Зеленая» экономика. «зеленые» рабочие места. Условия, способствующие переходу к «зеленой» экономике. Источники финансирования перехода к «зеленой» экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зеленая» экономика. «зеленые» рабочие места. Условия, способствующие переходу к «зеленой» экономике. Источники финансирования перехода к «зеленой» экономике.



19 Зелëная экономика — направление в эк.науке, сформировавшееся в последние десятилетия, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью.

Зеленые рабочие места – вид деятельности в с/х, промышленности, сфере услуг и администрации, который вносит свой вклад в сохранение или восстановление качества ОС, который снижает до устойчивых уровней воздействие предприятий и секторов экономики на ОС. Зеленые рабочие места играют решающую роль при сокращении последствий воздействия эк.деятельности на ОС. Например, вклад рабочих, занятых на производстве автомобилей с топливно-эффективными или гибридными двигателями, по снижению выбросов транспорта будет ниже, чем вклад тех, кто работает в системе общественного транспорта. Кроме того, то, что сегодня считается топливно-эффективным, через десять лет считаться таковым уже не будет.

Для перехода к «зеленой» экономике должны быть созданы способствующие этому условия. К таким условиям относятся соответствующие национальные нормативно-правовые документы, политика, субсидии и стимулы, мировой рынок, юридическая инфраструктура, протоколы о товарообороте и финансовой помощи. Существующие сегодня условия благоприятствуют и способствуют сохранению «коричневой» экономики, которая, помимо прочего, в высокой степени зависит от энергии, извлекаемой из ископаемого топлива. На национальном уровне примерами таких условий являются: корректирование фискальной политики, реформирование и сокращение предоставления субсидий, вредных для окружающей среды; использование новых рыночных инструментов; приток государственных инвестиций в ключевые «зеленые» сектора; переход к «зеленым» государственным закупкам; совершенствование экологических правил и положений, а также обеспечение их применения. На международном уровне также существуют возможности совершенствования рыночной инфраструктуры, внешнеторговых потоков и потоков финансовой помощи, а также развития международного сотрудничества.

Область «зеленой» экономики привлекла внимание в 2008 году, особенно благодаря Глобальному «зеленому» новому курсу (ГЗНК). ГЗНК рекомендовал пакет гос.инвестиций и дополняющие его политические реформы и реформы ценообразования, призванные инициировать переход к «зеленой» экономике и в то же время укрепить экономику, повысить занятость и решить проблему хронической бедности.

В докладе «Навстречу «зеленой» экономике» (гл.результате Инициативы по «зеленой» экономике) продемострировано, что «озеленение» экономик вовсе не тормоз, а новый стимулятор роста; что это генератор достойных рабочих мест, а также жизненно важная стратегия устранения хронической бедности. Этот доклад также призван подтолкнуть власти, к созданию условий, способствующих росту инвестирования в «зеленую» экономику в 3х отношениях. Во-первых, в докладе экономически обоснована необходимость использования инвестиций, как государственных, так и частных, на цели преобразования ключевых секторов, критически важных для «озеленения» глобальной экономики. Он показывает на конкретных примерах, как увеличение занятости за счет создания «зеленых» рабочих мест компенсирует снижение занятости в процессе перехода к «зеленой» экономике. Во-вторых, продемонстрировано, каким образом «зеленая» экономика уменьшит хроническую бедность в ряде важных секторов: с/х, лесоводстве, снабжении пресной водой, рыболовстве и энергетике. И наконец, даны рекомендации относительно политики, необходимой для осуществления этого перехода и требующей уменьшения или устранения экологически вредных или неграмотных субсидий, устранения сбоев рыночного механизма, вызванных внешними факторами или некачественной информацией, использования рыночных стимулов, совершенствования регулирования, перехода к «зеленым» государственным закупкам, а также стимулирования инвестиций.

Рамочная Конвенция об изменении климата и Киотский протокол: экономические механизмы реализации. Участие России в ратификации Киотского протокола и реализации принятых решений. Настоящее и будущее Киотского протокола

20. Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране ОС, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение. По состоянию на 2009г Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США. Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %

США - на 7%

Япония и Канада — на 6 %

Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %

Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

В РФ протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года. В течение 1го года его механизм в России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В 2006г на заседании Правительства был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими ФОГВ было поручено в течение 2х месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в РФ Киотского протокола. К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании- консультанты по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации). «Новая газета» сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола.

В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ. В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объем сокращений выбросов за определенный период. После этого по договору купли-продажи компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц.

В 2010г Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс. В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией.

Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует.

 

1. Экономический рост и устойчивое развитие. Индекс антропогенной нагрузки, индекс устойчивости развития и рента за пользование биосферой.

21. Экономический рост (ЭР) - это увеличение объема производства продукции в национальной экономике за определенный период времени (как правило, за год). Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. В первом случае рост достигается путём увеличения экстенсивных факторов роста. Во втором - за счёт интенсивных факторов роста. С развитием и освоением современных достижений науки и техники интенсивные факторы роста становятся преобладающими.

В настоящее время в науке находится всё больше приверженцев мнения о том, что количественный рост, на котором сосредоточивалась традиционная эк.наука, даже с чисто математической точки зрения рано или поздно должен остановиться, причем с самыми неблагоприятными последствиями. Истинные пределы материального роста человечества определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного и психологического характера. Причем темпы роста не имеют значения. Достаточно высокие темпы роста могут и не приводить к неблагоприятным для ОС последствиям. В то же время при низких или отрицательных темпах роста (т.е. экономическом спаде) состояние ОС может ухудшаться, а запасы невозобновимых природных ресурсов истощаться.

Различие между экономическим развитием и ЭР является основополагающим для самого понятия "устойчивость". Рост направлен на количественное увеличение масштаба экономики в ее физическом измерении. Это предполагает увеличение объема и скорости материальных и энергетических потоков, проходящих через экономику, количественный рост народонаселения и увеличение объема запасов продуктов человеческого труда. Развитие же подразумевает качественные усовершенствования в структуре, конструкции и композиции физических объемов и потоков. Однако в современном мире ЭР тесно связан с ростом общего уровня и качества жизни населения - ростом продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, доступностью качественного образования, сокращением продолжительности рабочего дня, безопасностью граждан и т. д.

Антропогенная нагрузка - степень воздействия человека, его деятельности на природу. Она включает использование ПР (охота, рыбная ловля, заготовка лекарственных растений, рубка деревьев), выпас скота, рекреационное воздействие, загрязнение и др. Если А.н. изменяется год от года, то она может быть причиной флюктуаций экосистем, если действует на экосистемы постоянно - то причиной экологической сукцессии. При рациональном природопользовании А.н. регулируются с помощью экологического нормирования до уровня, который безопасен для экосистем. Индекс антропогенной нагрузки страны (континента) на биосферу показывает во сколько раз плотность мощности (т.е. работа, производимая в единицу времени на единицу площади) антропогенной нагрузки страны (континента) больше или меньше плотности мощности антропогенной нагрузки мира в целом на биосферу.

Индекс устойчивости развития страны или мира в целом представляет собой отношение плотности мощности антропогенной нагрузки этой страны или мира в целом к допустимой для биосферы плотности мощности антропогенной нагрузки, составляющей около 70 кВт/кв. км. Индекс устойчивости развития меньше единицы соответствует устойчивому развитию, больше единицы - неустойчивому.

Рентное число, или рента - это количественное значение меры, отражающей как вклад страны в биосферу в виде предоставляемой территории, так и антропогенную нагрузку (возмущение) страной биосферы. В глобалистике принята 100-бальная шкала рентных чисел. Предполагается, что рента будет взиматься со стран мира за пользование биосферой.

Индексы антропогенной нагрузки (I) и устойчивости развития (Isd) для РФ составили 1=1,37 и Isd=l,26. Для сравнения США - 2,4 и 4,3, Китай - 1,8 и 3,2, среднемировое - 1 и 1,78. Это позволяет утверждать, что Россия входит в группу стран, био- и природо-хозяйственное энергопотребление которых соответствует или незначительно превышает среднемировые значения, и имеет реальные перспективы реализовать национальную концепцию УР.

Экологический след. Устойчивое производство и потребление

22. Экологический след — мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов. Этой единицей измерения можно определить соотношение между своими потребностями и объемами экологических ресурсов те, что есть у нас в запасе. Такая мера позволяет измерить давление (влияние) на окружающую среду любого человека, предприятия, организации, населенного пункта, страны и населения всей планеты. Она отражает расход экологических ресурсов для производства необходимых нам вещей, продуктов питания, энергии и т.д.

Концепция УР не предусматривает отказ от потребления и промышленного производства, поскольку при этом невозможно обеспечить основные потребности и возможности для самореализации каждого человека. В современном потребительском обществе и при сложившемся в большинстве государств социальном устройстве общества невозможно заставить потребителя потреблять меньшее количество товаров и услуг, напротив в большинстве развивающихся стран уровень потребления зачастую лаже не достигает уровня, необходимого для обеспечения минимальных нужд человека. Поэтому увеличение количества потребления (а соответственно производства) неизбежно, однако для избегания глобального экологического кризиса, модели потребления и производства товаров и услуг должны быть изменено качественно. Эту концепцию качественного изменения потребления назвали устойчивым производством и потреблением (УПП). Концепция УПП объединяет сразу несколько ключевых проблем - обеспечение потребностей каждого человека, улучшение качества жизни общества, повышение эффективности использования ресурсов и минимизацию отходов, повсеместное использование возобновляемых источников энергии. Более того, УПП подразумевает системный взгляд на все процессы производства и потребления, принятие во внимание всего жизненного цикла товаров.

УПП стремится к таким моделям производства и потребления, которые приводят к достижению качественного улучшения состояния ОС за счет перехода к потреблению более «экологичных» товаров и услуг, а не за счет общего снижения объемов потребленных товаров и услуг. Неизбежное снижение объемов потребления все же происходит за счет перехода к более качественным и долговечным товарам, а не в ущерб качеству жизни. УПП можно условно разделить на 2 составные: устойчивое производство и устойчивое потребление.

Концепция устойчивого производства подразумевает снижение загрязнения ОС. Для этого необходима минимизация использующихся в производстве токсичных веществ и очистка отходов и стоков с отделением из них токсичных веществ для повторного использования или безопасной утилизации. Во-вторых, это переход к использованию лучших из существующих технологий для минимизации влияния производства, использования и утилизации продукта на ОС. Также концепция включает также повышение ответственности производителя.

Концепция устойчивого потребления включает в себя сознательный выбор более «экологического» стиля жизни. Она требует от потребителя, во первых, выбора и обустройства по возможности более экологически эффективного жилья и рабочих помещений, обладающих повышенной энергоэффективностью и способами энерго- и водосбережения в быту, использованием энергии возобновляемых источников, минимизацией занимаемого пространства. Во-вторых необходимо также изменение моделей поведения, что включает отказ от использования одноразовых товаров, уменьшение количества отходов, раздельный сбор и переработка утилизация мусора, использование общественного транспорта и экологических видов передвижения, минимизация использования химических средств (моющих, чистящих и пр.), использование более «экологичных» товаров в быту и пр.

К сожалению, в настоящее время эти концепции мало находят свое применение. В нынешних условиях рынок и эк.выгода не способствуют защите ОС. Капитализм вступает в противоречие с любыми ограничителями роста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.018 с.)