Важнейшие факторы формирования психологического климата в туристской группе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Важнейшие факторы формирования психологического климата в туристской группе



Этот раздел также очень важен в практической деятельности руководителя туристской группы: зная механизмы формирования психологического настроя в группе, руководитель может осмысленно руководить этим процессом, не допуская критических ситуаций и прибегая к таким действиям, которые помогут ему с успехом преодолеть их.

Туристский поход требует от участников затрат не только физической, но и психической энергии. Практика знает ряд примеров, когда группы, хорошо физически и технически; подготовленных туристов, не смогли выполнить задуманных целей в силу неумения избежать или разрешить конфликты психологического порядка. Поэтому знание механизмов формирования и регулирования психологического настроя в туристской группе, знание ситуаций, приводящих к конфликтам, умение предотвратить или найти правильные пути выхода из них будут способствовать успешному проведению туристских походов без чувства огорчения и разочарования, ^без травм и несчастных случаев.

Из большого круга факторов, определяющих психологический климат в туристской группе, целесообразно остановиться на следующих.

Методы руководства. Лектору следует обратить внимание на такой факт: в методах руководства туристской группой проявляется некоторая двойственность положения руководителя. Поскольку группа организуется на основе добровольного начала, добровольного подчинения своей личности коллективу, ее члены больше всего приемлют демократические

методы управления. Вместе с тем, когда от распорядительности и решительности действий руководителя зависит сохранение жизни участников, руководитель вправе рассчитывать на понимание его требовательных методов воздействия и даже команд, на незамедлительное выполнение распоряжений, что свойственно авторитарным методам воздействия.

В основе демократического метода управления лежит абсолютный авторитет руководителя группы, основывающийся на превосходстве в опыте, знаниях, организаторских способностях и человеческих качествах. Такой руководитель избегает прямолинейного навязывания своей воли, а делает всех соучастниками принимаемого решения, терпим к недостаткам и случайным оплошностям своих товарищей, в оценке поступков и поведения которых исходит из интересов группы, а не собственного эмоционального настроя. Ему чуждо подчеркивание своего статусного положения. Нормой его поведения является потребность советоваться и прислушиваться к мнению других. Самым весомым доводом признания такого руководителя является готовность участников вновь и вновь пойти с ним в путешествие. Группа с таким руководителем отличается устойчивым психологическим настроем, большой сплоченностью, множеством межличностных связей, большой потенцией коллективной воли, способностью противостоять самым серьезным испытаниям и проявить максимум усилий в борьбе за выполнение намеченных целей, а если потребуется, то и за сохранение жизни.

Противоположный метод руководства - авторитарный. К нему обычно прибегает тот руководитель, авторитет которого настолько низок, что при другом способе общения он теряет контроль и возможность воздействия на участников. Такой руководитель не умеет устанавливать дружественные отношения и располагает малым количеством обратных связей. Руководителей авторитарного склада обычно недолюбливают, а "командирский тон" - не приемлют. Неизбежным следствием авторитарности является неустойчивый и низкого уровня психологический климат в группе, отсутствие единства, изолированное положение руководителя и моральная неудовлетворенность его деятельностью. Такая группа потенциально конфликтная с предрасположением к несчастным случаям.

На примерах деятельности руководителей групп различных стилей руководства лектор может показать, что наиболее успешно справляется с группой тот руководитель, который умело пользуется всем арсеналом влиятельных функций в зависимости от конкретных условий обстановки и сложности решаемых задач, физического и психологического состояния участников.

Подбор участников нужно производить лишь с учетом соответствия туристского опыта категории планируемого похода. К сожалению, на психологическую совместимость обращается еще мало внимания, а то и вовсе эта сторона не принимается в расчет. Как показывает туристская практика, психологическая совместимость приобретает особо важное значение для конструирования межличностных отношений и" психологического климата в группе при полной изоляции ее деятельности. Из этого важно уяснить практическую сторону вопроса: кому отдать предпочтение при комплектовании группы?

Из многочисленного опроса руководителей групп выяснились противоположные точки зрения на желательность включения в группу "корифеев" туризма. Одни предпочитают взять менее опытного участника вместо "звезды", стремясь заранее исключить возможность возникновения ролевых конфликтов с таким претендентом на особое положение в группе. Другие охотно включают мастеров, обоснованно рассчитывая на возможность перенять их опыт.

Разбор конкретных случаев обеих точек зрения приводит к следующему суждению: все зависит от человеческих качеств "звезды" и от понимания ею своей роли в группе, а также от положения руководителя в связи с присутствием такого человека в группе. Менее предпочтительным оказывается положение "корифея", который своими завышенными претензиями, не в меру расточаемыми советами и назиданиями подавляет руководителя и других членов группы, что не способствует установлению и поддержанию доброжелательной формы взаимоотношений. Но есть и другой тип-"звезд", которые направляют свой опыт и авторитет на создание и поддержание доброжелательности в группе, на оказание помощи и делают это без подчеркивания своего превосходства. Присутствие таких туристов благотворно сказывается на формировании психологического климата в группе. Конкретный совет: среди равных по опыту и физической подготовленности претендентов в группу надо отдать предпочтение тому, кто обладает более уравновешенным характером и без потуг "вписывается" в группу, интересному собеседнику (знатоку истории, литературы, искусства и т. д.),. а также тому, кто может стать лидером досуга - человеку,. умеющему играть на гитаре, петь, рассказывать веселые истории и др.

Вывод, к которому подведет слушателей лектор, напрашивается сам собой: при комплектовании группы необходимо сознательно заведовать формированием и развитием межличностных отношений, заранее заботиться о профилактике психологических конфликтов и трений, которые могут возникнуть как следствие психологической несовместимости участников группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.007 с.)