Образец проблемного анализа урока истории по теме «крымскаявойна» (9 класс) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образец проблемного анализа урока истории по теме «крымскаявойна» (9 класс)



 

Проблема комплексного формирования умений учащихся на уроке - это вечная педагогическая проблема. Ее значимость заключается в том, что уровнем развития умений определяется познавательная активность учащихся. Известно в дидактике определение В.Н. Максимовой о том, что умение - это структурно-функциональная единица познавательной деятельности, которая сохраняет ее свойства, обеспечивает ее продуктивность и определяет ее особенности.

Структурность умения проявляется в том, что оно неразрывно связано с изучаемым материалом, входит в структуру учебного предмета. Функциональная роль умения заключается в том, что без наличного их уровня эффективная организация познавательной деятельности на уроке практически невозможна.

Изучение «восточного вопроса» предполагает включение картографических умений как составной части структуры учебного материала. Содержание исторической карты используется для анализа причин и следствий исторических событий. Учащиеся, применяя соответствующие умения и выполняя познавательные задания, используют прием рассуждающего изложения на основе картографического материала. При изучении вопроса об участниках войны, планах и целях сторон используется диаграмма, которая помогает учащимся в наглядной форме раскрыть локальные связи. Схема-диаграмма демонстрирует положение отдельных и целых групп стран как возможных участниц войны.

В процессе организации повторительной беседы и заполнения схемы учащиеся поставлены в условия комплексного применения картографических и логических умений. Последнее способствует' успешному решению школьниками проблемы положения союзников в войне: дети обозначают на схеме отношения и связи между ними взаимным расположением стран. Но для того чтобы правильно расположить страны, необходимо владеть элементарным картографическим умением - умением локализовать объекты на исторической карте. Диаграмма представляет собой оригинальный вариант логический схемы, ибо помогаетустановить причинно-следственные связи между предполагаемыми участниками Крымской войны.

Осмыслению теоретического материала во время проверки способствуют таблицы. В таблицах дидактические правила сравнения приобретают конкретноисторическое содержание и письменно-словесную форму. При анализе таблицы со статистическими данными школьники применяют в комплексе умение выявлять количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений и оценочные умения. Это позволяет теоретически осмыслить важнейшие причинно-следственные связи о состоянии армии и флота накануне войны и последствиях, которые очевидно высветились в ходе театра военных действий.

При заполнении тематической таблицы «Расчеты царского правительства» учащиеся применяют классическое умение анализировать исторические события и явления в целях прогнозирования. Прогноз заключается в том, что школьники самостоятельно определяют намерения России в отношении ее противников, составляя одновременно иерархический ряд.

Умение воссоздавать исторический образ применялось на уроке также в комплексе с важнейшим умением - умением пользоваться историческим документом как иллюстрацией и извлекать из него важнейшие исторические сведения. Это осуществляется на этапе о повторении Синопского сражения. При проверке добавляется новый источник - записки участника сражения офицера Черноморского флота, что обеспечивает комплексный подход к применению известных учащимся умений.

На уроке идет повторение дат на основе календаря событий. Применение этого средства заставляет учащихся осмысленно использовать умение устанавливать временные связи между событиями. Такая работа позволяет избежать хронологической путаницы и воссоздать картину начального этапа театра военных действий.

При изучении вопроса об отношении различных слоев русского общества к войне совершенно обоснованно применялась групповая форма проверки по рядам. Вопросы и задания являются творческими.

План-конспект (примерный) урока истории

Тема: «» Класс

Цель и ----------------------------------------------------

задачи урока:

Тип (вид) урока: -----------------------------------------

Средства обучения: -------------------------------------

Характеристика содержания и структуры урока:

1) Проверка знаний и умений учащихся: (формы, приемы и средства, познавательные задания):

2) Обобщение и подведение учащихся к изучению новой темы: (краткие выводы по предыдущей теме/занятию, формулирование повой темы, проблемных заданий) ;

3) Изучение новой темы:

Основные вопросы темы Приемы и средства Познавательные задания
  преподавания учащимся
     

4) Первичное закрепление и обобщение нового материала (краткие выводы, контрольные тесты, познавательные задания на воспроизведение и преобразование учебного исторического материала, проверка опережающих заданий)

5) Организация домашнего задания (развернутая инструкция):

6) Подведение итогов урока (оценка учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке - как групповой работы, работы класса, так и индивидуальной); степень решения поставленной перед учащимися в начале урока цели (если степень решения невысокая, то следует остановиться на допущенных ошибках); общие выводы по уроку.

 

Помимо урочной формы в процессе организации учебно-познавательной деятельности учащихся могут быть использованы и другие конкретные формы, например, лекционные, семинарские, Лабораторные, практические занятия, учебные экскурсии и целый ряд нетрадиционных форм организации обучения.

План-конспект (примерный) школьной лекции:

Тема «» Класс

Вид лекции (обзорная, вводная, тематическая, обобщающая)

Цель и задачи:

Опережающее задание:

Средства обучения/оборудования:

Рекомендуемая литература:

План лекции Приемы и средства лекционного изложения Приемы и средства слушателей, познавательные задания
     

Познавательные задания (для первичного повторения и закрепления лекционного материала, систематизации и обобщения новых знаний; проверки знании и умений, сформированных на лекции; диагностики интереса и отношения учащихся к теме лекционного занятия; формирование собственных выводов и оценок и т.д.):

План-конспект (примерный) лабораторного занятия по учебнику:

Тема «» Класс

Учебник (и);

Дополнительные средства обучения -----------------

Цели лабораторного занятия;:

Предусмотренные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, фронтальная)

План-конспект (примерный) лабораторного занятия по документам:

Тема «______________» Класс ___________

Документы (их названия, виды, где опубликованы):

Цели лабораторной работы с документами:____

Форма работы (фронтальная, групповая, индивидуальная):

Карточка-инструкция для учащихся к лабораторному занятию по учебнику:

А. Источники:

Б. Система заданий но учебнику и дополнительным источникам:

1)

2)

3)

В. Образец письменного оформления лабораторной работы или отдельных заданий (таблица, схема, план, карта, т.н.).

Фронтальная обобщающая беседа/план коллективного обсуждения результатов лабораторной работы/порядок выступлений по отдельным воиросам/дополнительные задания...

Критерии оценивания письменных и устных ответов учащихся...

А. Документы (тексты или указания на источники, возможно с краткой

заданий (таблица, схема, план и т.д.). ~ ~

Обобщающая беседа или другие формы подведения итогов лабораторной работы...

Критерии оценивания письменных и устных ответов учащихся.

 

Карточка-инструкция для учащихся для лабораторного занятия по документу:

А. Документы (тексты или указания на источники, важно с краткой характеристикой и историей создания документа)

 

Б. Вопросы и задания для самостоятельного изучения документов:

1)

2)

3)

В. Образец письменного оформления всей лабораторной работы или отдельных заданий (таблица, схема, план и т.д.)

Обобщающая беседа или другие формы подведения итогов лабораторной работы…

Критерии оценивания письменных и устных ответов учащихся.

 

План-конспект (примерный) школьного семинара:

Тема «» Класс

Цель и задачи семинарского занятия:

Вид семинара (тематический, обобщение с элементами изучения нового материала, обобщения и систематизации исторических знаний):

Вопросы семинара, предлагающиеся школьникам для предварительной подготовки (с рекомендациями по работе с источниками и оформлению ответов):

Литература по теме занятий:

основная _____________________________________

дополнительная _______________________________

Вводное слово (актуальность темы, основные проблемы, специфика источников, оригинальность подходов к освещению вопросов, познавательные задания, формы отчетности об участии в семинаре, критерии качества работы на семинаре, организация работы на семинаре, распределение ролей докладчиков и содокладчиков, аналитиков, экспертов, консультантов и т.д.):

 

План обсуждения вопросов семинарского занятия   Деятельность преподавателя: уточняющие вопросы, дополнительные задания, выводы-обобщения, «связки» и переходы Деятельность учащихся: сообщения, фронтальные групповые и индивидуальные работы и т.п.
     

Заключительное слово (формулирование обобщающих выводов, подведение итогов).

 

Методические рекомендации по организации проверки и оценке знаний и умений учащихся:

а) Проверка учащихся по истории должна быть целеустремленной. К опросу следует готовиться так же серьезно и тщательно, как и к объяснению нового материала.

б) Готовясь к проверке, учитель должен учесть, какие основные цели стоят перед изучением отдельного урока, темы, всего курса в целом.

в) При организации проверки не нужно, да и нельзя спрашивать одинаково весь материал. По материалу относительно второстепенному бывает достаточно короткого, беглого опроса, касающегося только самых существенных его сторон.

г) Необходимо, чтобы проверка была интересной, вовлекала учащихся в активную работу, обогащала знания, развивала идейно и духовно.

д) к ответу на заданный учителем вопрос должны готовиться все ученики.

е) Во время опроса учебники должны лежать на столе в том виде, чтобы ученики не отвлекались от коллективной работы класса.

ж) В ходе проверки необходимо, чтобы учащиеся овладели стереотипами изложения исторического материала (то есть научились излагать исторические факты в установленном порядке).

з) Организация проверки возможна на всех этапах формирования знаний и умений в процессе обучения истории: при подготовке учащихся к усвоению нового материала, при изучении новой темы и закреплении первоначально усвоенного, при проверке выполнения домашнего задания, при различного рода повторениях.

 

Для организации самостоятельной работы учащихся на уроке следует использовать памятки-рекомендации, представляющие алгоритмы учебных действий, конкретные шаги решения познавательной задачи:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.171 (0.03 с.)