Успех и Неудача (success and failure) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Успех и Неудача (success and failure)



Человеку рекомендуется одинаково ровно и спокойно, без восторга и угнетенности воспринимать и успехи, и неудачи. В конце концов, они представляют собой всего лишь предельные формы всех тех явлений, которые происходят в любой момент времени, а человек всегда должен быть бдителен не только по отношению к необычным или крайним формам событиям. Йог учится также тому, что с точки зрения и горизонтальной эволюции тела и разума, и вертикальной эволюции сознания успехи и неудачи одинаково важны. Из собственных и чужих ошибок можно извлечь — и на практике извлекается — не меньше, чем из успехов. Проигрыши и ошибки — наши уроки, и единственным преимуществом успехов являются вызываемые ими ободрение и воодушевление. Однако йог обладает внутренним источником побуждений, поэтому неудачи не подавляют его и не мешают ему извлечь всю пользу из полученного урока. Важным, разумеется, является только то, что мы делаем, но не сам результат. Даже в школе или институте ученик или студент, заинтересованный в изучаемом предмете, достигнет необходимых знаний; мысли об отметках, успехах и неудачах, будут для него только препятствиями и источниками беспокойства. Шри Кришна говорил Арджуне: "Заботься только о том, что делаешь сейчас, но не об успехе завершения."

 

УЧЕНИК (Pupil)

Существуют три уровня учеников гуру, или учителя: высший (уттама), средний (мадхьяма) и низший (атхама). К высшему типу принадлежат теученики, которые понимают намерения учителя и полностью выполняют их; к среднему уровню относятся ученики, испрашивающие и исполняющие специальные указания учителя, а ученики низшего ранга еще не способны в полной мере выполнять все указания своего учителя (см. также Шишья и Гуру).

 

УЧИТЕЛЬ (Teacher)

См. Гуру.

 

ФАНТАЗИЯ (Fancy)

См. Воображение; Викальпа.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО (The Physical Body)

См. Тело; Деха; Шарира; Упадхи; Город Девяти Врат; Совершенства Тела; Умерщвление Плоти.

 

ФИКСАЦИЯ РАЗУМА (The Mind-Poise)

Действия разума, сосредотачивающие его внимание на каком-либо объекте или мысли, при котором все его силы собираются воедино и направляются к этому объекту. Оно начинается с концентрации и достигает своей вершины в созерцании. См. также Самьяма; Высшая Самьяма.

 

ФИЛОСОФИЯ (Philosophy)

См. Даршана; Философия Йоги; Санкхья; Веданта.

 

ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ (Yoga Philosophy)

Философия йоги духовна; она ориентирована на индивидуальное раскрытие и постижение бытия путем осознания независимого, самосущего, имеющего свой источник в самом себе Духа (пуруша) человека.

Философия йоги этична; эта система, состоящая из восьми аспектов, или ступеней, начинается с пяти добродетелей, первой из которых является ненасилие.

Философия йоги интеллектуальна; ее методы медитации являют собой использование сил разума, а философские труды обосновывают все ее афоризмы.

Философия йоги эмоциональна; она предписывает дружелюбие, любовь и другие добрые чувства.

Это практическая философия; она связана с управлением и регуляцией тела со стороны его обитателя, человека.

Существует множество различных школ и учителей, которые уделяют особое внимание отдельным частям этого учения, но все они опираются на "Йога Сутру" Патанджали (см.), великого и почитаемого толкователя системы раджа-йоги.

 

ФОРМА (Form)

См. Намарупа.

 

ХАЛАСАНА (Halasana)

"Поза плуга". Человек ложится на спину с вытянутыми вдоль тела руками, обращенными ладонями вниз, поднимает ноги вверх и переносит их за голову, пока носки не коснутся пола. Корпус тела поднимается как можно выше, а руки переносятся за голову и охватывают ее.

 

ХАНСА (Hansa)

Буквально: "лебедь". Этот символ используется во многих образах. Как титул, которым награждаются развитые йоги, он связан с поэтическим образом этой птицы, летящей в сезон муссонов к озеру Манасаровара в сердце Гималайских гор, к месту великих паломничеств отважных монахов (санньясинов); этот обрах усиливается также тем фактом, что высшую чакру человека или ее часть тоже называют манасароварой. Существует, кроме того, поэтическое и мистическое верование, что эта птица способна отделить и выпить только молоко из смеси молока с водой, которое согласуется с идеей о том, что мудрый йог способен увидеть и извлечь пользу из любого жизненного опыта.

В некоторых школах лебедя называют "птицей времени", созданием, живущим "на лету". Это тоже согласуется с качеством мудрого йога, полностью осознающего, что наше материальное существование есть "жизнь на лету", жизнь момента, и она дана человеку не для того, чтобы он навсегда привязывался к чему-то или оставался в одном и том же доме, месте, или состоянии. Йог осознает, что жизнь есть книга перемен и она состоит из различных глав; приучая настроение своего разума к этой истине, он одинаково ровно и спокойно встречает любые обстоятельства и использует их для укрепления своих крыльев. См. также Парамаханса.

 

ХАРАКТЕР (Character)

Правильные качества характера человека, которые ведут к освобождению (мокша, см.), даются в "Бхагавад-Гите" в следующем перечислении: смелость, чистота жизни, решительная и постоянная практика раджа-йоги, великодушие, самоконтроль, жертвенность, усердие, самодисциплина, прямота, безвредность, правдивость, отсутствие гнева, отрешенность, миролюбие, воздержание от клеветы, сострадание к живому, щедрость, мягкость, скромность, упорство, героизм, прощение, твердость, чистоплотность, отсутствие злобы, и не слишком большая гордость.

 

ХАРИ (Hari)

Одно из имен Вишну, указывающее на то, что он прощает людские грехи и исправляет их ошибки; имя происходит от глагольного корня, означающего "забирать". Разумеется, только мудрость и любовь, властью своей гармонии, способны исправлять последствия грехов, величайшим из которых, источником всех остальных более мелких, является персональность, или обособленность личности. Даже плотские грехи представляют собой нарушения гармонии тела, форму эгоизма тела, при которой интерес и возбуждение одной его части превозмогает благополучие всдго организма в целом.

 

ХАТХА-ЙОГА (Hatha-Yoga)

Форма йоги, связанная в первую очередь с регуляцией дыхания, а также с другими дисциплинами тренировки и упражнений тела. Обычно считается, что "ха" означает вдох, а "тха" — выдох; они переводятся соответственно как солнечное и лунное дыхание и связываются многими комментаторами с первыми двумя жизненными ветрами, или вайю (см.) — Прана и Апана. Очень часто хатха-йога рассматривается как необходимое вступление и дальнейшая помощь раджа-йоге, дисциплине воспитания разума. Хотя справедлив тот факт, что усиленное мышление и особенно сидячий образ жизни обычно нарушает естественные процессы здорового дыхания, но для целей раджа-йоги — концентрации, медитации, и т.д. — человеку необязательно практиковать полную хатха-йогу; достаточно следить, чтобы дыхание было спокойным и равномерным и отделить умственные усилия от любых телесных усилий и напряжений, то есть, другими словами, позаботиться о том, чтобы развитое и используемое благотворное состояние тела не возмущалось старой ошибкой мышления, предполагающей, что физические ощущения, усилия и напряжения могут помочь в медитации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.006 с.)