Тема 1. Правовое положение центрального банка Российской Федерации (банка России) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Правовое положение центрального банка Российской Федерации (банка России)



Тема 1. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

Цели и задачи изучения темы:

Целью является изучение правового положения и особенностей функционирования Центрального банка России.

Основными задачами являются:

§ определить особенности функционирования и компетенцию Центрального банка России (ЦБ РФ)

§ выявить структуру ЦБ РФ

§ сформировать представление о функциях органов управления ЦБ РФ

§ выявить взаимосвязь ЦБ РФ с другими субъектами банковского права

§ определить особенности финансовой отчетности ЦБ РФ

 

Результат освоения темы:

 

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-2 З-1 Знает основные профессиональные обязанности юриста
З-2 Знает основные принципы профессиональной этики юриста
ПК-4   3-1 Знает нормативно-правовую базу, регулирующую профессиональную деятельность
3-2 Знает процессуальный порядок применения процессуального закона
ПК-5   3-1 Знает процессуальные и другие нормативно-правовые акты
3-2 Знает процедуру принятия и реализации правовых норм
ОК-2   У-1 Умеет добросовестно исполнять профессиональные обязанности
У-2 Умеет соблюдать принципы профессиональной этики
ПК-5   У-1 Умеет определить подлежащий применению нормативный акт
У-2 Умеет анализировать и толковать текст закона
ПК-7   У-1 Умеет определить необходимую разновидность юридического документа для конкретной ситуации
У-2 Умеет применять законодательство в процессе подготовки процессуального документа
ОК-3   В-1 Владеет опытом целеполагания и нахождения способов достижения целей
В-2 Владеет навыками восприятия и воспроизведения информации
ПК-7   В-1 Владеет навыками оформления юридических процессуальных документов
В-2 Владеет навыками использования технических средств и информационных ресурсов при подготовке юридических процессуальных документов

 

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ).

2. Цели, задачи и функции ЦБ РФ.

3. Принципы организации ЦБ РФ.

4. Органы управления ЦБ РФ.

5. Отчетность ЦБ РФ.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте вопросы данной темы.

2. Определите основное содержание институтов данной темы.

3. Определите основные нормативные акты, регулирующие отношения, охватываемые данной темой.

 

Тема 2. Правовое положение кредитных организаций

Цели и задачи изучения темы

Целью изучения данной темы является определение правового статуса и особенностей функционирования кредитных организаций.

 

Основными задачами являются:

§ определить понятие и виды кредитных организаций;

§ выявить органы управления кредитных организаций;

§ сформировать представление о процедуре создания кредитных организаций;

§ определить основные банковские операции;

§ выявить правовые основы открытия и закрытия подразделений кредитных организаций;

§ определить особенности ликвидации и реорганизации кредитных организаций.

Результат освоения темы:

 

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-2 З-1 Знает основные профессиональные обязанности юриста
З-2 Знает основные принципы профессиональной этики юриста
ОК-3 З-1 Знает алгоритмы целеполагания и выбора путей их достижения
З-2 Знает значение культуры мышления
ПК-4   3-1 Знает нормативно-правовую базу, регулирующую профессиональную деятельность
3-2 Знает процессуальный порядок применения процессуального закона
ПК-5   В-1 Владеет навыками работы с правовыми источниками
В-2 Владеет навыками реализации закона в различных формах: исполнение, соблюдение, применение, использование
ПК-7   В-1 Владеет навыками оформления юридических процессуальных документов
В-2 Владеет навыками использования технических средств и информационных ресурсов при подготовке юридических процессуальных документов

 

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Понятие и виды кредитных организаций.

2. Процедура создания кредитной организации

3. Основные банковские операции и органы управления коммерческого банка

4. Банкротство и ликвидация кредитной организации

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте вопросы данной темы.

2. Определите основное содержание институтов данной темы.

3. Определите основные нормативные акты, регулирующие отношения, охватываемые данной темой.

 

Цели и задачи изучения темы

Целью является изучение правового положения и особенностей функционирования Внешэкономбанка.

 

Основными задачами являются:

§ определение правового положения Внешэкономбанка

§ исследование особенностей функционирования Внешэкономбанка

§ определение сущности правового регулирования Внешэкономбанка

§ исследование взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления с Внешэкономбанком

Результат освоения темы:

 

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-2 З-1 Знает основные профессиональные обязанности юриста
З-2 Знает основные принципы профессиональной этики юриста
ПК-4   3-1 Знает нормативно-правовую базу, регулирующую профессиональную деятельность
3-2 Знает процессуальный порядок применения процессуального закона
ПК-5   3-1 Знает процессуальные и другие нормативно-правовые акты
3-2 Знает процедуру принятия и реализации правовых норм
ПК-7   3-1 Знает виды и формы юридических документов
3-2 Знает законодательство и тенденции правовой практики, регламентирующие содержание юридических документов
ОК-2   У-1 Умеет добросовестно исполнять профессиональные обязанности
У-2 Умеет соблюдать принципы профессиональной этики
ОК-3   У-1 Умеет анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию
У-2 Умеет применять алгоритмы постановки целей и способов их достижения

 

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Внешэкономбанк: правовое положение

2. Цели деятельности и функции Внешэкономбанка

3. Правовое регулирование деятельности Внешэкономбанка

4. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления с Внешэкономбанком

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте вопросы данной темы.

2. Определите основное содержание институтов данной темы.

3. Определите основные нормативные акты, регулирующие отношения, охватываемые данной темой.

Цели и задачи изучения темы

Целью изучения данной темы является изучение правового положения ломбардов и микрофинансовых организаций

 

Основными задачами являются:

§ определение сущности правового статуса ломбардов

§ рассмотрение основных требований предъявляемых к деятельности ломбардов

§ определение сущности правового статуса микрофинансовых организаций

§ рассмотрение основных требований предъявляемых к деятельности микрофинансовых организаций

 

Результат освоения темы:

 

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-2 З-1 Знает основные профессиональные обязанности юриста
З-2 Знает основные принципы профессиональной этики юриста
ПК-4   3-1 Знает нормативно-правовую базу, регулирующую профессиональную деятельность
3-2 Знает процессуальный порядок применения процессуального закона
ОК-2   У-1 Умеет добросовестно исполнять профессиональные обязанности
У-2 Умеет соблюдать принципы профессиональной этики
ПК-5   У-1 Умеет определить подлежащий применению нормативный акт
У-2 Умеет анализировать и толковать текст закона
ПК-7   У-1 Умеет определить необходимую разновидность юридического документа для конкретной ситуации
У-2 Умеет применять законодательство в процессе подготовки процессуального документа
ОК-3   В-1 Владеет опытом целеполагания и нахождения способов достижения целей
В-2 Владеет навыками восприятия и воспроизведения информации
ПК-4   В-1 Владеет навыками принятия решения и совершения юридических действий
В-2 Владеет способностью к поиску альтернативных неординарных решений в рамках закона
ПК-7   В-1 Владеет навыками оформления юридических процессуальных документов
В-2 Владеет навыками использования технических средств и информационных ресурсов при подготовке юридических процессуальных документов

 

4.1. Понятие ломбард и основные требования, предъявляемые к деятельности ломбарда

Ломбард – юридическое лицо, являющееся специализированной коммерческой организацией, основными видами деятельности которой являются: предоставление краткосрочных займов населению и хранение вещей. Наименование (фирменное наименование) ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Ломбард вправе принимать в залог или на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие засмщику (поклажедателю) и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством Российской Федерации установлены соответствующие ограничения.

Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов населению и хранения вещей.

В ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть обеспечены условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц. Установление обязательных требований к обустройству и оборудованию мест хранения заложенных и сданных на хранение вещей, а также контроль за их исполнением осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение иных вещей, не являющихся таковыми.

К информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом деятельности относятся сведения о заемщике (поклажедателе), полученные ломбардом при заключении договора займа (договора хранения).

Ломбард и его работники обязаны соблюдать конфиденциальность информации, составляющей в соответствии с частью 1 настоящей статьи профессиональную тайну, и в случае ес разглашения несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае изъятия (выемки) заложенной вещи или вещи, сданной на хранение, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях договор займа (договор хранения) прекращается.

Ломбард в течение трех рабочих дней со дня изъятия (выемки) заложенной или сданной на хранение вещи обязан в письменной форме уведомить об этом заемщика (поклажедателя). Указанное уведомление направляется по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении и содержит следующую информацию:
1) дату изъятия (выемки) вещи;

2) указание на основание произведенного изъятия (выемки) вещи;
3) наименование государственного органа (с указанием должностного лица), осуществившего изъятие (выемку) вещи;

4) сумму обязательств заемщика перед ломбардом (в случае изъятия (выемки) заложенной вещи).

С момента получения заемщиком уведомления, у него возникает обязательство перед ломбардом в сумме, определяемой в соответствии с условиями договора займа на день изъятия (выемки) предмета залога, либо на день истечения льготного срока хранения в зависимости от того, что произошло раньше. В случае изъятия (выемки) вещи, сданной на хранение, у поклажедателя не возникает обязательств перед ломбардом, если иное не предусмотрено договором хранения.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ломбардом обязанности, возложенной на него, ломбард лишается права на удовлетворение своего требования к заемщику.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятая вещь подлежит возврату, возврат вещи должен быть произведен собственнику, за исключением случаев, когда на изъятую вещь ломбардом обращено взыскание. Возврат изъятой вещи, на которую обращено взыскание, должен быть произведен ломбарду.

Ломбард обязан страховать в пользу заемщика (поклажедателя) за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на страховую сумму, равную сумме оценки вещи. Период страхования вещи, принятой в залог или на хранение, должен быть равен совокупности срока предоставления займа (срока хранения) и льготного срока.
Не допускается понуждение заемщика (поклажедателя) к страхованию вещи, принятой от него в залог или на хранение, за его счет.
Ломбард вправе страховать за свой счет иные риски, связанные с вещью, принятой в залог или на хранение.

 

4.2. Правовое положение микрофинансовых организаций и требования, предъявляемые к их деятельности

Осуществление микрофинансовой деятельности в Российской Федерации, а также статус организаций, осуществляющих такую деятельность, и предъявляемые к ним требования урегулированы Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 151-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона № 151-ФЗ в качестве микрофинансовой организации могут выступать фонд, автономная некоммерческая организация, учреждение (за исключением бюджетного), некоммерческое партнерство, хозяйственное общество или товарищество. Следовательно, общество с ограниченной ответственностью (далее - общество, ООО) может приобрести статус микрофинансовой организации.

Данный статус возникает у общества со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций (ч. 1 ст. 5 Закона № 151-ФЗ), ведение которого осуществляет Федеральная служба по финансовым рыкам (ФСФР России) (п. 1, пп. 5.4.6.6 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 № 717).

Сведения об обществе вносятся в государственный реестр микрофинансовых организаций в течение четырнадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом документов, указанных в ч. 4 ст. 5 Закона № 151-ФЗ.

Поскольку за внесение сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций взимается государственная пошлина (ч. 6 ст. 4 Закона № 151-ФЗ) в размере одной тысячи рублей (п. 4.1 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ), то в регистрирующий орган вместе с указанными документами должен быть представлен и оригинал квитанции, подтверждающей уплату такой пошлины (пп. 8 п. 7 Порядка ведения государственного реестра микрофинансовых организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 03.03.2011 № 26н).

Требования к учредительным документам микрофинансовой организации.

Закон № 151-ФЗ требует обязательного указания о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом, только в учредительных документах некоммерческих организаций (ч. 5 ст. 5 данного закона).

ООО в силу абзаца второго п. 1 ст. 49 ГК РФ может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Перечень сведений, которые обязательно должны содержаться в уставе ООО, предусмотрен п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон № 14-ФЗ). Виды деятельности, осуществляемые обществом, в составе таких обязательных сведений не указаны. Однако в этом же пункте установлено, что устав может содержать и иные сведения, не противоречащие Закону№ 14-ФЗ. Таким образом, законодательство не требует указывать в уставе ООО виды осуществляемой обществом деятельности, однако соответствующий перечень (как открытый, так и исчерпывающий) может быть предусмотрен уставом.

При этом необходимо помнить, что в силу абзаца первого п. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Поэтому, если в учредительных документах ООО предусмотрен исчерпывающий перечень видов деятельности, которые такое общество может осуществлять, этот перечень должен быть дополнен указанием на микрофинансовую деятельность.

Организация, осуществляющая микрофинансовую деятельность, не вправе осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (п. 7 ст. 12 Закона № 151-ФЗ).

Требования к учредителям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Закона № 151-ФЗ физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти, не вправе прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) микрофинансовой организации, получать право распоряжения 10% и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал микрофинансовой организации.

Таким образом, если один или несколько учредителей ООО, являющегося микрофинансовой организацией, подпадают под указанные признаки, то они вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 10% голосов, приходящихся на голосующие доли этого общества, составляющие его уставный капитал. При этом остальные доли, принадлежащие этому лицу, при определении кворума для проведения общего собрания участников микрофинансовой организации не учитываются (ч. 4 ст. 4.2 Закона № 151-ФЗ).

Требования к органам управления.

Также лицам, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти, запрещено входить в состав органов управления ООО (п. 3 ч. 1 ст. 4.1 Закона № 151-ФЗ)

Кроме того, такой запрет действует и в отношении лиц, которые были подвергнуты дисквалификации и срок этого наказания еще не истек, а также лиц, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет (п.п. 1 и 2 ч. 1 указанной статьи).

Член совета директоров, относящийся к одной из вышеозначенных категорий лиц, считается автоматически выбывшим из его состава со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного органа либо суда (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 151-ФЗ).

Требования к осуществлению деятельности.

Микрофинансовая организация вправе осуществлять деятельность по предоставлению займов на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей (ст. 2, ч. 1 ст. 8 Закона № 151-ФЗ). Она также вправе осуществлять и другие виды деятельности, кроме прямо запрещенных ей законом, в том числе выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 151-ФЗ).

Для осуществления данной деятельности микрофинансовая организация вправе привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах, кроме денежных средств физических лиц (п. 4 ч. 1 ст. 9, п. 1 ст. 12 Закона № 151-ФЗ). Указанное ограничение не касается денежных средств физических лиц, привлекаемых по одному договору займа с одним займодавцем на сумму 1 500 000 рублей и более, а также денежных средств учредителей (участников) микрофинансовых организаций.

Предоставление обществом займов в рамках микрофинансовой деятельности производится только в рублях (ч. 1 ст. 8, п. 4 ст. 12 Закона № 151-ФЗ). При этом запрещается предоставление микрозайма (микрозаймов) одному лицу на общую сумму свыше одного миллиона рублей (п. 8 ст. 12 Закона № 151-ФЗ).

Микрофинансовая организация обязана разработать правила предоставления микрозаймов, утверждаемые ее органом управления, определяющие порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения, порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей; иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма (ч.ч. 2 и 5 ст. 8 Закона № 151-ФЗ). Данные правила подлежат опубликованию в сети Интернет и размещению в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица (п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона № 151-ФЗ, информационное письмо ФСФР от 01.03.2012 № 12-ДП-13/8053 «О размещении правил предоставления микрозаймов»).

Помимо этого, в любом случае микрофинансовая организация обязана предоставить лицу, подавшему заявку на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма (п. 1 ч. 2 ст. 9Закона № 151-ФЗ).

В процессе осуществления своей деятельности микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в территориальный орган ФСФР по месту своего нахождения документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов (ст. 15 Закона № 151-ФЗ). Такие документы подаются в течение 45 дней по окончании отчетного периода. Отчетность за календарный год представляется микрофинансовой организацией не позднее 105 дней по его окончании (п. 3 Приложения № 3 к приказу Минфина РФ от 01.03.2012 № 37н «Об утверждении форм и сроков представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации»).

Микрофинансовые организации подпадают также под действие Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ст.ст. 2 и 5 данного закона) и при осуществлении своей деятельности должны соблюдать его требования.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Правовое положение ломбардов

2. Требования, предъявляемые к деятельности ломбардов

3. Правовое положение микрофинансовых организаций

4. Требования, предъявляемые к деятельности микрофинансовых организаций

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте вопросы данной темы.

2. Определите основное содержание институтов данной темы.

3. Определите основные нормативные акты, регулирующие отношения, охватываемые данной темой.

 

Цели и задачи изучения темы

Целью изучения данной темы является изучение правового положения кредитных кооперативов, банковских ассоциаций

 

Основными задачами являются:

· выявление правового положения кредитных кооперативов

· рассмотреть требования, предъявляемые деятельности кредитных кооперативов

§ формирование понимания о банковских ассоциациях

 

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ПК-7   3-1 Знает виды и формы юридических документов
3-2 Знает законодательство и тенденции правовой практики, регламентирующие содержание юридических документов
ОК-2   У-1 Умеет добросовестно исполнять профессиональные обязанности
У-2 Умеет соблюдать принципы профессиональной этики
ОК-3   У-1 Умеет анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию
У-2 Умеет применять алгоритмы постановки целей и способов их достижения
ПК-5   У-1 Умеет определить подлежащий применению нормативный акт
У-2 Умеет анализировать и толковать текст закона
ПК-7   У-1 Умеет определить необходимую разновидность юридического документа для конкретной ситуации
У-2 Умеет применять законодательство в процессе подготовки процессуального документа
ОК-3   В-1 Владеет опытом целеполагания и нахождения способов достижения целей
В-2 Владеет навыками восприятия и воспроизведения информации
ПК-4   В-1 Владеет навыками принятия решения и совершения юридических действий
В-2 Владеет способностью к поиску альтернативных неординарных решений в рамках закона
ПК-5   В-1 Владеет навыками работы с правовыми источниками
В-2 Владеет навыками реализации закона в различных формах: исполнение, соблюдение, применение, использование
ПК-7   В-1 Владеет навыками оформления юридических процессуальных документов
В-2 Владеет навыками использования технических средств и информационных ресурсов при подготовке юридических процессуальных документов

 

5.1. Правовое положение кредитных кооперативов и требований, предъявляемых к их деятельности

 

Правовыми основами создания и деятельности кредитных кооперативов являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 190-ФЗ от 18.07.2009г. «О кредитной кооперации», другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные акты Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России), регулирующие отношения с участием кредитных кооперативов.

 

Кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

 

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

 

2) размещения денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

 

Кредитный кооператив помимо организации финансовой взаимопомощи своих членов вправе заниматься иными видами деятельности с учетом ограничений, установленных Федеральным закононом, при условии, если такая деятельность служит достижению целей, ради которых создан кредитный кооператив, соответствует этим целям и предусмотрена уставом кредитного кооператива.

 

Кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

 

1) финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков);

 

2) ограничения участия в деятельности кредитного кооператива лиц, не являющихся его членами;

 

3) добровольности вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива (пайщиков);

 

4) самоуправления кредитного кооператива, обеспечиваемого участием его членов (пайщиков) в управлении кредитным кооперативом;

 

5) равенства прав членов кредитного кооператива (пайщиков) при принятии решений органами кредитного кооператива независимо от размера внесенных членом кредитного кооператива (пайщиком) взносов (один член кредитного кооператива (пайщик) - один голос);

 

6) равенства доступа членов кредитного кооператива (пайщиков) к участию в процессе финансовой взаимопомощи и иным услугам кредитного кооператива;

 

7) равенства доступа членов кредитного кооператива (пайщиков) к информации о деятельности кредитного кооператива;

 

8) солидарного несения членами кредитного кооператива (пайщиками) субсидиарной ответственности по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кредитного кооператива (пайщиков).

 

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и Банк России не вправе вмешиваться в деятельность кредитных кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. (см. текст в предыдущей редакции)

Кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании:

 

1) договоров займа, заключаемых с юридическими лицами;

 

2) договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 190-ФЗ от 18.07.2009г. «О кредитной кооперации».

 

Кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком). Кредитный кооператив вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». (см. текст в предыдущей редакции)

 

Возврат займа членом кредитного кооператива (пайщиком) может обеспечиваться поручительством, залогом, а также иными предусмотренными федеральными законами или договором займа способами.

Регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Банк России осуществляет следующие функции:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов, их союзов (ассоциаций), саморегулируемых организаций и иных объединений кредитных кооперативов;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

1.1) устанавливает порядок расчета финансовых нормативов;

2) устанавливает дополнительные финансовые нормативы помимо финансовых нормативов, предусмотренных Федеральным законом № 190-ФЗ от 18.07.2009г. «О кредитной кооперации», и порядок расчета дополнительных финансовых нормативов;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

3) устанавливает порядок размещения средств резервного фонда кредитного кооператива, а также порядок формирования кредитными кооперативами резервов на возможные потери по займам;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;

 

5) ведет государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных кооперативов, осуществляет включение сведений о некоммерческих организациях в государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных кооперативов и исключение сведений о некоммерческих организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций кредитных кооперативов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях;

 

6) осуществляет взаимодействие с саморегулируемыми организациями кредитных кооперативов и надзор за исполнением саморегулируемыми организациями кредитных кооперативов и их членами положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных кооперативов, число членов которых превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, а также за деятельностью кредитных кооперативов второго уровня в порядке, установленном Банком России;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

8) обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 190-ФЗ от 18.07.2009г. «О кредитной кооперации»;

9) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

 

В отношении кредитных кооперативов, число членов которых превышает 5 тысяч физических и (или) юридических лиц, и в отношении кредитных кооперативов второго уровня Банк России вправе:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности кредитного кооператива у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и у иных органов государственного контроля и надзора;

 

2) запрашивать и получать у кредитного кооператива учредительные документы, внутренние нормативные документы и иные документы, принятые общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) и иными органами кредитного кооператива;

 

3) запрашивать и получать у кредитного кооператива бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном Банком России;

(см. текст в предыдущей редакции)

 

4) не чаще одного раза в год проводить плановые проверки соблюдения установленных финансовых нормативов и соответствия деятельности кредитного кооператива Федеральному закону № 190-ФЗ от 18.07.2009г. «О кредитной кооперации», другим федеральным законам, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным актам Банка России;

(см. текст в предыдущей редакции)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.196.27 (0.149 с.)