Основная идея скрытого управления как раз и представляет собой рефрейминг цели, скрываемой инициатором от адресата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная идея скрытого управления как раз и представляет собой рефрейминг цели, скрываемой инициатором от адресата.



 

В любом событии, факте, обстоятельстве и мнении можно отыскать не только негативные стороны (что обычно делает пессимист и потенциальный пациент психотерапевта), но и положительные аспекты. Инициатор воздействия должен открыть адресату другую часть опыта, делая именно ее мишенью воздействия на него.

Все люди по-разному видят мир, и мы должны научиться понимать их точку зрения. Ведь окружающая действительность изобилует возможностями – надо просто быть гибким в их выявлении и достижении. Можно сказать, что свойственное человеку умение взглянуть на проблему глазами другого человека – ценнейший психологический дар, которого нет y животных. Информация из другой позиции не хуже и не лучше – она просто иная по содержанию.

Например, у адресата воздействия проблема: он стесняется, когда на него обращено повышенное внимание.

Подобное внимание интерпретируется им с негативной стороны – например, как «выискивание недостатков» его внешности, поведения, вследствие чего и возникает травмирующая его застенчивость. Инициатор может так переформировать данное содержание, что обратившийся к нему за помощью человек начнет воспринимать повышенное внимание как знак уважения к его заслугам или желание быть ему полезным. Это должно уменьшить его застенчивость, и тем самым повысить эффективность профессиональной деятельности и коммуникации вообще.

 

Основные приемы рефрейминга

 

Рассматривая соответствующие приемы, мы будем указывать, какие мишени воздействия задействуются в каждом конкретном случае.

Для «затравки» поделюсь следующим открытием: все анекдоты построены на рефрейминге. Вызывающая смех финальная фраза как раз и означает неожиданный иной взгляд на ситуацию.

Поскольку приемов рефрейминга много, то чтобы разнообразить впечатления от чтения, рекомендую читателю упражнения-загадку: к какому приему рефрейминга относятся следующие забавные ситуации.

В качестве таковой возьмите любой свежий анекдот.

 

– Кем работаешь?

– Супервайзером логистического терминала.

– То есть грузчиком?

– Ну да…

 

– Дай почитать что-нибудь «плакательное».

– Возьми «Теоретические основы электротехники». Книга не про любовь, но рыдать заставила не одну студентку…

 

– Курс доллара превысил…

– Как вы достали с этой ерундой! Про козла с тигром свежие новости есть?

 

– Соседка сверху так орала на своего ребенка, что я тоже убрал в комнате и оделся потеплее.

 

– Милый, холодно, я совсем замерзла…

– Включи обогреватель.

– Милый, это тонкий намек…

– Понял, не дурак, сейчас сам включу.

 

– Настоящих мужчин придумали настоящие женщины, чтобы воспитывать своих сыновей и терроризировать своих мужей.

 

Уроки сделаны: родители охрипшие, ребенок оглохший.

 

Переопределение

 

Переопределением называется замена одного из элементов сообщения или утверждения новым словом или словосочетанием, означающим примерно то же самое, но влекущим за собой иные последствия. Примером переопределения является замена негативного утверждения позитивной формулировкой аналогичного содержания.

Простейшим видом этой процедуры является просто переименование симптома, эмоционального состояния, определенного поведения. Вы просто даете ему другое название. Любое «плохое» качество, поведение, эмоция не являются таковыми абсолютно. Просто человек в своей модели мира дал этому явлению плохое имя. Например, страх – это полезная реакция организма, предохраняющая индивида от травмы или гибели, его можно назвать осторожностью. Слово осторожность несет в себе меньше негативного смысла, чем страх. Таким же путем можно назвать жадность – бережливостью, склонность к слезливости – открытость сердцем и т. д. Вопросы, которые вы можете задать адресату, работая в этой технике: «Как еще это можно было бы назвать?», «Что это может означать, если посмотреть на это с других точек зрения?»

Рассмотрим в качестве примера довольно распространенную ситуацию.

Покупатель приходит в магазин и говорит: «Мне нравится эта вещь, но я боюсь, что она слишком дорога». Переопределение предполагает, что в данной ситуации продавец может сказать: «Вы полагаете, что цена на этот товар завышена, или обеспокоены тем, что не можете позволить себе эту покупку?» Утверждение «Боюсь, это слишком дорого», было переформулировано двумя разными способами, чтобы продавец мог получить больше информации о затруднениях покупателя и тем самым определить момент воздействия на него. В первом определении он заменил слово «бояться» на «полагать», а «слишком дорого» – на «цена завышена». Во втором случае «бояться» превратилось в «беспокоиться», а «слишком дорого» – в «не могу себе позволить».

Новые формулировки близки по смыслу к первоначальному возражению покупателя, но «полагать» и «беспокоиться», согласитесь, по многим критериям существенно отличаются от «бояться». Они подразумевают скорее познавательные процессы, а не эмоциональные реакции. «Цена завышена» – новое определение для «слишком дорого». Переформулировав «слишком дорого» на «невозможность позволить себе покупку», продавец выясняет, не является ли причиной возражения беспокойство покупателя о собственной платежеспособности.

Определение, которое выберет покупатель, несет в себе важную информацию. Если цена ему кажется завышенной, продавец, поняв это, может предложить скидку на товар. Если же дело в ограниченной платежеспособности, продавец может предложить гибкую систему оплаты (в рассрочку) или предложить более дешевую модель.

 

Кстати, чтобы избежать негативных эмоций от слова «дешевая», говорят «экономная» (например, «эконом-класс»).

 

Мишень воздействия на адресата – удовлетворение его потребности в понравившейся вещи.

Еще пример.

Человек жалуется: «У меня нет времени на личную жизнь, потому что я много работаю».

Варианты переопределения:

а) «В действительности у вас не остается времени на личную жизнь, потому что вы так организуете свою работу».

б) «Раз вы много работаете, то ваша жизнь должна улучшаться, не так ли?»

В первом случае мишенью воздействия является потребность в лучшей организации рабочего времени. Во втором – желание адресата улучшить качество жизни. Обратим внимание на то, что выбору мишени предшествует уточнение информации о позиции адресата (блок «сбор информации»).

 

Последствия убеждений

 

Суть этого приема – обратить внимание адресата на те позитивные или негативные последствия его убеждений и определяемого им обобщения, которые позволили бы (в зависимости от цели инициатора) изменить или укрепить эти убеждения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.006 с.)