Социально-экономическая модель развития СССР в эпоху Н.С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая модель развития СССР в эпоху Н.С.



Положение в сельском хозяйстве оставалось критическим. Коллективизация, война, послевоенная сверхэксплуатация деревни подорвали ее силы. В сентябре 1953 г. состоялся пленум ЦК, принявший меры к развитию сельского хозяйства. Вдвое были снижены налоги на крестьянство, увеличены закупочные цены, введена выдача денег на трудодень. Однако быстрого решения зерновой проблемы эти меры не обещали.

Чтобы в короткий срок нарастить темпы производства зерна, было принято решение об освоении целинных и залежных земель (февральский пленум ЦК 1955 г.). Освоение целины превратилось в широкомасштабную кампанию. Однако на целине через несколько лет началось истощение и эрозия почвы, «черные бури» выдували плодородный верхний слой. В начале 1960-х годов целинная кампания стала сворачиваться.

Хрущев стремился форсировать развитие страны с целью «догнать и перегнать» передовые капиталистические страны. В 1957 г. проводится реформа управления народным хозяйством. Вместо сложившегося десятилетиями централизованного управления через систему отраслевых министерств, вродится территориальное управление через систему советов народного хозяйства — совнархозов.

XXI съезд КПСС (январь—февраль 1959 г.) провозгласил полную и окончательную победу социализма в СССР. Наконец, XXII съезд (октябрь 1961 г.) принял новую Программу КПСС, основные положения которой были несбыточными. Поскольку социализм в СССР был уже «построен», новая программа стала программой строительства коммунизма.

Однако в реальности добиться крупных успехов не удалось. Попытки поддержать деревню привели к тому, что она из источника снабжения государства превратилась в дотационную «яму». Обострилось продовольственное положение. По стране прокатилась волна недовольства. Пиком ее стали события в г. Новочеркасске в 1962 г., где была расстреляна демонстрация рабочих.

58(25)Консервация политической системы во 2-й половине 1960 – начале 1980 гг Выдвинутый Брежневым лозунг «стабильности» означал отказ от всяких попыток радикального обновления общества. В руководстве республик и областей, министерств практически прекратились перемещения. Глубинные причины кризисных явлений продолжали действовать. Выбор дальнейших путей развития страны происходил в условиях противоборства мнений о верхнем эшелоне власти (одни ориентировались на консервацию сложившихся методов руководства, другие предлагали достаточно емкую программу преобразований).В конечном счете, победил умеренно-консервативный путь, который разделял и Брежнев.Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелспин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего — К, У. Черненко.

Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации — отечественной и зарубежной — для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки.

В начале 70-х годов Л. И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культуры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности — советского народа. Однако ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма.

В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами.

На рубеже 60—70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х — начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Отдельные обязанности, выполнявшиеся прежде государственными управленческими структурами, были переданы общественности. К примеру, широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка.

Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения.

Общественные объединения из представителей различных категорий населения действовали при местных Советах. Но социальный состав самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллигенции определялись партийными органами.

Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия. В начале 80-х годов в рядах КПСС насчитывалось 19 млн. человек. КПСС не только вырабатывала генеральную перспективу развития общества, но и претворяла ее в жизнь через партийные и общественные организации на местах. Принципиальные вопросы внешней политики, развития экономики, форм и методов ее управления рассматривались на партийных съездах — XXIV (1970 г.), XXV (1975 г.), XXVI (1980 г.). На съездах принимались планы народнохозяйственного развития (девятой, десятой и одиннадцатой пятилеток). Намечались меры «совершенствования» хозяйственного механизма, которые не устраняли, однако, чрезмерной централизации и командно-приказных методов управления. Увеличилась численность административного аппарата. За два десятилетия количество общесоюзных министерств выросло с 29 до 160. В 1985 г. в них работало около 18 млн. чиновников. Нарастание трудностей и негативных явлений в экономике не осознавалось руководством страны.

Конституция СССР 1977 г. В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. Предварительно проект Основного Закона был опубликован в центральной и местной печати. На предприятиях, в колхозах, в учебных заведениях прошло обсуждение конституционного документа. Широкое, свободное рассмотрение проекта Основного Закона расценивалось как доказательство преимуществ советской демократии перед буржуазной.

В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства — Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов.

Все Советы народных депутатов — Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2).

Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики.ической системы — социалистическая собственность па средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив. Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики.

Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов. Конституция зафиксировала принцип социалистического интернационализма в отношениях Союза ССР с социалистическими странами и государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Сохранялись основные положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве. В одной из глав освещались права и обязанности советских граждан, гарантируемые экономическими, политическими и правовыми средствами.

Диссидентское движение. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало широкое распространение движения диссидентства. На первых порах деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее — на отказ от нес. Наиболее яркими их представителями были историк Рой Медведев, писатель Л. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Так, в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции — художники, писатели, музыканты — обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу. В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции.

Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат»). Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий». В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).

59(26)Поиск путей интенсификации экономики СССР в 1960-1980-е гг. ХХ века Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60—70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству.Пленум ЦК КПСС признал нецелесообразным совмещение обязанностей Первого секретаря ЦК (им стал Л. И. Брежнев) и Председателя совета министров (А. Н. Косыгин). Следующие 20 лет стали периодом наиболее стабильного развития советского общества.
В период с 1964 по 1985 гг. шло быстрое увеличение населения страны. В этих условиях особое значение приобрела социальная политика. Но основные средства в стране шли на проведение экономических реформ, в то время как социальная сфера финансировалась по остаточному принципу:
1) сокращались капиталовложения в текущее строительство;
2) были уменьшены расходы на здравоохранение;
3) обострилась продовольственная проблема (рос импорт продовольствия), что уже в 1970-е гг. стало причиной введения карточной системы распределения; уменьшился прирост реальных доходов на душу населения.
В сфере экономики в 1960— 1980-х гг. в стране начала проводиться одна из самых крупных реформ хозяйственного механизма, подготовленная еще в эпоху Н. С. Хрущева:
1) в сельском хозяйстве списали долги колхозов и совхозов;
2) повысили закупочные цены;
3) установили надбавку за сверхплановую продукцию.
В промышленности главным направлением преобразований было:
1) укрепление хозрасчета;
2) перестройка системы ценообразования;
3) восстановление отраслевого принципа управления;
4) сокращение числа плановых показателей.
Главной целью всех реформ было оздоровление экономики через внедрение в нее механизма внутренней саморегуляции. Главными недостатками реформы были половинчатость и непоследовательность. Сопутствующими негативными процессами реформы были:
1) экстенсивное развитие, предполагавшее расширение производства, что стало затруднительным в связи с исчерпавшимися возможностями главного донора — сельского хозяйства;
2) необходимость наращивания военных потенциалов;
3) покрытие дефицита госбюджета за счет экспорта энергоносителей;
4) неспособность освоить новые технологии НТР;
5) появление теневой экономики и сращивание ее с коррумпированными группами советской номенклатуры.
60(27)Этапы Перестройки и их отличительные черты. “перестройка” как совокупность общественно-полит.процессов в период 1985-1991. Этот истор.период напрямую связан с именем фактич.руководителя страны того вр-ни — Генер.секретаря ЦК КПСС Горбачева, инициировавшего больш., глубо., неоднозн.перемены во вс.сферах жизни сов.общ-ва. Некот.считают началом перестройки март 1985 — дату прихода Горбачёва к власти. Другие – нач.1987, когда на январском пленуме ЦК кпсс Перестройка б/впервые объявлена нов.направлением разв-я гос-ва.
Можно предложить следующую периодизацию перестройки: 1й этап - с апреля 1985 до конца 1986; в2й этап - с января 1987 по апрель 1988; 3й этап - с апреля 1988 по март 1990; 4й этап - с марта 1990 по август 1991. Несмотря на всю условность такой периодизации, она позволяет проследить динамику перестроечного процесса, осн.этапы полит.б-бы, участия в общ-полит.жизни широк.масс народа.
Начало перестройке положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгласивший курс на ускорение соц-экон.разв-я страны, глубо.перемены в жизни общ-ва ч-з совершенствование социализма. Ускорение предполагалось осущ-ть за счет научно-техни. прогресса, перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора», путем повышения труд.и технолог.дисциплины, ответственности кадров. Предпосылки:
1. НТР – переход к постиндустр.общ-ву.
2. 2. треб-ся изменения в эк-ке, умен-ть ВПК.
3. внеш.фактор – целенаправлен.вмеш-во США в эк-ку СССР (прессинг СССР) цены на нефть умен-сь.
4. обветшание, устаривание идеологии.
5. трансформация элиты.
Условно Перестройку можно разделить на три этапа:
1 й этап (март 1985 — январь 1987). Начал.период Перестройки характ-ся признанием отдел.недостатков существовавшей полит-экон.с/с СССР и попытками исправить их неск.круп.кампаниями администр.хар-ра — антиалкогольная кампания, «б-ба с нетрудо.доходами», введение госприемки, демонстрация б-бы с коррупцией. К-л.радикал.шаги в э.т период пока не предпринимались, внешне прак-ки всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 б/произведена замена осн/массы стар/кадров брежн/призыва на новую команду управленцев. Т.обр., начал.этап перестройки м/расценивать как св/рода «затишье перед бурей».
2й этап (январь 1987 — июнь 1989). «Золотой век» Перестройки. Характ-ся началом широкомасштаб.реформ во вс.сферах жизни сов.общ-ва. В обществ.жизни провозглашается пол-ка гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с тем, к-е раньше считались табу. В эк-ке узакон-ся частн.предпринимательство в ф-ме кооперативов, начин-т активно создаваться совмест.предприятия с зарубеж.компаниями. В междунар.политике основ.доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от класс.подхода в дипломатии и улучшение отн-й с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по совет.меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общ.неустойчивость: ухудшается экон.положение, появляются сепарат.настроения на нац.окраинах, вспыхивают 1е межнац.столкновения.
3й этап (июнь 1989 — 1991). Заключ.этап Перестройки, берущий св.начало от I Съезда народных депутатов СССР. В эт.период происходит резк.дестабилизация полит.обстановки в стране: после Съезда начин-ся противостояние коммун.режима с возникшими в итоге демократизации общ-ва новыми полит.силами. Трудности в эк-ке перерастают в полномасштаб.кризис. Достигает апогея хрон.товар. дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 80-90-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтраш.дне и массов.антисовет.настроениями. "Новое мышление" на междунар.арене сводится к бесконеч.одностор.уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает мн.с.позиции и статус сверхдержавы. В России и др.республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.
(Однако, спорным является то, относить ли к Перестройке события, происходившие во внутр.и внеш. политике СССР в 1991, так как по крайней мере достоверно неизвестно, когда в последний раз термин "перестройка" испол-ся в идеолог.политике сов.руководства. Вместе с тем, истор-ки достоверным является то, что в рез-те событий 1991, являющихся если не этапом Перестройки, то уж во всяком случае её прямым логич.продолжением, разрушился её основополагающий объект — СССР. Т.обр., Перестройка, изначально бывшая неким реформированием своего объекта - СССР, в конечном итоге явилась вольной или невольной причиной разрушения эт.св.объекта.)
Фак-ки Перестройка в своем изначальном виде, т.е. как курс на совершенствование социализма, закончилась еще в первой половине 1990 года. Последующие события по сути уже были началом полной смены системы: демонтажа социалистического строя и построения вместо него капитализма по западному образцу.

61(28)Кризис политики Перестройки. (т.е третий этап перестройки.События августа 1991 г. Внутриполитические, национальные и внешнеполитические события к середине 1991 года подошли к критическому рубежу. Главной, опреде-ляющей проблемой было сохранение союзного государства. Центробеж-ные тенденции стали доминирующими. Они усугублялись все большим расколом в отношениях между руководством Союза ССР и Российской Федерации. Два Президента, находящиеся в Москве, открыто выражали неприязнь друг к другу. Без взаимности действовали и государственные органы: Верховные Советы СССР и РСФСР, правительства СССР и Рос-сии. Хотя союзное руководство предпринимало усилия вернуть утрачен-ный авторитет, попытки были малоэффективными. Весной-летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. В результате было достигнуто соглашение "9+1", то есть девяти республик и центра, которое регулировало отношения между сторонами на основе конфедерации. Подписание договора было намечено на 20 августа. Однако в окружении Президента СССР к этому времени сформировалась группа, поставившая своей целью любым способом изменить ситуацию. 18 августа Президент СССР М.С.Горбачев во время своего отпуска был изолирован на даче в Крыму. Вице-президент Г.И.Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. В ночь с 18 на 19 ав-густа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли Г.И.Янаев, председатель правительства В.С.Павлов, министр обороны Д.Т.Язов, председатель КГБ В.А.Крючков, зам. председателя Совета обороны О.Д.Бакланов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель крестьянского Союза СССР В.А.Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий А.И.Тизяков. ГКЧП объявил о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании структур власти, действующих вопреки Конституции СССР 1977 года, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль над средствами информации, ввел войска в Москву. Сопротивление путчистам возглавило руководство России. Утром 19 ав-густа было передано обращение к гражданам России, в котором действия ГКЧП оценивались как правый, реакционный, антиконституционный пе-реворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. Десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого Дома. Путчисты расте-рялись. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день в Крым от-были уполномоченные ею руководители во главе с вице-президентом РСФСР А.В.Руцким и председателем Совета министров И.С.Силаевым, которые освободили М.С.Горбачева. Дальнейшие события развивались стремительно. Члены ГКЧП были аре-стованы как государственные преступники. Президент СССР М.С.Горбачев отмежевался от своих бывших сподвижников. 24 августа М.С.Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секре-таря ЦК КПСС и объявил о самороспуске партии. В этот же день он под-писал указ о ликвидации политорганов и партийных организаций в Воо-руженных Силах. 24 августа Совет министров РСФСР взял на себя полномочия кабинета министров СССР. Одновременно Б.Н.Ельцин подписал указ о запрете дея-тельности КПСС и РКП на территории России. После августовских событий Союз советских республик стал быстро распадаться. 26 августа Украина провозгласила свою независимость и подчинила себе три военных округа: Киевский, Одесский и Прикарпат-ский и Черноморский флот. 2 сентября начал свою работу V внеочередной съезд народных депутатов СССР, который предложил всем желающим республикам подписать договор о Союзе суверенных государств на основе конфедерации. 6 сентября была признана независимость Литвы, Латвии и Эстонии. 9 сентября провозгласила независимость Чеченская республи-ка. В течение сентября-октября о независимости объявили остальные со-юзные республики. В декабре 1991 года в Минске встретились лидеры России, Украи-ны и Белоруссии, которые заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года, о намерении создать Содружество Независимых го-сударств (СНГ). СНГ объединило 11 бывших союзных республик (без Гру-зии и государств Прибалтики). Верховные Советы России, Украины и Бе-лоруссии ратифицировали принятые главами государств соглашения. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев подал в отставку, сложил с себя полномочия Верховного Главнокомандующего. Над Большим Кремлев-ским дворцом был спущен флаг СССР и водружен флаг Российской Феде-рации. Советский Союз прекратил свое существование. Что означали события августа 1991 года для судьбы страны? Во-первых, это был крупный политический кризис., кризис власти. Ру-ководители, занимавшие ведущие государственные посты, выступили против главы государства, предприняли попытку переворота. Во-вторых, основной причиной кризиса явилось противо борство между союзными структурами власти и вышедшими из под контроля респуб-ликами.. прежде всего Российской Федерацией. Результатом явился дальнейший распад союзного государства, ликвидация СССР. В-третьих, в августе 1991 года произошел либерально-де мократический государственный переворот,. который ознаменовался приходом к власти либерально-демократических сил, избравших путь капиталистической ори-ентации. В-четвертых, была ликвидирована уже подорванная партий но-государственная система. на основе руководства коммунистической пар-тии, началось становление новой политической системы по западноевро-пейскому образцу. В-пятых, август 1991 года знаменовал собой начало ново го исторического периода. в жизни страны, перехода от социализма к капитализму, к соз-данию рыночно-капиталистической экономики, соответствующих обще-ственных отношений и политической структуры.

Распад СССР.III Съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. отменил 6-ю статью и избрал Президентом СССР М. С. Горбачева. В 1990 г. демократическое движение расширялось, КПСС утратила авторитет. Миллионы членов вышли из партии, многие перестали платить членские взносы, фактически не работали пионерская и комсомольская организации.Горбачев не оставлял попыток заключить новый союзный договор. В марте 1991 г. в 9 республиках (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Армении и Грузии) прошел референдум по вопросу о сохранении СССР. Свыше трех четвертей голосовавших высказались в пользу сохранения единой страны. В конце апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огарево руководители 9 республик и М. С. Горбачев подписали соглашение о скорейшем заключении нового союзного договора.9 сентября 1991 г. Государственный Совет СССР в составе высших должностных лиц союзных республик официально признал независимость трех прибалтийских государств, которые вскоре были приняты в ООН. Дезинтеграции Союза продолжалась, хотя в октябре — ноябре предпринимались попытки ее затормозить.8 декабря 1991 г. в резиденции «Вискули» в Беловежской пуще руководители Украины, Белоруссии и России заявили о прекращении существования СССР как субъекта международного права. Было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате к нему примкнули пять среднеазиатских государств и Армения. На встрече лидеров в Алма-Ате была принята Декларация об окончательном прекращении существования СССР и урегулировании связанных с этим проблем. До конца 1991 г. к СНГ примкнули Молдова и Азербайджан. 25 декабря Горбачев заявил об уходе с поста Президента СССР и сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего. 26 декабря Совет Республик принял формальную декларацию о прекращении существования СССР.

62(29)Программа реформирования России, предложенная правительством Б.Н. Ельцина – Е.Т. Гайдара в н. 90-х гг. и ее воплощение. Противоречивость политики реформ.1 2 июня 1991 г. всенародным голосованием Б. Н. Ельцина избрали первым Президентом РСФСР. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов России деятельность правительства была оценена резко отрицательно.21 сентября 1993 г. Ельцин подписал Указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Верховный Совет Российской Федерации и Съезд народных депутатов должны были прекратить свою деятельность. Верховный Совет и Конституционный Суд признали действия Президента незаконными. Ельцин был объявлен низложенным, полномочия Президента взял на себя вице-президент А. В. Руцкой. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября Белый дом был окружен и расстрелян из танков. Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, многие сторонники оппозиции и участники защиты Белого дома были арестованы.12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция предоставляла обширные права Президенту, включая право вето.Придя к власти в результате выборов 1996 г., Ельцин по состоянию здоровья фактически не мог управлять страной. Попытки решить проблемы путем кадровых перемен (shpora.su) только дестабилизировали ситуацию. Финансовый кризис августа 1998 г. быстро перерос в общеэкономический и социальный. Началось резкое падение и без того низкого уровня жизни населения.

В октябре 1991 г. Б. Н. Ельцин объявил о начале радикальных экономических реформ, которые должен был проводить новый вице-премьер российского правительства Е. Т. Гайдар. Была провозглашена свобода торговли. В начале 1992 г. правительство Гайдара провело либерализацию цен, которая позволила насытить рынок товарами, но одновременно привела к резкому обнищанию населения. Хотя России и была обещана масштабная внешняя помощь, фактически, она не была получена. В этих условиях макроэкономическая стабилизация провалилась. Приватизация обернулась перераспределением собственности в пользу бывших ответственных работников, использовавших свои должности и связи.

Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет, по существу, отказались поддержать реформы Гайдара. Началось противостояние исполнительной и законодательной власти. Оно усугубилось все возраставшей оппозицией Гайдару со стороны самых разных политических сил — от демократов до коммунистов и националистов.

В 1990-е гг. стремительно возрастал внешний долг. Правительство делало попытки справиться со спадом промышленного производства, ликвидировать бюджетный дефицит, взаимную задолженность предприятий, упорядочить финансовую систему, обеспечить своевременную выплату зарплат, пенсий и пособий населению. Однако достичь серьезных результатов не удалось. Препятствием стала концентрация капитала и важнейших экономических ресурсов государства (прежде всего в топливно-энергетической сфере) в руках крайне ограниченного круга собственников. Возник так называемый олигархический капитализм. Перераспределение национального достояния осуществлялось через залоговые аукционы (1995 г.) и приватизационные сделки (1996—1997 гг.). В апреле 1998 г. В. С. Черномырдина на посту председателя правительства сменяет С. В. Кириенко. При нем разразился острейший финансовый кризис, закончившийся дефолтом в августе 1998 г.

К середине 60-х годов в экономике страны остро ощущалась необходимость реформ. В сентябре 1965 г. было принято решение о начале экономической реформы. Была восстановлена отраслевая система управления промышленностью, перестроен механизм планирования. Суть предполагавшейся реформы состояла в следующем:1) сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия;2) создание на предприятии фондов материального стимулирования;3) введение твердой, независимой от прибыли, платы за используемые предприятиями производственные фонды;4) финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит;5) недопущение изменения планов без согласования с предприятием.Активную роль в ее разработке сыграл А.Н.Косыгин, ставший Председателем Совета Министров СССР. Косыгин по образованию был инженером-текстильщиком. При Сталине он сделал очень быструю карьеру от мастера на фабрике до Председателя Совнаркома Российской Федерации. Он имел огромный опыт хозяйственной работы и определенные взгляды на развитие экономики. Первые шаги реформы 1965 г. вселяли надежды. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших показателей выполненной. Накопленный опыт показал, однако, что реформу надо ставить на новую, более высокую ступень. Но в ходе ее реализации было внесено много исправлений и дополнений, которые практически свели на нет прежние достижения. Главными причинами, приведшими к неуспеху реформы, явилось нежелание большинства лидеров административно-командной экономики отказаться от привычных методов управления. Этому способствовало и свертывание робких преобразований в политической сфере. Сказались и недостатки самой реформы, ее непоследовательность.В начале 70-х свертывание реформы было не так болезненно, как в последующие годы. Освоение западно-сибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт ее за рубеж. Приток «нефтедолларов» позволил оттянуть негативные последствия в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования экономики предпринимались еще не раз, но были безуспешными. Принцип преимущественно директивного управления оставался нетронутым. Проводились лишь частичные перемены или изменения.Важнейшие задачи экономического и социального развития решались практически на экстенсивной основе. Это приводило к искусственному дефициту трудовых ресурсов. Сохранялись прежние основы управления, основанные на определенных показателях, что вынуждало предприятия выполнять планы любой ценой. Это лишало потребителей возможности влиять на производство. Эта система лишала производственников как инициативы, так и ответственности за свой труд, для них главной заботой было выполнение плана. В результате народное хозяйство страны несло большие потери, ежегодно недополучая продукции на многие миллиарды рублей. Нарастал дефицит государственного бюджета, увеличивался внешний финансовый долг. Существующая система отторгала и все начинания, идущие снизу. Не смог прижиться бригадный подряд, в основе которого лежало стремление сознательной части рабочих по-хозяйски распорядиться имеющимися ресурсами, установить справедливость в оплате труда, отойти от уравниловки и получить долю самостоятельности. Не получил распространения и щекинский эксперимент, проходивший под девизом: «Меньше работников – больше продукции». Производственная бюрократия предпринимала все возможное для провала экономических новаций.Такая же судьба ожидала и все постановления и решения, принимаемые руководством страны одно за другим. Они не выполнялись и не давали ощутимых результатов. Все это свидетельствовало о кризисе командно-административной системы.В этих условиях не дали эффекта и меры советского рук



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.021 с.)