качества, заверенных определенным органом;

● указать организацию, которая по поручению изготовителя будет осуществлять гарантийный ремонт и техническое обслуживание изделий;

● осуществить расфасовку товара в количествах, приемлемых для покупателей, применить упаковку, удобную для пользования и хранения (так как операции упаковки и расфасовки экономичнее осуществлять в производственных условиях, поэтому условия об этом должны предусматриваться в договорах оптовой купли-продажи);

● иные права и обязанности, установленные соглашением сторон

 

Из-за отставания цивилистической науки от запросов практики, запаздывания в разработке договоров у нас в стране происходит процесс компенсации неполноты договорной системы путем искусственного приспособления договора поставки для обслуживания оптовой торговли, хотя он по своей природе малопригоден для этого и не может эффективно выполнять соответствующие функции.

 

Договоры, содействующие торговле и организационные, в равной мере могут использоваться как в коммерческих, так и в общегражданских отношениях.

 

Вопрос 4. Заключение торговых договоров

На стадии оформления договоров закладываются предпосылки успешной работы:

● повышения прибыли;

● предупреждения потерь от неисполнения обязательства.

По этой причине четкое и умелое заключение торговых договоров – основное условие их надлежащего исполнения.

Гражданский кодекс устанавливает единую процедуру заключения договоров без выделения особенностей, присущих торговому обороту. При этом объективные особенности заключения торговых договоров ГК попросту игнорируются. Такой подход не соответствует целям формирования рыночных отношений в стране. Показательно, что в большинстве развитых стран вопросы установления договорных отношений между коммерсантами подлежат специальному урегулированию, отражающему их специфику.

Современное законодательство закрепляет принцип свободы договора. Вместе с тем Гражданский кодекс определяет случаи, когда действие принципа свободы договора исключается.

 

Сфера обязательного заключения договора включает случаи:

публичный договор: ст. 426 ГК обязывает организации-предпринимателей, образованных для взаимоотношений с неограниченным кругом потребителей, заключать договор с каждым, кто к ней обратиться;

● для организации торговых отношений важное значение имеет предусмотренная законом обязанность стороны по предварительному договору заключить по требованию контрагента основной договор (ст. 429 ГК);

государственный заказчик, разместивший принятый организацией-поставщиком заказ, обязан заключить государственный контракт;

коммерческая организация, обладающая монополией на производство отдельных видов продукции, обязана заключить государственный контракт на поставку продукции для федеральных государственных нужд, если размещение заказа не влечет за собой убытков от производства соответствующей продукции (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»);

● организатор торгов обязан заключить договор с лицом, выигравшим торги (ст. 846 ГК);

● имеются и другие случаи, но они не связанны непосредственно с торговым оборотом.

 

Форма торговых договоров

Торговые договоры заключаются:

● в простой письменной форме, несоблюдение которой не влечет недействительности договора. Отрицательным последствием нарушения формы согласно ст. 162 ГК служит лишь недопустимость ссылок на свидетельские показания в случае возникновения спора. Невозможность ссылаться на свидетелей не лишает права ссылаться на документы. Однако получить документы, подтверждающие содержание условий устного договора, нередко оказывается затруднительным. Поэтому споры по устным договора обычно приходится рассматривать как вытекающие из недоговорных обязательств, регулируемых гл. 60 ГК о неосновательном приобретении имущества;

● в простой письменной форме, несоблюдение которой влечет недействительность договора. В такой форме заключаются внешнеторговые сделки (ст. 162), договоры страхования (ст. 940), договоры хранения с условием обязанности хранителя принять вещь (ст. 887), коммерческой концессии (ст. 1028).

 

При этом закон не требует:

● заключения договоров на специальных бланках;

● скрепления подписей печатями.

Использование специальных бланков и скрепление подписей печатями могут предусмотреть в договоре сами стороны.

 

Договор в письменной форме может быть заключен:

● путем составления одного документа;

● путем обмена документами. К письменной форме заключения договора закон приравнивает обмен сообщениями посредством телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющими достоверно установить, что сообщение исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК). Заключение договора путем использования указанных технических средств менее надежно ввиду возможности фальсификаций или отказа недобросовестных лиц от своих отправлений. Поэтому закон требует обеспечения достоверности указания отправителя сообщения и предусматривает как это может делаться (п. 2 ст. 160 ГК).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.009 с.)