С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.



Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.

Административная дееспособность, как правило возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности с 16 лет.

 


31.Административно-правовые формы и методы.

Формы управления могут выступать в роли:
þ форм реализации исполнительной власти,
þ форм государственно-управленческой деятельности.

Под формой реализации исполнительной власти (формой управления) понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должност-ного лица), осуществляемое в рамках его компетенции и вызывающее опреде-ленные последствия.

ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Правовые акты управления являются основной юридической (админист-ративно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной вла-сти. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие:
þ правовой акт управления (таково его наиболее распространенное обозна-чение) представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его дея-тельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;
þ правовой акт управления издается только полномочным субъектом испол-нительной власти или государственно-управленческой деятельности в преде-лах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;
þ правовой акт управления - юридически-властное волеизъявление соответ-ствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выраже-ние властная природа государственно-управленческой деятельности;
þ правовой акт управления - одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;
þ правовой акт управления содержит в себе юридически-властное предписа-ние субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он импера-тивен;
þ правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;
þ правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отно-шений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;
þ правовой акт управления подзаконен, т.е. он может быть издан полномоч-ным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией Россий-ской Федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;
þ правовой акт управления занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа ис-полнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев систе-мы исполнительной власти;
þ правовой акт управления представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности ис-полнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами;
þ правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления);
þ правовой акт управления с учетом ранее изложенных его качеств издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.
þ существуют правила ведомственного характера либо предусматривающие процедуру подготовки и утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Рег-ламенте заседаний Правительства Российской Федерации, в Положении о под-готовке проектов его постановлений и распоряжений);
þ правовой акт управления может быть в установленном действующим зако-нодательством, или подзаконными административно-правовыми нормами по-рядке опротестован или обжалован;
þ правовой акт управления в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности ви-новной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административ-ная ответственность).

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ

Следовательно, административно-правовой метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.

Следует различать:

þ методы управляющего воздействия, они всегда имеют внешнее юридиче-ски-властное значение и выражение и являются собственно методами управ-ления;
þ методы организации работы аппарата управления, они имеют чисто внут-риаппаратное значение;
þ методы совершения отдельных управленческих действий, это методы про-цедурного характера.

ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ

Метод убеждения - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в виде поощрения, стимулирования, мо-рального воздействия, воспитания. Принуждение традиционно рассматривает-ся в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу не-результативности убеждения. В случае нарушения требований административ-но-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или админи-стративной ответственности.
Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно -административных и экономических. Акцент именно на этих вариантах порож-дает до сегодняшнего дня немало противоречивых суждений, разночтении, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ

Административное принуждение - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного (функционального) подчинения в целях осуществления правоохранительной функции, обеспечения правопорядка и общественной безопасности во внесу-дебном порядке.
Меры административного принуждения разнообразны. По целевому на-значению выделяют следующие виды мер административного принуждения:
þ административно-предупредительные меры;
þ административно-пресекательные меры;
þ меры административной ответственности.
Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:
þ контроль и надзорные проверки;
þ досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);
þ проверка документов, удостоверяющих личность;
þ административное задержание;
þ введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);
þ прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;
þ освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;
þ реквизиция имущества;
þ закрытие участков государственной границы.

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют пре-кращение противоправных действий и предотвращение их вредных последст-вий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами (должностными лицами).
К их числу, например, относятся:
þ требования прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административ-ных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению пол-номочий милиции);
þ непосредственное физическое воздействие;
þ применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, на-ручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждении;
þ административное задержание лица для составления протокола об адми-нистративном правонарушении;
þ применение оружия (например, для остановки транспортного средства, ес-ли водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);
þ принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
þ временное отстранение от работы инфекционных больных;
þ запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
þ запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и т.п.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННО-СТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННО-СТИ

Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие администра-тивную ответственность.
Ответственность за административные правонарушения наступает на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
В настоящее время обозначились две ветви законодательства об адми-нистративных правонарушениях, распространяющегося на: а) физических лиц; б) коллективные образования - предприятия, учреждения и другие организа-ции.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

В законодательстве понятие административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства Союза ССР и союзных респуб-лик от 23 октября 1980 года. С уточнением оно воспринято КоАП РСФСР. Со-гласно Кодексу административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социали-стическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) дей-ствие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена админи-стративная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административ-ного правонарушения.
Ими являются:
þ антиобщественность;
þ противоправность;
þ виновность;
þ наказуемость деяния.

Состав административного правонарушения - совокупность установлен-ных в законе элементов (частей) и признаков проступка, наличие которых мо-жет повлечь административную ответственность.
Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объективная сторона проступка заключается в действии или бездейст-вии, запрещенном административным правом.
Неоднократность однородного действия или бездействия служит непре-менным условием для признания его объективной стороной административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает возможность его такой характеристики.
Повторность по законодательству об административных правонаруше-ниях означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взы-сканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от не-однократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько правонарушений.
Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с после-дующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновно-го законом под угрозой административной ответственности. Длящееся админи-стративное правонарушение является единым независимо от продолжительно-сти действия или бездействия.
Субъектами административного правонарушения признаются: а) физи-ческие лица (гражданин или должностное лицо); б) организации, совершившие административное правонарушение.

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

Административное взыскание - индивидуальная мера ответственности за административное правонарушение. Применяется в целях:
þ воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в ду-хе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
þ предупреждения совершения им новых правонарушений;
þ предупреждение совершения правонарушений другими лицами (ст. 23 КоАП РСФСР).

Основными видами административных взысканий являются:

þ предупреждение;
þ штраф;
þ возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения админист-ративного правонарушения или непосредственным объектом административ-ного правонарушения;
þ конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредст-венным объектом административного правонарушения;
þ лишение специального права, представленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
þ исправительные работы;
þ административный арест;
þ выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
þ Возмездное изъятие
þ Конфискация
þ Лишение специальных прав
þ Исправительные работы
þ Административный арест

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, применяемой, как правило, субъектами линейной власти за нарушения требо-ваний дисциплины по отношению к государственным служащим, милитаризо-ванным служащим, военнослужащим, учащимся учебных заведений.
В общем дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что:
þ ее основанием является дисциплинарный проступок - противоправное, ви-новное нарушение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности;
þ за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;
þ они применяются в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами);
þ пределы дисциплинарной власти этих органов (должностных лиц) опреде-ляются правом.

МАТЕРИАЛЬНАЯ.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Материальная ответственность - вид юридической ответственности, ко-торая применяется за причиненный неправомерными действиями правонару-шителя материальный ущерб по отношению к государственным служащим, ми-литаризованным служащим, учащимся учебных заведений.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ

Административный процесс - разновидность юридического процесса, со-вокупность последовательных действий для достижения юридических резуль-татов, решения управленческих дел, урегулированных нормами администра-тивного права процессуального характера.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Административная юрисдикция - правоохранительная, административно--процедурная деятельность субъектов исполнительной власти по решению ад-министративных споров, рассмотрению жалоб граждан.
Можно выделить следующие виды административного производства:

þ производство по делам об административных правонарушениях;
þ дисциплинарное производство;
þ производство по жалобам;
þ согласительное производство.


32.Административная ответственность и виды административных взысканий.

Административная ответственность - административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах:

законности;

равенства перед законом;

целесообразности ответственности;

неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

индивидуализации мер ответственности;

гласности.

Особенности административной ответственности:

  • регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах;
  • основанием является административное правонарушение;
  • субъектами административной ответственности могут быть физические (с 16 лет) и юридические лица;
  • за административные правонарушения применяются административные наказания:

Ø основные:

ü предупреждение – оформляется в письменном виде, носит моральный характер;

ü штраф – денежное взыскание, определяются размером МРОТ или в соотношении к должностному окладу;

ü возмездное изъятие предмета – орудия правонарушения посредством реализации гос-вом данного предмета бывшему собственнику;

ü конфискация – безвозмездное изъятие (нарушение таможенных правил, правил рыболовства);

ü лишение специального права – например, права управления транспортом за грубое иили систематическое нарушение (срок – не менее 15 дней, предельный – до 3-х лет);

ü исправительные работы – до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы и удержанием 20% заработка в пользу гос-ва (назначается только лицам с постоянным местом работы);

ü административный арест – до 15 суток, назначается только судом, не применяется к беременным женщинам, женщинам с детьми до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам;

ü выдворение за пределы РФ – мера административного пресечения

Ø дополнительные: конфискация, выдворение за пределы РФ

  • административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами;
  • применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока.

Порядок привлечения к административной ответственности:

    1. Составление протокола при наличии документов, подтверждающих личность (при отсутствии – задержание для выяснения личности на срок до 3-х часов);
    2. Разбирательство – рассмотрение дела (административные комиссии, ОВД, инспекции, суды, судьи, комиссии по делам несовершеннолетних);
    3. Вынесение постановления – с указанием сроков исполнения (штраф до 15 дней);
    4. Возможное обжалование в течение 10 дней в вышестоящем органе.

 

 


33.Виды административных проступков.

Административное правонарушение (проступок) – виновное, противоправное поведение лица, причиняющее вред отношение, складывающееся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности гос. органов.

Характеристикой признаков АП является понятие действие или бездействия, которые отражают правовые понятия деяния.

Действие – это форма поведения, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запретов (нарушение правил дорожного движения).

Бездействие – это пассивная форма поведения, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований (отсутствие сертификата).

Признаки административного правонарушения:

  • антиобщественность - причиненный вред законным интересам граждан, общ-ва и гос-ва.
  • противоправность - совершение деяния, нарушение нормы администр. и иных отраслей права (труд., земельн., финанс.), охраняемых мерами администр. ответственности.
  • виновность - противоправные деяния являются АП только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.
  • наказуемость - административная ответственность.

Состав административного правонарушения:

  • Объект – это общ-венные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности (общ-ный и гос. порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления и т.д.)
  • Объективная сторона - совершение деяния, запрещенного нормами права. Наличие ОС во многих случаях зависит от времени, способа, места, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершение противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния.
  • Субъект – лицо, совершившее АП.

Ø Коллективные субъекты юридич. лица и иные коллективные образования. В настоящее время организации признаются субъектами административных правонарушений нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, лесное, водное, природоохранительное и др.

Ø Индивидуальные субъекты - граждане и другие категории лиц, обладающие административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессион. и социал. ф-ций. Признаки подразделяются на две группы:

ü общие - такие признаки, кот. должно обладать любое лицо, привлекаемое к администр. ответственности (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);

ü специальные - признаки, отражающие: особенности труда, служебного положения (должностное лицо, водитель, работник предприятия торговли); прошлое противоправное поведение (лицо, находящееся под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности); иные особенности правового статуса (иностранные граждане, военнослужащие).

  • Субъективная сторона – психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме:

ü умысел -лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично;

ü неосторожность - лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.


34.Физические и юридические лица в гражданском праве.

Как уже было сказано выше к субъектам гражданских правоотношений относятся физические, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и ее муниципальные обра­зования. Гражданин как субъект права должен обла­дать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность гражданина – способность иметь гражданские права и нести обязанности. Пра­воспособность гражданина возникает в момент его рождения (хотя ст. 530 ГК РФ защищает права на наследство еще не родившегося ребенка, но зачато­го при жизни наследодателя). Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами (в том числе иностранцами, лицами без гражданства) независимо от вероисповедания, национальности и другой дискриминации.

Содержание правоспособности граждан:

1) граждане могут иметь имущество на праве соб­ственности;

2) наследовать и завещать имущество;

3) заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

4) создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

5) совершать любые, не противоречащие закону сдел­ки и участвовать в обязательствах;

5) избирать место жительства;

7) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых за­коном результатов интеллектуальной деятельности;

8) иметь иные имущественные и личные неимуще­ственные права.

Не допускаются действия граждан, осуществляе­мые с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Дееспособность гражданина есть его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Дееспособностью обладают не все граждане в от­личие от правоспособности. В полном объеме она возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. Объем ее определяется в каждом конкрет­ном случае с учетом возраста, состояния здоровья, других обстоятельств. Исключением являются (условия эмансипации):

1) вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший во­семнадцатилетнего возраста, приобретает деес­пособность в полном объеме с момента вступле­ния в брак;

2) по достижении шестнадцати лет несовершеннолет­ний может быть объявлен полностью дееспособ­ным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечите­лей занимается предпринимательской деятельнос­тью.

Частичной дееспособностью обладают: несо­вершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Сделки осуществляются ими с письменного согласия своих законных представи­телей – родителей, усыновителей или попечителя. Без согласия законных представителей несовершеннолетние вправе: 1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения; 3) вносить вклады в кредитные учреждения и распо­ряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.042 с.)