Значение закаливания, история развития учения о закаливании. Правила, принципы и виды закаливания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение закаливания, история развития учения о закаливании. Правила, принципы и виды закаливания



В учении о закаливании можно выделить два периода: донаучный и научный. Естественно, что такое деление в известной степени носит условный характер.

Начало представлениям о закаливании человека положил Гиппократ (460-356гг. до н. э.). Его заслуга состоит в том, что он систематизировал имеющийся обширный фактический материал по использованию холода в целях укрепления здоровья. По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, а «холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным». Он писал, что у тех, кто держит себя в тепле, происходят следующие вредные последствия: изнеженность мышц, слабость нервов, обмороки, кровотечения. Взгляды Гиппократа получили свое дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей.

Труды величайшего ученого того времени Абу- Али Иби-Сина, известного в Европе под именем Авиценны, представляют важную веху в развитии учения о закаливании. В своем всемирно известном «Каноне врачебной науки» он привел в стройную систему все имеющееся знания и данные практического опыта по использованию закаливания и предпринял попытку создать основные правила закаливающих процедур. На уровне знаний того времени он анализировал также и физиологические механизмы закаливания.

По мнению Авиценны, начинать закаливание нужно летом, а главным средством он считал воду и наиболее эффективную форму ее использования- купание. Купание он рекомендовал людям с хорошим здоровьем и строго соблюдающим режим дня.

В эпоху Возрождения закаливание рассматривалось уже как одна из важных задач, составляющих воспитание. Т.Кампанелла, Дж. Локк и многие

другие отводили большое место закаливанию детей.

Развитие представлений о закаливании в России проходило самобытным путем. Предтечей учения о закаливании явилась народная медицина. В памятниках отечественной культуры, таких, как «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало» и некоторых других, содержатся положения предупредительной медицины, рекомендации по воспитанию детей здоровыми и закаленными.

Для передовой мысли в России традиционным являлось признание процесса воспитания как неразрывного единства умственного образования и физического воспитания. В трудах известных русских просветителей большое внимание отводилось закаливанию, в частности закаливанию детей. Они рассматривали его как важное средство воспитания ребенка. Так, И. Бецкой настойчиво рекомендовал приучать детей больше быть на воздухе.

Характеризуя донаучный этап развития учения о закаливании, необходимо выделить основные, характеризующие его мотивы.

Главной отличительной чертой этого этапа является почти полное отсутствие объективных научных данных о физиологических механизмах закаливания. Они подменялись разного рода гипотезами, основанными на данных практического опыта. Это существенно тормозило дальнейшее развитие учения о закаливании.

Вместе с тем, важно отметить, что уже на этом этапе сформировался взгляд на закаливание как на комплекс закаливающих мероприятий, необходимых для достижения состояния закаленности. Он включал в себя и специальные закаливающие процедуры, и оптимальный микроклимат помещения, и соответствие теплозащитных свойств одежды погодным условиям.

Точкой отсчета научного этапа развития учения о закаливании является 1881г. В этом году была опубликована диссертация русского врача А. Назарова «О значении для животного организма искусственно вызванных колебаний температуры»(22). В ней были изложены результаты экспериментального изучения физиологических механизмов закаливания. Теоретическое и практическое значение исследований Назарова в том, что он впервые научно доказал возможность повышения устойчивости организма к холоду в результате повторных холодовых воздействий.

Исследования А. Назарова явились стимулом к развертыванию широкого фронта работ по изучению физиологических механизмов закаливания. В этот период работал блестящий русский физиолог И. Тарханов, перу которого принадлежит книга «О закаливании человеческого организма». Он был и неутомимым пропагандистом закаливания.

Конец прошлого века характеризуется повышенным вниманием к закаливанию детей. Основоположником закаливания детей грудного возраста был Г. Сперанский. Его книга «О закаливании детского организма»(1910) была первой в России, посвященной данному вопросу. Прогрессивные русские врачи и педагоги- энтузиасты закаливания предпринимали в это время энергичные попытки по внедрению закаливания в быт детей.

Вместе с тем, следует констатировать, что несмотря на энтузиазм передовых русских ученых, в царской России закаливание не получило широкого развития. Их инициатива не находила поддержки. Царское правительство не проявляло заботы ни о здоровье широких народных масс, ни о физическом воспитании детей.

В настоящее время исследования по физиологии человека - неотъемлемая часть программ, направленных на решение важнейших медицинских и социально-экономических задач; они неразрывно связаны с комплексом работ в области совершенствования общественных отношений,

формирования личности человека, развития социалистического образа жизни.

Следует отметить, что разработка теоретических и практических вопросов закаливания - заслуга главным образом нашей отечественной науки.

Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при их резких колебаниях.

В основе закаливания лежат процессы образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закалённый человек способен легче переносить любые отрицательные воздействие окружающей среды. Известно, что закаливание создаёт возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.

Закаливание лучше начинать с самого раннего возраста. Вот почему оно является непременной составной частью работы детского дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей. При проведении закаливания необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности терморегуляции организма ребёнка.

Терморегуляция – это сложнейший физиологический процесс, состоящий из физического и химического воздействий на организм человека под управлением коры больших полушарий мозга.

Химическую терморегуляцию составляет совокупность физиологических процессов, обусловливающих интенсивность обмена веществ в организме и, следовательно, образование тепла. Под влиянием резких смен температуры, влажности и скорости движения воздуха повышается обмен веществ, возрастает продукция тепла и, тем самым, организм спасается от переохлаждения. Наоборот, при воздействии высоких температур и других

факторов, могущих повести к перегреву организма, обмен веществ понижается, и выработка тепла уменьшается.

Цель закаливания состоит в том, что бы приучить организм ребёнка давать

быструю чёткую реакцию на изменение метеорологических раздражителей.

Наибольший удельный вес заболеваемости детей дошкольного возраста составляют болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, грипп. В учреждениях, где закаливающие процедуры проводятся комплексно в течение всего года, дети меньше подвержены этим заболеваниям. В результате систематического воздействия закаливающих процедур увеличивается скорость ответных реакций: сужение или расширение кожных капилляров, совершенствуются безусловные рефлексы, повышается тонус скелетных мышц, вырабатывается общая защитная реакция организма подобно тому, как при специфической профилактике появляется иммунитет к тому или иному инфекционному заболеванию.

Организация закаливающих процедур в д/с требует от дошкольных работников четкого выполнения правил:

1. В режиме дня каждой возрастной группы для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определенное время.

2. В начале учебного года на первом педагогическом совещании должен быть обсужден вопрос о проведении закаливающих процедур во всех деталях.

3. Закаливающие процедуры назначаются врачом при участии заведующей детским учреждением с учётом состояние здоровья и физического развития ребенка, его индивидуальных особенностей, условий жизни дома.

4. Закаливание проводится в течение всего года с учётом климата, сезона и погоды.

Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце. Закаливающие процедуры могут быть общими и местными. При местных процедурах воздействуют на какую- нибудь ограниченную часть кожной поверхности тела, например, только на руки, ноги, лицо, шею. При общих процедурах одновременному воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела. Хотя местные закаливающие процедуры действуют слабее, чем общие, они также вызывают ответную реакцию всего организма. Так, например,

обливание стоп прохладной водой сопровождается изменением температуры

кожи не только на участках непосредственного действия воды (на стопу), но и на отдаленных участках тела- на носу, на лбу, на руках. Это объясняется рефлекторным изменением тонуса всей сосудистой сети, одновременно меняется величина давления крови в артериях, частота пульса, объем вентиляции легких, потребление кислорода и выделение углекислого газа при дыхании.

Положительный эффект закаливания детей может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных принципов:

1. Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.

2. Постепенность увеличения силы раздражителя.

3. Систематичность и постоянство закаливания.

4. Учет эмоционального состояния ребенка в момент закаливающей процедуры.

5.Комплексное использование всех средств закаливания.

Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.

Выбирая закаливающие воздействия на ребенка, следует учитывать его индивидуальные особенности: состояние здоровья,

физическое и психическое развитие, поведение и реакции на окружающие условия. При оценке состояния ребёнка учитываются особенности его жизни с первых дней после рождения, перенесённые заболевания, соответствие физического и психического развития возрасту, правильность вскармливания на первом году жизни и питания в последние годы. Конкретные условия быта, окружающей обстановки, в которой повседневно находится ребёнок, имеют не менее важное значение для правильного суждения о возможных его реакциях на закаливание.

Как показали специальные исследования, закаливание проходит быстрее и эффективнее у здоровых, правильно развивающихся детей, обладающих чертами сильного и уравновешенного типа высшей нервной деятельности.

К закаливанию детей, часто болеющих, ослабленных, надо подходить очень

осторожно: внимательно наблюдать за характером ответных реакций ребёнка, постоянно консультироваться с педиатром. Но ни в коем случае нельзя вообще лишать ослабленного ребёнка закаливания, так как именно ему оно, прежде всего, необходимо для закаливания.

Закаливающие процедуры, помимо повышения сопротивляемости к холоду, способствуют улучшению регулирующей функции коры головного мозга. Преобладание процессов возбуждения в центральной нервной системе сопровождается повышенной тратой энергии, быстрой утомляемостью, что ведёт к истощению нервной системы и отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Поэтому тем детям, которые проводят время бодрствования преимущественно в подвижных играх, не выдерживают спокойных занятий, особенно возбуждаются перед сном и плохо спят, закаливание возбуждающими процедурами (прохладных душ, общее обливание) противопоказано и может принести лишь вред, для них полезны только успокаивающие процедуры, например обтирание, теплая ванна перед сном.

Выбирая закаливающие процедуры для ребенка, воспитывающегося в детском коллективе, необходимо также учитывать домашние условия, в которых он живет: температуру воздуха, режим проветривания комнаты и т. д. Не каждому ребенку, поступающему в детский сад, можно сразу назначать весь комплекс закаливания.

Постепенность закаливания.

Любое закаливающее влияние может принести положительный результат лишь в том случае, если сила действия принимаемого фактора(воздуха, воды, солнечной радиации) будет увеличиваться постепенно. Такое увеличение

силы раздражающего воздействия особенно важно для детей раннего возраста и ослабленных. Скорость перехода от слабых воздействий к более сильным определяется состоянием каждого ребенка, индивидуальной особенностью его реакции на данное раздражение.

В начале закаливания каждая процедура сопровождается непосредственными ответными изменениями со стороны

сердечно- сосудистой и дыхательной систем. По мере повторения одних и тех же воздействий эта реакция ослабевает и через несколько дней совсем угасает.

В каждом отдельном случае выбирают среднее между чрезмерно сильным и чрезмерно слабым воздействием. О правильности выбора судят по ответной реакции органов кровообращения и дыхания - должно быть кратковременное, непосредственно за процедурой следующее учащение и углубление дыхания, и ощутимое учащение пульса.

Систематичность и постоянство закаливания.

Рефлекторная сущность закаливания объясняет необходимость систематического и постоянного повторение соответствующих воздействий. Систематическое повторение закаливающих процедур должно быть в одно и то же время суток, по возможности в одних и тех же условиях окружающей обстановки. Сохранение однотипности условий и времени необходимо потому, что уже через несколько ежедневных повторений у ребенка вырабатывается условный рефлекс на обстановку.

Прекращение закаливающих воздействий на несколько дней значительно снижает выработанную ранее живость реакции. Если же перерыв увеличивается до 2 недель и более, то закаливание следует начинать вновь от исходной температуры, так как образованные ранее условные связи за такой продолжительный период полностью угасают.

Итак, положительный эффект от закаливания сохраняется только при постоянном повторении процедур. Важно выработать с детства стойкую

привычку к систематическому закаливанию, которая у взрослого перерастает в насущную потребность. Обеспечить постоянное проведение закаливающих процедур во все сезоны года легче в тех случаях, когда эти процедуры не

будут восприниматься как нечто временное, искусственно навязанное, а прочно войдут в режим дня ребенка и органически сольются с обычными мероприятиями, проводимыми в разное время суток.

Закаливающие процедуры нельзя отменять даже в случаях легких заболеваний детей, не сопровождающихся значительным ухудшением их общего состояния. В таких случаях применяют слабодействующую процедуру, меньшей силы раздражители: обливание заменяют обтиранием, вместо общей процедуры проводят местную, используют воду на 2-3 градуса теплее. После выздоровления ребенка вновь снижают температуру воды до конечной.

По мере изменения условий, связанных с сезоном года, выбирают и соответствующие закаливающие процедуры, но не отменяют их совсем.

Учет эмоционального состояния ребенка.

Учет эмоционального состояния ребенка в момент проведения закаливающей процедуры необходим потому, что общая настроенность нервной системы оказывает влияние на эффективность тех или иных воздействий. При бодром, жизнерадостном настроении ребенка регулирующая функция нервной системы улучшается, легче вырабатываются условные связи и общий

положительный эффект закаливания достигается быстрее.

Особенно важно учитывать настроение маленьких детей.

Сложный механизм влияния эмоций на физиологические функции человеческого организма способен изменить уровень обмена веществ, а следовательно, и жизнедеятельность организма.

Отмечено, что бодрое, радостное настроение и различные проявления положительных эмоций сопровождаются улучшением взаимосвязи вегетативных функций, благодаря чему сохраняется нормальное состояние.

Отрицательные эмоции в виде различных проявлений неудовольствия, протеста, страха сопровождаются угнетением адаптационных способностей, в результате человек слабее сопротивляется неблагоприятным влияниям,

чаще заболевает.

Поэтому следует обратить внимание родителей и воспитателей в детских учреждениях на роль эмоционального состояния в общем развитии ребенка и его большое значение для правильной организации не только закаливающих мероприятий, но и всего режима дня в целом. важно использовать все средства закаливания. Различают следующие виды закаливания:

1. Закаливание воздухом.

Воздух является самым привычным постоянно окружающих нас фактором внешней среды. Физические свойства и химический состав воздуха, его ионизация, бактериальная загрязненность оказывают глубокое воздействие на организм. Самый благоприятный микроклимат для детей 3 – 7 лет, когда температура воздуха достигает 18 – 200 , для детей раннего возраста 20 – 220 , относительная влажность 40 – 60% , движение воздуха не более 0,2 м./сек. В таких условиях дети могут находиться в помещение в лёгкой трёхслойной одежде, с обнаженными руками и ногами. Это и будет первый шаг закаливания воздухом.

На прогулке дети должны быть одеты в лёгкой по сезону одежде, и быть в меру активными: расчищать дорожки зимой, кататься на санках, летом работать в огороде и совершать незначительные переходы. В самое жаркое время дня дети должны играть в тени, избегать перегрева. Воздушные ванны в помещении в холодное время года интенсифицируют окислительные процессы, так как увеличивают насыщение крови кислородом.

Воздух всегда находится в движении. Кожные покровы ребенка, подвергаясь воздействию то медленных, то более быстрых обвевающих потоков воздуха, охлаждаются соответственно то в меньшей, то в большей степени, что, в свою очередь, вызывает непрерывную защитную работу

сосудодвигательных механизмов: либо сужение, либо расширение кожных капилляров.

В результате систематической тренировки кожных покровов воздушными

ваннами в организме вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливать кровенаполнение кожи в зависимости от охлаждающего действия внешней среды.

Воздушную ванну полезно сочетать с движениями детей. Местом

проведения воздушной ванны может служить зал или групповая комната. Предварительно помещение часто проветривают. Длительность воздушной ванны должна быть от 3 – 5 до 15 минут в сочетании с подвижной игрой или физическими упражнениями. Первые недели дети должны принимать воздушные ванны в трусах, майках, тапочках. В дальнейшем дети могут оставаться в одних трусах и если пол теплый без обуви. Это укрепляет кожу стопы. Для первых воздушных ванн температура воздуха должна быть 18 градусов для детей дошкольного возраста и 20-22 градуса для детей раннего возраста, и проводятся воздушные ванны в сочетании с массажем и гимнастикой. Температура воздуха на 3- ий день должна быть снижена на 1-2 градуса и доведена до 15-14 градусов для детей 2-7 лет, для детей раннего возраста до 20 градусов. Воздушную ванну лучше проводить во время утреней гимнастики или после утреннего сна. После комнатной воздушной ванны рекомендуется водная процедура.

Сон на воздухе является не только средством оздоровления, но и средством закаливания. Особенно это важно для детей раннего возраста. Групповые помещения должны иметь застекленные спальни-веранды с большой световой площадью и открывающимися фрамугами.

Необходимо правильно одевать детей. На первом году жизни для сна на воздухе ребенку надевают теплую кофточку, ползунки, ноги заворачивают в теплую пеленку или в ватное одеяло и укладывают в ватный мешок. Между

пеленкой и байковым одеялом в области таза ребенка подкладывают клеенку.

Детей старше года одевают в ватные курточки с капюшоном или укладывают в ватные мешки. В тех случаях, когда используют ватные

курточки, ноги ребенка укрываются одеялом.

Сон детей дошкольного возраста проводится в групповых комнатах, необходимо чтобы во время сна были открыты фрамуги или окна. Детям надевают фланелевые пижамы, на голову поверх платка - ватный или шерстяной капюшон, затем укрывают ватным одеялом. После того как все дети легли, открывают окна или несколько фрамуг с одной стороны комнаты, чтобы не создать сквозное движение воздуха. За 10 – 15 минут до подъёма детей окна или фрамуги закрывают, и воздух в помещении довольно быстро нагревается до 16 – 180

Сон на воздухе должен обязательно проводиться в присутствии медицинской сестры в группах раннего возраста и воспитателя в дошкольных группах. После дневного сна зимой полезно провести воздушную ванну.

Лето должно быть широко использовано для воздействия воздуха на организм ребенка. Вся жизнь детей по возможности переводится на воздух.

Кроме прогулок и занятий на воздухе мощным средством закаливания и оздоровления являются свето – воздушные ванны – сочетание воздуха со световыми лучами.

 

Схема проведения воздушных ванн в помещении

Возраст ребенка (в годах) Продолжительность ванн, мин Температура воздуха в помещении Предельная температура воздуха, допускающая сон на воздухе
до 1 года 1-2 2-3 3-4 4-5 5-7 1-5 3-5 4-6 - 22-20 - 19-16 18-15 18-14 - - -

 

2. Закаливание водой

Водные процедуры легко дозировать, в этом их преимущество. Воздействие воды на организм осуществляется в трёх фазах. В первую фазу происходит резкое сужение капилляров, с последующим побледнением кожи, во вторую – расширение кожных сосудов, при этом усиливается приток крови к коже, она розовеет, усиливается выработка тепла в организме. Длительное охлаждение водой может вызвать третью фразу - вторичный спазм сосудов, кожа становится бледной с синюшным оттенком, синеют губы, проявляется озноб. Это показатели нарушения терморегуляции: отдача тепла превышает теплообразование. А на почве охлаждения у детей могут возникнуть заболевания.

Водные закаливающие процедуры могут быть местными и общими. Так как теплопроводность воды почти в 30 раз больше теплопроводности воздуха, следует при закаливании осторожно и постепенно снижать температуру воды. В помещении, где проводятся водные процедуры, температура воздуха должна быть 20-180С в дошкольных группах и 22-200С в группах детей раннего возраста. Перед проведением водных процедур дети не должны охлаждаться. Закаливание надо проводить ежедневно в течении года.

Местные водные процедуры проводятся в виде ножных ванн или обтирания ног, эти процедуры доступны в любых условиях. Начинают закаливание с обливания ног. Это особенно полезно детям, которые часто болеют катаром верхних дыхательных путей. Это хорошая подготовка к обливанию тела или влажному обтиранию.

Самой доступной общей закаливающей процедурой является влажное обтирание тела куском полотна или рукавичкой из мягкой ткани. Для этого приготавливают ведро с водой нужной температуры, рукавички по числу детей, термометр и полотенце. Рукавичку окунают в воду, отжимают и круговыми движениями быстро обтирают детям руки, ноги, грудь, живот и

спину. После обтирания их растирают сухим полотенцем. Вода для

обтираний должна вначале иметь температуру, близкую к температуре тела; для детей раннего возраста температура воды равна 360, для детей

дошкольного возраста-33-340. Через каждые 3-4 дня температура снижается на 10. Температура воды понижается медленно и постепенно и может дойти для детей раннего возраста до 280 и для дошкольников до 26-240. Проводить водные процедуры лучше после дневного сна и после воздушной ванны.

Для детей первого года жизни использование воды в гигиенических целях (умывание, подмывание) одновременно служит закаливающей процедурой. Температура в течение года постепенно снижается от 28 до 20 градусов.

Воспитатели должны разъяснять родителям сущность и значение закаливания и сделать их своими помощниками. Накануне выходных дней воспитатели объявляют родителям температуру воды для обтирания детей дома и напоминают им о необходимости водных процедур в выходные дни.

Если в детском учреждении имеется умывальная комната с постоянной температурой воздуха 200,где оборудован душ, то можно через месяц-полтора после проведения обтирания перейти к обливанию тела ребенка. Обливание можно проводить из лейки. При обливании под душем на головы детей надевают непромокаемые капюшоны. Продолжительность процедуры должна быть короткой, на обливание и обтирания тела ребенка тратится полминуты. в группах с круглосуточным пребыванием детей обливание проводится утром после гимнастики, для остальных детей – после дневного сна и воздушной ванны. Температура воды для обливания должна быть на 1-20выше, чем для обтирания, а для обливания ног или ножных ванн на 1-20ниже.

Чтобы правильно проводить работу по закаливанию организма ребенка, необходимо осуществлять контроль за проведения закаливающих процедур. Основные показатели: общее хорошее состояние ребенка, сон, аппетит,

двигательная активность, нарастание основных антропометрических показателей. Одним из объективных показателей является так же снижение заболеваемости катарами верхних дыхательных путей, бронхитом.

 

Температура воды для влажных обтираний

возраст детей (в годах) начальная зимой летом предельная зимой летом
до1года 1-3 3-5 5-7 36 35 34 33 34 32 32 30 30 28 28 25 26 24 24 22-20

 

Температура воды для обливания ног

возраст (в годах) начальная зимой летом предельная зимой летом
1-3 3-7 36 35-33 33 32 24 22 18 16

3. Закаливание солнечными лучами

В солнечном спектре три вида лучей: видимые или световые, инфракрасные и ультрафиолетовые.

Инфракрасные лучи обладают главным образом тепловым эффектом. Они глубоко проникают в ткани человека, способствуют расширению кровеносных сосудов, учащению ритма сердечных сокращений и дыхания

Сильное воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи солнца, их биологическое действие изучено довольно хорошо. Под влиянием ультрафиолетового облучения стимулируется обмен веществ, активизируется фосфорно - кальциевый обмен, необходимый для процессов формирования костного скелета у ребенка.

Под влиянием ультрафиолетовых лучей улучшаются кровеносные функции организма – повышается количество эритроцитов и гемоглобина. Эти лучи разрушают протоплазму бактерий. Поэтому их бактерицидное действие часто используется для оздоровления помещений.

Следует также учесть, что оконные стекла пропускают такое малое количество лучей, что практически это количество равно нулю. Поэтому возникает необходимость компенсации ультрафиолета искусственным путем, при помощи эритемы люминесцентной лампы (ЭУВ). Ультрафиолетовое излучения лампы обладает способностью вызывать временное покраснение (эритему) кожи человека, переходящее потом в загар.

К специальным оздоровительным и закаливающим процедурам следует отнести свето - воздушные и солнечные ванны на воздухе летом и облучение ультрафиолетовыми лучами от искусственных источников излучения в осеннее - зимний сезон.

Свето – воздушные ванны производят суммарное воздействие на организм – это и рассеянный солнечный свет, и движение окружающего воздуха.

Дети 1-3 лет принимают свето – воздушные ванны в тени при температуре воздуха не ниже 20 градусов.

Дети дошкольного возраста свето – воздушные ванны проводят в первой половине дня с 9 до 12 часов, через 1-1,5 часа после приема пищи, при температуре воздуха в тени не менее 19 градусов, в дальнейшем – и при более низкой температуре 15-16 градусов. Следует учитывать влажность воздуха и силу ветра. Влажный воздух отнимает больше тепла, чем сухой, сильный ветер увеличивает потери тепла.

Солнечные ванны детям первого года жизни не рекомендуются, их следует заменить свето – воздушными ваннами. Солнечные ванны для детей 2-3 лет надо проводить очень осторожно, так как относительно большая поверхность тела у маленьких детей по отношению к весу тела создает

условия для большого поглощения тепла, увеличивает опасность перегрева.

Широко используются солнечные ванны для закаливания детей дошкольного возраста. К проведению солнечных ванн приступают после

недельного курса свето – воздушных ванн. Проводится солнечная ванна в следующем порядке: подготовительная свето – воздушная ванна, солнечная ванна, заключительная свето – воздушная ванна, водная процедура, отдых в тени.

Для приема солнечных ванн дети укладываются на раскладные кроватки с твердым покрытием или на лист фанеры, каждому ребенку постилается простынка, на голову одевается белая панама. Дети ложатся ногами к солнцу. Для равномерно облучения всей кожи дети по указанию воспитателя поворачиваются. Солнечные ванны можно проводить во время спокойной игры, но и при этом надо следить, чтобы все тело освещалось равномерно.

Солнечные ванны, их продолжительность назначаются врачом дошкольного учреждения с учетом состояния здоровья каждого ребенка. При температуре воздуха более 30 градусов ванну отменяют из-за опасности перегрева

Курс солнечных ванн за лето должен быть не более двадцати. Если из-за непогоды курс ванн прерывается, то возобновить их надо не с последней.

При проведении солнечных ванн необходимо следить за состоянием кожи, потоотделением, общим состоянием каждого ребенка. Если у ребенка появилась головная боль, вялость, плохой аппетит и сон, следует сделать перерыв или сократить продолжительность процедур.

Для проведения свето – воздушных и солнечных ванн на участке дошкольного учреждения следует выделить площадку. Она должна быть открыта для солнечных лучей и защищена от сильного ветра. На площадке должно быть несколько тенистых деревьев или нужно устроить деревянный навес, открытый с боков для воздуха, можно натянуть полотняные тенты, где будут проводиться свето-воздушные ванны и где дети могут раздеваться.

Недостаток ультрафиолета может быть компенсирован организацией коллективного облучения детей ртутно-кварцевыми лампами. Ртутно- кварцевая лампа устанавливается вертикально в центре комнаты. Вокруг лампы на расстоянии 1 м. размещаются 12-15 детей в трусиках, на всех- защитные очки. Сначала облучается передняя часть тела, затем дети поворачиваются спиной. Они могут стоять или сидеть на стульчиках.

Чтобы правильно проводить работу по закаливанию организма ребенка, необходимо осуществлять контроль за проведениям закаливающих процедур.

Основные показатели: общее хорошее состояние ребенка, сон, аппетит, двигательная активность. Одним из объективных показателей является также снижение заболеваемости катарами верхних дыхательных путей, бронхитом, тонзиллитом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.069 с.)