К выполнению контрольной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К выполнению контрольной работы



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по дисциплинам ««Русский язык и культура речи», «Русский язык», «Культура речи и деловое общение», «Культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом.

Для успешного выполнения работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, справочники и словари по русскому языку, список которых приводится в данном издании. Полезно также обратиться к материалу, изложенному в установочных лекциях по предмету.

Каждый студент выполняет свой индивидуальный вариант работы (по последней цифре номера зачетной книжки) в тетради с полями (следует указать вариант работы). Возможно выполнение работы на листах формата А4.

Контрольная работа состоит из шести блоков, соответствующих уровневому членению языка.

 

БЛОК I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

Содержит задания, отражающие проблемы, связанные с нормами постановки ударения (акцентологические нормы). Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.

 

Расставьте ударения.

Образец: звон и т (неправ. зв о нит).

Примечания: 1. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается, но, в отличие от основного – в скобках: догов о р (д о говор)

2.Иногда «мнения» словарей могут расходиться, поэтому желательно не ограничиваться при выполнении этого задания только одним словарем. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы.

 

БЛОК II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

 

В заданиях необходимо найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их.

Образец: Малыши весь день игрались в песочнице. – Малыши весь день играли в песочнице.

Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно подчеркнуть.

 

БЛОК III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 

В данном блоке представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм (нормы образования форм слов различных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении, нормы построения предложений). В каждом варианте представлен свой блок заданий.

 

Образцы заданий:

 

Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

Образец: бухгалтер – бухгалтеры; выбор – выборы.

Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Образец: цыгане – (кого?) цыган; гольфы – (чего?) гольфов; носки – (чего?) носков и носок.

Определите род имен существительных и составьте словосочетания (прилагательное и существительное).

Образец: мозоль, женский род – большая мозоль; жюри, средний род – строгое жюри; вуз, мужской род – известный вуз; сладкоежка, общий род – маленький (маленькая) сладкоежка.

Образуйте от существительных во множественном числе существительные в единственном числе. Определите род.

Образец: туфли – туфля (женский род); жирафы – жираф (мужской род) и жирафа (женский род).

Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов.

Образец: (что сделать?) в ы резать – (что сделай?) вырежи и вырежь; (что делать?) вырез а ть – (что делай?) вырезай.

Образуйте от глаголов деепричастия (если это возможно), сохраняя вид. Определите, от каких глаголов нельзя образовать деепричастия.

Образец: (что делать?) спешить – (что делая?) спеша; (что сделать?) посмотреть – (что сделав?) посмотрев; (что сделать?) собраться – (что сделав?) собравшись; (что сделать?) испечь – (что сделав?) испёкши.

От глаголов беречь, вить, тонуть, плясать и др. деепричастия не образуются.

Объясните значение слов с разным ударением.

Образец: тр у сить – бояться чего-либо, пасовать перед чем-либо;

трус и ть – бежать трусцой.

Подберите к прилагательным по два антонима.

Образец: подъем – спад, снижение.

Язык научного стиля

Лексический уровень

– узкоспециальная терминология (специфические термины данной науки), например, процессор, лизинг, девиантное поведение и т.п.;

– общенаучная лексика (термины, употребляющиеся в разных областях науки), например, фактор, цель, эксперимент и т.п.;

– абстрактные существительные (не являющиеся терминами), например, возможность, обстоятельство, интерес и т.п.

Морфологический уровень

– глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени (отвечают на вопросы: что делаем? что делаете? что делает? что делают?), например, играете, решаем, использует, объясняют и т.п.;

– глаголы в страдательной форме (глаголы с – СЯ), например, используются, усложняются, рассматриваются и т.п.;

– отглагольные существительные (слова отвечают на вопросы: кто? что? – и образованы от глаголов), например, расширение, усложнение, описание и т.п.;

– причастия (слова отвечают на вопрос какой? и называют признак по совершаемому действию), например, находящийся, решаемый, рассмотренный и т.п.);

– деепричастия (слова отвечают на вопросы: что делая? что сделав? – и обозначают дополнительное действие), например, изучая, уменьшая, характеризуя и т.п.

Синтаксический уровень

– авторское «МЫ» (личная конструкция: мы + глагол в личной форме, автор (о себе) + глагол в личной форме; безличная конструкция, страдательная конструкция), например, Далее мы представим классификацию затрат; Автор занимается данной проблемой долгое время (личные формы); На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод (безличная форма); В процессе проведения анализа принимаются следующие допущения (страдательная форма);

– сложные предложения с союзным словом который (в такой конструкции не меньше двух основ (подлежащее + сказуемое), например, Статьи затрат, которые мы не можем учесть отдельно, будут отражены в статье «прочие затраты» (в данном предложении две основы: статьи будут отражены и мы не можем учесть);

– причастные и деепричастные обороты (причастия и деепричастия с зависимыми словами), например, затраты, связанные с работой подразделения; уровень можно определить, оценив возможные затраты;

– однородные члены предложения (слова отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения), например, Интонация перечисления, пояснения и противопоставления оформляет речь в текстовое единство;

– цепочки слов в форме родительного падежа (существительные связаны вопросами родительного падежа: кого? чего?), например, В данной работе рассматриваются проблемы доказательства (р.п.) вины (р.п.) предполагаемого загрязнителя (р.п.) и установления (р.п.) причинной связи (р.п.) между фактом экологического воздействия и ущербом;

– вводные слова и словосочетания (слова, грамматически не связанные с другими членами предложения), например, во-первых, таким образом, конечно и т.п.

Язык официально-делового стиля

 

Лексический уровень

– профессиональные термины, например, контракт, налог, истец, страховое возмещение и т.п.;

– номенклатурная лексика (названия организаций, должностей, договоров, товаров), например, РГППУ, исполнительный директор и т.п.;

– канцеляризмы (слова, уместные только в официально-деловом стиле), например, надлежащий, по семейным обстоятельствам, вышестоящие инстанции, головные уборы и т.п.;

– слова, выражающие рациональную оценку (слова нейтральной окраски и канцеляризмы), например, достаточный уровень знаний, работа признана неудовлетворительной.

Морфологический уровень

– существительные, называющие лиц по производимому действию, например, квартиросъемщик, ответчик, производитель и т.п.;

– сложные слова (состоящие из двух основ), например, вышеуказанный, жизнеобеспечение, водоснабжение и т.п.;

– отглагольные формы слов (отглагольные существительные, причастия, деепричастия, глаголы в страдательной форме), например, компенсация (отглаг. сущ), определяющий (причастие), используя (деепричастие), гарантируется (страд. форма глагола) и т.п.;

сложные отыменные предлоги и предложные сочетания, например, согласно договору, по прибытии на место, в течение указанного времени, ввиду сложившихся обстоятельств и т.п.

Синтаксический уровень

– предложения с цепочками однородных членов, например, Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения…;

– причастные обороты, например, Лицо, ответственное за радиационную безопасность, назначается приказом Генерального директора;

– деепричастные обороты, например, Учитывая размер уставного капитала, мы оставляем за собой право корректировки взноса;

– цепочки слов в форме родительного падежа, например, для применения (р.п.) мер (р.п.) общественного воздействия (р.п.).

Лексический уровень

– книжные общеупотребительные слова и выражения разных тематических групп (выбор зависит от темы), например, уровень жизни, государство, гражданин, налогообложение, тоталитаризм, благотворительность, пиар и т.п.;

– газетно-публицистические штампы (устойчивые словосочетания, используемые в СМИ), например, встреча в верхах, пульс эпохи;

– средства выразительности (метафора, сравнение, эпитет; фразеологизмы, пословицы, афоризмы), например, продовольственная корзина, черное золото (о нефти) и т.п.;

– разговорная лексика (часто просторечие и жаргон), например, Видимо, решать проблему будет уралмашевская братва.

Морфологический уровень

– глаголы в личной форме (Наш корреспондент побывал на месте событий);

– глаголы в повелительном наклонении, например, представьте, подумайте, решайте и т.п.;

– существительные на -ИЯ, -ЦИЯ, -АЦИЯ, -ИЗМ, например, революция, монетизация, историзм и т.п.;

– слова оценочного характера с суффиксом -ЩИНА, например, военщина, дедовщина и т.п.;

– прилагательные в превосходной степени с суффиксами -ЕЙШ, -АЙШ, например, легчайший, труднейший;

– категория собирательных существительных и местоимений, например, каждый (Каждый пенсионер знает…), большинство (Большинство населения представляет…) и т.п.

Синтаксический уровень

– соединение книжных (полных предложений с причастными и деепричастными оборотами) и разговорных (неполных, безличных, с пропуском союза) конструкций, например, При поиске работы следует обращаться только в крупные агентства. В мелких – больше опасности нарваться на мошенников (первое предложение полное, во втором – пропущено слово «агентства»);

– использование средств выразительности, например, антитезы (Дума решает – народ расхлебывает), риторического вопроса (До каких пор мы будем рассчитывать на нефтяные доллары?), восклицательные предложения (Только представьте: скольких людей может спасти новое лекарство!);

– включение цитат, ссылок, прямой речи.

 

Блок VI. РИТОРИКА

В данном блоке необходимо создать текст (150 – 300 слов) аргументирующей устной публичной речи, используя предложенные тезисы.

Темы для составления аргументирующего текста:

1. Зачем я получаю высшее образование?

2. Герой нашего времени.

3. Должна ли молодежь участвовать в социальной и политической жизни страны?

4. Нужна ли России «суверенная» демократия?

5. Нужны ли семейные традиции?

6. Ранние браки.

7. Кто в доме хозяин?

8. Что важнее: семья или карьера?

9. Нужно ли бороться со сквернословием?

10. Я русский бы выучил только за то…

11. Есть ли в России свобода слова?

12. Легко ли быть молодым?

13. Что значит быть героем?

14. Нужны ли ограничения доступа к сети Интернет?

 

Тезис – утверждение, истинность которого требуется доказать. Требования к тезису: 1) тезис должен быть истинным;2)тезис должен быть четко и точно сформулированным.

Аргумент – система утверждений, которые используются для доказательства истинности или ложности тезиса. Требования к аргументам: 1) истинность; 2) достаточность для доказательства тезиса (мера достаточности аргумента зависит от слушателя); 3) непротиворечивость (аргументы не должны противоречить тезису и друг другу).

Типы аргументов рациональные и нерациональные. Рациональные аргументы опираются на причинно-следственные связи, на данные, здравый смысл, воспроизводимость, вероятность. К рациональным относятся также аргументы к реальности (аргументы уникальности, верификации) и к норме (аргументы к авторитету, свидетельству, прецеденту). Нерациональные аргументы – аргументы к личности (аргументы к совести, к человеку), к благородным чувствам, лесть, «палочный аргумент» и др.

Способы аргументации: 1) восходящий и нисходящий; 2) индуктивный и дедуктивный; 3) односторонний и двусторонний; 4) опровергающий и поддерживающий.

Требования, которым должен отвечать текст:

1. Ясность и точность формулировки тезиса.

2. Ясность, точность формулировки аргументов (оптимальное количество аргументов – от 3 до 5).

3. Наличие ярких примеров, подтверждающих аргументы.

4. Эффективное композиционное построение текста (использование риторических приемов во вступительной и заключительной частях).

5. Наличие таких коммуникативных качеств, как правильность, точность, доступность, логичность, уместность, богатство, выразительность (текст должен быть создан в публицистическом стиле).

Образец аргументирующей речи:

Зачем нужна стипендия?

Зачем мне стипендия? На этот вопрос многие студенты ответят примерно так: для того, чтобы денёк развлечься, кто-то скажет, что стипендия, которую платят - это копейки, и она расходится на какие-то мелочи, а для кого-то – стипендия – это единственный заработок, на который живёт человек. Действительно, много ли толку от тысячи шестисот рублей? Ну раз сходил в магазин одежды, ну два – в продуктовый. А вот я считаю, что стипендия - это отличный способ накопить деньги и потратить их в своё удовольствие на свои удовольствия или что-то более полезное.

Я предлагаю копить стипендию и некоторое время не тратить её. Хочется сразу сказать, что от идеи купить хотя бы однокомнатную квартиру придётся отказаться, т.к. несложные математические расчеты показывают, что придётся копить 66 лет, и это не учитывая инфляции.

1) Всё сделать можно гораздо проще. В среднем за пять лет учёбы студент получает 90 тысяч рублей. На эти деньги тоже реально доставить себе удовольствие! Можно купить автомобиль российского производства и тем самым поддержать отечественный автопром. Но это не единственное достоинство покупки авто. С автомобилем ты чувствуешь себя человеком более уверенным, т.к. можешь работать в любом районе города или даже в близлежащих городах области. Ты можешь экономить своё время, деньги и эмоции, так как ты уже не толкаешься в общественном транспорте в час пик, а просто едёшь с комфортом.

2) Если копить стипендию меньше, скажем, года три, то на сумму примерно в 42 тысячи рублей можно купить горячую путевку, например, на Ибицу. Тем более что Ибица является культовым местом «продвинутой» молодежи со всего мира. Т.е. после долгих трех лет умственного труда ты получаешь массу положительных эмоций, воспоминание от которых останется на всю жизнь.

3) А на 18 тысяч рублей, которые реально накопить за год, можно организовать рок- фестиваль и самому поучаствовать в нем.

4)Ну, и наконец, если вы, человек благородный, с открытой душой и большим сердцем, вы можете передать свои деньги на благо другим людям, которым они нужнее: детскому дому или какому-нибудь фонду или же просто помочь своими деньгами детскому саду. Именно так поступила моя хорошая знакомая. Будучи студентом она начала копить деньги на хороший ноутбук, накопила приличную сумму, но когда она услышала по телевизору, что один мальчик из небольшого города нуждается в материальной помощи для лечения лейкемии, она незадумываясь передала деньги ему, посчитав, что они ему нужнее. Это ли не благородный поступок?! От него ты получаешь духовное и моральное удовлетворение.

Вот как по-разному можно потратить студенческую стипендию. Может и у вас возникло желание накопить её и потратить так, чтобы остались хорошие воспоминания?

(устное публичное выступление студентки Института

Социологии и Права

группа СЦс-115 Плехановой Светланы)


ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

ВАРИАНТ 1

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Расставьте ударения.

Исчерпать, балуешь, облегчить, пролила, бензопровод, досуг, вероисповедание, давнишний, вечеря, дефис, подключат, христианин, щавель, новорожденный, танцовщица, осужденный, хозяева, премировать, фетиш, факсимиле.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Долго еще после этого случая все надсмехались над ним.

2) Квитанция была своевременно оплочена.

3) Сначала нужно встретиться и всё обговорить.

 

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) В России нельзя легализовать эвтаназию.

2) Зачем я получаю высшее образование?

ВАРИАНТ 2

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Дозвонятся, абрис, апостроф, забрала, асимметрия, газопровод, диспансер, договор, банты, алкоголь, газопровод, исповедание, диспансер, догмат, донельзя, коклюш, лассо, два локтя, нувориш, партер.

 

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Он остановился, увидев раздумчивый взгляд девушки.

2) Я пошила себе новое платье.

3) Моя тетя коренная екатеринбуржка.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) Все мысли о смерти нужны для жизни (Л. Н. Толстой).

2) Герой нашего времени.

ВАРИАНТ 3

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Иконопись, мытарство, неумно, новорожденный, средства, загнутый, жалюзи, краны, усугубить, ходатайство, завидно, щавель, эксперт, позвала, ракушка, созыв, сосредоточение, статуя, ходатай, танцовщица.

 

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Кондуктор предложил оплатить за проезд.

2) На соревнованиях победу одержали китайки.

3) Сегодня солнце так и жгёт.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Ения)

Вуз, визави, кашне, кольраби, рефери, протеже, умишко, Алазани, зануда, староста, ТЭЦ.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего (Л. Н. Толстой).

2) Должна ли молодежь участвовать в социальной и политической жизни страны?

 

ВАРИАНТ 4

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Арахис, бармен, безумолчный, блокировать, газопровод, кровоточить, искра, квартал, кремень, лифты, красивее, (среди) повестей, сироты, облегчить, опошлить, пломбировать, подключен, разогнутый, танцовщик, умерший.

 

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) В нашем доме завсегда рады гостям.

2) Мама каждый день приготавливает для нас обед.

3) Он подскользнулся и сломал ногу.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) Величайшие истины – самые простые (Л. Н. Толстой).

2) Нужна ли России «суверенная» демократия?

 

ВАРИАНТ 5

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Красивейший, балованный, добела, мозаичный, оптовый, строчная, некролог, мусоропровод, нарвала, начался, гербы, принудить, сливовый, сосредоточение, танцовщик, туфля, позвонят, фетиш, пять долей, форзац.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Интересный был фильм, зазря вы отказались идти в кино.

2) Товар отгруживают заказчику каждый день.

3) Прежде чем начать пить, скрутите крышку.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее (Л. Н. Толстой).

2) Нужны ли семейные традиции?

 

ВАРИАНТ 6

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Занята, алкоголь, закупоривать, каталог, погналась, модерновый, газопровод, ломоть, флюорография, звонишь, склады, некролог, исчерпать, осведомить, свекольный, нормировать, полиграфия, христианин, принудить, вечеря.

 

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) У врача такой подчерк, что невозможно прочитать рецепт.

2) Нужно срочно оплатить за квартиру и детский сад.

3) Родители завсегда заботятся о детях.

 

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого (Л. Н. Толстой).

2) Ранние браки.

 

ВАРИАНТ 7

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Сливовый, кухонный, лавровый, обеспечение, мозаичный, набело, предвосхитить, щекотно, шасси, столяр, черпать, бармен, уведомить, украинский, свекла, щавель, щелкать, феномен, фольга, хаос, генезис.

 

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Скульптура располагается на высоком подстаменте.

2) Сначала выучи уроки, а потом играйся.

3) Районная администрация выделила переселенцам материальную помощь, позаботилась об ихних детях.

 

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Фридрих Ницше).

2) Кто в доме хозяин?

 

ВАРИАНТ 8

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Мастерски, свекольный, углубить, уведомить, поняли, феномен, приговор, прозорливый, сосредоточение, средство, духовник, завидно, знамение, зубчатый, кашлянуть, камбала, водопровод, плато, закупоривать, квартал.

 

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Дед Антип был настоящий сибирянин.

2) Наш район начали отелефонивать.

3) За одним столом сидели американки, корейки и индейки.

 

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши (Фридрих Ницше).

2) Что важнее: семья или карьера?

ВАРИАНТ 9

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Новоприбывший, легированный, мальчиковый, пуловер, сабо, некролог, торты, нормировать, обеспечение, создала, айвовый, акрополь, хвоя, навзничь, казаки, толика, каталог, умерший, черпать, ходатайствовать.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) «Дети, играйтесь дружно, не ссорьтесь», – строго сказала мама.

2) Произведения В. Астафьева так популярны, что заполучить их в библиотеке почти невозможно.

3) Дарвинская теория эволюции была основана на наблюдениях за природой.

 

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) В семейной жизни главное – терпение... (А. П. Чехов)

2) Нужно ли бороться со сквернословием?

 

 

ВАРИАНТ 10

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Расставьте ударения.

Занялся, пифия, украинец, облегчить, оптовый, пломбировать, пиала, фетиш, клала, памятуя, скула, усугубить, проложить, сосредоточение, тотчас, ножницами, туфля, знамение, пересоленный, узаконение.

 

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Жители отметили восемьсотлетие со дня основания города.

2) Если посмотреть взад, то можно увидеть памятник А.С.Пушкину.

3) Настоящий друг завсегда готов прийти на помощь.

 

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

VI. РИТОРИКА

Создайте текст аргументирующей речи (150 – 300 слов) для устного выступления, используя один из предложенных тезисов (требования к составлению речи см. методические рекомендации на с. 12).

1) До тех пор, пока человек не совладал с желанием, он не совладал ни с чем (Альбер Камю).

2) Я русский бы выучил только за то…

 


Вопросы к экзамену /дифференцированному зачету

 

1. Понятие речевой культуры человека.

2. Общение, его функции и виды.

3. Речевой этикет.

4. Устная и письменная речь.

5. Виды речевой деятельности: письмо, чтение.

6. Виды речевой деятельности: говорение, слушание.

7. Литературный язык. Нелитературные формы языка. Понятие языковой нормы, виды норм.

8. Классификация языковых норм.

9. Коммуникативные качества речи.

10. Понятие стиля. Стили русского литературного языка. Стилистические нормы, стилевые ошибки.

11. Разговорный стиль.

12. Публицистический стиль.

13. Подстили и жанры научного стиля.

14. Стилеобразующие факторы и языковые особенности научного стиля.

15. Реферат как жанр научного стиля. Особенности композиции, прием реферирования.

16. Устный доклад как жанр научного стиля. Принципы создания и особенности произнесения.

17. Жанры официально-делового стиля: классификация, особенности создания и оформления.

18. Стилеобразующие факторы и языковые особенности официально-делового стиля.

19. Понятие текста. Текстовые категории.

20. Функционально-смысловые виды текста (описание, повествование, рассуждение).

21. Композиция устного публичного монолога. Особенности вводной и заключительной частей.

22.Информационная речь как вид устного монолога.

23. Торжественная речь как вид устного монолога.

24. Аргументирующая речь как вид устного монолога. Типы аргументов и способы аргументации.

25. Средства выразительности в устном монологе: тропы и риторические фигуры.

26. Образ оратора: речь, внешность, поведение.

27. Оратор и аудитория. Типы аудиторий.

Список литературы

 

Основная литература:

Введенская Л. А., Павлова Л. Г.Риторика и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. 538 с.

Евтюгина А.А. Словарь- справочник по культуре речи. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА, 2009. – 352 с.

Максимов В.И., Голубева А.В. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов. М.: Юрайт-Издат, 2009. 356 с.

Максимов В.И., Казаринова Н.В., Барабанова Н.Р., Иванов А. Ф.Русский язык и культура речи. М.: Гардарики. 2008. 413 с.

Федосюк М. Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О. А., Николина Н. А.Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. 13-е изд. М.: Флинта, Наука, 2008. 256 с.

 

Дополнительная литература:

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Учебное пособие для вузов. М.: Айрис-пресс: Рольф, 2001.

Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

Евтюгина А. А. Русский язык и культура речи: Курс лекций: учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 245 с.

Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р.Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Изд-во Проспект, 2005. 344 с.

Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н Ширяева. М.: Изд-во Норма, 2001.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Толковый словарь современного русского языка / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – М.: Эксмо, 2009. – 928 с.

Мандель Б. Р. Русский язык и культура речи: история, теория, практика. М.: Вузовский учебник, 2011. 267 с.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус.яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: рус. яз., 2001. – 688 с.

 

 

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНАМ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ», «РУССКИЙ ЯЗЫК», «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ», «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

 

 

Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. - изд. л. Тираж 100 экз.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по дисциплинам ««Русский язык и культура речи», «Русский язык», «Культура речи и деловое общение», «Культура речи» выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом.

Для успешного выполнения работы рекомендуется использовать учебники, учебные пособия, справочники и словари по русскому языку, список которых приводится в данном издании. Полезно также обратиться к материалу, изложенному в установочных лекциях по предмету.

Каждый студент выполняет свой индивидуальный вариант работы (по последней цифре номера зачетной книжки) в тетради с полями (следует указать вариант работы). Возможно выполнение работы на листах формата А4.

Контрольная работа состоит из шести блоков, соответствующих уровневому членению языка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.24 с.)