Основы работы с книгой и культура чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы работы с книгой и культура чтения



В процессе обучения в вузе важнейшей задачей стоящей перед студентом является формирование культуры чтения. Это выступает основанием его самосовершенствования и непрерывного образования. Культура чтения – это знания, умения, навыки, необходимые для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений печати. Их приобретение необходимо для того, чтобы стать квалифицированным читателем.

Недостаточно читать много, необходимо осознано и умело выбирать литературу для чтения.

«Только истинно хорошие книги стоят того, чтобы их читали; питать свой ум многими книгами без всякого выбора – значит лишить его собственной силы полёта и даже совсем губить его». (Ф.Петрарка)

Культура чтения – это сложное явление. От элементарного навыка пользоваться закладкой до творческого чтения, когда читатель становится «соавтором» автора. Культура чтения – это комплекс навыков в работе с книгой, включающий:

- осознанный выбор тематики чтения;

- ориентировку в источниках, прежде всего в системе библиографических пособий и библиотечных каталогов;

- систематичность и последовательность чтения, выбор конкретной книги;

- умение ориентироваться в книге с целью максимального усвоения и глубокого понимания прочитанного;

- умение использовать и применять на практике полученные из литературы информацию;

- владение техническими приёмами, обеспечивающими закрепление и использование прочитанного (выписки, конспекты и т.д.);

- умение бережно обращаться с книгой и периодикой;

- умение работать в библиотеках и библиотечных каталогах;

- соблюдение основных гигиенических, физиологических и психологических правил работы с книгой;

- рациональная организация процесса чтения, умение читать гибко, варьируя процесс чтения и приёмы работы с книгой или статьёй.

Культура чтения включает знание места книги, газеты, журнала среди других каналов массовой информации в современном мире, их особенностей по сравнению с радио, телевидением, интернетом, кино, специфики различных видов изданий, публикаций разного типа и жанра. От этого зависит правильный выбор произведения печати, умение сопоставить информацию, полученную из разных источников, экономия времени и сил.

Культура чтения это:

1. чёткое осознание целей чтения, долговременных и «сиюминутных»;

2. умение правильно выбрать для чтения нужную литературу, оперативно разыскать её, быстро и эффективно работать с ней;

3. глубокое проникновение в суть книги или статьи, каким бы трудным и бездонным ни был текст;

4. мобилизация разума, эмоций, воображения читателя;

5. полноценное читательское общение, способствующее лучшему пониманию прочитанного.

Один из важнейших компонентов культуры чтения – библиотечно-библиографическая грамотность: знать правила пользования библиотеками, уметь ориентироваться в их фонде, выбрать нужное издание с помощью каталога, регулярно следить за новыми поступлениями в интересующей читателя области, пользоваться справочными материалами и т.д.

Культура чтения художественного произведения, научной, технической, научно-популярной, философской книги во многом различна. Так. Если при чтении специальной книги и периодики на первый план выступают организаторские навыки, то чтение художественной литературы – прозы, поэзии – требует ещё и полноценного эмоционального развития личности читателя, любви к родному языку, умения чувствовать слово и «что за словом», сопереживать, наслаждаться стилем автора, самим процессом чтения.

Скорость чтения зависит от возраста, образования, психофизиологического типа человека и от цели чтения.

Текст – это объект восприятия и познания заложенной в нём содержательной информации. Головной мозг – перерабатывающее и управляющее устройство.

Существует пять основных способа чтения.

1. углублённое чтение;

2. собственно быстрое чтение;

3. выборочное чтение;

4. чтение-просмотр;

5. чтение-сканирование.

Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определённый режим чтения в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени. Быстрое чтение вовсе не универсальный метод получения смысловой информации, и имеет свои психофизиологические границы применения.

Углублённое чтение – это чтение аналитическое, критическое, творческое. Этот способ чтения считается лучшим при учении учебных дисциплин, и в частности, чтения философской литературы.

При таком чтении человек не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, даёт самостоятельное толкование положениям и вывода. Своё толкование, свой взгляд позволяет легче запомнить прочитанный материал, повышает активность человека. Таким способом читается обычно материал по новой, незнакомой теме, таблицы.

Быстрое чтение в тех случаях, когда оно достигает своего совершенства, частично переходит в углублённое чтение.

Выборочное чтение – разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как видит всё и ничего при этом не пропускает, но фиксирует своё внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы.

Этот метод очень часто используется для вторичного чтения книги, после её предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости быстрого чтения, поскольку страницы книги в этом случае листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углублённо.

Чтение просмотр – используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым владеют немногие.

Сканирование - это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Развивая и тренируя зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, удаётся при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть искомую фамилию, название, нужную цитату.

Овладение каждым из этих методов важно для формирования культуры чтения, в зависимости от характера текста, цели чтения и бюджета времени.

Содержание

Стр.

1. Введение 3

2. Высшее образование и «общая культура» 4

3. Зачем студенту технического университета изучать философию? 6

4. Философия, круг её проблем и роль в обществе 9

5. Общие методические советы в курсе «Философия» 11

6. Изучение истории философии как закономерного процесса

развития философской мысли 12

7. Методология и методика учебно-научной работы с философскими (гуманитарными) текстами 17

8. Основы работы с книгой и культура чтения 22

9. Оглавление 25

 


 

Кафедра философии

 

 

Методические указания для студентов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.009 с.)