Принцип системности в стандартизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип системности в стандартизации



О системности в стандартизации и

Системообразующих стандартах

Проблема, рассматриваемая в данной статье, является, если можно так выразиться, центральной в развитии и использовании методологии стандартизации, поскольку системность - важнейший принцип стандартизации. От того, насколько развита и применяется на практике методология, обеспечивающая достаточно полное выполнение требований данного принципа, существенно зависит эффективность этой деятельности.

Сущность проблемы обеспечения системности в

Стандартизации

Продолжая разговор о методологических основах стандартизации, который начат одним из авторов данной статьи на страницах журнала "Стандарты и качество" уже давно [1, 2], необходимо, прежде всего, напомнить о большой социальной значимости этого вида деятельности. Во-первых, следует иметь в виду, что стандартизация - одна из форм проявления объективных экономических законов развития общества, в частности, таких, как закон стоимости и закон повышения производительности труда и, во-вторых, что это проявление стандартизации осуществляется в качестве одного из эффективных средств управления экономикой [3]. Таким образом, стандартизация - объективно обусловленный, непреходящий и к тому же весьма массовый вид деятельности, эффективность которой, естественно, зависит от степени совершенства ее методологии, т.е. от уровня разработки ее теоретических основ.
Общепринятым в настоящее время является определение понятия "стандартизация", данное в ГОСТ Р 1.0-92: "деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач". Упомянутое в определении "упорядочение" осуществляется "посредством (разработки и) установления положений (требований) для всеобщего и многократного применения:". В этих словах и состоит сущность деятельности по стандартизации. А поскольку эта деятельность направлена на "достижение оптимальной степени упорядочения", то и сама она, очевидно, должна быть упорядочена и опираться на достаточно серьезные научно-методические основы. В противном случае не только оптимального, но и элементарного упорядочения она может не дать. Очевидно также, что основой ожидаемого упорядочения от деятельности по стандартизации является системность этой деятельности. Однако это обстоятельство в стандартах, определяющих Государственную систему стандартизации (ГСС), не только не подчеркивается, но вообще умалчивается. Так, среди основных принципов стандартизации принцип системности не упоминается. В то же время актуальность, важность и сложность решения проблемы обеспечения системности в стандартизации не только существуют, но и возрастают с расширением масштабов экономики и соответственно с ростом объема работ по стандартизации.
Реализация принципа системности в стандартизации предполагает выявление и учет взаимосвязей между различными объектами стандартизации при их создании и применении и соответствующими требованиями к этим объектам, а также обеспечение на этой основе согласования взаимосвязанных требований по стандартизации, их рациональной унификации и исключения дублирования требований в различных нормативных документах по стандартизации (НДС). Соблюдение принципа системности предполагает также согласованность в организации работ по стандартизации по времени и последовательности планирования, проведения и реализации результатов взаимосвязанных работ.
Планирование работ по стандартизации в бессистемной постановке осложняет разработку и применение многих стандартов, приводит к несогласованности, а иногда и противоречивости требований различных НДС, к дублированию требований в различных НДС или многочисленным ссылкам на другие НДС, к получению в результате неопределенных по названию и содержанию документов. Часто такие НДС остаются невостребованными из-за неопределенности отражаемых в них объектов стандартизации и требований к ним.
Приведенный в систему фонд НДС на государственном, отраслевом или другом уровне организации экономики позволяет эффективно решать многие организационные и методические проблемы стандартизации. Прежде всего, в этом случае эффективно решаются такие важные вопросы, как анализ и синтез соответствующего фонда при планировании работ по стандартизации и при решении других проблем.
Составители "Указателей государственных стандартов" жалуются на трудности их разработки из-за сложности определения во многих случаях объектов стандартизации и видов требований к ним по наименованиям разрабатываемых и применяемых в настоящее время стандартов. Не меньшие трудности испытывают те, кто пытается найти с помощью Указателя нужные им стандарты.
Необходимо также отметить, что бессистемность в научно-методических основах и соответственно в практике стандартизации закономерно приводит к стихийности и хаотичности их развития. Указанное состояние в отечественной государственной и отраслевой стандартизации, к сожалению, наблюдается достаточно долгое время и есть опасения, что по достижении критических параметров приведет к необратимым негативным последствиям.
Справедливости ради следует отметить, что в 80-е годы, в период интенсивного развития стандартизации в нашей стране, очень модными были разговоры о системности в стандартизации. Создавались так называемые межотраслевые системы (комплексы) стандартов в различных областях и по различным направлениям хозяйственной деятельности. Таких систем (комплексов) стандартов было создано несколько десятков. Однако в силу низкого уровня развития научно-методических основ стандартизации и недостаточного внимания к их развитию, все эти системы и комплексы создавались без должного учета и обоснования актуальности их создания, а также всех необходимых характеристик этих систем.
На это обстоятельство было обращено внимание Госстандарта СССР, и с началом перестройки в журнале "Стандарты и качество" была опубликована информация "Об упорядочении и оптимизации систем стандартов" [4], в которой сообщалось решение Госстандарта об упразднении ряда межотраслевых систем общетехнических и организационно-методических стандартов. В названии указанной информации упоминается слово "оптимизации". Однако при сокращении числа систем (комплексов) стандартов никакой оптимизации не проводилось, да и быть ее не могло, поскольку научно-методические основы для такой процедуры практически отсутствовали. Они и сейчас отсутствуют в стандартах, определяющих ГСС, и в других известных документах.
Для позитивного решения проблемы обеспечения системности в работах по стандартизации и разработки, в частности, методических основ создания новых систем (комплексов) стандартов по актуальным вопросам, необходимо, прежде всего, решить следующие две научно-методические проблемы:
разработать четкую и достаточно полную классификацию объектов стандартизации и видов требований (видов нормативных документов) по стандартизации по их основным признакам;
разработать концепцию о структуре Единой системы требований (системы НД) по стандартизации (ЕСТС) на государственном, отраслевом и других уровнях организации экономики.

 

Краткий анализ основных существующих систем (комплексов) стандартов

Анализ существующих систем (комплексов) стандартов и опыт работы по их созданию показывают, что при формировании таких систем (комплексов) должны разрабатываться соответствующие системообразующие стандарты, которые, как показывают проведенные исследования, должны устанавливать определение и назначение системы, ее структуру, границы, принципы построения и развития. При этом сразу же необходимо отметить, что рациональная структура системы стандартов и ее границы могут быть определены на основе четкого представления о видах, структуре и свойствах объектов стандартизации, охватываемых рассматриваемой системой, и о видах устанавливаемых к ним в данной системе требований по стандартизации.
Учитывая отмеченное, для подтверждения актуальности решения проблемы обеспечения системности в деятельности по стандартизации представляется целесообразным кратко рассмотреть результаты анализа некоторых существующих систем (комплексов) стандартов и их системообразующих стандартов в тех случаях, когда они имеются.
Анализом были охвачены 15 основных существующих систем стандартов, включая и комплекс стандартов, определяющих ГСС, который в Указателе попал почему-то в раздел "Т5. Система документации".
О комплексе стандартов ГСС следует сказать, что системообразующего стандарта на него не существует. Сам комплекс стандартов ГСС является системообразующим для деятельности по стандартизации и в какой-то мере для всей системы стандартов в Российской Федерации. В связи с тем, что системообразующего стандарта нет, судить об обоснованности структуры данного комплекса стандартов не представляется возможным. Однако анализ состава и содержания этого комплекса показывает, что его структура и содержание далеки от совершенства. Одно из доказательств этого утверждения - данная статья.
Виды объектов стандартизации и виды требований по стандартизации, охватываемые комплексом стандартов ГСС и другими анализируемыми системами и комплексами стандартов, представлены в таблице и отражают мнение по этому вопросу авторов данной статьи.
Единая система конструкторской документации (ЕСКД) и Единая система технологической документации (ЕСТД) являются схожими системами. Системообразующие стандарты у этих систем имеются. Однако четкого рассмотрения объектов стандартизации и структур названных систем в этих стандартах не содержится.
Во вводных частях системообразующих стандартов сообщается об "области распространения" стандартов, входящих в эти системы, которая и определяется совокупностью охватываемых объектов стандартизации. Но эта область нигде не раскрывается. Поскольку в устанавливаемых в этих стандартах структурах в виде выделяемых групп стандартов нет четкого разделения видов объектов стандартизации и видов устанавливаемых к ним требований, считать эти структуры рациональными, видимо, нельзя. Принципы построения и развития ЕСКД и ЕСТП в системообразующих стандартах не рассматриваются и не упоминаются.
Система показателей качества продукции под кодовым номером 4 совершенно необоснованно помещена в Указателе 1994 г. в раздел "Т5. Система документации", поскольку видом объекта стандартизации для данной системы стандартов является продукция, а не документация. Системообразующего стандарта данная система не имеет, поэтому увидеть и оценить ее структуру не представляется возможным. В то же время вопрос о целесообразности существования этой системы вызывает серьезные сомнения. Нам представляется, что номенклатура показателей качества продукции того или иного вида должна отражаться в рамках систем (комплексов) или отдельных стандартов общих технических требований к соответствующим видам продукции (см. таблицу).
ГСИ, как и ГСС, системообразующего стандарта не имеет, что следует рассматривать как недостаток этой системы. По указанной причине не представляется возможным судить о рациональности структуры ГСИ и о других ее характеристиках.

Наименование и обозначение системы (комплекса) стандартов Виды объектов стандартизации, охватываемые системой (комплексом) стандартов Виды требований по стандартизации, охватываемые системой (комплексом) стандартов Номер и наименование системообразующего стандарта
Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ, ГОСТ 1.:) Документация (НДС) Процессы выполнения работ по стандартизации Kлассификация Терминология Виды НДС (форма, структура, содержание) Организация (порядок) Правила Системообразующего стандарта нет
Единая система конструкторской документации (ЕСKД, ГОСТ 2.:) Документация Процессы Kлассификация Терминология Обозначения Виды KД и требования к их форме, структуре и содержанию Организация (порядок) Правила ГОСТ 2.001-70 ЕСKД. Общие положения
Единая система технологической документации (ЕСТД, ГОСТ 3.:) Документация Процессы Kлассификация Терминология Виды ТД и требования к их форме, структуре и содержанию Организация (порядок) Правила ГОСТ 3.1001-81 ЕСТД. Общие положения
Система показателей качества продукции (СПKП, ГОСТ 4.:) Продукция Номенклатура показателей качества продукции (классификация) Системообразующего стандарта нет
Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ГОСТ 6.:) Продукция Документация Процессы Kлассификация и кодирование Терминология Kлассификация и кодирование Терминология Правила ГОСТ 6.01.1-87 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения
Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (ГОСТ 7.:) Документация Процессы Системы документации Kлассификация Терминология Требования к форме, структуре и содержанию документов Организация (порядок) Правила Системообразующего стандарта нет
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ, ГОСТ 8.:) Явления и предметы природы Процессы Kлассификация и терминология по единицам физических величин (эталоны физических величин) Kлассификация Терминология Организация (порядок) Правила Методы (методики) и средства измерений Системообразующего стандарта нет
Единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий (ЕСЗKС, ГОСТ 9.:) Продукция Процессы Kлассификация Терминология Общие требования Технические требования Общие требования и методы Технические условия Методы Типовые технологические процессы ГОСТ 9.101-78 ЕСЗKС. Основные положения
Система стандартов безопасности труда (ССБТ, ГОСТ 12.:) Продукция Процессы Kлассификация Терминология Общие технические требования Kлассификация Терминология Организация (порядок) Правила Методы ГОСТ 12.0.001-82 ССБТ. Основные положения
Репрография (ГОСТ 13.:) Продукция Процессы Kлассификация Терминология Типы Основные параметры и размеры Общие технические требования Общие технические условия Технические требования Kлассификация Терминология Организация (порядок) Правила Методы ГОСТ 13.0.001-84 Репрография. Основные положения
Система разработки и постановки продукции на производство (ГОСТ 15.:) Документация Процессы Требования к форме, структуре и содержанию Организация (порядок) ГОСТ 15.000-82 Система разработки и постановки продукции на производство
Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов (ГОСТ 17.:) Предметы и явления природы Продукция (промышленные и сельскохозяйственные объекты) Документация Процессы Kлассификация Терминология Параметры (нормы) Общие технические требования Требования Требования к форме, структуре и содержанию Организация (порядок) Правила Методы ГОСТ 17.0.0.01-76 Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения
Единая система программной документации (ЕСПД, ГОСТ 19.:) Документация для вычислительных машин Процессы Kлассификация Терминология Требования к форме, структуре и содержанию Правила ГОСТ 19.001-77 ЕСПД. Общие положения
Обеспечение износостойкости изделий (ГОСТ 23.:) Процессы испытаний Методы Системообразующего стандарта нет
Kомплекс стандартов в области астрономии (ГОСТ 25645.:) Предметы и явления природы Процессы расчета и моделирования Kлассификация Терминология Методы (методики) Системообразующего стандарта нет


ЕСЗКС системообразующий стандарт имеет, однако понятие структуры системы трактуется в нем неопределенно. Среди перечисляемых видов объектов стандартизации ни одного действительного вида объектов стандартизации не называется. Перечисляемые вместо объектов стандартизации виды требований по стандартизации во многих случаях именуются неопределенно, например, в виде непонятно что отражающих "общих требований". На такой исходной основе нельзя серьезно говорить о какой-то четкой и определенной структуре данной системы и ее границах. Нам представляется нецелесообразным создание столь разнородной по видам объектов стандартизации и предъявляемых к ним видов требований по стандартизации системы стандартов.
Один из показательных примеров создания системы стандартов в определенной области - ССБТ. Однако этому примеру, как и многим другим случаям создания систем или комплексов стандартов, присущ ряд серьезных методологических недостатков, которые снижают эффективность этой системы. Вот некоторые из них. Проблемы начинаются с вводной части системообразующего стандарта, которая теперь в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92 называется "Область применения". Содержание основного абзаца этой вводной части следующее: "Настоящий стандарт устанавливает цели, задачи и структуру Системы стандартов безопасности труда (далее ССБТ), а также объекты стандартизации". Во-первых, задачи в стандартах, в том числе и подобного вида, не могут и не должны устанавливаться, поскольку под задачей понимается "желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный (заданный) интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата"[5]. Т. е. задачи могут ставиться в плановых документах, в приказах и подобных им документах. К тому же следует добавить, что в данном стандарте ни целей, ни задач не содержится ни в указанном, ни в каком-либо другом смысле. Единственным уместным словом в данной вводной части является "структура", а объекты стандартизации, охватываемые данной системой, и предопределяют в основной своей части эту самую структуру.
В системообразующем стандарте имеется раздел "3. Объекты стандартизации". Однако в перечислениях из 16 пунктов ни одного действительного вида объектов стандартизации не называется, а в вводной части пункта, в котором перечисляются так называемые "объекты стандартизации", сказано, что "объектами стандартизации ССБТ являются правила, нормы и требования, направленные на обеспечение безопасности труда...", что явно не соответствует действительности.
Непоследовательность и нечеткость в определении структуры и границ ССБТ проявляется также в положениях о том, что, с одной стороны, указывается, что требования, устанавливаемые стандартами ССБТ, должны быть учтены в стандартах, технических условиях и нормативно-технической документации на продукцию, а с другой, - в структуре выделяются подсистемы требований по безопасности к производственному оборудованию и к средствам защиты работающих. Очевидно, что производственное оборудование и средства защиты относятся к продукции. В связи с этим получается, что часть требований по безопасности продукции входит в ССБТ, а большая ее часть, т.е. требования ко всей остальной продукции, не входит. При этом, поскольку "производственное оборудование" нигде не определяется, остается неясным, где проходит граница между ним и остальными видами продукции.
Непонятно также в этом смысле соотношение между методами контроля выполнения требований безопасности, входящих в различные подсистемы ССБТ.
Весьма важной на современном этапе является Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, ее кодовый номер 17, и у нее есть системообразующий стандарт. Однако неопределенность структуры и содержания этого стандарта, как и системы в целом, начинается с весьма неопределенного содержания его вводной части, которая сформулирована следующим образом: "Настоящий стандарт устанавливает основные положения системы стандартов, направленных на охрану природы и улучшение природных ресурсов (далее ССОП)". Вместо четкого указания видов объектов стандартизации, охватываемых ССОП, в системообразующем стандарте приводится казуистическая фраза: "В зависимости от характера стандартизуемого объекта стандарты ССОП подразделяются на виды, указанные в табл. 2", а в таблице приводятся такие виды стандартов, как "основные положения", "термины", "классификация", "показатели качества природных сред", "правила", "методы", "требования" и "прочие стандарты".
Во-первых, следует отметить, что стандарты делятся на виды в зависимости не от характера стандартизуемого объекта, а от вида устанавливаемых в них требований. А, во-вторых, такая таблица ничего не дает для четкого определения структуры и границ ССОП. Видимо, именно поэтому по наименованию и содержанию некоторых стандартов ССОП нельзя определить ни объекта стандартизации для данного стандарта, ни вида устанавливаемых к нему требований. Вот один из характерных примеров. Вначале напомним, что в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92 в наименовании стандарта, в его заголовке, указывается объект стандартизации, а в подзаголовке - вид устанавливаемых к нему требований. Итак, например, ГОСТ 17.1.3.13-86 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения", а в вводной части этого стандарта сказано: "Настоящий стандарт распространяется на поверхностные воды и устанавливает общие требования к охране их от загрязнения".
Поверхностные воды могут быть, конечно, объектом стандартизации, но только с точки зрения их классификации и терминологии. Никаких других требований к объектам (предметам) и явлениям природы задавать нельзя, поскольку это не имеет смысла. Очевидно, что в данном стандарте объектом стандартизации могут и должны быть либо продукция (промышленные или сельскохозяйственные объекты), либо процессы, которые способны оказывать экологическое воздействие на поверхностные воды. К ним и необходимо устанавливать соответствующие требования.
Таким образом, анализ некоторых из основных действующих в настоящее время систем (комплексов) стандартов позволяет констатировать, что многие из них создавались и развивались без достаточно серьезного исследования и обоснования таких характеристик этих систем (комплексов), как назначение, структура, границы, принципы построения и развития, и без разработки соответствующих системообразующих стандартов. Естественно, что качество и эффективность таких систем от этого существенно снижаются. И не случайно поэтому в 1986 г. решением Госстандарта многие из таких систем (комплексов) были упразднены [4]. В то же время анализ системообразующих стандартов некоторых действующих систем (комплексов) стандартов, приведенных в таблице, свидетельствует о неудовлетворительном научно-методическом уровне этих стандартов, не соответствующем современным требованиям, что также негативно отражается на качестве и эффективности этих систем (комплексов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.007 с.)