Аналитическая психология Карла Юнга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическая психология Карла Юнга



Юнг начал создавать собственную концепцию еще до встречи с Фрейдом, и эта работа непрерывно продолжалась в период их сотрудничества. Главные различия во взглядах З. Фрейда и К. Юнга в следующем: 1. У Фрейда клинический подход в изучении человека, у Юнга – культурологический. Юнг говорит о Фрейде, что он так и остался врачом в восприятии людей. 2. Фрейд объяснял поведение людей исходя из его прошлого, детского опыта (раскрывал причинно-следственные отношения); Юнг сочетал причинно-следственные объяснения и теологическое (через рассмотрение целей и стремление человека). Он считал, что человек живет как под влиянием своего прошлого, так и во имя будущих целей.

Индивидуальная личность для Юнга – это вместилище родовой истории. Каждый человек формируется под влиянием опыта предыдущих поколений, уходящих к корням человечества. Человеческие существа рождаются обладая многими предрасположенностями, переданными предками. Эти предрасположенности управляют их поведением и отчасти определяют то. Что они осознают и на что реагируют в социуме. Личность в целом или психика, как называет ее Юнг, состоит из нескольких, дифференцированных, но взаимосвязанных систем: эго, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное. Эго – центр сферы сознания, выступает как компонент «психе». Служит основой нашего самосознания, включает все те мысли чувства, благодаря которым мы ощущаем нашу целостность.

Определяющую роль в структуре лич­ности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознатель­ное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения.

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания (рассматриваются как предрасполагающие факторы), которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на людей определенным образом.

Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается коллективное бессознательное. Это некие общие формы мысленных представлений, включаю­щие в себя значительный элемент эмоциональности и даже перцептивные образы. Например, архетип матери — это всеобщая идея матери с чувственным и образ­ным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в гото­вом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реаль­ной матери.

 

 

Архетип Определение символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Дон Жуан, Иисус Христос
Персона Социальная роль человека, его внешняя маска Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана. Гитлер, Хуссейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированная на внешний мир Солнечное око

Кроме коллективного бессознательного существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными. Структурные единицы личного бессознательного представляют собой констелля­ции чувств, мыслей и воспоминаний. Юнг называл эти констелляции комплекса­ми (например, стремление человека обладать большой властью у Юнга называет­ся комплексом власти).

Юнг также ввел понятие «Я». За этим понятием скрывается стремление человека к целостности и единству. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. «Я» может проявляться по-разному. В зависимо­сти от его проявления людей можно разделить на определенные типы.

В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себя или на объект. Соответственно всех людей можно разделить на экстравертов и интровертов. Кроме этих основных типов Юнг говорит и о существовании дополнительных типов, — интуитивного, мыслительного, эмоционального. Причем тип личности определяется соотношением различных функций, большинство из которых врожденные. Поэтому типы личности, по Юнгу, — это врожденные типы, которые не связаны с условиями общественной жизни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.017 с.)