Развитие высшей горной школы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие высшей горной школы



В СССР подготовку специалистов с высшим образование осуществляли около 870 вузов, в которых обучалось 5,2 млн. студентов, а ежегодные наборы в институты составляли более 1 млн. человек. Ежегодный выпуск специалистов превышаал 700 тыс. человек.

При полной бесплатности обучения в вузах государство затрачивало на каждого студента более 1 тыс. рублей ежегодно.

Расходы государства на стипендии студентам высших и средних специальных заведений составляли в 1940 г. 0,2 млрд. руб., в 1965 г. 0,9, а в 1979 г. они достигли 2,4 млрд. руб/год.

За период 1918-1979 гг. в стране подготовлено 15,6 млн. специалистов с высшим образованием, в том числе 790 тыс. в 1979 г. Вновь принято в высшие учебные заведения 1979 г. 1 млн. 43 тыс. юношей и девушек, в том числе 638 тыс. на дневные отделения.

Важной вехой в развитии высшего образования было постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (июль 1972 г.) В этом постановлении большое внимание было уделено повышению качества подготовки специалистов, уровня учебно-воспитательной и научно-методической работы кафедр общественных наук.

В 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов», в котором отмечено, что высшая школа, выполняя решения ХХУ съезда КПСС, достигла определенных успехов в обеспечении народного хозяйства квалифицированными кадрами и по масштабам их подготовки в основном удовлетворяет потребности страны и что высшая школа оказывает возрастающее влияние на ускорении научно-технического прогресса благодаря тому, что коллективы профессоров и преподавателей многих вузов обеспечивают обучение студентов на высоком профессиональном и идейно-теоретическом уровне.

Вместе с тем ЦК КПСС и Совет Министров СССР поставили задачу сконцентрировать усилия профессоров и преподавателей вузов на улучшение учебно-воспитательной и учебно-методической работы. Обеспечить дальнейшее повышение уровня лекций и их значения и формирования у студентов научного мышления. Добиваться, чтобы лекции носили проблемный характер, отражали актуальные вопросы теории и практики, современные достижения общественного научно-технического развития, способствовали углубленной самостоятельной работе. В постановлении отмечается необходимость вырабатывать у студентов навыки самостоятельной подготовки докладов в публичных выступлениях, умение участвовать в творческих дискуссиях, формировать необходимые качества будущего организатора и воспитателя. Предложено обеспечить дальнейшее совершенствование воспитания студентов в духе беззаветной преданности Родине.

Минвузу СССР предложено обеспечить значительное улучшение подготовки кадров без отрыва от производства с учетом специфики заочного образования. В постановлении подчеркивается необходимость принятия эффективных мер по подготовке специалистов для Сибири, Севера, Дальнего Востока и Нечерноземной зоны РФ, а также по остродефицитным специальностям для металлургической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и др. Предложено распределить специалистов в более ранние сроки – за 1-3 года до окончания ими учебного заведения.

Высшая горная школа впервые в мире была создана в России. Первыми горными инженерами стали выпускники Горного Кадетского корпуса – первого высшего горного учебного заведения, которое было создано в Санкт-Петербурге в 1773 г. Позднее (с 1866 г.) Кадетский корпус был назван Петербургским горным институтом. Сейчас Ленинградский горный институт. Он стал колыбелью горной науки. И в настоящее время ЛГИ является выдающимся горным институтом. Вторым высшим учебным заведением стал горный факультет Томского технологического института (1900 г.).

Затем в 1907 г. в г. Новочеркасске было открыто третье высшее учебное заведение горного профиля – Донской политехнический институт с горным факультетом.

В 1899 г. было создано Екатеринославское горное училище, на базе которого в 1912 г. организован Екатеринославский (ныне Днепропетровский) горный институт – четвертая высшая горная школа страны. До революции же (в 1917 г.) была создана Екатеринбургская горная школа – ныне Свердловский горный институт.

Эти 5 вузов являются старейшими институтами нашей страны.

В 1918 году создана Московская горная академия. Московская горная академия подготовила таких выдающихся специалистов, академики А.М. Самарин, Н.С. Шатский, П.П. Нестеров, член-корр. АН СССР В.В. Ржевский, А.В. Докукин, А.С. Ильичев и др. В МГА учился писатель Александр Фадеев.

В ноябре 1929 г. был открыт горный факультет Ташкентского политехнического института.

Московская горная академия в 1930 году была разделена на 6 институтов, в том числе Московский горный институт, Московский геологоразведочный, Московский институт цветных металлов и золота. В середине 20-х годов был создан Донецкий горный институт, затем Криворожский горнорудный, в 1930 г. Тульский политехнический, а затем в 30-х гг. был организован сразу целый ряд горных и горно-металлургических институтов (СКГМИ, ГрузПИ, КазГМИ и др.). В 40-х г. были открыты горные специальности в Иркутском политехническом, Кемеровском горном институтах, в 50-х – во Фрунзенском, в 70-х – в Читинском, Курском политехнических институтах, Рудненском индустриальном и т.д.

В настоящее время флагманом высшего горного образования в СССР является Московский государственный горный университет (ранее Московский горный институт). В нем работают около 450 профессоров и преподавателей, в том числе около 70 профессоров, докторов наук и около трехсот доцентов, а учатся около 5 тысяч студентов (прием 750 чел.) на пяти дневных фа культетах.

Профессора и преподаватели, ученые МГГУ возлагают и координируют все научно-исследовательские и учебно-методические работы, которые ведутся в горных вузах страны, разрабатывают единые планы и программы подготовки горных инженеров, разрабатывают и издают учебники и учебные пособия, координируют их подготовку в других вузах. К 50-летнему юбилею в Московском ордена Трудового Красного Знамени горном институте (в 1978 г.) был сдан в эксплуатацию новый учебно-лабораторный корпус, оснащенный всеми современными приборами, машинами, оборудованием, тренажерами, техническими средствами обучения, моделями, макетами, ЭВМ, контролирующими устройствами и т.д. МГИ превратился поистине в храм горной науки. В нем создано большое число специализированных ученых советов по защите диссертаций. МГИ является не только центром подготовки горных инженеров, но и крупнейшим в стране кузницей ученых-горняков: кандидатов и докторов наук.

Второе наиболее авторитетное и крупное высшее учебное заведение – Ленинградский ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. Г.В. Плеханова, являлся головным вузом горного профиля Минвуза РФ.

Ученые и профессорско-преподавательский состав ЛГИ возглавляют и координируют все выполняемые в горных вузах РФ исследования по важнейшей проблеме «Рациональное использование и охрана земных недр». В свое время ученые ЛГИ были основоположниками научных основ проектирования горнорудных предприятий. В настоящее время в ЛГИ работает целый ряд выдающихся ученых горняков, которые ведут большую работу по подготовке инженерных и научных кадров. Из стен этого вуза вышли академик А.П. Герман, проф. Н.И. Трушков, П.И. Городецкий, В.Н. Семевский, А.А. Борисов, Н.З. Галаев и др.

Крупным поставщиком горных инженеров для горнорудных отраслей является также один из старейших вузов – Екатиренбургский горный университет. Выпускники этого института являются выдающийся, крупнейший ученый-горняк акад. Н.В. Мельников, а также широко известные ученые проф. М.В. Васильев, Б.В. Фаддеев, В.С. Хохряков и многие другие.

Из других горных институтов наиболее крупные: Днепропетровский, Криворожский (горнорудный), Магнитогорский и Северо-Кавказский (горно-металлургические, Красноярский (цветных металлов), Московский (геологоразведочный), Коммунарский (горно-металлургический). Из политехнических, в которых есть горные факультеты, можно отметить Кузбасский, Карагандинский, Новочеркасский, Тульский, Ташкентский, Пермский, Всесоюзный заочный Казахский, Донецкий, Дальневосточный, Таллиннский, Ереванский, Тбилисский, Бакинский, Фрунзенский, Читинский, Иркутский, Киевский, Рудненский и Норильский индустриальные, Ивано-Франковский нефти и газа, Якутский Госуниверситет и др.

Горные институты, как правило, имеют несколько факультетов, потому что количество горных специальностей в них достаточно велико, в политехнических институтах лишь по 1-3, а в некоторых по I горному факультету (Фрунзенский, Ташкентский, Читинский и др.), и даже по 1-2 группы (например, Таллиннский, Курский), а в Ивано-Франковском институте нефти и газа – менее I группы горняков. Поэтому совершенно не случайно, что МУП СССР, а также многие крупные специалисты, в том числе акад. Н.В. Мельников, член-корр. АН СССР В.В. Ржевский, проф. А.С. Бурчаков и др., предлагали резко сократить число горных вузов и увеличить в них набор, а в остальных прекратить выпуск горных инженеров, особенно в тех институтах, где нет лабораторной базы и научно-педагогических кадров.

Основными специальностями и специализациями горных инженеров в настоящее время являются следующие: 1) подземная разработка месторождений полезных ископаемых со специализациями по рудным, угольным и радиоактивным месторождениям; 2) открытая разработки месторождений полезных ископаемых со специализациями по нерудным месторождениям, а также по рудным и угольным месторождениям; 3) строительство подземных сооружений и шахт; 4) обогащение полезных ископаемых со специализациями по рудным, угольным и нерудным полезным ископаемым; 5) маркшейдерское дело со специализациями по рудным, угольным разработкам и открытым работам; 6) горные машины со специализациями по технике подземных, открытых разработок и обогащению, а также по конструированию горных машин; 7) электрификация и автоматизация горных работ со специализациями по открытым и подземным работам; 8) физика горных пород; 9) экономика горной промышленности со специализациями по экономике, организации и управлению горными предприятиями.

Всего сейчас в России работают примерно 157 тыс. горных инженеров, из них 7-8 % на рабочих местах. При этом только 40 % горных инженеров трудятся в 5-6 горнодобывающих отраслях, остальные 60 % - почти в 30 других отраслях и сферах народного хозяйства. Более 40 тыс. горных инженеров работают в угольной промышленности. На горных предприятиях цветной металлургии работают около 16 тыс. и столько же на предприятиях черной металлургии.

В угольной промышленности основной специальностью является подземная разработка. В этой отрасли работают 23,5 тыс. подземщиков и 1126 – открытчиков (угольщики получают ежегодно по 1200 горных инженеров или почти 1/4 всех выпускников горных вузов.

Каких же горных инженеров в настоящее время готовят горные вузы?

Прежде всего из 8000 чел., поступающих на I курс, будущих горных инженеров количество студентов – подземщиков специальности составляет около половины набора на дневные отделения или 4 тыс./год, открытчиков 1 тыс., маркшейдеров 4690 чел., шахтостроителей – 840 чел.

Будущих специалистов по горным машинам и по электрификации горных работ учится 3000 тыс., обогатителей – 700 чел., специалистов по экономике и организации горных работ 850 чел.

В США, Франции, Германии нет разделения горных инженеров по специальностям. Это очень важно для подготовки высококвалифицированных проектировщиков и высшего звена командиров производства.

Учитывая, что удельный вес открытого способа разработки больше, чем подземного и в будущем он может увеличиться еще. Общий набор студентов горных специальностей для удовлетворения возрастающих потребностей промышленности необходимо уже сейчас выпускать 12-15 тыс. горных инженеров, а к 2015 г. – 16-18 тыс. горных инженеров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.004 с.)