Вопрос 20. Внешняя политика России в 18 веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 20. Внешняя политика России в 18 веке.



В ХVIII в. значение серьезного международного фактора приобретает наследница Московского государства – молодая Российская империя. В предшествующее столетие страна была разорена и ослаблена польско-шведской интервенцией и внутренним социальным кризисом начала ХVII в., поэтому долгое время вынуждена была мириться со значительными территориальными потерями. В этих условиях на первый план в области внешней политики выступали задачи обеспечения безопасности от нашествия врагов и скорейшего восстановления государственности. Определились три главных направления внешней политики: южное, западное и северо-западное (балтийское).

На юге внешняя политика была направлена на обеспечение безопасности границ русских земель от набегов вассала Османской империи – Крымского ханства.

На западе Россия пыталась ослабить Речь Посполитую и вернуть захваченные ею земли, используя как дипломатические, так и военные возможности.

Определенные успехи в решении этих задач, достигнутые в ХVII в. Россией, создавали предпосылки для перехода к активным действиям на северо-западном направлении, связанном с борьбой за возвращение утраченных по Кардисскому миру (июнь 1661 г.) земель, с обеспечением выхода к Балтийскому морю. Борьба за выход к морю в условиях, когда громадная территория русского государства была фактически лишена удобных морских путей, приобретала первостепенное значение для судьбы России. Это была борьба с экономической изоляцией, от ее успеха зависело преодоление экономической отсталости, сказывавшейся во всех отраслях хозяйства.

Означенные задачи являлись с ХVI в. традиционными во внешнеполитическом курсе Российского государства и были унаследованы внешней политикой ХVIII столетия.

Внешняя политика правительства Петра определялась интересами господствующего класса помещиков, а также торговой буржуазии.

Завоевание выходов к незамерзающим морям обеспечивало развитие внешней торговли, а, следовательно, увеличение доходов помещиков и купцов. Присоединение новых территорий на юге, в Причерноморье и Прикаспии, с их плодородными землями и придворными богатствами создавало возможности для расширения дворянского землевладения и обеспечения мануфактурной промышленности ценными видами сырья (железной рудой, шерстью, красками и т. д.).

Самой актуальной внешнеполитической задачей Пётр считал приобретение выхода к Балтийскому морю, соединявшему Россию с наиболее развитыми странами Западной Европы. Установление регулярных торговых и культурных связей с передовыми странами Европы являлось одним из важных условий дальнейшего подъёма экономики и культуры отсталой России. Однако существование этой политики наталкивалось на огромные трудности. Пользуясь своим экономическим превосходством и извлекая огромные прибыли из неравноправной торговли с Россией, великие державы Европы стремились не допустить её к морским путям сообщения: в превращении России в морскую державу они видели угрозу своим экономическим и политическим интересам. В годы Северной войны(1700-1721) западная дипломатия оказывала активную поддержку Швеции и Турции. Это явилось одной из причин, затянувших войну на многие годы.

После завершения Северной войны правительство Петра активизировало свою внешнюю политику на юге и востоке. Были предприняты меры для усиления связей с народами Средней Азии и Китаем. В результате «Персидского похода» 1722-1723 г. Россия приобрела земли в Прикаспии и усилила свое влияние на Кавказе. Осуществление задач внешней политики способствовало увеличению могущества России и превращение ее в одну из великих держав Европы.

 

Вопрос 21.Культура. После возвращения из первого заграничного путешествия Петр провел реформу летосчисления и календаря. Главное внимание уделялось созданию школ и школьному образованию в целях подготовки офицерских кадров для армии и флота. В 1699 г. была основана Пушкарская школа. Острая нужда в технической интеллигенции заставила сравнительно широко открыть двери школ для лиц недворянского происхождения. Для учащихся печатались учебники. В первой четверти 18 в на новую ступень было поднято издательское дело. На мануфактурах первой четверти 18 в. широкое распространение получила новая техника. На строительство заводов, верфей, каналов и портов господствовал ручной труд, но уже находили применение гидравлические и подъёмные машины, блоковые устройства и т. д. Изменилась и роль церкви в системе просвещения в стране. Образования, основанного на знании Священного Писания, оказалось недостаточно в новых условиях. Царь нуждался в квалифицированных специалистах. Эта задача решалась сразу несколькими способами. Из-за границы на русскую службу приглашались иностранные ученые, инженеры, мастера и др. Русские волонтеры отправлялись для обучения за границу. В России открывались цифирные и навигацкие школы. Издавались как переводные, так и написанные в России учебники. Правда, попытки подготовить отечественные кадры оказались малорезультативными.

Доказательством тому может служить факт отсутствия в Российской Академии наук русских ученых. В результате церковной реформы и преобразований в

лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течение двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

“Наказ” состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье “О духе законов”; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа “О преступлениях и наказаниях”. Тем не менее “Наказ” является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского “просвещенного абсолютизма”.

“Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, “чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: “Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить”. На этом основании она предписывала: “Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала “право все то делать, что законы позволяют”. Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти “посредующие власти” относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: “Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать”.

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: “Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”. Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.

И все же Екатерина видела в крепостном праве “несносное и жестокое иго”, “человеческому роду нестерпимое положение”, чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и “генеральное освобождение” она считала несвоевременным и опасным, а для “приготовления умов” к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

В духе “Наказа” проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. “Наказ” был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: “Ответствую: на Великая - о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание”. Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её “Великой”.

Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

было зафиксировано увеличение наемных работников (по сравнению с периодом 1745-1752 г.г.) более чем в 2 раза. Говоря о политической жизни страны, можно отметить, что основной тенденцией развития является дальнейшая концентрация и бюрократизация власти. Изменяется роль Сената. При Екатерине созданный ей Верховный тайный совет фактически руководил деятельностью Сената. Считалось, что это более гибкий орган управления, “чисто абсолютистский”; таким образом, возникает особый, независимый от других учреждений, центр управления при монархе, имевший реальную власть. Его создание отвечало задаче сосредоточения власти в руках абсолютного монарха. Однако затем при правлении Анны последовало упразднение совета и восстановлении Правительствующего Сената на том же уровне, что и при Петре Великом. Однако созданный при императрице кабинет, по сути, являлся преемником Верховного тайного совета. В ведомство Сената были переданы Коллегия экономии (в дальнейшем при правлении Елизаветы она была возвращена назад), приказы Дворцовый и Казенный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.014 с.)