Становление и основные этапы развития графического дизайна в контексте истории проектной культуры. Важнейшие направления, школы, имена и тенденции в графическом дизайне. Эволюция профессии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и основные этапы развития графического дизайна в контексте истории проектной культуры. Важнейшие направления, школы, имена и тенденции в графическом дизайне. Эволюция профессии.



Графический дизайн можно классифицировать по категориям решаемых задач:

· Типографика, каллиграфия, шрифты, книжное оформление

· Фирменный стиль, в том числе фирменные знаки, логотипы, бренд-буки

· Визуальные коммуникации, в том числе системы ориентации

· Плакатная продукция, в том числе рекламные плакаты

· Визуальные решения для упаковок продукции, в том числе кондитерской и пищевой

· веб-дизайн

· Визуальный стиль телевизионных передач и других продуктов СМИ

Важнейшие школы графического дизайна:

Русский конструктивизм (1920-е годы),

американская рекламная графика (1930—1950-е годы),

швейцарская школа типографики и графики (1950—1970-е годы),

польская школа плаката (1950—1970-е годы),

японская школа плаката (1960—1980-е годы).

К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также английская, голландская, французская, немецкая, финская.

Графический дизайн - связь изображения и слова (с типографикой), у них практически общая история.

На протяжении 1910-х изобразительные искусства, особенно в Европе, оставались все еще наиболее определяющим фактором в дизайне.

Модерн – влиятельный стиль. Э кспрессия органических форм. Оказало большое влияние на книжный дизайн и рекламу, становление графического дизайна. Контрастное сочетание растительного орнамента и декоративно-силуэтных иллюстраций во многом определяло специфику облика книжной полосы в изданиях тех лет.

Модерн доминирует в массовом коммерческом графическом дизайне до 1960-х, пока не вытесняется рафинированным и функциональным швейцарским стилем, более отвечающим запросам нового времени.

Конструктивизм:

Советский авангардистский стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, (1920 - нач. 1930 гг.). Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства.

Исходные позиции конструктивизма:

-конструктивизм вырастает из художественных поисков 1910 – 1920-х годов, включая и беспредметное абстрактно-геометрическое творчество;

-конструктивизм отличается от стилей прошлого тем, что он не является стилизацией и не имеет «декора»;

-форма вещи рождается исходя из целесообразного использования материала и её назначения;

-цель конструктивизма – организация жизни или «коммунистическое выражение материальных сооружений».

Имена: Эль Лисицкий, В.Татлин, А.Родченко, Л.Попова, В.Степанова, братья Стенберги, братья Веснины, Гинзбург, А.С. Никольский и др.

Приверженцы конструктивизма выдвинули задачу "конструирования" окружающей природы, активно направлять жизненные процессы, пытались осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций. Помимо этого, осмысливали и рассматривали эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Л. М. Лисицкого и др.).

Лисицкий Эль - яркая фигура в искусстве XX века, проявившая себя в широком диапазоне (живопись, архитектура, полиграфическое искусство, плакат, мебель). Максимально используя выразительные средства современной полиграфической индустрии и фототехники, Л. совершил настоящую революцию в книжном и журнальном деле.

Родченко Александр Михайлович - живописец, график, автор рисунков для текстиля и фарфора, театральный художник, фотомастер, дизайнер, педагог и т.д. Мастер фотомонтажа при создании плакатов, обложек и пр. Сочетание рисунка с фото - типично для его полиграфических работ. На протяжении трех лет Родченко сотрудничал с B. Маяковским в рекламной графике. (ими были выполнены сотни плакатов, а также вывески, проспекты, этикетки, вкладные листовки, фабричные знаки).

Швейцарский стиль:

Лидер мирового графического дизайна в 50-е. «Швейцарский Международный стиль».

Зарождение в 30-40 гг. расцвет в 50-е с эпохой потребления, царствование в 60-х и 70-х.

Понятия: Швейцарский абзац (отступа нет, отделение абзацев пустой строкой), флаговый набор, четкое обозначение главного и второстепенного, экономия места приводит к плотному набору, создающему ту или иную насыщенность серого тона на полосе, модульные сетки. Все прямо, перпендикулярно, в крайнем случае угол 45 градусов.

Восходит к идеям конструктивизма – функционализм и рациональность до предела.

Швейцария аккумулировала лучшие достижения модернистского дизайна.

Лидеры: Я. Чихольд (в 1946 г. предает принципы Новой Типографики); Г.Цапф (Германия), Макс Билл, Йозеф Мюллер-Брокман, Поль Реннерс, Ханс Нойбург, Эмиль Рудер, Адриан Фрутигер, Армин Хофман, Карло Виварели, Карл Герстнер, Рихард П. Лозе.

В России В.Фаворский.

Работали в книжной графике, в плакате, шрифты.

В послевоенные годы Америка пожинает плоды эмиграции представителей творческих профессий из Европы. Расцвет графического дизайна, бизнеса и массовой культуры.

Переезжают:

В.Гроппиус – преподает архитектуру в Гарварде

Мохой-Надь – основал художественный институт в Чикаго

Герберт Байер – архитектура графика в Колорадо

Йозеф Альберс – основал факультет граф-дизайна в Йеле.

В Америке в этот период (50-60-е) – Поль Ренд (дизайн фирменного стиля для IBM), Уильям Голден (дизайн для CBS).

Развивался в тесной связи с корпоративной айдентикой, связь дизайна и рекламы.

Получил развитие при поддержке корпораций США. Нужен был универсальный строгий стиль для корпораций, понятный в бизнес-сообществе. Швейцарский стиль идеально подошел и широко распространился.

Окончательное торжество визуально-коммуникативной парадигмы.

Швейцарская стиль становится рациональным инструментом продажи, постепенно начинает ассоциироваться с холодной, сухой информацией, с бледным, строгим, функциональным дизайном.

Возникает потребность в более эмоциональном, свободном творчестве.

Швейцарский панк (1960-е) и «Новая волна» 1970-х:

Господство Швейцарского стиля не могло быть вечным и в той же Швейцарии появляются ростки нового течения – Швейцарский панк.

Способствовала технология фотонабора.

Представители: Карл Герстнер, Вольфганг Вейнгарт, Макс Шмид, Герберт Люпин.

Вольфганг Вейнгарт (дизайнер-самоучка) - создатель нового типографического жанра.

Типографику считал искусством, тяготел к эксперименту.

Изучал основные типографические соотношения и размеры диапазона удобочитаемости. Изменял интерлиньяж, неравномерная разрядка в словах, растягивал слова и строки, текст приближался к пределу разборчивости. Деформация сетки и ее полностью измененные элементы, блочные заливки, не закономерное расположение текста.

Серии плакатов в новом стиле.

Желание экспериментировать, нарушая неустановленные правила, привело к появлению теории "управляемого хаоса", ее повсеместное распространение, тесная связь с идеями Швейцарского панка получило название «Новая волна».

Представители: Девид Карсон, Невилл Броуди, Пола Шер и т.д.

Параллельно расцвет американского экспрессионизма в 1970−80 гг. Г.Любалин (мастер логотипа), Э.Пеколик, М.Виньелли и др. внесли в графическую структуру игровое начало, фигуративная типографика, в которой буква может оказаться изображением предмета, а изображение — буквой. Внесение сюрреалистических образов.

В 60-е гг. в Америке стремительно развиваются промышленность, торговля, средства массмедиа, сферы туризма, досуга и спорта, новые технологии, обслуживающие быт. Тема серийности, массовости и потребления становится темой искусства поп-арта. Символом современности стала реклама и ее растиражированные образы становятся ключевыми в работах художников.

Здесь – Энди Уорхол.

Польская школа плаката (50-70-е гг.)

Тенденция в искусстве плаката в Польше, (с конца 1940-х годов до конца 1980-х гг.). Характерной чертой польской школы плаката являлось не подчинение одновременно как доктрине социалистического реализма, так и коммерческим требованиям, применение упрощённых графических форм, краткость и выразительность, новаторское шрифтовое оформление.

Генрих Томашевский – пионер польской школы. Его плакаты стали переломом в эстетике плаката. Вместо традиционных фотомонтажей кадров из фильма, Томашевский предложил экспрессивные, почти брутальные картины с чёткой типографикой. Успех этих плакатов стал началом польской школы плаката, которая на целые десятилетия задала высокий уровень этого искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.207 (0.011 с.)