Взаимодействие школьника со средой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие школьника со средой.



Характеристика школьника в семье. Общая характеристика семьи (состав, полная или неполная семья, возраст родителей, их образование). Особенности семейного уклада (религиозность, традиции и др.). Изменения в семье и как их пережил ребенок. Условия жизни (жилищные условия, уровень благосостояния, расходы на ребенка, культурные условия).

Характер воспитания ребенка в семье. Тип определение типа семейного воспитания (либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый), и, если имеются, его нарушений (доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, повышенная моральная ответственность).

Особенности семейного воспитания: справляется или нет семья с воспитанием школьника, и видят ли родители недостатки в воспитании своих детей, есть ли условия для правильного развития ребенка (нормальные жилищно-бытовые условия, организация места для занятий и отдыха, контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима), развивают ли родители познавательные интересы ребенка (вместе с детьми просматривают и обсуждают телепередачи, читают книги и беседуют о прочитанном, семейные посещения театра или кино, поощряют любимые занятия ребенка, его интересы), оказывают ли родители помощь в учении, организации домашнего учебного труда, имеет ли место трудовое воспитание школьника, есть ли у него конкретные трудовые обязанности в семье.

Недостатки семейного воспитания и их причины (неблагополучие семьи; отсутствие единых требований к школьнику; незнание психологических особенностей своего ребенка; низкий образовательный, культурный, психолого-педагогический уровень родителей; ригидные стереотипы воспитания, отсутствие контроля, безнадзорность, психическая депривация ребенка; использование антипедагогических мер воздействия; неправильная оценка ребенка, его идеализация; невыполнение рекомендаций педагога; личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком; неверие в возможности ребенка, в свои силы; переоценка воспитательных возможностей семьи; гиперпротекция и др.).

Социально-психологический климат в семье, комфортность, отношения между родителями, родственниками, отношение к ребенку со стороны членов семьи (обожание, забота, дружба, доверие, независимость, бесконтрольность), отношения с братьями и сестрами, общение с родственниками, живущими отдельно, часты ли конфликты). Мнение школьника о семье (мнение о членах семьи; кого, по его мнению, больше любят; кого он больше любит, почему). Представления родителей о ребенке (каким он был, как изменился, кем они его видят в дальнейшем, особенности ребенка по сравнению с другими детьми и т.д.).

Характеристика школьника в школе. Общая характеристика класса (количество детей, половой состав, тип класса, когда сформирован, изменения в классе за последнее время, успеваемость и дисциплина, мнение о классе классного руководителя, учителей). Активность класса и его лидеры (формальные и неформальные лидеры, отношение к лидерам школьника, отношение класса к общественной работе и общественно полезному труду и роль лидеров в этом. Система традиций детского коллектива. Участие исследуемого школьника в организации и проведении тех или иных мероприятий; переживания успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношения к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др. Межличностные отношения в классе (симпатии и антипатии, конфликтность, дружба, товарищество, коллективизм в классе, сплоченность коллектива, группировки внутри коллектива, отношение учащихся к своему классу).

Положение школьника в коллективе класса (лидер, популярный, непопулярный, изолированный, отверженный). Отношение школьника к коллективу (потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, его доброта, внушаемость, общительность и понимание других людей. Отношение к мнению коллектива, к требованиям и критическим замечаниям товарищей (благожелательно, серьезно, равнодушно, враждебно). Как выполняет общественные поручения (хорошо, с удовольствием, удовлетворительно, плохо, не выполняет). Стремится ли воздействовать на товарищей, воспитывать их. Отношение к отрицательным социально-психологическим явлениям в коллективе (списыванию, подсказыванию, круговой поруке, зависти). Друзья исследуемого школьника, что объединяет школьника с его друзьями. Отношение коллектива к школьнику (авторитет школьника в коллективе товарищей или какой-то группы, отношение к школьнику лидеров класса, друзей, других одноклассников, мнение одноклассников о положительных и отрицательных качествах школьника).

Отношение школьника к взрослым (отношение к учителям, классному руководителю, мнение о ребенке учителей и классного руководителя, поведение ребенка в присутствии взрослых). Взаимоотношения с учителями, взрослыми. Имеются ли в конфликты с взрослыми. Как относится к требованиям учителей и их педагогическим воздействиям (активно-положительно, пассивно-положительно, активно-отрицательно, пассивно-отрицательно, безразлично).

Характеристика индивидуальной среды школьника. Общая характеристика внешкольной среды исследуемого ученика (где и как он проводит время вне школы и дома, посещает ли кружки и секции, какая деятельность его привлекает, хобби, увлечения, что читает, чем интересуется, возможные виды отдыха, что предпочел бы при свободном выборе, какие из занятий школьника поддерживают родители, а какие – нет, что школьник хотел бы изменить в своей деятельности). Круг общения школьника вне школы (с кем предпочитает общаться, проводить свободное время, с кем бы хотел общаться, познакомиться; авторитетные, уважаемые и интересные для школьника личности, в том числе и сверстники; с кого и почему старается брать пример; какие коллективы вне школы его привлекают и почему, его статус и роль в этом коллективе, что его привлекает в этих коллективах; какой коллектив ребенку нравится больше – класс или какой-то другой; отношение к противоположному полу). Роль и воспитательное значение внешкольных коллективов в социализации и направленности ученика. Значение индивидуальной среды в развитии школьника.

 

 

Глава 3. Организация и планирование психологических исследований

 

Педпрактика обычно длится 4—6 недель. Режим работы студентов-практикантов определяет факультетский руководитель практики и школа. Желательно придерживаться определенного плана в проведении психологических исследований (таб. 1), это организует работу, делает ее более эффективной и менее трудоемкой. Можете составить другой план, с учетом специфики педпрактики, более того, детали плана могут меняться по ходу работы, однако основные пункты стандартного плана и его общая направленность желательно сохранить.

В целом исследование должно включать в себя несколько этапов. Конечно, эти этапы не хронологические, они будут пересекаться и даже идти параллельно.

I этап – Предварительный. Он включает в себя:

1. Знакомство студента с администрацией школы (завуч), классным руководителем и школьным психологом и беседа с ними о школе, выбранном классе и работе. Итогом данной беседы должны стать

- полное и адекватное понимание педагогами и школьным психологом стоящих перед студентом задач психологического исследования во время педпрактики;

- утверждение плана исследования личности школьника, графика бесед и решением иных организационных вопросов;

- понимание студентом особенностей учебно-воспитательной работы в данной школе, сложившихся традиции, отношений, порядков;

- предварительное мнение о классе, в котором студенту предстоит работать.

2. Знакомство с классом, с которым Вам предстоит работать. С этой целью вначале следует посетить несколько уроков, понаблюдать за школьниками во время перемен и после занятий. Если потребуется, нужно проанализировать школьную документацию по успеваемости школьников за некоторое время. Важно узнать мнение о классе педагогов, школьного психолога и классного руководителя. Важно в начале знакомства провести классный час – час знакомства, где рассказать о себе, о предстоящей с ними совместной работе. Итогом данной работы должны быть:

- четкие представления о структуре класса и взаимоотношениях в нем;

- положительное отношение к студенту учеников класса, готовность их работать с ним;

- разработка психолого-педагогических принципов работы с классом;

- составление плана работы с классом.

3. Выбор объекта исследования. Это можно сделать самостоятельно, познакомившись с классом и понаблюдав за детьми, а можно ориентироваться на рекомендации классного руководителя и (или) школьного психолога. Практика организуется на договорных началах со школой, поэтому, по возможности, следует удовлетворять просьбы школы изучить те или иные черты школьника, класса, группы. В любом случае должно быть некое обоснование выбора – почему именно данный ребенок привлек внимание студента или педагогов – особенности черты характера, поведения, успеваемости, взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.д. Может быть просто личный интерес: Студент знал ранее этого ребенка или его семью, он показался ему особенным, и захотелось с ним познакомиться и др. Возможно, ребенок уже ранее проходил обследование у школьного психолога и есть необходимость продолжить изучение его развития. Работа с ребенком может вестись только при его согласии, согласии родителей и классного руководителя. Она не должна противопоставляться исследовательской работе школы или заменять ее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.85 (0.01 с.)