И изобретательской работе организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И изобретательской работе организации



 

Составление сборника «узких мест» предприятия (распространенное название – темника рационализаторской и изобретательской работы) является одним из важнейших элементов системы организации инновационной деятельности современного предприятия (организации). Без знания собственных недостатков невозможно планировать деятельность по их устранению. Ведь известно: «Не зная броду – не суйся в воду». Так русская пословица предупреждает нас о необходимости каждодневной (зачастую нудной) работы по сбору информации об имеющихся (и возникающих) недостатков (нежелательных эффектов) во всех сферах деятельности предприятия (организации). Это может абсолютно касаться всех ее подсистем: технико-технологической, производственной, социально-психологической, экономико-управленческой.

Вместе с тем ключевой сферой любого предприятия была и остается его технико-технологическая деятельность. Совершенствование механизмов и оборудования, поиск резервов снижения материало-, энергоемкости производственных процессов, снижение (а в перспективе – полная ликвидация!) бракованной продукции, улучшение условий труда персонала – все эти мероприятия «работают» на повышение рыночной устойчивости компании.

Подготовка хорошего (исполняемого) тематического плана по рационализации и изобретательству – дело непростое. Анализ многочисленных темников предприятий различных отраслей, выпущенных в советский период, показывает, что они во-многом носили характер отписки и готовились из-за требований вышестоящих организаций, «спускавших» вниз перечень обязательных для проверок документов. Качество описания проблем в темниках напрямую определялось квалификацией работников и уровнем рационализаторских традиций, а также «критической массой» творческих личностей на предприятиях. Описанные таким образом проблемы (примером может служить описание «узких мест», приведенных в табл. П1) на предприятиях не решались годами и «кочевали» из одного темника в другой. В описаниях не было многого: 1) качественного описания проблемы (а сделать это весьма непросто!)» 2) отсутствие блока информационной поддержки (от элементарного указания литературы с аналогами до конкретных лиц на предприятии, которые хорошо знают проблему и способны дать консультацию);

3) частое отсутствие мотивирующих комментариев (отсутствие сведений о размере вознаграждения за решение задач, выплачиваемого администрацией).

Сегодня (после «провального» для страны периода 90-х гг.) состояние с патентно-лицензионной работой на предприятиях ещё более ухудшилось. Ушли на пенсию (или организовали собственный бизнес) квалифицированные кадры, а молодежь, пришедшая из вузов, зачастую имеет туманное представление о методике описания «узких мест» (проблем) предприятия.

Таблица П1

Фрагменты описания ряда проблем из темников по

рационализации на предприятиях машиностроения

 

Существующее положение Необходимо предложить
Металлообрабатывающий цех
Существующая технология сборки на главном конвейере не обеспечивает стабильной собираемости передней вилки детали 63-08881 с траверсой детали 62-08153 Предложить новый техпроцесс сборки данных деталей на главном конвейере
Гальванический цех
Меднение детали 6601233 – шатун – осуществляется в цианистом электролите Предложить новый техпроцесс безцианистого меднения с автоматизацией процесса
Инструментальное производство
При изготовлении ковочные вставки после электроимпульсной обработки подвергаются слесарной доработке Предложить способ обработки вставок на электроимпульсных установках без слесарной доработки
По отделу главного технолога
Затяжка рулевой колонки производится нестабильно Предложить конструкцию гайковерта для ее обеспечения или конструкцию узла, позволяющую ликвидировать дефект

 

 

Примером действительно методически грамотного построения темника «узких мест» является темник НПО «Целлюлозмаш» (г. Петрозаводск)[67]. Он был сформирован людьми, знающими и владеющими инструментами ТРИЗ. Сверхэффектом качественного описания технических задач и организации системы их решения стало практическое решение всех описанных задач. В ходе решения инженер-конструктор Г.И. Слугин создал 13 изобретений, инженеры И.М. Голубев и Л.Т. Лось, соответственно, 7 и 5 изобретений.

Поясним, что представляют из себя рационализаторские предложения.

Рационализаторским предложением признается техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее творческое изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой технологии или изменение состава материала. В концентрированном виде признаки рацпредложения приведены ниже в табл. П2.

Таким образом, организационные и иные нетехнические предложения к рационализаторским не относятся. Это не значит, что они не нужны предприятию и не влияют на его эффективность.

Любой добротный бизнес-план, маркетинговый план (план рекламной кампании) или организационные ноу-хау – все это важные элементы системы интеллектуальной собственности предприятия, которые могут быть превращены в нематериальные активы (НМА). Однако их правовая защита должна производиться другими способами.

Таблица П2

Признаки рацпредложения

 

Признак Комментарий
1. Техническое решение задач Не признаются рационализаторскими различные организационные предложения, будь то расстановка оборудования (за исключением, если при особой расстановке получается сверхсуммарный эффект), схемы снабжения или замена известного объекта аналогичным, но более дешевым (реле на реле, станок на станок и т.п.)
2. Новизна относительная (для данного предприятия) Предложение не должно: а) быть заявлено другим лицом; б) использоваться на предприятии до подачи заявления (либо может использоваться по инициативе автора – это так называемое преждепользование); в) быть предусмотрено приказами (распоряжениями) администрации, разработано техническими службами предприятия; г) быть рекомендовано вышестоящей организацией или опубликовано в информационных изданиях по распространению передового опыта; д) быть предусмотрено обязательными для предприятия нормативами (стандартами, нормалями). Работники научно-иссле-довательских, проектно-конструкторских, технологических подразделений не могут подавать рацпредложения на те проекты, которые в данный момент их подразделения разрабатывают
3. Полезность Предложение должно позволять получать экономический, технический или иной положительный эффект при существующих на предприятии условиях, которые должны быть созданы в соответствии с утвержденными планами. Если же предложение может привести к снижению надежности, долговечности и других показателей качества продукции, а также к ухудшению условий труда и техники безопасности, оно не может быть признано рационализаторским
4. Творческий характер Предложение не должно использовать готовых чертежей, техпроцессов, составов материала по своему прямому назначению. Необходима привязка к конкретным условиям, которая выражается либо в некотором изменении конструкции, технологии, состава, либо в расширении диапазона применения известных объектов
5. Обоснованность Содержащиеся в предложении данные должны быть достаточными для практического осуществления предложения (четкое описание того, что было до предложения, что будет в случае принятия предложения; если требуется, необходимо приложить чертежи, схемы, эскизы и т.п.)

 

Качественное описание «узкого места» (в темнике) должно включать:

1) корректное описание состава технической системы;

2) описание принципа действия технической системы;

3) описание цели (целей) рационализаторских мероприятий;

4) указание недостатков (нежелательных эффектов);

5) информационную поддержку (ссылки как на патентные, так и непатентные источники информации. Должны быть названы библиотечные шифры ББК, УДК (универсальной десятичной классификации), шифры классов международной патентной классификации (МПК) для поиска изобретений; еще лучше, если часть описаний важных изобретений (документов)[68] по теме будет подобрана информационно-библиографической службой предприятия);

6) организационно-консультационную поддержку (указание структурных подразделений предприятия и конкретных лиц (телефоны, e-mail, сайты), которым руководством компании вменено оказывать эту поддержку; временной режим поддержки – сроки, в течение которых она должна осуществляться);

7) стимульно-мотивационную поддержку (указание размера денежного или иного вознаграждения или поощрения (например, путевка в санаторий, турпоездка и другое);

8) правовую поддержку (указание служб и лиц, оказывающих помощь в юридически правильном оформлении технических решений).

Ниже приводится пример корректного описания темы для темника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.008 с.)