Концепция «иерархии потребностей» Абрахама Маслоу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция «иерархии потребностей» Абрахама Маслоу.



Фундаментальные допущения:

1) люди суть нуждающиеся животные, потребности которых никогда не могут быть удовлетворены;

2) состояние частичного или полного неудовлетворения потребностей побуждения человека к действию;

3) существует иерархия потребностей, в которой есть потребности низшего уровня и высшего уровня.

Иерархия групп потребностей:

1. Физиологические потребности – удовлетворение которых обеспечивает людям элементарное выживание – вода, пища, жильё, сон и т.д.

2. Потребности безопасности и защищённости – необходим более высокий уровень оплаты труда, гарантия трудоустройства, комфортность рабочего места и т.д.

3. Потребность принадлежность, причастности, поддержки – социальные, для которых необходимо участие человека в социальном взаимодействии, в групповой работе, поддержки товарищей и т.д.

4. Потребности в уважении, признании, самоутверждении – публичное и личное признание, почёт, приобретение известности и т.д.

5. Потребности самореализации – рост человека как личности, независимо от внешнего признания, зависят от максимальной свободы и условий для творчества, выбора средств решения задач, оригинальности заданий и т.д.

Потребности более высокого уровня начинают действовать в качестве «мотиваторов» в основном тогда, когда удовлетворены потребности более низкого порядка. Исключением является высшая потребность – в реализации, которая может не ослабевать и даже усиливать своё действие на мотивацию по мере её удовлетворения.


ВОПРОС 2:

«СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

 

Основные понятия:

Взаимодействие, обязательные условия социального взаимодействия, взаимодействие на микро- и макроуровнях, типы социального взаимодействия.

Из социальных действий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие.

 

Взаимодействие (интеракция):

– это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.

Любое социальное взаимодействие предполагает, по меньшей мере, двух участников и представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Социальное действие характеризуется наличием обратной связи.

 

Обязательные условия социального взаимодействия (по П.Сорокину):

1) участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д.;

2) участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы для самовыражения.

 

Взаимодействие на микроуровне:

– это взаимодействие в повседневной жизни (в семье, в рабочем коллективе).

Взаимодействие на макроуровне:

– разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.

 

Типы социального взаимодействия:

1. Вербальное взаимодействие – словесное;

2. Невербальное взаимодействие – включает использование жестов и мимики;

3. Физическое взаимодействие – передача того или иного предмета, рукопожатие, похлопывание по плечу, поцелуй;

4. Непосредственное взаимодействие – индивиды взаимодействуют лицом к лицу, находясь в непосредственном контакте, что предполагает возможность очень тесных связей и использования сразу нескольких каналов коммуникации (вербальных, невербальных, физических взаимодействий);

5. Опосредованное взаимодействие – всегда происходит при помощи какого-то особого, искусственного канала коммуникации (печатного текста, телевидения), при этом возможность обратной связи ограничена;

6. В зависимости от сферы жизни общества – политическое, экономическое, религиозное, семейное, трудовое и т.д.


ВОПРОС 3

«ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

 

Основные понятия:

Теория обмена Дж.Хоманса. Теория социального взаимодействия символических интеракционистов (Дж.Г.Мида, Г.Блумера). Этнометодология Г.Гарфинкеля. Управление впечатлениями Э.Гоффмана. Психоаналитическая теория межличностного общения З.Фрейда.

 

Теории межличностного взаимодействия:

 

Теория Теоретик Основная идея
Теория обмена Джордж Хоуманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты
Символический интеракционизм Джордж Герберт Мид, Герберт Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяются тем значением, которое они им придают
Этнометодология Гарольд Гарфинкель Принятые на веру правила регулируют взаимодействие между людьми и определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д.
Управление впечатлениями Эрвин Гоффман Социальные ситуации напоминают драматические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления
Психоаналитическая теория Зигмунд Фрейд На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период

 

Теория обмена Джорджа Хоманса:

- создана на основе психологической концепции бихевиоризма;

- утверждает, что функционирование человека в обществе базируется на обмене широко понимаемыми различными социальными благами и формами деятельности;

- взаимодействие между людьми рассматривается как обмен «выгодами», приносящий пользу обеим сторонам, а обменные акты понимаются как элементарные социальные действия, на которых покоятся все уровни общественной и индивидуальной жизни;

- в рамках парадигмы обмена на первый план выходит положение о том, что человеческие поступки можно объяснить при помощи схемы «стимул – реакция».

 

Шесть аксиоматических постулатов теории обмена:

1) Аксиома успеха: чем чаще соответствующие действия людей получат вознаграждения, тем вероятнее, что эти действия будут осуществляться ими с определённой частотой и дальше;

2) Аксиома стимула: если в прошлом тот или иной стимул (или набор стимулов) был связан с вознаграждением действия индивида, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же (или похожее на него) действие;

3) Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем;

4) Аксиома депривациипресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал определённую награду, тем менее ценным становится для него любое последующее получение этой награды;

5) Аксиома агрессии – одобрения: а) если действие индивида не вызовёт ожидаемого вознаграждения или приведет к неожиданному наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастёт вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида получит ожидаемое (либо даже большее) одобрение или не приведёт к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастёт вероятность того, что он воспроизведёт одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным;

6) Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберёт то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.

 

Теория социального взаимодействия (предложенная символическими интеракционистами Джорджем Гербертом Мидом, Гербертом Блумером и др.):

- сущность символического интеракционизма состоит в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них;

- действие не может быть сведено к цепочке «стимул – реакция», т.к. человек должен интерпретировать стимул, прежде чем реагировать на него, поэтому, для объяснения человеческой деятельности стимула недостаточно, так как человек в большинстве случаев более или менее сознательно принимает решение о том, как ему реагировать на стимул;

- между стимулом и реакцией должен располагаться символ, под которым понимаются языковые знаки, вещи и явления (например, выражение лица) и посредством которого люди взаимодействуют друг с другом;

- но взаимодействия, как правило, носят случайный, одноразовый характер, поэтому лишь некоторые взаимодействия со временем перерастают в социальные отношения.

Социальные отношения – это взаимодействия, которые в той или иной степени осознаются индивидами как повторяющиеся, а, следовательно, устойчивые.

Два основных (не исключающих друг друга) понимания социальных отношений:

1.Содержательно определённые и в большей или меньшей мере регламентированные (постоянные или временные) связи между людьми (любовь, ненависть, обман и др.);

2. Связи, которые возникают между индивидами в процессе взаимодействия социальных групп, общностей и институтов.

Мид отрицал, что поведение людей - это пассивная реакция на вознаграждение и наказание. Он рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации. Мид считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения.

Мид выделил два типа действий. Незначимый жест представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. Многие поступки, рассмотренные сторонниками теории обмена, относятся к этому типу. С точки зрения Мида более важную роль играет значимый жест. В этом случае люди не реагируют автоматически на воздействия извне. Они разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него.

Наше сходное понимание символов облегчает общение, обычно мы понимаем значение чужих поступков, определяем, что подразумевает другой человек. Блумер рассуждает следующим образом: «Взаимодействуя друг с другом, человеческие индивиды вынуждены считаться с поступками или намерениями других людей... Таким образом активность других оказывает позитивное воздействие на наше собственное поведение; под влиянием поступков других кто-то может отказаться от своего намерения или замысла, пересмотреть его, отложить или ускорить его осуществление, а также изменить первоначальные планы. Действия других определяют планы людей - могут препятствовать или способствовать их реализации, влиять на их изменение. Люди вынуждены как-то приспосабливать свои поступки к действиям других».

Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена. Но он сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для данных индивидов, вступающих в общение. На его основе не сделаны обобщения, применимые ко многим различным ситуациям. Для обоснования этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им придают.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.013 с.)