Концепция происхождения государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция происхождения государства



. Экономическая теория (или материалистическая) утверждает, прежде всего, что государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем и раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство рассматривается как средство подавления одних классов (неимущих) другими (имущих). Общество, в силу его раскола на экономически неравные классы, объективно порождает такую организацию власти, которая должна поддерживать интересы имущих и сдерживать противоборство неимущих. Опираясь на труды Моргана, Энгельс писал, что благодаря государству экономически господствующий класс становился и политически господствующим. По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов». Суть материалистической теории — государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда следует, что государство — это временное явление, с исчезновением классов оно должно отмереть. Не смотря на многие спорные моменты этой теории, ее несомненной заслугой является доказательство выдающегося значения экономических факторов. Но она недооценивала другие факторы — психологические, нравственные, этнические и др.

Естественно-правовая теория. Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех». Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе. Сторонники естественного права считают государство результатом общественного договора, который является выражением разумной воли народа. В этой теории государство выступает как искусственное произведение воли людей, согласившихся ограничить свою свободу ради лучшего обеспечения порядка. Несмотря на то, что научность этой теории оценивается неоднозначно, некоторые аспекты ее нашли реальное воплощение в практике государственного строительства. Например, США закрепили в своей конституции договор между народами, входящими в состав и определили цели договора: утверждение правосудия, охрана спокойствия, организация обороны, содействие общему благосостоянию. РФ также образована на основе договора субъектов федерации.

Органическая теория. Представления о государстве как о подобии человеческого организма возникли еще в древности. Платон сравнивал структуру и функции государства со способностями и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что оно напоминает живой человеческий организм: как руки и ноги не могут отдельно функционировать от человека, так и человек не может отдельно существовать от государства. По мнению Спенсера (19 век) государство — это общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как организм состоят из клеток. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями. Эта теория также не лишена рационального зерна — она вводит системные признаки государства. Ее сторонники считают государство сложной единой системой, состоящей из взаимодействующих и взаимозависимых элементов.

Теория насилия. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Ее смысл был теоретически обоснован в 19-20 вв. — возникновение частной собственности, классов и государства является результатов внутреннего и внешнего насилия. Государство продолжает быть органом угнетения там, где не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. По мнению Дюринга, — собственность, классы и государства возникают в результате насилия одной части общества над другой. Гумплович является сторонников теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. Он видел в государстве «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале на физическом преобладании над другими племенами, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего. Отвергать эту теорию полностью нельзя исходя из исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности (например, Золотая орда).

Психологическая теория. Ее сторонники определяют государство как сумму психологических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории в том, что психологическая потребность человека жить в рамках организованного сообщества является причиной возникновения государства. И государство является следствием психологических закономерностей развития человека.

Многообразие взглядов на понятие государства обусловлено, прежде всего, тем, что само государство представляет собой сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяются степенью зрелости человеческой мысли, поэтому меняется со временем. Государство в современном понятии — это такая форма организации общества, которая объединяет людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества, это объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Более полное определение с учетом основных признаков: государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные документы, обладает специальным аппаратом управления и принуждения и обладает суверенитетом.

Признаки государства

1. Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства, на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством.

2. Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны. Эта власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институты законодательной, исполнительной и судебной власти, особый слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений.

3. Важнейшим признаком государства является суверенитет. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности: а) издавать общеобязательные для всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории; в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций; г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц; д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций.

4. Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.

5. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти — это юридическое признание права государства на применение принуждения. При этом государство применяет в первую очередь так называемое «легализованное принуждение», т. е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуждение может быть и нелегализованным, связанным, к примеру, с предотвращением государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства.

6. Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Государство — единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, спецслужбы и т. д.), призванными проводить требования правовых норм в жизнь, стоять на страже законности и правопорядка.

7. Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны. Все другие организации для удовлетворения потребностей могут собирать со своих членов членские взносы.

 

Типология государства

Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1. формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2. цивилизационный подход. Анализ общественного развития, когда история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1. соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2. класс, инструментом власти которого становится государство;

3. социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1. рабовладельческий- основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

2. феодальный-основа феодал и его зависимые крестьяне;

3. буржуазный-основа буржуазия и пролетариат;

4. социалистический-сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма;

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Достоинства формационной типологии: – продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; – она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы; – недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1. современных и древних;

2. западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность, роль и социальное назначение в общественной жизни. Классификация функций государства – выделение основных направлений деятельности государства, которое осуществляется по следующим основаниям:

По сфере деятельности государства:

Внутренние – функции, которые государство осуществляет на своей территории с целью решения внутриполитических задач:

- Функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

- Функция обеспечения правопорядка;

- Экономическая функция;

- Функция налогообложения;

- Функция социальной защиты;

- Экологическая функция;

- Культурная функция;

Внешние – функции, которые государство осуществляет за пределами своей территории с целью решения внешнеполитических задач государства:

1.Функция обороны страны;

2.Функция поддержания мирового порядка;

3.Функция сотрудничества с другими государствами;

По продолжительности осуществления:

1.Постоянные – функции, которые государство осуществляет в течение всего развития;

2.Временные – функции, которые носят краткосрочный характер и прекращают свое действие с решением определенной задачи;

По значимости и степени общности:

Основные – функции, с помощью которых осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед государством. Объект – общественные отношения, обладающие известным сходством;

Неосновные – функции, которые представляют собой составные части основных функций и направлены на выполнение государством конкретных задач. Объект – общественные отношения, которые возникают в строго определенной области;

По сферам общественной жизни, которые являются объектами государственного воздействия:

-Экономические;

-Политические;

-Социальные;

-Экологические;

-Фискальные;

По функциональному назначению:

1. -Охранительные;

2. -Регулятивные;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.03 с.)