Психосоциальная концепция Э. Зриксона (1902-1934) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психосоциальная концепция Э. Зриксона (1902-1934)



В классическом психоанализе периодизация развития охватывает всего 5 стадий. А у Э. Эриксона представлено восемь стадий полного жизненного пути личности. Эти стадии Эриксоном по-новому осмысливаются. Он делает акцент на инстанцию «оно» человеческой личности. Задача Эриксона — помочь человеку в разрешении жизненных кризисов. Свою позицию он сформулировал в 1966 году в своем докладе в Лондонском королевском обществе, представив гипотезу о том, что разрешению кризисов помогает особая форма взаимодействий между людьми — ритуализация.

Эта идея была заимствована им у этологов. К. Лоренса, как известно, выявил феномен запечатления, или импритинг.

Эриксон предположил, что подобные ритуализированные формы взаимодействия есть и у человека. Эффективное запечатление способствует освоению системы взаимоотношений и дает социальный опыт. Ритуальные формы взаимодействия не выдуманы Эриксоном, а заложены в ребенке природой. Их характер и периодичность связана с природой потребностей ребенка. Примером ритуала может служить обращение мамы к ребенку по имени. Через имя ребенок живет в своем поколении и во всех предшествующих, т. е. осуществляется громадная связь поколений. При этом Эриксон обращает внимание, что ритуализм может и не соответствовать нормальному развитию личности. В частности, он считал, что аутичные дети — жертвы бессмысленных формализованных ритуалов. Ритуалы эти характерны для данной матери и искусственны в отношении ребенка. Эффективное развитие возможно при осмыслении ритуализированной формы взаимодействий всеми участниками, связи ее со стадиями жизненного цикла и переход от развернутой к сокращенной форме взаимодействия.

Ритуализация в разные возрастные периоды происходит следующим образом.

■ В младенческом возрасте ребенок приобретает ритуалы взаимности в удовлетворении потребности

в пище. «Ребенок живет и любит через свой рот, а мать— через свою грудь».

■ В раннем возрасте появляется ритуал приучения ребенка к опрятности. В этом время возрастает роль отца. Формируются основы негативной идентичности на основе понимания того, чего делать ребенку нельзя.

■ В дошкольном возрасте разработка ритуалов ребенком происходит в игре. Очень важна для развития ребенка коллективная форма сюжетно-ролевой игры — драматизация.

■ Школьный возраст требует следования правилам. Школа является институтом формальных разработок. Ритуализм в этом возрасте — выступает как формализм (ребенок не понимает, для чего нужны эти правила и какую роль он сам в них играет).

■ В юности формируется солидарность убеждений. Идеология общества является важным социальным институтом для юноши. В этом возрасте осваивается ритуал принятия обязательств (ответственности) за совершенный выбор.

Наряду с этим Э. Эриксон построил психосоциальную схему стадий ритуализированной формы взаимодействий.

1. Стадия интроекции (3 — 4 года) — примитивное присвоение чужого опыта происходит в процессе взаимодействия ребенка со взрослым, выступающим для него в качестве образца. При удачном взаимодействии у ребенка формируется чувство безопасности, базовое доверие к людям.

2. Стадия идентификация (дошкольный — младший школьный возраст). На основе сформированного базового доверия к миру ребенок отождествляет (идентифицирует) себя со взрослыми, окружающими его, и, таким образом, выборочно присваивает иерархию ролей взрослых людей и формирует круг представлений о своем возможном будущем статусе. Подобная идентификация со взрослыми является механизмом формирования семейных традиций.

3. Стадия идентичности (подростковый возраст). Круг общения подростка расширяется, включая множество посторонних людей. Появляется вероятность выбора новых кумиров, часто ими становятся люди, воплощающие образы полоролевого поведения («настоящий мужчина», «настоящая женщина»). Активно формируются ожидания формирования идентичности с миром. Формирование идентичности происходит не одинаково. Э. Эриксон описывает возможные формы ее проявления:

■ Предрешенная идентичность (за подростка все решают родители);

■ Мораторий — подросток активно пробует себя в разных ролях, формируя «полевой образ»;

■ Диффузия идентичности — присутствует некая размытость исполняемых ролей, нет внутренней заинтересованности в присвоении ролей;

■ Достижение идентичности — формируется некий стержень личности, достигается соответствие поведения внутренним установкам.

Основной момент личностного развития в юности и отрочестве заключается в том, что приобретаются новые жизненные и социальные роли, а это заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи.

Когда человек готов ко встрече с новым выбором, возникает кризис. В подростковом возрасте человек сознательно берет все проблемы на себя. Если этого не происходит, то все выливается в кризисе 30 лет. В случае кризиса идентичности человек может использовать следующие защитные механизмы:

1. Отрицание реальности в фантазии;

2. Идентификация с агрессором;

3. Избегание или ограничение видов деятельности;

4. Формирование альтруистического поведения;

5. Проецирование собственных потребностей на другого человека, который их удовлетворяет.

Э. Эриксон предложил периодизацию психосоциального развития, включающую восемь стадий с полярными вариантами развития:

1. Доверие — недоверие (грудной возраст);

2. Автономия — стыд и сомнения (1 — 2 года);

3. Инициатива — чувство вины (3 — 5 лет);

4. Трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст);

5. Становление индивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность);

6. Интимность — одиночество (начало взрослого периода);

7. Творческая активность — застой (средний возраст);

8. Умиротворение — отчаяние (старость).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.006 с.)