Воспитание и обучение у древних славян. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание и обучение у древних славян.



В процессе вос питания и обучения сохранялись традиции первобытно-общинной эпохи: включение детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, а также различие в воспитании мальчиков и девочек. Обособление различных со циальных слоев привело к из разделению — земледельцев, ремесленников, общинной знати, жречества. Воспитание и обучение в каждом из этих сло ев, как и у других формировавшихся народов, начало приобре тать свои специфические черты. Так, дети знати должны были готовиться к руководству жизнью общины, жречества — к овладению священным знанием; дети рядовых общинников учились трудовой деятельности.

Воспитание детей осуществлялось, прежде всего, в семье. Роль родителей в это время значительно возросла, особенно суще ственно было влияние матери. В обиход ной речи появились слова, обозначавшие различные возраст ные группы: «дитя», т.е. ребенок, который вскармливается гру дью; «молодой» — до 3—6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» — до 7—12 лет, начавший обучаться; «отрок» — подро сток 12— 15 лет, проходивший специальное ученичество пе ред посвящением во взрослые члены общины или рода.

Большое значение в этот период придавалось военному обучению.

Последовательно развивался и процесс разделения видов труда, обособления ремесел и их усложнения, в связи, с чем возрастала длительность подготовки к профессиональной де ятельности. В результате в VI— IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество. Нужно отметить, что мастер должен был не только обучать ученика специальным умениям и навыкам, но и знакомить его с оп ределенными культовыми знаниями, а сами ремесленники считались у восточных славян чародеями.

Как и дру гие народы, славяне поклонялись разнообразным богам и боги ням. Во главе стоял великий Сварог — бог Вселенной (аналог древнегреческого Зевса). Его сыновья — Сварожичи — солнце и огонь являлись носителями света и тепла. Весьма почитался бог солнца — Даждьбог. Мо лились славяне Роду и Рожаницам — богу и богиням плодоро дия. Бог Велес являлся покровителем скотоводства или, иначе, богатства.

Языческая культура не знала письменности, все понятия о жизни, конкретные знания передавались устным путем; Од нако деловая жизнь городов, законодательство, связи с дру гими народами не могли развиваться без использования той или иной формы письменности. Можно полагать, что уже в родоплеменной период славяне использовали пиктографичес кое письмо. Однако это было примитивное, зародыше вое письмо, на основе которого не могла возникнуть настоя щая книжная культура. Только создание в 863 г. Кириллом и Мефодием славянской азбуки положило начало ее развитию,
Славянские народы, в состав которых входили и древнерусские племена, как и все народы Земли тысячелетиями создавали особенный уклад жизни. У населения сложилась и стала традиционной своя возрастная периодизация, сообщающая определенный порядок процессам воспитания и обучения.
До 8 лет дети воспитывались в домашних условиях в атмосфере труда, обрядов, поэтического слова: колыбельной песни, сказки, заклинания. С 6-7 лет мальчики переходили от женского к мужскому воспитанию и обучению. Одним из основных методов воспитания были всевозможные состязания, испытания, преодоление препятствий. В программу входило и овладение грамотой: письмо и чтение. Итоговым методом проверки полученных знаний и умений был поединок-состязание с учителем. Подростки 12-15 лет (отроки) продолжали образование в воинской дружине, обучались военному делу. Девочки вели особую жизнь среди сверстниц, коллективно вырабатывая трудовые умения и навыки, усваивая моральные требования и нормы.
Основным средством воспитания у древних русичей были произведения устного народного творчества. Наиболее распространенным источником знаний и нравственных норм служили сказки. Обучение посредством сказок осуществлялось ненавязчиво, незаметно. Начало сказки создавало необходимый эмоциональный настрой, заинтересовывало в усвоении содержания. Характерный для сказок прием повтора способствовал легкому запоминанию. Настоящей «детской энциклопедией» были сказки о животных, знакомившие детей с окружающей природой и общественной жизнью. Значительную роль в обучении играли пословицы и загадки. В некоторых пословичных формулах отражалась необходимость самого процесса обучения, описывались некоторые методы обучения: «учить — ум точить», «учи Других — сам поймешь», многие загадки связывались с умением производить простейшие арифметические действия.
Таким образом, народная традиция воспитания и обучения, созданная в древнерусском обществе, явилась первым этапом в развитии отечественной педагогической культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.004 с.)