Пожелания к изучению отдельных тем курса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пожелания к изучению отдельных тем курса.



Все вопросы программы по «Истории России» можно условно разделить на три категории: внутренняя политика, внешняя политика и культура.

Внутренняя политика

Вопросы, связанные с внутренней политикой, не одинаковы, как по содержанию, так и объему содержащегося в них материала. Среди них можно выделить два типа вопросов (условно назовем их):

панорамные, то есть вопросы, которые охватывают определенный хронологический период, например «Россия в XVI веке», «Россия в начале XIX века» и т.д.;

событийные, вопросы, связанные с каким-либо конкретным историческим событием или процессом, например «Отмена крепостного права в России», «Февральская революция 1917 г.» и т.п.

Раскрывая содержание так называемых панорамных вопросов, следует придерживаться следующего плана:

I. Общая характеристика периода

II. Характеристика социально-экономического развития страны

1. Экономика

2. Социальная структура – в зависимости от хронологического периода

III. Характеристик политического развития страны

IV. Вывод по теме

Характеризуя событийные вопросы, трудно дать какой-то универсальный план ответа, но практически всегда необходимо указать:

I. Причины

II. Этапы, если есть («Россия в период революции 1905-1907 гг.»)

III. Характеристику события или процесса – изложение и анализ фактического материала

IV. Итоги

 

Внешняя политика

Вопросы внешней политики России представляют определенную сложность. Здесь проблему вызывают как плохое знание фактического материала – даты и персоналии, так и не умение структурировать материал. Зачастую ответ состоит из хаотичного перечисления войн, договоров и соглашений. Такженаиболее типичной ошибкой является стремление дать максимально подробное описание хода военных действий (при этом активно используются карты атласов). А вместе с тем, студент должен продемонстрировать взаимосвязь внешнеполитических событий с обстановкой на международной арене, с внутриполитическим и социально-экономическим курсом правительства. План ответа должен включать в себя, прежде всего, задачи внешней политики данного периода. Затем следует указать основные направления внешней политики, и только затем излагать события. В конце ответа необходимо показать были ли решены поставленные задачи и определить перспективы внешнеполитического развития в последующее время.

Вот примерный план ответа:

I. Характеристика задач внешней политики

II. Определение направлений внешней политики – в зависимости от хронологического периода (западное, южное, северо-западное, восточное и т.д.)

III. Характеристика основных направлений

Например «Внешняя политика первой четверти XVIII в.»

1.Северо-западное направление. Северная война 1700-1721 гг.

2. Южное направление

а) Русско-турецкая война 1710-1711 гг.

б) Каспийские походы 1723-1724 гг.

IV. Итоги

 

Культура

Хочется обратить внимание на вопросы, связанные с характеристикой культуры. Многие при подготовке к экзаменам «культуру» оставляют на последний день и совершают большую ошибку. Мало того, что в вопросах по истории отечественной культуры очень большой объем фактической информации, но, изучая эти вопросы в отрыве от исторического контекста, студенты, как правило, не могут дать общую характеристику культуры, особенности ее развития в данный исторический период, не учитывается общая динамика развития культуры в данный исторический период. А ведь именно в культуре находит свое непосредственное отражение исторический процесс. Культура всегда выступает как внешнее выражение коллективной памяти народа. Особенности исторической эпохи находят непосредственное отражение в культуре и определяют ее основные черты. В результате получается, что перечисляемые факты, никак не связаны в вашем ответе с историческими реалиями данного периода. Отсюда и ошибки. Нельзя говорить культуре XVII века, не говоря о процессах «обмирщения», о культуре XVIII в., не упоминая русских просветителей, о культуре XIX в. не характеризуя общественную мысль этого времени.

Основной алгоритм ответа на данные вопросы таков:

I. Дать определение термина культура

II. Охарактеризовать тенденции и особенности развития культуры данного хронологического периода

III. Раскрыть содержание основных достижений в области культуры в зависимости от хронологического периода

1. Образование

2. Наука и техника

3. Общественная мысль

4. Устное народное творчество

5. Литература

6. Театр

7. Архитектура

8. Живопись

9. Скульптура

10. Музыка

11. Художественное ремесло

IV. Вывод

 

Рекомендации по работе с литературой.

При изучении курса учебной дисциплины особое внимание следует обратить на литературные источники, указанные в списке литературы.

Значительное место в самостоятельной работе студентов отводится изучению исторических источников. Под источником подразумеваются:

· В узком смысле слова письменный памятник, документ на основе которого строится научное исследование

· В широком смысле слова – то, что дает, сообщает какие-либо сведения

· В аспекте рассматриваемой темы – любая система, вырабатывающая сообщение или содержащая информацию, предназначенную для ее передачи, а также научный документ или издание.

Таким образом, в круг источников входят и первоисточники, и учебники, монографии, статьи и т.п. Одним из основных методов усвоения необходимой информации при работе с источниками является метод последовательно-текстуального изучения источников. Он выражен в четырех основных действиях, следование которым составляет полный алгоритм работы студентов в усвоении знаний источника.

1. Вычленение и отработка основных идей источника

Данное действие предполагает:

- Выделение основных идей и положений

- Формулирование вопросов для уяснения их сущности

- Составление и запись ответов

Такой способ чтения и отработки текста вводит читателя в состояние диалога с автором. Кроме того, не просто запоминается что наиболее важное происходило в определенное историческое время, а выясняется почему.

2. Анализ авторских вопросов.

Данное действие предполагает:

- Работу над вопросами поставленную автором в тексте

- Выработку на них ответов

- Сверку ответа автора со своими

При встрече с вопросом читатель приостанавливает чтение, думает над ним, вырабатывает свой ответ из имеющихся у него и вытекающих из прочитанного знаний и только после этого продолжает чтение текста, но теперь уже сверяя понимание вопроса с мыслями автора источника. Такое чтение незаметно вводит в лабораторию умственного труда автора, что способствует выработке полезных навыков и умений работать с книгой.

3. Анализ событий, фактов, персоналий.

Отработка факто-событийного материала включает четыре основных этапа:

- Уяснение сущности факта

- Выяснение причин его происхождения

- Уяснение процесса взаимодействие факта с окружающей действительностью

- Определение значения факта для времени его происхождения и для современности

4. Соотнесение исторического опыта с действительностью.

Применение теории к практике является целью изучения исторических источников. Необходимо соотносить то, что было в истории, с тем, что есть в настоящее время. Данное действие предполагает:

- Подбор конкретного примера для анализа из источника

- Отбор аналогов из отечественной и зарубежной истории

- Нахождение, в чем и как эти аналоги получили развитие в современных условиях

- Размышление над возможной реализацией исторического опыта в текущей жизни.

 

Для многих студентов материалы источников часто бывают либо малопонятны, либо вообще непонятны, поскольку они находятся на стадии накопления знаний. Здесь студентам может помочь метод поэтапного изучения источников. Это метод изучения исторической литературы, основанный на ориентировании учащихся в самостоятельном изучении необходимой информации на трех этапах: подготовительной работы, усвоение содержания источника, выполнение обобщающих и практических заданий.

1. Подготовительная работа

- Уяснение терминологии источника, несущей смысловую нагрузку

- Выяснение причин, времени и условий создания изучаемого произведения

- Разбор основных фактов и событий, включенных авторами в текст

- Выяснение качественных характеристик личностей, упоминаемых в источнике.

2. Усвоение содержания источника

- Выделение узловых вопросов источника – в ходе первого прочтения источника выделяются узловые вопросы, затем на эти вопросы нанизывается детализирующая информация – в результате основные идеи приобретают обобщенную форму.

- Вычленение аспекта изучаемой темы

- Уяснение идей получивших развитие в последующие периоды истории – необходимо прослеживать судьбу идей, фактов, положений, чтобы видеть какой характер оно носило (случайны или неслучайный), видеть как оно трансформировалась.

- Оформление конспекта

3. Выполнение обещающих и практических заданий

- Определение взаимосвязей идей и положений источника между собой

- Уяснение значения идей источника для изучаемого исторического периода и современности

- Выполнение практических заданий на основе анализа событий и процессов действительности

 

Для эффективной работы с историческими источниками необходимо знать правила чтения текстов. Наиболее приемлемыми для студентов являются: интегральный алгоритм и дифференциальный алгоритм.

Интегральный алгоритм – это определенная последовательность приемов и умственных действий объединительного характера при чтении и отработке исторического текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения.

Интегральный алгоритм объединяет семь основных составляющих, реализация которых обеспечивает высокий уровень чтения:

1. Наименование источника

2. Автор

3. Выходные данные (место, год, номер издания, издательство, орган, принадлежность и т.д.)

4. Основное содержание (узловые идеи и положения)

5. Фактографические данные (факты, события, личности, цифры и т.д.)

6. Новизна материала, спорные моменты, критика (альтернативность)

7. Возможность использования материала на практике

Дифференциальный алгоритм – определенная последовательность приемов и умственных действий расчленяющего характера при чтении и отработке исторического текста с целью повышения эффективности и качества его усвоения

Дифференциальный алгоритм ориентирует на выделение слов, несущих основную смысловую нагрузку и их соответствующую обработку:

1. Выделение ключевых слов в отрезках текста

2. Составление из них смысловых предложений

3. Выделение основного смысла отрезка

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.023 с.)