В помощь разработчикам учебных курсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В помощь разработчикам учебных курсов



Методические материалы

Выбор доминирующего типа обучения (В.И.Загвязинский)

Тип (методическая система, МС) обучения - единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа обучения.

МС прошлого: догматическое обучение, репродуктивное обучение.

МС будущего: гипнопедия (в состоянии естественного и искусственного сна), релаксопедия, суггестопедия.

Современные МС: сообщающее (информационно-иллюстративное, репродуктивное) обучение; программированное обучение; проблемное обучение.

 

Выбор доминирующей системы обучения

Основные факторы выбора: ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела; характер изучаемого материала; уровень подготовленности, степень интереса к изучаемому.

Дополнительные факторы: лимит времени, уровень развития студентов, интеллектуальный климат коллектива, наличие оборудования и дидактических средств, возможности и предпочтения самого преподавателя.

Алгоритм процедуры выбора МС

1. Осознание и актуализация цели и общих задач курса, раздела, темы.

2. Анализ характера и возможностей изучаемого материала.

- по уровню значимости: мировоззренческий, общенаучный, межпредметный, предметный, тематический и локальный;

- по характеру: теоретический (целостный или дискретный; логико-доказательный, описательно-фактологический, образно-эмоциональный) и практический;

- по сложности: высокий, средний и низкий уровни.

3. Анализ учебных возможностей студентов (знания + интерес).

4. Определение конкретных задач занятия.

5. Принятие предварительного решения о предпочитаемом, доминирующем типе обучения.

6. Корректировка и конкретизация принятого решения с учетом имеющегося времени, средств, оборудования, возможностей и интересов педагога.

 

Выбор типа (системы) обучения в зависимости от характера учебного материала

Характер материала Возможные типы (системы обучения) Возможные методы
Целостный описательно-фактологический Сообщающий, программированный Информационный рассказ, демонстрация, работа с текстом, наблюдение, работа по обучающим программам и др.
Целостный логико-доказательный Сообщающий, проблемный Рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поисково-исследовательского типа, обучающие игры и др.
Целостный образно-эмоциональный Сообщающий, проблемный, релаксопедический Рассказ-описание, проблемное изложение, изучение художественных текстов, источников, учебной литературы и др.
Дискретный описательно-фактологический Сообщающий, программированный, догматический Информационный рассказ, наблюдение, упражнение, работа с программой
Дискретный логико-доказательный Сообщающий, проблемный, программированный Рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа, практические и лабораторные работы, работа с программой и др.

 

Контроль

  1. Функции контроля:

- обучающая

- воспитательная

- развивающая

- проверочная

- методическая

  1. Виды контроля:

- начального уровня

- текущий

- промежуточный

- итоговый

 

Организация внутришкольного обучения

Формы, методы, подходы

1. Постоянно действующий режим консультирования.

2. Проектное или программное обучение.

3. Проблемно-ситуационное обучение.

4. Активно-игровые формы обучения.

5. Комплексно-рефлексивное обучение.

6. Обучение в форме практикума.

7. Обучение в форме исследовательской работы.

8. Научно-практические пресс-конференции.

9. Проблемные семинары.

 

 

Виды, типы, формы уроков

1. Урок-викторина.

2. Комбинированный урок.

3. Урок-поиск.

4. Проектный урок.

5. Урок-экскурсия.

6. Урок без учителя.

7. Стихотворно-музыкальный урок.

8. Урок взаимообучения.

9. Урок- пресс-конференция.

10. Проблемно-обучающий зачет как форма урока.

11. Конкурс знаний, умений и творчества.

12. Деловые, ролевые, ситуационные игры.

13. Интегрированные уроки.

14. Урок - документальный практикум.

15. Урок-фантазия.

16. Урок-фантазия.

17. Урок-спектакль (инсценировка).

18. Урок-игра.

19. Урок-конференция.

20. Урок-поход.

21. Урок-суд.

22. Урок-лекция.

23. Урок самостоятельного поиска знаний.

24. Урок-творчества.

25. Урок-переговоры.

26. Урок-соревнование.

27. Урок художественного чтения.

28. Урок-экзамен.

29. Урок-дискуссия.

30. Интегративно-понятийный урок.

31. Урок-тестирование.

32. Урок-отчет.

33. Урок без правил как форма.

34. Урок-биография как форма.

35. Урок-рассказ.

36. Урок-семинар.

37. Урок в "аквариуме".

 

Критерии оценки результатов методической работы в школе:

- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;

- положительный психолого-педагогический климат;

- высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- овладение современными методами обучения и воспитания;

- хорошо организованный процесс обучения и воспитания;

- положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;

- высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов;

- своевременное распространение передового педагогического опыта;

- постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;

- качественно организованная система повышения квалификации

 

NN цели (планируем. рез-ты) Модули, разделы, темы (название, содержание) Уч. деят-ть учащихся Методы, приемы, формы обучения Материально-техническое обеспечение Методическое обеспечение Повторение Домашнее задание Контроль Примечание
На учебн. занятии Вне учеб. занятия
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                     

 

 

NN цели (планируем. рез-ты) Модули, разделы, темы (название, содержание) Уч. деят-ть Учащихся   Методы, приемы, формы обучения   Материально-техническое обеспечение   Методическое обеспечение Повторение   Домашнее задание Контроль Примечание
На уч занятии Вне уч. занятия
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                     

 

Методические материалы

в помощь разработчикам учебных курсов

Уровни усвоения учебного материала, выделенные разными авторами

 

Б. Блум В.П. Симонов В.Г. Королев В.П. Беспалько В.Н. Максимова М.Н. Скаткин
1. Знание I – Различение 1. Репродуктивное самостоятельное воспроизведение 1. Ученический (деятельность по узнаванию) 1. Узнавание 1. Воспроизве-дение
2. Понимание II – Запоминание 2. Репродуктивное алгоритмическое действие 2. Алгоритми-ческий (решение типовых задач) 2. Запоминание 2. Распознание понятия
3. Применение III – Понимание 3. Продуктивное эвристическое действие (или прикладной уровень) 3. Эвристичес-кий (выбор действия) 3. Понимание 3. Применение понятий
4. Анализ IV – Простейшие умения и навыки 4. Продуктивное творческое действие (креативный уровень) 4. Творческий (поиск действия) 4. Применение 4.1 Тематическое обобщение 4.2 Предметное обобщение 4.3 Межпредмет-ное обобщение 4. Воспроиз-ведение системы понятий
5. Синтез V – Перенос       5. Применение системы понятий
6. Оценка          

 


 

 


Классификация методов обучения

Основания Группы методов
Наименования Характеристики
1. Источник знаний Слово Образ Опыт   Словесные Наглядные Практические  
    2. Этапы обучения Подготовки к изучению нового материала Изучения нового материала Закрепления и упражнений Контроля и оценки  
3. Способ педагогического руководства Объяснения учителя Самостоятельной работы Руководство: Непосредственное опосредованное
4. Логика обучения Индуктивные Дедуктивные Аналитические Синтетические  
5. Дидактические цели (по Ю.К. Бабанскому и В.И. Андрееву) Организации учебной деятельности Стимулирования и релаксации Контроля и оценки  
6. Характер познавательной деятельности (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину) Объяснительно-иллюстративные («готовых» знаний) Репродуктивные   Проблемного изложения Частично-поисковые Исследовательские     Репродуктивные Продуктивные

 

Алгоритм выбора оптимального метода обучения Ю.К.Бабанский)

1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога.

2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов.

3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики аналитического и синтетического путей познания.

4. Выбор способов сочетания словесных, наглядных, практических методов.

5. Решение о необходимости введения методов стимулирования учебной деятельности.

6. Определение "точек", интервалов, методов контроля и самоконтроля.

Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.198 (0.024 с.)