Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие высшей горной школыВ СССР подготовку специалистов с высшим образование осуществляли около 870 вузов, в которых обучалось 5,2 млн. студентов, а ежегодные наборы в институты составляли более 1 млн. человек. Ежегодный выпуск специалистов превышаал 700 тыс. человек. При полной бесплатности обучения в вузах государство затрачивало на каждого студента более 1 тыс. рублей ежегодно. Расходы государства на стипендии студентам высших и средних специальных заведений составляли в 1940 г. 0,2 млрд. руб., в 1965 г. 0,9, а в 1979 г. они достигли 2,4 млрд. руб/год. За период 1918-1979 гг. в стране подготовлено 15,6 млн. специалистов с высшим образованием, в том числе 790 тыс. в 1979 г. Вновь принято в высшие учебные заведения 1979 г. 1 млн. 43 тыс. юношей и девушек, в том числе 638 тыс. на дневные отделения. Важной вехой в развитии высшего образования было постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» (июль 1972 г.) В этом постановлении большое внимание было уделено повышению качества подготовки специалистов, уровня учебно-воспитательной и научно-методической работы кафедр общественных наук. В 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов», в котором отмечено, что высшая школа, выполняя решения ХХУ съезда КПСС, достигла определенных успехов в обеспечении народного хозяйства квалифицированными кадрами и по масштабам их подготовки в основном удовлетворяет потребности страны и что высшая школа оказывает возрастающее влияние на ускорении научно-технического прогресса благодаря тому, что коллективы профессоров и преподавателей многих вузов обеспечивают обучение студентов на высоком профессиональном и идейно-теоретическом уровне. Вместе с тем ЦК КПСС и Совет Министров СССР поставили задачу сконцентрировать усилия профессоров и преподавателей вузов на улучшение учебно-воспитательной и учебно-методической работы. Обеспечить дальнейшее повышение уровня лекций и их значения и формирования у студентов научного мышления. Добиваться, чтобы лекции носили проблемный характер, отражали актуальные вопросы теории и практики, современные достижения общественного научно-технического развития, способствовали углубленной самостоятельной работе. В постановлении отмечается необходимость вырабатывать у студентов навыки самостоятельной подготовки докладов в публичных выступлениях, умение участвовать в творческих дискуссиях, формировать необходимые качества будущего организатора и воспитателя. Предложено обеспечить дальнейшее совершенствование воспитания студентов в духе беззаветной преданности Родине. Минвузу СССР предложено обеспечить значительное улучшение подготовки кадров без отрыва от производства с учетом специфики заочного образования. В постановлении подчеркивается необходимость принятия эффективных мер по подготовке специалистов для Сибири, Севера, Дальнего Востока и Нечерноземной зоны РФ, а также по остродефицитным специальностям для металлургической, горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и др. Предложено распределить специалистов в более ранние сроки – за 1-3 года до окончания ими учебного заведения. Высшая горная школа впервые в мире была создана в России. Первыми горными инженерами стали выпускники Горного Кадетского корпуса – первого высшего горного учебного заведения, которое было создано в Санкт-Петербурге в 1773 г. Позднее (с 1866 г.) Кадетский корпус был назван Петербургским горным институтом. Сейчас Ленинградский горный институт. Он стал колыбелью горной науки. И в настоящее время ЛГИ является выдающимся горным институтом. Вторым высшим учебным заведением стал горный факультет Томского технологического института (1900 г.). Затем в 1907 г. в г. Новочеркасске было открыто третье высшее учебное заведение горного профиля – Донской политехнический институт с горным факультетом. В 1899 г. было создано Екатеринославское горное училище, на базе которого в 1912 г. организован Екатеринославский (ныне Днепропетровский) горный институт – четвертая высшая горная школа страны. До революции же (в 1917 г.) была создана Екатеринбургская горная школа – ныне Свердловский горный институт. Эти 5 вузов являются старейшими институтами нашей страны. В 1918 году создана Московская горная академия. Московская горная академия подготовила таких выдающихся специалистов, академики А.М. Самарин, Н.С. Шатский, П.П. Нестеров, член-корр. АН СССР В.В. Ржевский, А.В. Докукин, А.С. Ильичев и др. В МГА учился писатель Александр Фадеев. В ноябре 1929 г. был открыт горный факультет Ташкентского политехнического института. Московская горная академия в 1930 году была разделена на 6 институтов, в том числе Московский горный институт, Московский геологоразведочный, Московский институт цветных металлов и золота. В середине 20-х годов был создан Донецкий горный институт, затем Криворожский горнорудный, в 1930 г. Тульский политехнический, а затем в 30-х гг. был организован сразу целый ряд горных и горно-металлургических институтов (СКГМИ, ГрузПИ, КазГМИ и др.). В 40-х г. были открыты горные специальности в Иркутском политехническом, Кемеровском горном институтах, в 50-х – во Фрунзенском, в 70-х – в Читинском, Курском политехнических институтах, Рудненском индустриальном и т.д. В настоящее время флагманом высшего горного образования в СССР является Московский государственный горный университет (ранее Московский горный институт). В нем работают около 450 профессоров и преподавателей, в том числе около 70 профессоров, докторов наук и около трехсот доцентов, а учатся около 5 тысяч студентов (прием 750 чел.) на пяти дневных фа культетах. Профессора и преподаватели, ученые МГГУ возлагают и координируют все научно-исследовательские и учебно-методические работы, которые ведутся в горных вузах страны, разрабатывают единые планы и программы подготовки горных инженеров, разрабатывают и издают учебники и учебные пособия, координируют их подготовку в других вузах. К 50-летнему юбилею в Московском ордена Трудового Красного Знамени горном институте (в 1978 г.) был сдан в эксплуатацию новый учебно-лабораторный корпус, оснащенный всеми современными приборами, машинами, оборудованием, тренажерами, техническими средствами обучения, моделями, макетами, ЭВМ, контролирующими устройствами и т.д. МГИ превратился поистине в храм горной науки. В нем создано большое число специализированных ученых советов по защите диссертаций. МГИ является не только центром подготовки горных инженеров, но и крупнейшим в стране кузницей ученых-горняков: кандидатов и докторов наук. Второе наиболее авторитетное и крупное высшее учебное заведение – Ленинградский ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. Г.В. Плеханова, являлся головным вузом горного профиля Минвуза РФ. Ученые и профессорско-преподавательский состав ЛГИ возглавляют и координируют все выполняемые в горных вузах РФ исследования по важнейшей проблеме «Рациональное использование и охрана земных недр». В свое время ученые ЛГИ были основоположниками научных основ проектирования горнорудных предприятий. В настоящее время в ЛГИ работает целый ряд выдающихся ученых горняков, которые ведут большую работу по подготовке инженерных и научных кадров. Из стен этого вуза вышли академик А.П. Герман, проф. Н.И. Трушков, П.И. Городецкий, В.Н. Семевский, А.А. Борисов, Н.З. Галаев и др. Крупным поставщиком горных инженеров для горнорудных отраслей является также один из старейших вузов – Екатиренбургский горный университет. Выпускники этого института являются выдающийся, крупнейший ученый-горняк акад. Н.В. Мельников, а также широко известные ученые проф. М.В. Васильев, Б.В. Фаддеев, В.С. Хохряков и многие другие. Из других горных институтов наиболее крупные: Днепропетровский, Криворожский (горнорудный), Магнитогорский и Северо-Кавказский (горно-металлургические, Красноярский (цветных металлов), Московский (геологоразведочный), Коммунарский (горно-металлургический). Из политехнических, в которых есть горные факультеты, можно отметить Кузбасский, Карагандинский, Новочеркасский, Тульский, Ташкентский, Пермский, Всесоюзный заочный Казахский, Донецкий, Дальневосточный, Таллиннский, Ереванский, Тбилисский, Бакинский, Фрунзенский, Читинский, Иркутский, Киевский, Рудненский и Норильский индустриальные, Ивано-Франковский нефти и газа, Якутский Госуниверситет и др. Горные институты, как правило, имеют несколько факультетов, потому что количество горных специальностей в них достаточно велико, в политехнических институтах лишь по 1-3, а в некоторых по I горному факультету (Фрунзенский, Ташкентский, Читинский и др.), и даже по 1-2 группы (например, Таллиннский, Курский), а в Ивано-Франковском институте нефти и газа – менее I группы горняков. Поэтому совершенно не случайно, что МУП СССР, а также многие крупные специалисты, в том числе акад. Н.В. Мельников, член-корр. АН СССР В.В. Ржевский, проф. А.С. Бурчаков и др., предлагали резко сократить число горных вузов и увеличить в них набор, а в остальных прекратить выпуск горных инженеров, особенно в тех институтах, где нет лабораторной базы и научно-педагогических кадров. Основными специальностями и специализациями горных инженеров в настоящее время являются следующие: 1) подземная разработка месторождений полезных ископаемых со специализациями по рудным, угольным и радиоактивным месторождениям; 2) открытая разработки месторождений полезных ископаемых со специализациями по нерудным месторождениям, а также по рудным и угольным месторождениям; 3) строительство подземных сооружений и шахт; 4) обогащение полезных ископаемых со специализациями по рудным, угольным и нерудным полезным ископаемым; 5) маркшейдерское дело со специализациями по рудным, угольным разработкам и открытым работам; 6) горные машины со специализациями по технике подземных, открытых разработок и обогащению, а также по конструированию горных машин; 7) электрификация и автоматизация горных работ со специализациями по открытым и подземным работам; 8) физика горных пород; 9) экономика горной промышленности со специализациями по экономике, организации и управлению горными предприятиями. Всего сейчас в России работают примерно 157 тыс. горных инженеров, из них 7-8 % на рабочих местах. При этом только 40 % горных инженеров трудятся в 5-6 горнодобывающих отраслях, остальные 60 % - почти в 30 других отраслях и сферах народного хозяйства. Более 40 тыс. горных инженеров работают в угольной промышленности. На горных предприятиях цветной металлургии работают около 16 тыс. и столько же на предприятиях черной металлургии. В угольной промышленности основной специальностью является подземная разработка. В этой отрасли работают 23,5 тыс. подземщиков и 1126 – открытчиков (угольщики получают ежегодно по 1200 горных инженеров или почти 1/4 всех выпускников горных вузов. Каких же горных инженеров в настоящее время готовят горные вузы? Прежде всего из 8000 чел., поступающих на I курс, будущих горных инженеров количество студентов – подземщиков специальности составляет около половины набора на дневные отделения или 4 тыс./год, открытчиков 1 тыс., маркшейдеров 4690 чел., шахтостроителей – 840 чел. Будущих специалистов по горным машинам и по электрификации горных работ учится 3000 тыс., обогатителей – 700 чел., специалистов по экономике и организации горных работ 850 чел. В США, Франции, Германии нет разделения горных инженеров по специальностям. Это очень важно для подготовки высококвалифицированных проектировщиков и высшего звена командиров производства. Учитывая, что удельный вес открытого способа разработки больше, чем подземного и в будущем он может увеличиться еще. Общий набор студентов горных специальностей для удовлетворения возрастающих потребностей промышленности необходимо уже сейчас выпускать 12-15 тыс. горных инженеров, а к 2015 г. – 16-18 тыс. горных инженеров.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.004 с.) |