Деятельность народнических организаций “Земля и воля”, “Народная воля”, “Черный пере-дел”. Проблема революционного террора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность народнических организаций “Земля и воля”, “Народная воля”, “Черный пере-дел”. Проблема революционного террора.



Деятельность организации «Земля и воля» Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873-75 гг.

«Земля и воля» защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль.Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале.поставила издание и распространение революционной литературы, вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79 гг.«Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своём существовании.В «Земле и воле» постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок «Земли и воли»».Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества -- «деревенщиками» и «политиками» -- с защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов, потребовали созыва в июне 1879 году Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками.В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.

3.1 Народническая организация «Народная воля»Учредителями «Народной воли» были профессиональные революционеры -- сторонники политической борьбы с самодержавием. Они создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил Исполнительный комитет.Программа «Народной воли» содержала требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, свободы слова, совести, печати, сходок; общинного самоуправления, замены постоянной армии народным ополчением, передачи земли народу, предоставления угнетённым народам права самоопределения.Люди верили в возможность для России, минуя капитализм, прийти к социализму через крестьянскую революцию. Большинство их верило в возможность непосредственно слить политические и социалистические перевороты.Другие разделяли политический и социальный переворот во времени.«Народная воля» проводила революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Газеты «Народная воля», «Рабочая газета» стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры развернули под девизом «Теперь или никогда!». В подготовке восстания, а также в его осуществлении «Народная воля» главная роль отводила революционному меньшинству, т. е. своей организации. Народные массы должны были играть вспомогательную роль. В этом сказался бланкистский характер программы «Народной воли», понимавшей политическую борьбу как заговор.С развитием и обострением политической борьбы всё большее значение приобретал террор. «Народная воля» подготовила 7 покушений на Александра II. Особое место в народовольческом движении занимает «Террористическая фракция «Народной воли» А.И.Ульянова, стремившаяся внести в программу «Народной воли» отдельные марксистские положения.Деятельность «Народной воли» стала одним из самых важных элементов революционной ситуации 1879-80 гг.

3.2 Народническая организация «Черный передел»«Чёрный передел» возникла в августе - сентябре 1879, ее название связано с распространённым среди крестьян слухом о близком всеобщем («чёрном») переделе земли.Взгляды чернопередельцев претерпели значительную эволюцию. Так, в начале ими отрицалась необходимость завоевания политической свободы, придерживались принципов свободного общинного самоуправления и возлагали основную задачу революционных действий на крестьянство. Отрицая принципиально террористические акты, чернопередельцы иногда признавали необходимость применения террора. Постепенно их мировоззрение менялось.Признавалась необходимость политической борьбы и конституционного переустройства общества.Практическая деятельность «Чёрного передела», вопреки программным установкам, протекала в основном среди рабочих. Члены организации придавали большое значение армии и начали искать пути пропаганды в солдатской среде, но создать свою организацию в армии им не удалось.Аресты 1880-81 гг. ослабили организацию. После событий 1 марта 1881 г. многие члены «Черного передела» перешли на народовольческие позиции, часть вошла впоследствии в социал-демократическую партию. К концу 1881 «Черный передел» как организация перестал существовать, однако отдельные чернопередельческие кружки действовали вплоть до 2-й половины 1880-х гг.Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков.Проблемы революционного террора.Террор отличался не только большей массовостью, но и неразборчивостью в выборе жертв: мишенью мог стать любой служащий, каким-либо образом связанный с правительственными структурами, любой человек в униформе. В террористическую деятельность были вовлечены тысячи лиц, выходцев из различных социальных слоев общества, представителей многих национальностей, разных возрастных групп, мужчин и женщин. О преобладании среди них выходцев из интеллигенции свидетельствует социальная принадлежность террористов.Женщины вызывали меньшее подозрение у полицейско-сыскных органов, поэтому руководство террористических организаций стремилось вербовать их и привлекать к участию в ответственных терактах. Такой же, примерно, удельный вес они составляли в боевых группах анархистов. «Еврей легко становится революционером и социалистом», – писал Н.А. Бердяев. Активность евреев в революционном движении, в том числе и в террористической деятельности, связана с еврейскими погромами, с дискриминационной политикой правительства в отношении них, с антисемитскими настроениями в стране. Видимо, какая-то часть из них была заражена сионистскими идеями об избранности и особой миссии еврейской нации. В книге «Двести лет вместе» А. Солженицын написанно, что свобода не добровольно дана, а вырвана у правительства евреями… открыто говорили русским: теперь мы будем управлять вами, и также: мы дали вам Бога, дадим и царя».Особенностью политического терроризма в России была высокая степень его организации. Если в других странах в этот период он был делом одиночек и выражался преимущественно в стихийных выступлениях, то в России террористы, как правило, были организованы, их действия планировались и направлялись партиями, тайными обществами, кружками, боевыми отрядами и группами. «Народная воля» и боевая организация эсеров по дисциплине, отработанной системе конспирации, технической оснащенности и эффективности не имели себе равных в мировой практике. Руководящие органы террористических организаций намечали объекты покушений, выделяли исполнителей, решали вопросы финансирования и вооружения, содержали типографии, конспиративные квартиры, мастерские по изготовлению оружия и боеприпасов, фальшивых документов. Указанные особенности делали политический терроризм в России опасным для общества, требовали напряженной, длительной, бескомпромиссной борьбы и немалых жертв для его сдерживания и преодоления.

 

43. Социально-экономическое и политическое развитие Россия в начале ХХ в. Реформы С. Ю. Витте (Можаева К атя)1. Социально-экономическое и политическое развитие Россия в начале ХХ в. К началу ХХ века Россия подошла с массой нерешенных проблем. Эти проблемы во многом порождались неоконченностью реформ, начатых императором Александром II. С одной стороны Россия активно капитализировалась, но с другой стороны, дворянство пыталось сохранить старые порядки и свои привилегии. 1)Социальная структура общества. - дворянство имело более широкие возможности к капитализации, чем другие сословия, но их использовало слабо - рост бюджетных доходов опирается на увеличение сбора косвенных налогов в основном с сельского хозяйства- большинство населения проживает в деревне- экономически развитые районы стремятся освободиться от мелочного контроля из Петербурга, поэтому все сильнее возникает идея перехода к федеральному устройству- в ответ правительство берет курс на создание культурного и национального единства империи. В национальных окраинах проводится политика русификации: Финляндия лишается своей автономии, Польша – конституции, запрещается преподавание на национальных языках, ограничиваются права национальных меньшинств- сохраняется деление на сословия, хотя сословные границы становятся все более и более расплывчатыми - около 40% дворян относится к мелкопоместным и стремительно разоряются. Для выжигания они становятся мелкими чиновниками- к крупнопоместным дворянам относится около 6% дворян. Такое расслоение способствовало вовлечению дворянства в революционную работу.

2)Промышленность. В 90-х годах XIX века в России начался промышленный подъем после экономического спада 80-х годов. Этот подъем продолжается до 1900 года, после которого опять Россия вступила в полосу упадка. Новый подъем экономики начался в 1908 году и достиг своего пика в 1913 году.В Баку с 90-х годов XIX века начинают добывать нефть, на Донбассе – уголь и руду. Резко увеличивается производство металла, развивается железнодорожный транспорт, легкая промышленность и машиностроение.Мануфактуры быстро перерождаются в фабрики и заводы, которые применяют паровые и электрические двигатели, достигают высокого уровня разделения труда на отдельные операции. Главным потребителем промышленных товаров остается государство, которое путем проведения протекционистской политики стремиться защитить промышленность от иностранной конкуренции. При помощи государства возникают монополии крупных предприятий, которые контролируют рынок сбыта. Монополии представлены картелями и синдикатами.Картель – монополистический союз производителей. Каждый производитель самостоятельно организует закупку сырья и сбыт товаров, но цены устанавливаются согласно договоренности с другими производителями.Синдикат – коммерческий союз под началом единого центра. Закупка сырья и сбыт товаров производится через единую контору, а процесс производства каждый предприниматель организует самостоятельно.В Российскую промышленность активно привлекается иностранный капитал.

3)Сельское хозяйство.- в деревне продолжает сохраняться община- некоторые помещики перестраивают свое хозяйство на капиталистические методы, но большинство помещиков продолжают жить за счет выкупных платежей и продажи земли.- в крестьянской общине начинается процесс имущественного расслоения на зажиточных (кулаков), середняков и бедноту.

2. Реформы С. Ю. Витте 1) Реформы в налоговой системе.К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги: поземельный налог, налог с недвижимости, налог на денежные капиталы, квартирный налог, промысловый налог.Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар.

2) Введение винной монополии. По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Основная суть питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство.

3)Реформы в железнодорожном хозяйстве. Ещё в 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при Витте – выкуп убыточных железных дорог государством. Большинство железных дорог строились государством. Позволялось также строить железные дороги и акционерным обществом, но государство больше не давало им никаких гарантий и не оказывало поддержки. Мало того, Витте много внимания уделял национализации железных дорог. За 90-е годы по официальной статистике было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий (это были такие магистрали как Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская. Самой протяжённое из них являлась Транссибирская магистраль) Интенсивное железнодорожное строительство способствовало экономическому развитию России. В экономическую жизнь стран были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Развитая транспортная система развития оказала неоценимое содействие развитию тяжёлой промышленности России.

4)Денежная реформа.Подготовка реформы началась в 1880-х гг. и была вызвана неустойчивостью денежной системы. Министр финансов С. Ю. Витте в феврале 1895 представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, принятый во Франции.Законом от 8 мая 1895 было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету.29 августа 1897 года был издан указ об эмиссионных операциях Госбанка, получившего право выпуска банкнот, обеспеченных золотом. Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.Реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов.

5) Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики.Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте смог глубже осознать значение крестьянского вопроса и возможности его решения. По принятому на его заседании решению, царь утвердил сеть созданных при нем губернских и уездных комитетов. Всего было создано 82 губернских и областных комитета и 536 уездных и окружных комитетов, в которые вошли около 12 тыс. человек.Главное препятствие подобным преобразованиям заключалось в сохранении общины. Он утверждал, что суть крестьянского вопроса именно в замене общинной собственности на землю индивидуальной, а не в недостатке земли, а стало быть и не в том, чтобы провести принудительное отчуждение помещичьих владений.

6) Реформы в промышленности.Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. Правительством был издан ряд законов, регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, и создан орган по контролю за соблюдением этих законов – фабричная инспекция. При Витте последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее компетенцию входил также контроль за техническим состоянием предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами ссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованием кредитов. При самом активном участии Витте были разработаны и приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 года), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 года), о введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 года), которые при всей их ограниченности были все же шагом вперед в разработке рабочего законодательства. Таким образом Витте, рассчитывал установить полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.012 с.)