Основные тенденции социально-экономического и политического развития США в 1950-1970-е гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции социально-экономического и политического развития США в 1950-1970-е гг.



К началу 60-х гг. США оказались перед необходимостью срочного решения чрезвычайно важных проблем. Система социальной защиты населения, основы который были заложены в период «нового курса» Ф.Рузвельта, оставалась еще совершенно недостаточной. Она не включала массы социальных низов общества, а т.к среди этих низов было особенно много представителей расово-этнических меньшинств, то ликвидация всех форм расовой дискриминации становилась одной из главных проблем. Для решения этих сложных задач нужны были огромные средства. Они могли быть получены только за счет повышения уровня экономического развития страны. Научно-техническая революция, признаки которой появились в 50-х гг., создавала материальные предпосылки для повышения темпов экономического роста. Однако чтобы превратить эти возможности в действительность и создать финансовые ресурсы для осуществления глобальных внешнеполитических задач в условиях противостояния с СССР, надо было добиться активизации функций гос-ва и превращения гос-венного регулирования в постоянный фактор жизни американского общества. Все эти проблемы оказались в центре внимания в ходе избирательной кампании 1960г. Демократическая партия и ее кандидат на пост президента, сенатор от штата Массачусетс Джон Кеннеди развернули активную пропагандистскую кампанию под лозунгом «новых рубежей». На первый план они выдвинули тезис о необходимости гос-венного стимулирования экономического роста для увеличения темпов развития экономики и создания условий для проведения обширной программы социальных реформ. Большое место в предвыборной кампании кандидата демократов заняли вопросы внешней политики. Подвергая критике пассивность внешнеполитического курса республиканской администрации, Кеннеди призывал его к решительной активизации, к укреплению мирового лидерства США и быстрому наращиванию ядерно-ракетного потенциала. Кандидатом Республиканской партии стал вице-президент Ричард Никсон. Предвыборная платформа республиканцев предусматривала активизацию социально-экономической деятельности гос-ва, хотя и отводила ведущую роль в этой сфере частному капиталу. Однако эффективность кампании Никсона снижалась тем, что, занимая пост вице-президента, он нес ответственность за политический курс правительства Эйзенхауэра. Это помогло демократам повернуть в свою пользу ход событий. Дж.Кеннеди нанес поражение Р.Никсону, а демократическая партия сохранила прочное большинство в обеих палатах конгресса. В основу социально-экономической политики правительства Кеннеди была положена кейнсианская идея использования бюджетного дефицита с целью стимулирования эффективного спроса как средства поддержания стабильных темпов экономического роста. В 1961-1962гг. правительство Кеннеди пыталось добиться этих целей путем увеличения гос-венных расходов и проведения ряда мер в социальной области, рассчитанных на повышение платежеспособного спроса населения. В марте 1961г. был продлен на 3 месяца срок выплаты пособий по безработице, минимум заработной платы увеличивался с 1 до 1,25 долл. в час. В 1962г. конгресс принял закон, поставивший перед гос-вом задачу подготовки и переквалификации рабочей силы. Однако, как только экономика начала выходить из кризиса, сопротивление консервативных сил резко возросло и политический курс Кеннеди стал подвергаться резкой критике за финансовую безответственность и за создание крупного бюджетного дефицита. Позиция консерваторов стала еще более непримиримой после того, как в апреле 1962г. возник конфликт между Белым домом и сталелитейными компаниями, оказавшими сопротивление попыткам правительства добиться стабилизации цен. В обстановке значительного ухудшения отношений между Белым домом и верхушкой крупного бизнеса в 1962г. началась постепенная переориентация политики правительства Кеннеди с курса на увеличение федеральных расходов на налоговые методы стимулирования экономики. Администрация демократов предоставила крупному капиталу важные налоговые льготы в целях поощрения частных капиталовложений. В конгресс был внесен билль о налоговой реформе, который предусматривал значительное снижение ставок подоходного налога и налога на прибыли корпорации. С еще более ожесточенным сопротивлением встретилось правительство Кеннеди, когда оно попыталось дать позитивный ответ на новую волну негритянского движения, развернувшуюся в начале 60-х гг. Этот новый этап борьбы был связан с крупными изменениями в социальной структуре черных американцев, вызванными научно-технической революцией. Процесс индустриализации Юга и распад плантационной системы стали причинами массового переселения негров из сельских районов Юга в города Севера. Это означало, что негритянская проблема в США окончательно превратилась в первостепенную общенациональную проблему. Руководящую роль в борьбе черного населения играла Конференция христианского руководства во главе с Мартином Лютером Кингом, созданная в 1958г. В начале 60-х гг. ее действия были подхвачены молодежными группами негритянского населения Юга. В 1960г. студенты г.Гринсборо(С.Каролина) устроили серию демонстраций вследствие того, что их отказывались обслуживать в ресторанах, столовых и кафе. В 1962-1963гг. в штатах глубокого Юга было проведено много массовых походов и демонстраций против расовой дискриминации, получивших название «рейдов свободы». Они носили исключительно мирный характер, но южные расисты ответили на них волной массовых арестов, избиений и убийств участников движения. Весной 1963г. разгон негритянских демонстраций в Бирмингеме проводился с такой жестокостью, что по приказу президента Кеннеди с целью защиты негритянского населения туда были направлены солдаты регулярной армии. События в Бирмингеме всколыхнули всю страну. 28 августа 1963г. в Вашингтоне, у мемориала Линкольна, состоялся грандиозный митинг, в котором участвовало 250 тыс.человек. В этих событиях проявилось возросшее единство черных и белых американцев, которое было непременным условием успеха борьбы за свободу и равные гражданские права негров. Бурный подъем движения за равноправие черных американцев заставил правительство Кеннеди принять меры по этому вопросу. В июне 1963г. оно внесло в конгресс свой первый билль о гражданских правах. Он предусматривал запрещение сегрегации черных американцев в местах общественного пользования и давал федеральным властям право отказывать в субсидировании местных программ тем штатам, где сохранялась расовая сегрегация. Однако правительственный билль был встречен взрывом ярости южных расистов, по Югу вновь прокатилась волна антинегритянского террора. Консервативная коалиция в конгрессе стала в непримиримую оппозицию и попыткам либералов добиться предоставления равных гражданских прав черному населению. В начале 60-х гг. во внешней политике администрации демократов проявились весьма противоречивые тенденции. Главные усилия США были по-прежнему направлены на противостояние СССР. Основной ареной этого противостояния в 1961-1962гг. стала Куба. В апреле 1961г. на американских кораблях и под прикрытием американской авиации на кубинской территории был высажен военный десант кубинских эмигрантов. После провала этой попытки вооруженной интервенции США продолжали враждебную политику по отношению к кубинской революции. Это толкнуло правительство СССР на рискованный шаг: в сентябре 1962г. оно начало размещать на Кубе ядерные ракеты средней дальности. В ответ правительство Кеннеди 22 октября 1962г. объявило военно-морскую блокаду Кубы. В течение нескольких дней существовала реальная угроза мировой ядерной войны, но только благодаря взаимной сдержанности руководителей двух великих держав удалось достичь компромисса. СССР согласился вывезти с Кубы ядерные ракеты, а США дали заверение в том, что не будут предпринимать попытки вторжения на Кубу. 5 августа 1962г. между СССР, США и Великобританией был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Позитивные сдвиги во внешней политике администрации Кеннеди были поддержаны большинством населения страны, но значительная часть высшего военного командования и представители наиболее консервативных групп решительно осудили новые инициативы правительства Кеннеди. Они обвиняли его в ослаблении военного потенциала США и предательстве национальных интересов страны. Наиболее непримиримо были настроены южане-диксикраты. Все это создавало такую обстановку в стране, когда стали возможны попытки физического устранения политических противников в высших эшелонах власти. Жертвой такой попытки оказался Кеннеди. Во время поездки в Техас в преддверии избирательной кампании 22 ноября 1963г., когда президент проезжал в открытой машине по улицам Далласа, он был смертельно ранен. Убийство Дж.Кеннеди и вступление вице-президента Линдона Джонсона на пост главы Белого дома не изменили курса внутренней политики демократов. Напротив, к началу избирательной кампании их положение укрепилось. После преодоления экономического спада 1960-1961гг. в стране начался промышленный подъем. В такой обстановке правительство Джонсона приступило к разработке широкой программы социальных реформ, целью которых было искоренение бедности и создание в стране великого общества. Однако столь решительное продвижение демократов вызвало крайне негативную реакцию республиканской партии. Оно категорически отвергло идею сильного расширения функций гос-ва. Более того, значительная часть республиканских лидеров в сер.60-х гг. вообще отказалась от усвоенной ими в 50-х гг. умеренно-консервативной платформы, возвратившись на прежние реакционно-индивидуалистические позиции марксистского толка. Кандидатом республиканцев на пост президента США в 1964г. был выдвинут лидер правого крыла партии, сенатор от штата Аризона Барри Голдуотер. Предвыборная кампания республиканской партии основывалась на принципах твердого индивидуализма. Она предусматривала резкое сокращение социальных программ, отказ от запрещения расовой дискриминации. Внешнеполитическая программа Голдуотера была проникнута яростной ненавистью к СССР. Выборы 1964г. окончилист крупным провалом республиканцев. На стороне демократов выступили и основные группы крупного бизнеса. Первые годы деятельности правительства Линдона Джонсона ознаменовались крупными сдвигами в социальной политике гос-ва. В августе 1964г. был принят закон об экономических возможностях, который предусматривал ряд мер помощи низкодоходным группам населения. Широкое распространение получили 2 программы помощи нуждающимся: программа продовольственных талонов и программа помощи малоимущим семьям с малолетними детьми. Существенный шаг был сделан и в сфере трудового законодательства: минимум заработной платы был увеличен до 1,68 долл. в час, а в сферу его действия были впервые включены крупные предприятия розничной торговли и сферы услуг. Правительство Джонсона также продолжало использовать налоговые методы стимулирования экономики. Этой цели служил закон о налоговой реформе, принятый конгрессом в феврале 1964г.(после смерти Кеннеди). Налоговый акт 1964г. сократил налоги на прибыли корпораций и значительно снизил ставки подоходного налога. В июле 1964г. вступил в силу закон о гражданских правах, запретивший дискриминировать черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, а также при найме на работу и при увольнении. В августе 1965г. президент подписал закон о защите избирательных прав негров. Наконец, в 1968г. к этим двум актам добавился закон о запрещении расовой дискриминации при продаже и сдаче в аренду жилья. Таким образом, в 60-х гг. обозначился новый этап в эволюции правительственной социальной политики. Концепция «гос-ва благосостояния» стала официальной доктриной американского либерализма.

 

Билет№23

Основные тенденции социально-экономического и политического развития Великобритании в 1950-70-е гг.

Со второй половины 50-х гг. в условиях бурного нарастания научно-технического прогресса, начала интеграционных процессов в З.Европе и распада колониальной системы все более ощутимой становилась застарелая «болезнь» британского капитализма – низкие темпы экономического роста. После небольшого падения производства в 1957-1958гг. экономика испытала кратковременное оживление: в 1959-1960гг. среднегодовой прирост продукции превысил 5%. Однако в первой половине 60-х гг. английская промышленность вновь оказалась в полосе застоя, и в результате общий рост производства в 1957-1964гг. не достиг и 12%. Соответственно продолжала сокращаться доля Англии в мировом капиталистическом производстве: уже к сер.60-х гг. она уступила второе место ФРГ, а к началу 70-х гг. Япония оттеснила ее на четвертое место. Особенно заметным отставание британской экономики было в новых, передовых отраслях производства – электронике, точном машиностроении, химической промышленности. Значительная часть ВВП приходилась на производство старых энерго- и материалоемких отраслях(угледобывающей, сталелитейной, судостроительной) когда-то составляющих основу британской индустриальной мощи, но далеко не соответствующей эпохе НТР и постиндустриальному обществу. Встававшие перед страной насущные задачи модернизации производства и изменения структуры хоз-ва требовали значительных средств. Ресурсы развития капиталистического хоз-ва Великобритании далеко еще не были исчерпаны, но признаков неблагополучия в экономике страны от этого не становилось меньше. Одним из таких тревожных сигналов был регулярно возникавший дефицит платежного баланса Англии. За годы правления консерваторов он составлял в среднем 500 млн.ф.ст., а к концу их пребывания у власти, вновь достиг 800 млн.ф.ст. Британские финансисты предпочитали львиную долю своих инвестиций размещать за пределами своей страны. К концу 50-х гг. общая сумма капиталовложений за рубежом составила примерно 7млрд.ф.ст., а к концу 60-х гг. она достигла 11 млрд.ф.ст. Отток капитала из страны существенно сокращал инвестиции на модернизацию промышленности. Отказ правительства от повышения налога на прибыль от зарубежных инвестиций не позволял решить проблему дефицита платежного баланса. Еще более тяжким бременем для экономики Англии, начиная с 50-х гг., стали военные расходы. За 10 лет, с 1951 по 1961г., на содержание военных баз в разных концах света, разработку собственного ядерного и термоядерного оружия и модернизацию обычных вооружений было израсходовано около 14млрд.ф.ст., а в 60-е гг. расходы на те же нужды составили в среднем уже 2 млрд.ф.ст. ежегодно. Консервативные кабинеты практически не изменили созданную при лейбористах систему гос-венного регулирования экономики. Через гос-венный бюджет и бюджеты местных органов власти правительство перераспределяло более половины валового национального продукта страны: в 1950г. – 55%, в 1960г. – 53%. Новым качественным шагом явилось создание в начале 1962г. Национального совета экономического развития(НСЭР) – полуправительственной организации для разработки планов сбалансированного и ускоренного роста экономики, носивших не обязательный, а рекомендательный(индикативный) характер. Первый такой план на период 196201966гг. предусматривал ежегодный прирост ВНП на 4%, но он не был выполнен. Проблему дефицита платежного баланса страны консервативные кабинеты пытались решить прежде всего путем регулирования эффективного спроса. Этот курс получил название политики «стой-иди». В 50-х гг. среднегодовой рост цен составлял 3%, а в 60-х – 4% и был самым высоким из всех развитых стран З.Европы. Но если в 50-е гг. рост номинальной заработной платы рабочих достигал в среднем 5% в год, то в 1961г. консервативное правительство под флагом борьбы с инфляцией объявило паузу в увеличении заработной платы, а со следующего года ограничило ее рост 2,5% в год, что означало некоторое падение реальной зарплаты. Стачечная борьба, ослабевшая после 1957г., с началом 60-х гг. вспыхнула с новой силой. В одном только 1962г. число стачек превысило их общее количество в предшествующие 5 лет. Новым элементом забастовочной борьбы начала 60-х гг. явились массовые стачки таких категорий трудящихся, как конторские служащие и банковские клерки, учителя, почтальоны и мед.сестры. Это отражало изменения в социальной структуре английского общества, происходившие под влиянием НТР. В начале 60-х гг. количество работников указанных профессий уже превысило треть общего числа лиц наемного труда в Англии. Примечательной чертой массовой борьбы трудящихся в те годы была ее растущая политизация. В феврале 1958г. правительство Г.Макмиллана обнародовало достигнутое ранее соглашение с США о размещении на Британских островах американских ракетных сил. Против опасности превращения Англии в непотопляемый авианосец и в ядерного заложника США выступили британские сторонники мира. Группа общественных деятелей во главе с Бертраном Расселом в феврале 1958г., создала новую организацию «Движение за ядерное разоружение», участников которой объединила задача достижения одностороннего отказа Англии от всез видов ядерного оружия. Спустя 2 месяца, они предприняли поход из Лондона в Олдермастон, где расположен научно-исследовательский центр по разработке ядерного оружия и провели там митинг. Большое место в общественно-политической жизни Великобритании в конце 50-х гг. занимала проблема отношений с другими странами З.Европы. После образования в 1957г. шестью европейскими странами Европейского экономического сообщества(ЕЭС) Англия попыталась противопоставить его влиянию созданную ею Европейскую ассоциацию свободной торговли(ЕАСТ) в составе Швеции, Норвегии, Дании, Швейцарии, Австрии и Португалии. Однако уже в начале 60-х гг. объем торговли Англии со странами «Общего рынка» превысил ее товарооборот внутри ЕАСТ, причем торговый баланс явно складывался в пользу Англии(в 1963г. ее экспорт в страны ЕЭС на 15% превысил импорт из стран «Общего рынка»). С 60-х гг. европейский рынок выглядел для британского бизнеса более привлекательно, чем оттесненный на второй план, но отнюдь не утраченный рынок Содружества. Наличие двух мощных конкурирующих группировок, ЕЭС и ЕАСТ, внушало правящим кругам Великобритании определенные политические опасения раскола Европы, который мог, по словам Макмиллана, иметь серьезные последствия. В 1961г. консервативный кабинет Макмиллана официально объявил о намерении Великобритании вступить в ЕЭС, однако усилиями Франции Великобритании было отказано в приеме в «Общий рынок». В октябре 1959г. консерваторы провели досрочные парламентские выборы. Они добились существенного успеха, получив 365 мест в палате общин против 258 у лейбористов. Положение правящей партии выглядело теперь прочным, но в начале 60-х гг. ситуация изменилась. Новый застой производства, финансовые и внешнеполитические просчеты, неудачная попытка вступления в ЕЭС – все это вызвало падение авторитета правительства. Чтобы спасти лицо консервативного кабинета, Г.Макмиллан вынужден был подать в отставку. Его преемником на посту лидера консерваторов и премьер-министра стал Алек Дуглас-Хьюм. В том же 1963г. произошла смена лидера и в Лейбористской партии. С сер. 50-х гг. правое крыло партии добивалось исключения из лейбористского устава знаменитого «4 пункта», провозглашавшего одной из целей партии обобществление средств производства. Лидер лейбористов Х.Гейтскелл утверждал, что общественная собственность не является необходимой предпосылкой социализма. Его концепция лежала в основе принятого в 1957г. программного документа «Промышленность и общество», отвергавшего принцип национализации и взамен предлагавшего проект покупки будущим лейбористским правительством акций крупных промышленных компаний для более успешного развития смешанной экономики. После поражения на выборах 1959г. правые обвинили в этом устаревший 4 пункт устава и решительно потребовали избавиться от него. Левые лейбористы, объединившиеся в 1958г. в группу «За победу социализма», активно отстаивали необходимость сохранения программных принципов. Руководству Лейбористской партии пришлось считаться с этой принципиальной победой левых сил и при выборах нового лидера, последовавших за смертью Гейтскелла в 1963г. Лидером был избран сторонник центра, бывший оксфордский преподаватель экономики Гарольд Вильсон. Ему удалось предотвратить опасность раскола в лейбористском движении. Его поддержали и большинство правых, и большинство левых сил, в частности Ф.Казенс и группа «За победу социализма», которая после выборов практически свернула свою деятельность. Идея Вильсона заключалась в том, что только развитие науки обеспечит скорейшее достижение социалистического идеала, а потому задача будущего лейбористского правительства состоит во всемерном содействии научно-техническому прогрессу. Лейбористская конференция 1963г. одобрила созданный под его руководством программный манифест «Лейборизм и научная революция», который рассматривался как проект научного управления капиталистической экономикой. С этим манифестом Лейбористская партия в следующем году вступила в четвертую избирательную кампанию и набрала больше всего голосов. Сформированный Г.Вильсоном пятый лейбористский кабинет министров точно отражал соотношение правых и левых сил в Лейбористской партии. Министром экономики был назначен лидер правых лейбористов Д.Браун, а пост министра техники получил Ф.Казенс. Под руководством Вильсона и Брауна был составлен и в 1965г. принят парламентом пятилетний национальный экономический план. Он предусматривал рост производства в среднем на 5% в год и ликвидацию на этой основе уже в 1966г. дефицита платежного баланса страны с последующим превышением доходов над расходами к 1970г. Начало деятельности пятого лейбористского правительства было отмечено выполнением ряда предвыборных обещаний в социальной области. Впервые с начала 50-х гг. отменялась плата за выписку рецептов, был несколько ограничен произвол домовладельцев в отношении квартиросъемщиков, на 20% повышены пенсии по старости. Проведение этих мер дало лейбористам благоприятный шанс на упрочение своих позиций. Центральной внутриполитической проблемой для Вильсона в 60-е гг. были взаимоотношения с профсоюзами. Первым шагом на этом пути явилось подписание 16 декабря 1964г. представителями правительства, предпринимателей и тред-юнионов «Декларации о намерениях». Профсоюзы обязывались отказаться от ограничительной практики, препятствующей повышению эффективности производства и свести требования повышения зарплаты к разумным пределам, а предприниматели соглашались не прибегать к произвольному взвинчиванию цен. Для контроля за этим соглашением создавалось гос-венное Национальное управление по ценам и доходам, которое с ведома профсоюзного руководства немедленно ограничило рост зарплаты. Отличительной чертой лейбористской политики «цен и доходов» до 1966г. был ее добровольный характер. Укрепление положения лейбористского правительства после убедительной победы на выборах 1966г. позволило ему перейти от политики добровольного ограничения роста зарплаты к принудительному ее замораживанию. Введенный первоначально сроком на 6 месяцев запрет на повышение зарплаты был затем продлен еще на год. Одновременно парламент принял акт о ценах и доходах, который обязывал тред-юнионы уведомлять министра труда о намерении провести забастовку, а функции арбитра передавались Национальному управлению по ценам и доходам. 3 июля 1966г., еще до принятия закона о ценах и доходах, о своем несогласии с курсом правительства и уходе в отставку объявил Ф.Казенс. Вновь возглавив профсоюз транспортных и не квалифицированных рабочих, он предложил программу конкретных мер преодоления экономических трудностей страны, вокруг которой происходило объединение левых сил. Большого размаха достигла стачечная борьба в 1968г. бастовало более 3млн. рабочих, вновь приобрело массовый характер требование повышения зарплаты. Неудачу силовой политики кабинет Вильсона принял весьма болезненно, как симптом глубокого кризиса всего социально-экономического курса правительства. В своей предвыборной кампании 1964г. в числе приоритетных направлений экономического курса Вильсон называл стабилизацию фунта стерлингов и резко критиковал консервативную практику использования внешних займов. Тем не менее в ноябре 1967г. было объявлено о девальвации национальной валюты на 14,3% и о получении у США и международных банков займа в 3млрд.ф.ст. Эти меры позволили на некоторое время улучшить конкурентоспособность английских товаров на мировом рынке и способствовали оживлению экономики. В 1968г. объем промышленного производства вырос на 5%. Однако не удалось избавиться от дефицита платежного баланса, а это означало, что национальный план потерпел неудачу. В 1968г. стал очевиден и отход лейбористского правительства от прежних социальных программ. Был взят курс на сокращение гос-венных расходов на нужды просвещения и жилищного строительства, начато повышение прямых и косвенных налогов. В 60-х жизненный уровень населения продолжал медленно повышаться, но по темпам его роста Англия проигрывала всем основным конкурентам.

 

Билет №24

Образование ФРГ и ГДР: внутренние и внешние факторы

Конфронтация двух враждующих блоков(НАТО и СССР) привела к коренному изменению их отношения к бывшим вражеским гос-вам. «Нашей лучшей надеждой было сделать этих прежних врагов добровольными и сильными союзниками», - писал госсекретарь США Д.Ачесон. Для достижения этих целей правящие круги США и Великобритании при поддержке Франции взяли курс на пересмотр Постдамских соглашений и на восстановление экономического и военного потенциала Западной Германии. В 1946г. США и Англия объединили свои зоны оккупации в так называемую Бизонию(двойную зону). В 1948г. к ним присоединилась французская зона – образовалась тройная зона – Тризония. Оккупационные власти в западных зонах постепенно передавали функции управления в руки немецкой администрации, возглавляемой представителями буржуазных партий. В 1948г. на совещании в Лондоне правительства США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга окончательно решили создать на территории Тризонии отдельное гос-во. Важным шагом на этом пути была сепаратная денежная реформа, которую США, Англия и Франция провели в Тризонии. Они распространили ее и на Западный Берлин, оккупированный англо-американскими и французскими войсками, но находящийся в советской зоне оккупации. В ответ советская военная администрация ввела ограничения на перевозки из Тризонии в Западный Берлин, фактически установив блокаду Берлина. Для противодействия блокаде США, Англия и Франция создали «воздушный мост» между Западным Берлином и Тризонией, по которому американские самолеты переправляли продовольствие, горючее и снаряжение. Возник «берлинский кризис», который крайне обострил отношения между СССР и западными державами. Некоторые американские генералы предлагали силой прорвать блокаду Берлина и даже использовать против СССР атомное оружие, но правительство США не решилось на такие меры и вступило в переговоры с СССР. В мае 1949г. «берлинский кризис», продолжавшийся около года, завершился тем, что СССР снял ограничения на перевозки в Западный Берлин. В августе 1949г. состоялись выборы в парламент Западной Германии. 7 сентября 1949г., собравшись на свою первую сессию, парламент объявил о создании нового германского гос-ва – ФРГ. Оккупационные войска США, Великобритании и Франции остались на территории ФРГ. Их взаимоотношения с властями ФРГ регулировались «оккупационным статутом», который сохранял за оккупационными властями право взять на себя полностью или частично всю полноту власти, если она сочтут это необходимым. На западную Германию был распространен план Маршалла. После этого в советской зоне оккупации началось формирование восточногерманского гос-ва. 7 октября 1949г. была основана ГДР. Чтобы облегчить развитие экономики ГДР, СССР в 3 раза снизил сумму причитавшихся ему репараций, а затем и вовсе отказался от них. На немецкой земле возникло 2 германских гос-ва с различным общественным и политическим строем.

 

Билет№25

Голлизм. Внутренняя и внешняя политика Ш.де Голля

В декабре 1958г. де Голль был избран президентом Франции. Премьер-министром он назначил своего давнего сотрудника, участника Сопротивления, Мишеля Дебре. В правительстве были представлены все главные партии, за исключением коммунистов и социалистов. Заняв пост президента, де Голль сосредоточил в своих руках основные рычаги управления. Решения по всем важнейшим вопросам принимал президент, порой даже не обсуждая их в совете министров. Члены нового правительства были тесно связаны с ведущими финансово-промышленными группировками. Премьер-министр Дебре имел связи с династией магнатов тяжелой промышленности(де Ванделями). Министр иностранных дел М.Кув де Мюрвиль поддерживал связи с банкирами Мирабо. Министром финансов являлся промышленник А.Пине, а затем управляющий Французским банком В.Баумгартнер. Начальником личного секретариата де Голля стал Ж.Помпиду, бывший генеральный директор банка Ротшильда. Самой острой проблемой, стоявшей перед правительством де Голля в первые годы его деятельности, была война в Алжире. Овладев властью при поддержке ультраколониалистов, де Голль тем не менее не разделял их взглядов и считал неизбежным предоставление независимости бывшим французским колониям. Одновременно с принятием конституции 1958г. во всех французских колониальных владениях был проведен референдум по вопросу о том, хотят ли их жители остаться в составе «Французского сообщества» или желают выйти из него. Большинство населения Гвинеи(бывшей французской колонии в Западной Африке) заявило, что оно желает выйти из сообщества. С 1 октября 1958г. Гвинея стала независимым гос-вом. Вскоре добились независимости и другие французские владения в Африке. В 1960г. провозгласили свою независимость 14 бывших французских колоний в Западной и Экваториальной Африке. Только в Алжире все еще продолжалась война. В отличие от других французских владений там проживало многочисленное европейское население, образовавшееся в ходе более чем столетней колонизации. Из 9 млн. жителей Алжира около 1млн. составляли европейцы, причем именно в их руках находилось управление Алжиром. Французские плантаторы, промышленники, торговцы, владевшие лучшими землями и контролировавшие всю экономику Алжира, категорически отрицали само существование алжирской нации, уверяя, что Алжир – это Франция. Верхушка европейского населения, интересы которой были под ударом в случае предоставления независимости Алжиру, составила основу группировки ультраколониалистов, имевших прочные позиции не только в Алжире, но и во Франции. Им противостояла другая часть правящих кругов, считавшая, что война в Алжире бесперспективна и лишь затрудняет использование рабочей силы и естественных богатств Алжира, в том числе открытых там больших запасов нефти. Эту точку зрения разделял и президент де Голль. 16 сентября 1959г. он впервые публично провозгласил, что Алжир имеет право на самоопределение. Такое заявление вызвало негодование ультраколониалистов, обвинивших де Голля в измене. 24 января 1960г. в Алжире вспыхнул мятеж. Ультраколониалисты организовали антиправительственные демонстрации, построили баррикады и в течение недели удерживали в своих руках несколько кварталов Алжира. Правительство осудило мятежников, потребовало от них сложить оружие, и они капитулировали. В январе 1961г. правительство де Голля провело референдум о судьбе Алжира. Представленный на референдуме законопроект признавал необходимость самоопределения Алжира, но отодвигал его осуществление на неопределенное время. 75% избирателей поддержали проект, однако это вызвало очередной мятеж со стороны ультраколониалистов. 22 апреля 1961г. при поддержке армейского командования они захватили власть в Алжире, объявили о низложении президента и правительства Франции. В ответ во Франции началась массовая забастовка протеста, в которой участвовали все левые партии и профсоюзы. Со своей стороны президент объявил чрезвычайное положение и приказал ликвидировать мятеж всеми средствами. В Алжир были посланы воинские части, верные правительству. Часть из них бежала за границу, другая создала «Организацию тайной армии»(ОАС), которая убивала сторонников независимости Алжира и предприняла несколько безуспешных покушений на де Голля. Преодолевая противодействие ультраколониалистов, правительство де Голля вступило в переговоры с временным правительством Алжира, находившимся в эмиграции, и 18 марта 1962г. подписало во французском городе Эвиан соглашения о предоставлении независимости Алжиру. Эвианские соглашения положили конец войне в Алжире. Французская колониальная империя почти полностью распалась. Освободившись от груза войны в Алжире, правительство де Голля стало проводить активную внешнюю политику, суть которой состояла в стремлении возродить величие Франции. Полагая, что лишь обладание ядерным оружием может гарантировать величие нации, правительство де Голля приступило к созданию собственных ядерных сил. В 1960г. Франция вошла в клуб ядерных держав, наряду с США, СССР и Великобританией. Стремясь покончить с зависимостью от США, де Голль в 1966г. объявил, что Франция, сохраняя свое членство в Североатлантическом пакте, выходит из его интегрированной военной организации. Американские военные базы, находившиеся на территории Франции, были ликвидированы. Штаб-квартира НАТО переместилась из Франции в Бельгию. Президент де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме и др.странах Ю-В Азии, высказался за разрядку международной напряженности и развитие международного сотрудничества. Значительно улучшились отношения Франции с СССР и др.социалистическими странами. В 1960г. по приглашению президента де Голля Францию впервые посетил глава советского союза Н.С.Хрущев. В результате поездки обе страны договорились о расширении торговых и культурных связей друг с другом. В 1966Г. состоялся ответный визит де Голля в СССР. Большое значение правительство де Голля придавало улучшению отношений с ФРГ, которая к тому времени стала самой сильной в экономическом отношении державой З.Европы. Де Голль считал, что союз Франции и ФРГ сделает эти 2 страны решающей силой в З.Европе, причем Франция, располагающая в отличие от ФРГ ядерным оружием и связями с колониальными странами, будет играть ведущую роль в этом союзе. В сентябре 1958г. в Германии состоялась первая встреча де Голля с канцлером ФРГ Аденауэром. В 1963г. Франция и ФРГ подписали договор о сотрудничестве в области просвещения, внешней политики, обороны и воспитания молодежи. Сотрудничая с ФРГ, Италией и странами Бенилюкса в «Общем рынке», правительство де Голля выступало против его расширения за счет Англии. Де Голль считал, что Англия слишком тесно связана с США и является главным проводником американского влияния в Европе. В принципе де Голль не возражал против объединения стран Европы, но решительно выступал против военно-политической интеграции З.Европы в единое гос-во. Планам «Соединенных Штатов Европы» он противопоставил идею «Европы гос-ств», т.е межгосударственного союза, в котором все его члены сохраняли бы национальный суверенитет. Де Голль говорил, что Европа простирается от Атлантики до Урала, и ее объединение не должно осуществляться без СССР и против СССР. Во время пребывания де Голля на посту президента экономика Франции продолжала развиваться быстрыми темпами. За 10 лет(с 1958 по 1968), объем промышленного производства увеличился в 1,5 раза, превысив довоенный уровень в 3,5 раза. Были реконструированы многие важные отрасли промышленности, в том числе металлообрабатывающая, химическая, нефтяная, авиационная, автомобильная, возникли атомная и ракетная промышленность. Выпуск автомобилей возрос более чем в 10 раз, потребление нефти увеличилось в 4 раза, увеличилась концентрация производства. Значительно возросло техническое оснащение сельского хоз-ва. В результате крупных капиталовложений и широкого применения научно-технических достижений повы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.021 с.)