Общение как коммуникативный процесс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение как коммуникативный процесс.



Коммуникация - передача информации, сообщений, сведений между людьми; может иметь как двухсторонний так и односторонний хар-р

Дополнение Особенности коммуникации. Общение может выступать в форме коммуникации. Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.

Во-1-х, в ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых — актив­ный субъект. При этом их взаимное информирование предполагает налаживание совместной дея­тельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Такая значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, а стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыс­лена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятель­ности, общения и познания.

Во-2-х, должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга по­средством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояния участников коммуникативного процес­са.

В-3-х, влияние в коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схо­жей системы кодификациити декодификации у коммуникатора (человека, направляющего инфор­мацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

В-4-х, всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Распространение информации в обществе проходит через своеобразный «фильтр доверия- недоверия». Подобный фильтр действует так, что истинная информация может оказаться не при­нятой, а ложная — принятой. Кроме того, существуют средства, способствующие принятию ин­формации и ослабляющие действие фильтров. Совокупность этих средств называют фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи.

Информация как таковая может быть двух типов: побудительной и констатирующей. Побудитель­ная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в заданном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

 

Коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер – внешние и внутренние факторы и причины, мешающие эффективной коммуникации или полностью блокирующие её.

Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся хар-ки внешней физ-кой среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации: ♦акустические помехи — шум в помещении или за окном, ремонтные работы, хлопанье двери, звонки телефона и т.д.; ♦ отвлекающая окружающая обстановка — яркое солнце или, наоборот, тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж за окном и т.д.; ♦ температурные условия — слишком холодно или слишком жарко в помещении; ♦ погодные условия - дождь, ветер, высокое или низкое давление. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

Технические барьеры. В технической лит-ре для их обозначения чаще всего используется понятие «шумы», введенное в научный оборот автором математической теории коммуникации К. Шенноном. В современной коммуникативистике это понятие имеет более широкое значение, близкое по смыслу к коммуникативному барьеру, и включает все, что искажает передаваемый сигнал и в результате влияет на сообщение в целом. Также можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые одновременно обусловлены и человеческим фактором: неправильным использованием техники связи, неправильным выбором технического средства для передачи сообщения.

«Человеческие» барьеры делятся на психофизиологические и социокультурные. Психофизиологические барьеры. Такие барьеры могут возникать вследствие каких-либо физиологических нарушений: нарушения артикуляции, глухота, полная или частичная потеря зрения. Также на способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Отечественный психолог Б.Д.Парыгин выделяет барьеры, связанные как с безличными механизмами социально- психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влиянием личностных индивидуальных особенностей коммуникантов. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером вторых являются индивидуальные особенности личности, например, ее интровертированность.

Псих-ские барьеры выполняют две ф-ции: 1)ф-ция псих-ского препятствия; 2)ф-ция психо-кой защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Социокультурные барьеры. Люди — не изолированные индивиды, а общественные существа и как таковые являются носителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, этноса, класса, социальной группы, религиозной конфессии, профессионального сообщества, демографической. Все это и порождает их социокультурные различия, обусловленные принадлежностью к тому или иному языковому, этническому, культурному, профессиональному и другому сообществу или ряду сообществ одновременно.

 

 

27.Вербальная коммуникация. - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи инф-ции), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем инф-ции.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную ф-цию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная(ф-ция обмена информацией); конструктивная(формулирование мыслей); апеллятивная(воздействие на адресата);эмотивная(непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая(обмен этикетными формулами);метаязыковая(ф-ция толкования).

Ф-цию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания. Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию. Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего(дикция, интонация). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

 

Невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация – это поведение человека, которое сигнализирует об эмоциональных состояниях и характере взаимодействия общающихся личностей.

Вид комм-ции включает следующие основные знаковые системы: 1) Оптико-кинетическая сис-ма знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела. Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической сис-мы знаков в ситуацию комм-ции придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов. Значимость оптико-кинетической системы знаков в комм-ции настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая сис-мы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной комм-ции. Паралингвистическая с-ма – это с-ма вокализации, качество голоса, его диапазон, тональность. Организация пространства и времени комм-ного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент комм-вной ситуации. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по комм-вному процессу, так и в массовых аудиториях.

Сис-ма, используемая в комму-ном процессе, – это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного воспр-тия – движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его. «Контакт глаз» на первый взгляд кажется такой знаковой сис-мой, значение которой весьма ограничено. М. Аргайл разработал «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. В частности, есть работы о роли визуального общения для ребенка. Выявлено, что ребенку свойственно фиксировать внимание прежде всего на человеческом лице: самая живая реакция обнаружена на два горизонтально расположенных круга. Как и все невербальные средства, контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной комм-ции, сообщает о готовности поддержать комм-цию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1801; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.014 с.)