Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с онр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с онр



Введение

 

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) 50-60-х годах XX в [22]. Отклонения в речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был ре­шен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения [17].

Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Якубинский Л. П., Бахтин М. М., Лисина М. М., Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г. и многие другие [46]. Будучи представителями разных наук, они изучали диалог с различных точек зрения.

Ряд ученых считают, что овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно.

Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Объектом исследования является диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предметом исследования является процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза исследования. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если:

– организована речевая среда и происходит взаимодействие взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом;

– осуществляется специализированная, направленная на коррекцию и устранение речевых дефектов, работа логопеда и воспитателя с использованием игр-драматизаций.

Задачи исследования:

– исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы изучения формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

– рассмотреть особенности формирования диалогической речи в онтогенезе ребенка с сохраненной речью и при ее недоразвитии;

– выявить педагогические условия формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

– организовать и провести экспериментальную работу по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Методы исследования:

1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).

2. Социолого–педагогический (изучение медико-педагогической документации, беседы с воспитателями и учителями).

3. Экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).

4. Статистический (качественная обработка данных).

База исследования: детский сад МДОУ д/с №112 г. Чебоксары. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста сОНР.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость: результаты данной курсовой работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей в работе с детьми с ОНР.

Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.


Выводы по первой главе

 

1. Диалог, диалогическая речь – это вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером).

2. Существуют различные подходы к изучению диалогической речи. Наибольший интерес для нас представляет лингвистический. Лингвистическое изучение диалога – новое исследовательское начинание, но его предпосылки можно найти в более ранних трудах. Так, в отечественной традиции одна из наиболее цитируемых ранних работ – О диалогической речи Л.П.Якубинского (1923). Тем не менее, углубленное лингвистическое изучение диалога началось лишь в последние несколько десятилетий.

3. Взаимопонимание рождается в диалоге, в общении людей. Истоки этого взаимопонимания находятся в детстве, а значит и истоки диалога – в детстве.

4. Нарушения диалогической речи чаще всего рассматриваются в рамках изучения связной речи. Поскольку основное внимание исследователей сосредоточено на изучении особенностей лексических, грамматических и фонетических средств языка, а многие вопросы, связанные с выявлением особенностей диалогической речи и причин, обуславливающих эти особенности, остаются нерешенными, что затрудняет построение методики формирования диалогической речи.

5. Основным методом формирования диалогической речи у детей с ОНР являются: разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог), беседа, игры и игровые упражнения.


Выводы по второй главе

Для оценки уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста нами были организованы две группы дошкольников. В первую группу – экспериментальную (ЭГ) вошли дошкольники, в количестве 10 детей с ОНР 5-6 лет, во вторую группу – контрольную (КГ) вошли дошкольники – 10 детей с ОНР 5-6 лет. Исследование проводилось по методикам Р.Е. Левиной и М.И. Лисиной.

Данные констатирующего этапа исследования показали, что речь дошкольника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями

Анализ проведенных диагностических исследований свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом нашего детского сада, мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. У них наблюдаются интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своем, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания.

Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования. В период с сентября 2015 г. по март 2016 г. мы проводили формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы. За данный период было проведено 28 театральных пятниц.

После проведения формирующего этапа нами был проведен контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования.

Проанализировав полученные данные контрольного этапа, мы пришли к выводу, что у детей шестого года жизни с ОНР вследствие проведенного формирующего этапа исследования отмечается динамика развития диалогического высказывания, вступления в контакт с людьми.

Дети с ОНР, принявшие участие в нашем исследовании стали пользоваться всеми средствами общения, хотя и продолжают прибегать к экспрессивно-мимическим.

Контрольное исследование по методике М.И. Лисиной показало у 2 детей с общим недоразвитием речи – ситуативно-деловую форму общения (20%) и у 8 детей с общим недоразвитием речи – внеситуативно-познавательную (80%) форму общения.

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повысилась потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращению к взрослому как к партнеру по деятельности стало отмечаться чаще. Увеличилось количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности, чаще наблюдались личностные контакты со взрослым. У детей отмечалось повышение структурной полноты используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей перестало носить ситуативный характер. Выявился высокий уровень личностной активности.

Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи будет проходить эффективно при условии использования в процессе коррекционной работы игр-драматизаций экспериментально подтвердилась.

Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствовала работа с использованием игр – драматизаций.


Заключение

 

В соответствии с задачами исследования, в первой главе курсовой работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что позволило нам сделать следующие выводы.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор (или беседа) воспитателя с детьми. С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и совместный рассказ детей). Кроме этого, для развития диалога у детей могут использоваться игровые упражнения, совместная изобразительная деятельность и др.

В процессе организации игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

Библиографический список

 

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. Москва: Академия, 2015. – 400 с.

2. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина. Москва: Сфера, 2006. – 194 с.

3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. Москва: ВЛАДОС, 2007. – 136 с.

4. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. Волгоград, 2007. – 93 с.

5. Вершина, О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитием речи / О.М. Вершина. Москва: Просвещение, 2003. – 246 с.

6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. Санкт Петербург: Детство-пресс, 2007. – 144 с.

7. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. Москва: Педагогика, 2005. – 77 с.

8. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. Москва: Педагогика, 2006. – 420 с.

9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. Москва: Гном, 2011. – 267 с.

10. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. 2008. №4. С.8-10.

11. Глухов, В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. Москва: ВЛАДОС, 2005. –123 с.

12. Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. Москва: 2007. – 68 с.

13. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. Москва: Инфа, 2006. – 272 с.

14. Доронова, Т.Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. Москва: Педагогика, 2005. – 94 с.

15. Елкина, Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс…. канд. пед. наук / Н.В. Елкина. Москва: 2007. – 16 с.

16. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 2006. – 316 с.

17. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова Москва: Союз, 2008. – 142 с.

18. Игры в логопедической работе с детьми // ред. сост. В.И. Селеверстов. Москва: Гном, 2007. – 83 с.

19. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. Санкт Петербург КАРО, 2014. – 432 с.

20. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. Минск: Университетское, 2012. – 120 с.

21. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Санкт Петербург: КАРО, 2004. – 160 с.

22. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. Москва: Просвещение, 2009. – 159 с.

23. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. Москва: Просвещение, 2004. – 268 с.

24. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. Москва: Просвещение, 2005. – 214 с.

25. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. Москва: ВЛАДОС, 2006. – 144 с.

26. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. Москва: Инфа, 2000. – 169 с.

27. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / под ред. Ю.Ф. Гаркуша. Санкт Петербург, Москва: САГА: ФОРУМ, 2006. – 272 с.

28. Логопедическая работа с дошкольниками / под ред. О.В. Правдиной. Москва: ВЛАДОС, 2006. – 246 с.

29. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. Москва: Педагогика, 2014. – 300 с.

30. Методы обследования речи детей / под ред. проф. Г.В. Чиркиной. Москва: АРКТИ, 2013. – 240 с.

31. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. Москва: Гном, 2009. – 168 с.

32. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // ред. сост. С.А. Миронова. Москва: Инфа, 2007. – 241 с.

33. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. Москва: Наука, 2010. –367 с.

34. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. Москва: Экономика, 2007. – 304 с.

35. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

36. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. В.В. Ветрова. Москва: Педагогика, 2005. – 234 с.

37. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. Москва: Просвещение, 2004. 269 с.

38. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн. Санкт Петербург: Питер, 2002. – 720 с.

39. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. Санкт Петербург: Питер, 2008. 315 с.

40. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. Москва: Педагогика, 2000. 192 с.

41. Трошин, О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. Москва: ТЦ Сфера, 2005. 256 с.

42. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Москва: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.

43. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. Москва: Педагогика, 1990. – 359 с.

44. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Москва: Просвещение, 1999. – 435 с.

45. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. Воронеж. 2005. – 198 с.

46. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. Санкт Петербург: Питер, 2007. – 259 с.


Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Игра «РАССКАЗ О ДРУГЕ»

Введение

 

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) 50-60-х годах XX в [22]. Отклонения в речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был ре­шен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения [17].

Диалогическая речь изучается многими науками: лингвистикой, психологией, педагогикой, психолингвистикой и др. Соответственно, много ученых занималось изучением данной проблемы: Якубинский Л. П., Бахтин М. М., Лисина М. М., Капитовская О. А., Плохотнюк М. Г. и многие другие [46]. Будучи представителями разных наук, они изучали диалог с различных точек зрения.

Ряд ученых считают, что овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической. Навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. Этому помогает и связанность диалога: последовательность реплик, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем возрасте формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм протекает параллельно.

Рассматривая проблему изучения диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно отметить, что на сегодняшний день она мало изучена и недостаточно разработаны приемы формирования диалогической речи. Недостаточная разработанность данного аспекта обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Объектом исследования является диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предметом исследования является процесс формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Гипотеза исследования. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если:

– организована речевая среда и происходит взаимодействие взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом;

– осуществляется специализированная, направленная на коррекцию и устранение речевых дефектов, работа логопеда и воспитателя с использованием игр-драматизаций.

Задачи исследования:

– исследовать степень разработанности в современной литературе проблемы изучения формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

– рассмотреть особенности формирования диалогической речи в онтогенезе ребенка с сохраненной речью и при ее недоразвитии;

– выявить педагогические условия формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

– организовать и провести экспериментальную работу по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Методы исследования:

1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования).

2. Социолого–педагогический (изучение медико-педагогической документации, беседы с воспитателями и учителями).

3. Экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).

4. Статистический (качественная обработка данных).

База исследования: детский сад МДОУ д/с №112 г. Чебоксары. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста сОНР.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования, а так же в обосновании применения игр в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость: результаты данной курсовой работы можно использовать в работе логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей в работе с детьми с ОНР.

Структура, объем и содержание работы определены целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложений.


Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.055 с.)