Гуманно-личностный подход Ш.А. Амонашвили 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманно-личностный подход Ш.А. Амонашвили



Амонашвили Шалва Александрович – академик РАО, известный педагог – ученый и практик. Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили ориентирована на личность ребенка, она опирается на абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

 

Автором сформулированы следующие ее основные установки:

законы учителя:любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку;

принципы:очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка;

заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку;

опоры в ребенке:стремление к развитию, к взрослению, к свободе;

личностные качества учителя:доброта, откровенность и искренность, преданность.

Целевые ориентации:

 способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

 облагораживание души и сердца ребенка;

 развитие и становление познавательных сил ребенка;

 обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

 идеал воспитания – самовоспитание.

Концептуальные положения:

– все положения личностного подхода педагогики сотрудничества;

– ребенок как явление несет в себе жизненную Миссию, которой он должен служить;

– ребенок – высшее творение Природы и Космоса; он несет в себе их черты –
могущество и безграничность;

– целостная психика ребенка включает три страсти: к развитию, к взрослению и к свободе.

Особенности содержания. Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).

Особенности методики:

– обучение детей с шестилетнего возраста;

– обучение стимулирует активность и самодеятельность детей, паритетное включение ребенка в учебный процесс;

– широкое использование вариативности выбора действий, высокий потенциал творческих заданий;

– обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию;

– формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом. Урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь.

Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это “костыли хромой педагогики”; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

«Школа Диалога Культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, И.Е. Берлянд)

Библер Владимир Соломонович (1918–2000)– российский философ, автор совершенно оригинального учения – философии диалога культур.

В философии В.С. Библера в начале любого логического рассуждения лежат загадки. Они побуждают мысль работать, ориентируют ее в определенном направлении, но не предрешают полученных результатов. Фундаментальная загадочность бытия как парадоксальное начало содержит в себе возможности для практически необозримого многообразия логических решений. По Библеру, каждая культура имеет свой особый тип загадочности и свой специфический способ разгадывания (свой тип разума).

В.С. Библер отвергает как логику индукции (перехода от частного к общему), так и логику дедукции – выведения многообразных определений разума из некоторого предположенного целостного определения (частного из общего). В противовес индукции и дедукции философская логика Библера предлагает логику общения (диалога)разумов различных культур. Творческое со-общение (диалог) современных типов философствования, по В.С. Библеру, оказывается возможным в ситуации, когда они обращены к общему началу – выраженной в парадоксах мышления фундаментальной загадочности бытия.

Философские идеи разработаны В.С. Библером столь детально, предметно и так тесно сплетены с содержанием культуры во всей ее многогранности, что на их основании оказалось возможным в начале 80-х годов построить концепцию школьного образования – «Школу Диалога Культур». Новое понимание самих основ мышления, свойственного современной культуре, дает возможность по-новому понять и смысл образования.

Целевые ориентации:

 осуществлять образование не просто человека знающего, образованного, а человека культуры с особым типом разумения, художественной восприимчивостью, нравственным сознанием;

 формировать диалогическое сознание и мышление, освобождать их от плоского рационализма, монофилии культуры;

 обновлять предметное содержание путём сопряжения в нем различных исторических культур, форм деятельности, смысловых спектров.

Концептуальные положения:

– Современное школьное обучение и современная психология освоения знаний должны исходить из коренных особенностей современного мышления и инновационных форм деятельности. В высочайших точках своего развития современное мышление и сознание есть столь же определение знания, сколь и теоретически осознанное определение незнания, т. е. определение тех проблем и трудностей, в которых возможно точно определить, что именно не знает современный ум, каковы методы и возможности осознания и переформулировки всех этих трудностей. Такое строение современного мышления сближает понятия высшего эшелона современной науки и исходные вопросы и изначальные понятия детского разумения, первоначального формирования школьного удивления.

– Современное мышление строится по схематизму культуры, когда “высшие” достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры. В ХХ веке ценностные и духовные спектры разных форм культуры стягиваются в одном культурном пространстве, требуют от человека не однозначного выбора, но постоянного духовного сопряжения, взаимоперехода, глубинного спора в средоточии “вечных вопросов бытия” и непреходящих точек удивления. В диалоге разных культурных смыслов бытия – суть современного понятия, современной логики мышления.

– Современная научно-техническая революция означает, что основную нагрузку труда берут на себя машины, автоматы и полуавтоматы, делом человека оказывается коренное культурное изменение самих изначальных форм деятельности и мышления. Основная форма человеческой деятельности должна протекать как деятельность самоустремлённая.

Такой подход требует коренных изменений и содержания, и методов, и самих форм организации учебного процесса, и изменения самого типа школы.

В данной технологии диалог не только выступает как средство обучения, но и определяет цели и содержание обучения, является формой его организации. Диалог имеет всеобщий смысл:

– он представляет собой основной прием усвоения знаний и умений;

– это диалог культур, общающихся между собой в средоточии основных вопросов бытия, основных “точек удивления” нашего разума;

– постоянный диалог в сознании ученика (и учителя) голосов поэта и теоретика как основа реального развития творческого мышления.

Содержание образования в данной модели весьма своеобразно.

1–2-е классы – это классы, в которых завязываются те узелки понимания, что станут основными предметами диалогов в последующих классах. Это так называемые “точки удивления”: загадка слова; загадка числа; загадка явлений природы; загадка момента
истории; загадка сознания; загадка предметного орудия. В педагогической работе учителей первых классов особое внимание обращается на психологический зазор между двумя психологическими установками младшего школьника: его установкой на игру (воображение,
изображение собственных действий) и его установкой на “авторитетность” («так сказал папа», «так объясняли по телевизору» …), на преждевременные ответы без собственных мучительных вопросов. Весь процесс завязывания “узелков удивления” строится, исходя из реального диалога двух “культур сознания” в голове и в руках первоклассника.

Обучение же в последующих классах соответствует последовательности и диалогу основных исторических культур, в основном – Европейской истории.

3–4-е классы – античная культура в них, по сути дела, единственный предмет изучения: античная история, античная математика, античное искусство, античная мифология, античная механика, физическая культура, характерная для античности… образуют целостное неделимое представление об основных смыслах античной культуры. Античное понимание мира и внутреннего Я ребёнка органически связывает загадки ранних классов с мышлением,необходимым для дальнейшего школьного образования. Основой проникновения в современный смысл античной культуры (как и других культурных циклов ШДК) является особое внимание к тем логическим революциям, в которых данная культура осознает себя как единое целое, смотрит на себя со стороны и в которых происходит коренная трансформация исторических культур.

Основой учебного материала и основой создания школьниками своих собственных “текстов-произведений” является не учебник, а подлинные тексты античной культуры (Эврипида и Софокла, Пифагора и Архимеда) и их диалогическое сопряжение.

5–6-е классы – культура Средневековья: и математика, и труд, и искусство Средних веков смыкаются в одно целое. Ученики втягиваются в построение храма (архитектура, характерная и для Западного, и для Русского средневековья) и тем самым втягиваются в синтез основных форм труда, духовных исканий, форм мышления, особенностей механики и математики, характерных для этой эпохи и значимых в наше время. Само общение Учителя и Ученика строится в “режиме” реального общения, свойственного культуре Средних веков.

Культура Средних веков насквозь пронизана пафосом веры и культа, т. е. построена так, чтобы формировать духовную жизнь человека как бы вне силового поля культуры, совсем в ином измерении. Это своеобразие средневекового мировосприятия надо чётко понять и воспроизвести его в другом аспекте, в проекции “на культуру”. Ясно, что и с культурологической, и даже с церковной точки зрения, “средневековый цикл современного диалога” бессмысленно и превратно обращать в “уроки религии”.

В “средневековых классах” особое значение имеет развитие речевой культуры,>предельный авторитет Слова, первоначального Текста и его бесчисленных комментариев. В качестве одного из основных текстов (помимо, конечно, Библии) предполагается «Слово о полку Игореве» в сопряжении первоисточника с многочисленными переложениями на современный русский язык.

7–8-е классы – культура Нового времени (XVII–XIX вв.). Особое значение имеет культура Возрождения. Эпоха Возрождения значима как начало отстраненного, художественного мышления в противовес средневековому Слову. Глаз Леонардо да Винчи – вот исток познающего разума Нового времени. Исток, постоянно воспроизводимый в сознании, в мышлении современного школьника, как сжатая пружина основных мучений индивида – несакрального, действительно смертного, малого Я – бесконечной Вселенной, незамкнутому, закономерному процессу человеческой истории. Решающее значение имеет идея познающего разума, основанного на эксперименте, и идея “восходящего развития”, предполагающая открытое в бесконечность “пространство-время”…

Культура Нового времени предполагает многопредметность с необходимыми межпредметными диалогами и сопряжениями, позволяющими сохранить целостной структуру знания (общие уроки учителей-словесников, естественников, физиков и др.). Кроме того, выделяются отдельные, но общающиеся между собой, классы “гуманитариев”, “математиков”, “естествоиспытателей” и т. д.

9–10-е классы – культура современности. Здесь сводятся воедино знания и умения, “загадки” и “отгадки”, наработанные во всех остальных учебных циклах. Существенными узлами, стягивающими расчлененные знания и “незнания” нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы конца XX века: личность и общество; культура и цивилизация; экологическая проблема; компьютерная революция. Причем гуманизация знаний пронизывает весь учебный процесс. Гуманитарными оказываются все “отсеки” единой культуры: и математика, и литература, и физика, и все формы производственной деятельности.

11-й класс – класс специально диалогический. Выпускники ШДК организуют диалоги между классами, возрастами, культурами. Вместе с преподавателями намечают основные темы и проблемы дискуссий, продумывают методы общения и совместной деятельности.

Особенности методики. Реализация данной технологии требует коренных изменений и содержания, и методов, и самих форм организации учебного процесса, и изменения самого типа школы.

Технология диалога включает следующий алгоритм:

– диагностика готовности учащихся к диалогическому общению (базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения);

– поиск опорных мотивов, т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

– переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение ситуаций;

– продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;

– проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия;

– гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.).

В «Школе Диалога Культур» предполагается идея равноправности участников учебного диалога. Учитель в процессе диалога ставит учебную проблему, выслушивая все варианты и доказательства, помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает каждому выразить точку зрения.

Таким образом, основные принципы «Школы Диалога Культур» следующие:

 проецирование на весь процесс обучения особенностей современного мышления – мышления “человека культуры”;

 изучение содержания образования (последовательность классов) соответствует последовательности основных исторических культур, сменявших друг друга в европейской истории, в их современном осмыслении;

 обучение в каждом учебном цикле строится на основе внутреннего диалога,
завязанного вокруг основных “точек удивления” – исходных загадок бытия и мышления, сосредоточенных уже в начальных классах школы; происходит переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся в порождение им своего вопроса, как загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы. Постоянное воспроизведение ситуации “ученого незнания”, сгущение своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса имеет цель не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные
проблемы бытия;

 обучение строится не на основе учебника, а на основе реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры. Автор программы для каждого класса – педагог вместе с детьми. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге. Вряд ли стоит добавлять, что при реализации данной технологии исключены всякие отметки.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие
творческих качеств личности (И.П. Волков, П.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество – понятие условное. Оно может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной власти, данного времени, в данном месте, для самого субъекта).

Выделяют следующие обобщенные творческие способности личности:

– самостоятельное видение проблем, аналитическое мышление;

– умение перенести знания, умения и способы деятельности в новую ситуацию;

– видение новой стороны в знакомом объекте (альтернативное мышление);

– умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые (синтетическое, комбинационное мышление).

Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существует группа технологий, в которых развитие творческих качеств личности является приоритетной целью, это:

технология выявления и развития творческих способностей на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности, разработанная педагогом-новатором, заслуженным учителем РФ Игорем Павловичем Волковым;

технология технического творчества (теория решения изобретательских задач – ТРИЗ) изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера (Г. Альтов);

технология воспитания общественного творчества, предложенная академиком РАО, автором методики коллективных творческих дел Игорем Петровичем Ивановым (1925–1991).

Данные технологии направлены на развитие различных сфер личности, поэтому они имеют как общие, так и специфические особенности.

Целевые ориентации:

по И.П. Волкову:

◦ выявить, учесть и развить творческие способности;

◦ фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

по Г.С. Альтшуллеру:

◦ обучить творческой деятельности;

◦ ознакомить с приемами творческого воображения;

◦ научить решать изобретательские задачи;

по И.П. Иванову:

◦ воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

Концептуальные положения (общие для рассматриваемых технологий):

– творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей;

– развитие творческих способностей происходит в условиях работы свободных групп, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю;

– реализация идей педагогики сотрудничества, предполагающей сотворчество ученика и учителя;

– применение методик коллективной работы (мозговая атака, организационно-деятельностная игра, свободная творческая дискуссия, игровые методики);

– мотивация обучения – стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.

Реализация технологий развития творческих качеств личности ориентируется на известные возрастные этапы:

начальная школа:

◦ игровые формы творческой деятельности;

◦ знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей;

◦ освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы);

◦ обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты;

◦ формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам;

среднее звено:

◦ техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т. д.);

◦ участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях;

◦ изобразительное творчество;

старшая ступень:

◦ выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше;

◦ исследовательские работы;

◦ литературные, художественные и музыкальные сочинения.

Представим описание особенностей одной технологии из данной группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.166 (0.047 с.)