Формирование системы советского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование системы советского права



После октябрьских событий 1917 г. система права предшествующего периода была сломана. В течение короткого времени были созданы новые источники права, применены новые методы правового регулирования. Система источников права, сложившаяся в первые месяцы существования советской власти, имела принципиально новый характер. Несмотря на активное правотворчество, законодатель не мог охватить все общественные отношения. В силу этого нормативно-правовой акт не мог играть решающей роли в качестве источника права. В системе источников права на первый план вышло революционное правосознание. На местном уровне в качестве источника права выступал также правовой обычай. В области регулирования общественных отношений наравне с актами государственных органов большое значение имели и акты профсоюзных и партийных органов, хотя по своей природе они не являлись правовыми.

В связи с предполагаемым переходом к коммунизму ставилась под сомнение сама необходимость существования гражданского права. Количество гражданско-правовых правоотношений резко сократилось. Все больший круг имущественных отношений регулировался административным правом. Были подвергнуты пересмотру основные институты: вещное, обязательственное, наследственное. В отношениях собственности доминирующую роль играло государство. В собственность государства перешли земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности, транспорта и финансов. Национализация охватила и сферу жилья. По отношению к объектам государственной собственности запрещались всякого рода сделки: купля-продажа, аренда, залог, дарение. Государство признавало и защищало такую частную соб­ственность граждан, которая была основана на личном труде. Сокращались договорные отношения, так как отношения на национализированных предприятиях регулировались ад­министративно-правовыми методами.

27 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «Об отмене насле­дования», по которому отменялись наследование и по закону, и по завещанию. После смерти владельца принадлежавшее ему движимое и недвижимое имущество становилось государствен­ным достоянием. Имущество, не превышавшее 10 тыс. руб., поступало родственникам умершего в виде меры социального обеспечения.

Декрет ВЦИК от 20 мая 1918 г. запретил дарение и иное безвозмездное предоставление имущества на сумму свыше 10 тыс. руб. Произошло сокращение торгового оборота. Денежные от­ношения вытеснялись натуральным продуктообменом.

Семейное право превратилось в самостоятельную отрасль права. Усилился административный характер регулирования брачно-семейных отношений. В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака ». Декретами узаконивалась только гражданская форма брака, церковный брак объявлялся част­ным делом брачующихся. Устанавливались принципы добро­вольности и равноправия вступления в брак. Отменялись прежние ограничения на вступление в брак: со­гласие родителей, начальства, различное вероисповедание и др. Вводился следующий брачный возраст: 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Устанавливалась свобода развода. Внебрач­ные дети уравнивались в правах и обязанностях с рожденными в браке.

16 сентября 1918 г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он стал первым кодексом в истории советского права. В кодексе получили развитие принципиальные положения де­кабрьских декретов. Устанавливался брачный возраст для мужчин – 18 лет, для женщин – 16 лет. Основанием для брака было обоюдное согласие супругов. Отменялся принцип общности имущества супругов и вводился принцип раздельности имущества супру­гов, родителей и детей. Воспитание детей рассматривалось как общественная обязанность родителей, и, если они не выпол­няли данную обязанность, суду предоставлялись полномочия лишить их родительских прав. Запрещалось усыновление.

Трудовое право стало формироваться как самостоятель­ная отрасль системы права. Ранее трудовые отношения регла­ментировались гражданским законодательством. 29 октября 1917 г. было принято постановление правитель­ства «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени». Рабочее время в течение недели не должно было превышать 46 часов. В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай бо­лезни. Создавались биржи труда. В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР, разработанный Наркоматом труда и ВЦСПС. Кодекс содержал 137 статей, сведенных в девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предостав­ления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении производительности труда, об охране труда. Действие кодекса распространялось на всех лиц, работаю­щих по найму как на государственных, так и на частных пред­приятиях. Закреплялась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет. В кодексе устанавливались нормы труда и отдыха, вводились льготы для подростков и женщин. Большая роль в регулировании оплаты труда, найма, увольнения и отдыха отводилась профсоюзам. В условиях гражданской войны многие позитивные положения трудового законодательства не были реализованы на практике.

Уголовное право на первых порах не имело единого закона. Его нормы содержались в различных декретах. Первым актом новой власти в области уголовного права было постановление II Всероссийского съезда советов «Об отмене смертной казни». Однако на практике это постановление не действовало. 28 ноября 1917 г. Наркомюст опубликовал «Руководство для устройства революционных трибуналов». Оно содержало первый перечень наказаний, которые эти суды могли применять. Более полно виды наказаний были перечислены в инструкции НКЮ «О революционных трибуналах» от 19 декабря 1917 г. 2 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие на­чала по уголовному праву РСФСР, где были подведены некоторые итоги двухлетнего опыта советской власти, сделана первая попытка систематизации уголовного законодательства. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном право­судии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.Под правом законодатель понимал систему (порядок) общественных отношений, соответствующую интересам господствующего класса. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответ­ственность наступала с 14 лет. Наказание определялось как мера принудительного воз­действия, посредством которой власть обеспечивает сохране­ние данного порядка общественных отношений от преступ­ников. Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, от­странение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принуди­тельные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

При определении меры наказания суд учитывал: социаль­ное положение преступника, политический или личный ха­рактер мотивов преступления, степень осознания преступни­ком своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также дру­гие обстоятельства. Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении, как ее граждан, так и иностранцев, со­вершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.

10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях ВЦИК» Конституция вступила в действие. Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого на­рода.

II. Общие положения Конституции РСФСР.

III. Конструкция Советской власти.

IV. Активное и пассивное избирательное право.

V. Бюджетное право.

VI. О гербе и флаге РСФСР.

Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политиче­скую основу государства — система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.

Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), субъектами Федера­ции были национальные республики. Предусматривалось так­же создание областных союзов, состоявших из нескольких на­циональных областей, входивших в РСФСР на началах федерации.

Третий раздел Конституции закреплял систему органов, власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Все­российский съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — избираемый им Все­российский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядитель­ным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Прави­тельство РСФСР — Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, воз­главляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями. Органами власти на местах являлись областные, губерн­ские, уездные и волостные съезды советов, городские и сельские советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Таким образом, гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн. человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др. Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в советы. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские советы. Делегаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Правом избирать и быть избранными в советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т.д. Рабочие имели преимущество при выборах пред крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата.

 

Создание советской судебной системы (1917–1918 гг.)

Формирование новой судебной системы началосьс Декретом о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864г.: окружные и судебные, правительствующий Сенат, военные, морские и коммерческие суды. Ликвидировались прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей. На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли любые лица, пользовавшиеся гражданскими правами. В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей. Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.

15 февраля 1918 г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции – окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение, как о факте преступле­ния, так и о мере наказания. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, из­бираемые местными советами.

Создавались коллегии правозаступников, членыкоторыхподдерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В суде допускалось судоговорение на местных языках. Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обсто­ятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по дек­рету допускался только кассационный порядок.

13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде № 3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали советы местных на­родных судей, сформированные из постоянных судей ниже­стоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.

В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда — народный суд, со­стоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.

Защита и обвинение были возложены на коллегии при Уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные ко­миссии, милиция или сами судьи.

Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Процесс образования революционных трибуналов опрежал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.

С созданием местных судов и в соответствии с Декретом от 4 мая 1918 г. «О революционных трибуналах» трибуналы освобождались от многих уголовных дел и должны были вить свои усилия на борьбу с контрреволюционными преступлениями. В июне 1918 г. при ВЦИК учреждается Кассационный отдел, который рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов. В 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы.

Государственный аппарат России в годы граждан­ской войны

 

В годы гражданской войны продолжали созываться Все­российские съезды советов. Состоялись VI, VII и VIII съезды в ноябре 1918 г., в декабре 1919 г. и в декабре 1920 г. соответ­ственно. В перерывах между съездами Советов высшим орга­ном власти являлся ВЦИК. В декабре 1919 г. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК. Каждые два месяца созывались плановые сессии. По мере необходимости по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК могли созываться чрезвычайные сессии. С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и ха­рактер деятельности его Президиума: он был наделен правом руководить заседаниями ВЦИК, наблюдать за выполнением его постановлений, назначать наркомов, инструктировать центральные и местные органы, отменять постановления СНК и др. В декабре 1920 г. Президиум ВЦИК был наделен законо­дательными полномочиями.

Другим высшим органом государственного управления стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО}, сосредото­чивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. Состав СРКО включал: председателя Революционного во­енного совета республики, председателя ВЦИК, наркома пу­тей сообщения, председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии и заместителя наркома продо­вольствия. В своей деятельности СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполномоченных на местах. Перед СРКО ставились следующие задачи: мобилизация, вооружение, продовольственное снабжение и оперативное ру­ководство армией.

В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО), действовавший на правах комиссии при СНК. Возглавлял Совет председатель Правительства РСФСР.

9 апреля 1919 г. ВЦИК было принято Положение о го­сударственном контроле. В соответствии с декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). РКИ выполняла следующие функции: наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяй­ственных органах и др. РКИ основывалась на принципах вы­борности ее членов и на местах опиралась на ячейки содейст­вия РКИ. В 1923 г. была произведена реорганизация РКИ: ее органы были объединены с органами Центральной контрольной комис­сии (ЦКК) партии. Таким образом, партийная контрольная ко­миссия получила возможность осуществлять через РКИ прямой контроль за деятельностью государственной администрации.

Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны Коммунистической партии. Резолюцией «О советском строительстве», принятой VIII съездом Советов, определялась организационная структу­ра губернских и уездных исполкомов, при которых создавались отделы: управления, военный, юстиции, труда и социальною обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, фи­нансов, земледелия, продовольствия и др. В 1920 г. ВЦИК принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав тем са­мым низовое звено советской системы.

Наряду с конституционными органами власти на местах возникали чрезвычайные органы — революционные комитеты (ревкомы). Ревкомы образовывались для организации обороны и поддержания «революционного порядка». В соответствии с положением «О революционных комитетах», принятым ВЦИК 24 октября 1919 г., они могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и п тылу. Им принадлежала вся полнота власти на местах. В задачи ревкомов входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизации. Ревкомы наделялись правами реквизиций иму­щества, принудительного выселения, расквартирования воин­ских частей, а также другими чрезвычайными правами.

Вооруженные силы были главным органом государства в его защите от внешних и внутренних врагов. Формирование Красной Армии началось с реформирования старой армии. В декабре 1917 г. СНК были приняты декреты «О выборном начале организации власти в армии» и «Об урав­нении всех военнослужащих в правах». В соответствии с ними отменялись воинские чины, звания, знаки различия и преиму­щества. Командиры стал и избираться на общих собраниях частей, а командиры выше полкового уровня — на съездах соеди­нений или совещаниях комитетов соединений.

Рабоче-Крестьянская Красная Армия была создана декретом СНК в январе 1918 г. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых коми­тетов, партийных и профсоюзных организаций. Постановление ВЦИК «О порядке замещения должностей в Рабоче–Крестьянской Красной Армии», изданное в апреле 1918 г., изменило порядок формирования армии. Принцип до­бровольности сменил принцип всеобщей воинской повинности, от выборов командиров перешли к их назначению. В мае 1918 г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской повин­ности, впоследствии это положение было закреплено в Конс­титуции. 2 сентября 1918 г. для осуществления руководства всеми вооруженными силами страны постановлением ВЦИК был образован Революционный военный совет республики — Рев­военсовет.

 

Судебная реформа 1922 г.

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судо­устройстве РСФСР, положившее начало новой судебной ре­форме. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:

– народный суд в составе постоянного народного судьи;

– народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

– губернский суд;

– Верховный суд РСФСР и его коллегии.

Параллельно с единой системой народных судов РСФСРдействовали специальные суды: военные трибуналы, воен­но-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных су­дов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях. Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов первой инстанцией — по делам об особо опасных преступле­ниях. Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустрой­ства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний про­летарской революции, рабоче-крестьянской власти и право­порядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революцион­ные трибуналы, сокращалось количество военно-транспорт­ных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуна­лы в нескольких городах страны. Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судеб­ных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

 

Реформирование системы правоохранительных органов в 1920–е гг.

25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; непосредственное на­блюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ; поддержка обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры — Государственная прокуратура. Прокурором республики являл­ся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назна­чал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокуратура автономных республик была подчи­нена и подотчетна Прокурору РСФСР. При трибуналах состо­яли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики. Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений нарко­матов и иных центральных ведомств, опротестовывать их ре­шения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельно­стью прокуроров на местах.

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП (б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Постановле­ние об упразднении ВЧК было принято IX Всероссийским съездом советов. Во исполнение решения съезда Советов ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее мест­ные органы. Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государст­венное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы: в автономных республиках — при ЦИК автономных республик, в губерниях — при губисполкомах. В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволю­цией на транспорте.

Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на рас­крытии политических и антигосударственных преступлений. На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскры­тию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осу­ществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались про­цессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре. Впервые в Советской России создавалась профессиональная адвокатура. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. В соответствии со ст. 8 Положения о судоуст­ройстве РСФСР в задачи адвокатуры входили оказание юри­дической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922 г. были утверждены Положение о нотариате и Положение об арбитражных комиссиях. В соответствии с этими нормативными актами на нотариат возлагалась работа по ре­гистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмот­рение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

 

Образование СССР

Образование СССР определялось следующими причинами:

необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного вой­нами народного хозяйства и осуществления нэпа;

— объединение республик обеспечивало бы их независи­мость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономиче­ской предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномоч­ных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистиче­ской Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образо­вании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Совет­ских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съез­де И.В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР. Первыми председателями ЦИК СССР были избраны пред­седатели ЦИК союзных республик: М.И. Калинин, Г.И. Пет­ровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР. Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В.И. Ленин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные респуб­лики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами. На первом этапе развития Союза ССР происходило на­ционально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав РСФСР) и двух самостоятельных государств — Хорезмской и Бухарской народных советских республик.

Конституция СССР 1924 г. — это первая союзная Конс­титуция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и еди­ногласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР. КонституцияСССР 1924 г. состояла из двух разделов: Дек­ларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.Договор подразделялся на 11 глав, а главы — на 72 статьи. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устрой­ства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное вни­мание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончатель­ного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы — СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добро­вольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного вы­хода из СССР. В Конституции получил отражение националь­ный характер федерации. Основной Закон СССР 1924 г. закрепил федерацию как форму государственного объединения советских республик. Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было свя­зано с образованием Союза ССР и вступлением в действие союзной Конституции 1924 г. Проект Конституции РСФСР обсуждался во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов. Конституция РСФСР была утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Сове­тов 11 мая 1925 г.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и Конс­титуция РСФСР 1925 г. (и другие республиканские Конститу­ции) дополняли друг друга. Часть полномочий РСФСР пере­давалась в ведение союзных органов власти и управления. Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Она закрепила РСФСР как феде­ративное государство с автономными образованиями. В Конс­титуции записано: «РСФСР есть социалистическое государст­во рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации на­циональных советских республик». Также было заявлено, что вся полнота власти принадлежит Советам рабочих, крестьян­ских, казачьих и красноармейских депутатов.

Постановления верховных органов СССР в пределах, указан­ных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компе­тенции Союза, имели обязательную силу на территории РСФСР. Конституция РСФСР закрепляла положение о том, что фаб­рики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транс­порт и средства связи составляют собственность государства. Конституция РСФСР 1925 г. для осуществления руковод­ства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти вводила новые органы — пре­зидиумы исполнительных комитетов местных Советов. Пре­зидиумы избирали исполнительные комитеты. Количество членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиу­мом. Конституция РСФСР 1925 г. в 1937 г. была заменена новой Конс­титуцией.

 

Развитие советского права в 1920-е гг.

 

Развитие права в 1920-е гг. определялось необходимостью урегулирования общественных отношений в новых условиях, условиях окончания гражданской войны, проведения новой экономической политики. Образование СССР привело к появлению общесоюзного правотворчества. Общесоюзные нормы стали важной частью советской системы права. Актуальной задачей являлась систематизация правовых актов. За первые годы советской власти было издано несколько тысяч нормативно-правовых актов. Необходимо было не только обновить, но и упорядочить законодательство. В 1922–1923 гг. была проведена огромная работа по кодификации. Кодексы РСФСР послужили образцом для других советских республик. В них также были приняты аналогичные по содержанию кодифицированные законодательные акты. Кодификация законодательства диктовалась несколькими причинами: перехода к новым общественным отношениям, необходимостью обновления законодательства, бессистемностью и разрозненностью действовавших декретов, необходимостью устранения противоречий и пробелов в праве. В течение 1922–1926 гг были приняты кодексы по основным отраслям права.

Гражданский кодекс РСФСР был принят четвертой сес­сией ВЦИК девятого созыва 31 октября 1922 г. Он состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательствен­ное право и наследственное право. Разделы делились на главы, а главы, в свою очередь, — на статьи. Всего ГК РСФСР 1922 г. содержал 435 статей. В Общей части (ст. 1) ГК закреплялось положение о том, что гражданские права охраняются законом, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с их со­циально-хозяйственным назначением. Объем гражданской правоспособности не зависел от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения. Никто не мог быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе как в случаях и порядке, определенных законом. Правоспособность и дееспособность в полном объеме насту­пали по достижении 18-летнего возраста.

Закон различал следующие виды собственности: государ­ственная, кооперативная и частная. Предпочтение отдавалось первой. Так, земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли находиться только в собственности государства. С отменой частной собст­венности на землю было ликвидировано и деление имущества на движимое и недвижимое. ГК РСФСР ограничивал объем и размеры права частной собственности (круг объектов, которые могли находиться в частной собственности, установление предельного размера и т. д.).

В ГК были предусмотрены основания возникновения п прекращения обязательств. Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств, а также последствия их нарушения. Гражданскому законодательств были известны следующие виды договоров: купли-продажи, мены, дарения, подряда, имущественного найма и др. ГК регламентировал наследование по закону и по завещанию. В сфере наследственного права необходимо выделить положение об ограничении имущества, передаваемого по наследству, в пределах 10 тыс. золотых рублей. 29 января 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР ограничение размера наследования было отменено, однако наследование имущества стало облагаться высоким налогом. Запрещалось завещать иму­щество лицам, которые не являлись наследниками по закону

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. с изменениями и дополнениями действовал до 1964 г.

Развитие гражданского оборота требовало усиления су­дебной зашиты гражданских прав. В январе 1923 г. Наркомюст РСФСР издает Временную инструкцию «Об основных нормах гражданского процесса». 10 июля 1923 г. второй сессией В ЦИК десятого созыва был принят Гражданский процессуальный кодекс, который вводился в действие с 1 сентября 1923 г. ГПК РСФСР 1923 г. состоял из пяти частей, 36 глав и 316 статей. Первая часть содержала основные положения, нормы о представительстве в суде, подсудности, процессуальных сро­ках, о вызовах в суд и др. Вторая часть состояла из норм об исковом производстве. Третья часть была посвящена регулированию особого производства. Четвертая содержала положения об обжаловании и пересмотре решений. Пятая часть ре­гулировала исполнение судебных решений и определений.

Гражданский процесс основывался на принципах устности, гласности, публичности производств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.064 с.)