Основы учета затрат в торговле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы учета затрат в торговле



Формирование издержек обращения торговли и номенклатура калькуляционных статей затрат

Издержки обращения — это потребленные материальные и трудовые ресурсы в процессе снабженческо-сбытовой деятельности по доставке, доработке и фасовке готовой продукции, а также по покупке-продаже товаров.

В сфере обращения торговые организации несут расходы, связанные с осуществлением своей деятельности, в целях доведения изготовленных производителем товаров до потребителя (покупателя). Возникают издержки обращения торговли, которые представляют собой затраты живого и овеществленного труда торговых организаций в стоимостной форме в процессе закупки (заготовки), перевозки (транспортировки), хранения и продажи товаров.

В оптовой торговле и других отраслях сферы товарного обращения (снабжении, сбыте, посреднической сфере) себестоимость товаров не определяется. В то же время в организациях этих отраслей товары подлежат учету по стоимости приобретения, когда помимо покупной цены товаров в эту стоимость включают транспортные и подобные им расходы.

Задачей управленческого учета издержек обращения является своевременное обеспечение руководителей торговых организаций полной и достоверной информацией о фактических расходах и осуществление действенного контроля за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Для управленческого учета затрат, учитываемых на счете «Расходы на продажу», устанавливается номенклатура калькуляционных статей затрат, формирующих издержки обращения на предприятиях торговли и общественного питания.

В качестве базовой используется следующая номенклатура калькуляционных статей затрат:

1) «Транспортные расходы»;

2) «Затраты на оплату труда»;

3) «Отчисления на социальные нужды»;

4) «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря»;

5) «Амортизация основных средств»;

6) «Расходы на ремонт основных средств»;

7) «Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд»;

8) «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров»;

9) «Расходы на рекламу»;

10) «Оплата процентов за пользование кредитом банка»;

11) «Потери товаров и технологические отходы»;

12) «Расходы на тару»;

13) «Прочие расходы».

К издержкам обращения относят:

§ транспортные расходы по доставке и продаже товаров;

§ материальные затраты (электроэнергия, топливо и т.д.);

§ оплату труда работников, расходы по управлению (командировочные расходы, услуги связи, банков и т.д.);

§ недостачи и потери товаров и др.

Вышеперечисленный калькуляционный состав затрат распространяется на торговые, посреднические и другие организации, хотя в них и не организуется учет издержек обращения в разрезе экономических элементов и не исчисляется себестоимость проданных товаров.

Торговые организации могут уточнять перечень калькуляционных статей затрат (сокращать или увеличивать) в пределах приведенных их наименований.

Содержание калькуляционных статей и учет затрат

По каждой калькуляционной статье затрат внутри синтетического счета 44 «Расходы на продажу» ведется бухгалтерский управленческий учет по видам затрат.

В калькуляционную статью затрат «Транспортные расходы» включаются:

§ оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (оплата за перевозки, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);

§ оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедирование и другие услуги;

§ стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);

§ плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

§ плата за обслуживание подъездных путей и складов не общего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Расходы, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) товаров и продуктов транспортом и персоналом предприятия торговли, подлежат включению в соответствующие калькуляционные статьи затрат (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

На калькуляционной статье затрат «Затраты на оплату труда» учитываются:

§ оплата труда основного торгово-производственного персонала организации за фактически выполненную работу по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам в соответствии с принятыми формами и системами заработной платы с учетом премий за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты (включая компенсацию по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах предусмотренных законодательством норм);

§ компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до определенного законодательством возраста;

§ оплата труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности;

§ другие выплаты, предусмотренные законодательством о труде.

В издержки обращения не включаются следующие выплаты работникам в денежной и натуральной формах:

1) премии, выплачиваемые за счет средств фонда специального назначения и целевых поступлений;

2) материальная помощь (в том числе безвозмездная материальная помощь работникам для первоначального взноса на кооперативное жилищное строительство, частичное погашение кредита, предоставленного на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство), беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности;

3) оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх установленных законодательством) отпусков работникам, а также другие выплаты, которые предусматриваются коллективным договором или контрактом.

В калькуляционной статье затрат «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам.

На калькуляционной статье затрат «Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря» учитываются:

§ плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений, сооружений, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающаяся арендодателю;

§ расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги;

§ расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков территории (дворы, улицы, тротуары), вывоз мусора;

§ стоимость предметов и средств ухода за помещениями (известь, мастика, мешковина, щетки, метлы, веники и т.п.);

§ стоимость электроэнергии, потребленной на приведение в движение подъемников, лифтов, транспортеров, торговых автоматов, контрольно-кассовых машин и т.п.;

§ расходы на проверку и клеймение весов, водомеров, электро-, газовых счетчиков и других измерительных приборов;

§ расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств;

§ расходы на проведение противопожарных мероприятий;

§ плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану (складов, магазинов, столовых и т.п.);

§ расходы на обслуживание подъемно-транспортных механизмов и другого оборудования сторонними организациями.

На калькуляционной статье затрат «Амортизация основных средств» отражаются суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, начисленные исходя из их балансовой стоимости и утвержденных норм амортизации, включая суммы, исчисленные с применением механизма ускоренной амортизации в соответствии с законодательством.

В торговых организациях, осуществляющих свою деятельность на условиях долгосрочной аренды, отражаются амортизационные отчисления на полное восстановление как по собственным, так и по арендованным основным средствам, а также амортизация помещений, предоставляемых бесплатно торговым организациям, обслуживающим трудовые коллективы

В калькуляционную статью затрат «Расходы на ремонт основных средств» включаются расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды.

В случае неравномерного осуществления ремонта основных средств (включая арендованные объекты) в течение года торговые организации могут образовывать резерв расходов на ремонт основных средств за счет ежемесячных отчислений, сумма которых определяется как одна двенадцатая годовой предполагаемой суммы расходов на ремонт.

Излишне образованный в отчетном году резерв (в сравнении с фактическими расходами) сторнируется в конце отчетного года. При превышении фактических расходов над суммой образованного резерва сумма превышения относится на издержки обращения.

Торговые организации, образующие ремонтный фонд для обеспечения равномерного включения в издержки обращения расходов при проведении значительного объема ремонта основных средств, определяют размер этого фонда исходя из балансовой стоимости основных средств и норматива отчислений, утверждаемого на 5 лет.

Калькуляционная статья затрат «Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд» в большей мере используется на предприятиях общественного питания. На ней учитываются:

§ фактическая себестоимость дров, угля, нефти, торфа и других видов топлива, потребленных на технологические и иные производственные нужды (приготовление пищи, подогрев воды и т.п.);

§ стоимость электроэнергии, газа и пара, израсходованных на технологические цели, на приведение в движение оборудования и механизмов (картофелечисток, овощерезательных машин, мясорубок, поточных линий для мойки, чистки овощей, конвейерных линий для комплектования и отпуска блюд и т.п.).

В фактическую себестоимость топлива включаются покупная цена, расходы на перевозку, погрузочно-разгрузочные работы, распиловку, колку и укладку дров.

На калькуляционной статье затрат «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» учитываются:

§ фактическая стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и т.п.), потребленных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;

§ плата за услуги сторонних организаций за фасовку и упаковку товаров;

§ расходы на содержание холодильного оборудования — стоимость электроэнергии, воды, смазочных материалов и др.;

§ оплата услуг сторонних организаций по техническому обслуживанию холодильного оборудования;

§ фактическая себестоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и продуктов;

§ плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций;

§ расходы на дезинфекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление мышей, крыс и других грызунов);

§ другие расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов (газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т.п.).

В калькуляционной статье затрат «Расходы на рекламу» отражаются следующие расходы:

§ на оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров;

§ на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);

§ на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки и т.д.;

§ на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио, телевидению);

§ на световую и иную наружную рекламу;

§ на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;

§ на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей;

§ на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и на выставках;

§ стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату;

§ на проведение других рекламных мероприятий, связанных с торговой деятельностью.

Расходы на торговую рекламу, включаемые в состав издержек обращения, при налогообложении принимаются по нормам, утвержденным в законодательном порядке.

В калькуляционной статье затрат «Оплата процентов за пользование кредитом банка» отражаются:

§ платежи по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки Центрального банка Российской Федерации плюс три процента;

§ оплата процентов по кредитам поставщиков — производителей работ, услуг, включая оформление долгового обязательства векселями, за приобретение товаров и других материальных ценностей, проведение работ, оказание услуг сторонними организациями;

§ оплата процентов за пользование средствами Федерального фонда государственной финансовой поддержки досрочного завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в пределах установленных сроков возврата средств и других аналогичных региональных фондов.

На калькуляционной статье затрат «Потери товаров и технологические отходы» учитываются:

§ потери товаров и продуктов при железнодорожных, водных, воздушных, автомобильных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке. Списание товаров и продуктов в пределах норм естественной убыли производят в случаях, если при ее приемке или инвентаризации выявлена фактическая недостача. Для равномерного включения таких расходов в издержки обращения ежемесячно начисляется резерв на списание естественной убыли товаров в пределах действующих норм: нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы чистой массой (весом); потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада;

§ убытки от недостачи и потери от порчи товаров, продуктов и сырья сверх норм естественной убыли (при наличии норм) в тех случаях, когда конкретные виновники не установлены;

§ потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков.

Потери и недостачи товаров и продуктов отражаются по покупным ценам.

Основанием для списания убытков от недостачи, порчи сверх норм естественной убыли, когда виновники не установлены или во взыскании которых отказано судом, является обоснованное заключение, утвержденное руководителем торговой организации.

В калькуляционной статье затрат «Расходы на тару» отражаются:

§ амортизация (износ) тары-оборудования;

§ расходы на ремонт тары-оборудования;

§ амортизация многооборотной тары, возмещенная поставщикам в соответствии с условиями поставки товаров;

§ расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования);

§ стоимость тары, списанной из-за естественного износа;

§ расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары, осуществляемую сторонними организациями при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям;

§ расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары;

§ разница между приемными ценами при оприходовании тары и сдаточными ценами при возврате порожней тары;

§ другие расходы на тару.

На калькуляционной статье затрат «Прочие расходы» учитываются:

§ налоги, сборы, отчисления в бюджет и в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком за счет издержек обращения;

§ вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения;

§ износ по нематериальным активам;

§ расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности: текущие расходы на устройство и содержание вентиляторов, ограждений машин и их движущихся частей, люков, отверстий, прочих видов устройств некапитального характера, плата медицинским учреждениям (поликлиникам, санитарно-эпидемиологическим станциям) за медицинский осмотр работников торговли и общественного питания, стоимость мыла, аптечек, медикаментов, перевязочных средств и др.;

§ расходы на устройство и содержание комнат отдыха, кипятильников, баков, умывальников, душей, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды, сушилок и другого оборудования (где предоставление этих услуг работающим связано с особенностями производства и предусмотрено коллективным договором);

§ расходы по ведению реестра акционеров;

§ расходы по ведению кассового хозяйства (расходы на кассовые рулонные марки, кассовые чеки, контрольно-кассовые ленты, стоимость красящей ленты и краски для печатающего механизма контрольно-кассовых машин, расходы на инкассацию денежной выручки, плата сторонним организациям за обслуживание, технический надзор и уход за контрольно-кассовыми машинами и др.);

§ оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг; компенсации (в пределах установленных законодательством норм) за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

§ оплата услуг почтовой, телефонной, телеграфной и факсимильной связи;

§ расходы на содержание и эксплуатацию собственных телефонных станций, коммутаторов, телетайпов, диспетчерской связи и радиосвязи;

§ расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и бланков, на типографские и переплетные работы;

§ расходы на подписку периодических изданий для служебного пользования, приобретение справочной литературы, прейскурантов, каталогов, инструктивных и других служебных материалов;

§ оплата информационно-вычислительных услуг, оказанных по договорам с вычислительными центрами, не состоящими на балансе предприятия (организации);

§ расходы на служебные разъезды работников в пределах пункта нахождения предприятия торговли;

§ расходы на командировки, связанные с торгово-производственной деятельностью;

§ представительские расходы и расходы по проведению заседаний совета (правления) торговых организаций и их ревизионных комиссий в пределах утвержденных советом (правлением) смет на отчетный период, разработанных исходя из установленных законодательством норм и нормативов;

§ расходы на экспертизу и лабораторный анализ товаров, продуктов и пищи;

§ расходы, возмещаемые работникам в соответствии с действующим законодательством о компенсациях и гарантиях при переводе, приеме вновь и направлении на работу в другую местность;

§ расходы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров (кроме расходов на оплату труда, учтенных на калькуляционной статье затрат «Затраты на оплату труда», и отчислений на социальные нужды, учтенных на калькуляционной статье затрат «Отчисления на социальные нужды», а также расходов на эти цели, произведенных за счет прибыли, остающейся в распоряжении торговых организаций) в пределах установленных законодательством норм; оплата услуг банков;

§ расходы по обслуживанию посетителей в предприятиях общественного питания: расходы на содержание оркестров в ресторанах и кафе по договорам с учреждениями сферы культуры и искусства (кроме заработной платы состоящих в штате оркестрантов и эстрадных артистов, учтенной на калькуляционной статье затрат «Расходы на оплату труда»);

§ стоимость бумажных салфеток, бумажных скатертей, бумажных стаканчиков и тарелок, приборов одноразового пользования;

§ другие затраты, подлежащие включению в состав издержек обращения, но не относящиеся к ранее перечисленным калькуляционным статьям.

Торговые организации самостоятельно организуют управленческий учет издержек обращения с помощью многографных карт или ведомостей, в которых для каждой статьи расходов имеется самостоятельная графа. За отчетный период по каждой графе подсчитывается сумма расходов, а затем в итоговой графе показывается общая величина издержек обращения. Управленческий учет ведется в разрезе структурных подразделений торговой организации, а внутри них — по калькуляционным статьям затрат. Итоги по указанным первичным документам используются для учета издержек обращения торговой организации по счету 44 «Расходы на продажу».

Учет издержек обращения ведется на активном счете 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета отражаются издержки обращения торгового предприятия за отчетный период, а по кредиту они списываются на проданную продукцию.

Делаются следующие бухгалтерские записи.

Дебет счета 44 «Расходы на продажу»

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» — на сумму амортизационных отчислений соответственно по основным средствам и нематериальным активам;

Кредит счета 04 «Нематериальные активы» — на стоимость части нематериальных активов;

Кредит счета 10 «Материалы» — на стоимость сырья и материалов;

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» — списываются суммы НДС по приобретенным основным средствам, нематериальным активам, материально-производственным запасам, выполненным работам и услугам;

Кредит счета 41 «Товары» — стоимость товаров, использованных при продаже других товаров;

Кредит счета 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета» — соответственно наличные выплаты и безналичная оплата за предоставленные услуги, например, консультации, проценты за кредит, услуги банка и др.;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» — платежи в бюджет и внебюджетные фонды, относящиеся на издержки обращения, например, налог на пользователей автодорог, земельный налог, налог за право пользования недрами и др.;

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — заработная плата работников торговых организаций;

Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — начисление на заработную плату единого социального налога по:

субсчету 1 «Расчеты по социальному страхованию»;

субсчету 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

субсчету 3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»;

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — хозяйственные и командировочные расходы, произведенные подотчетными лицами;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — услуги поставщиков, лизинговые платежи, комиссионные вознаграждения, расходы на рекламу, хранение, погрузку и разгрузку товаров и др.;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — расходы по обязательному страхованию имущества;

Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов» — резервы на ремонт основных средств, на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет сотрудникам;

Кредит счета 97 «Резервы будущих периодов» — доля расходов будущих периодов, списанная в текущем отчетном периоде.

В конце отчетного периода с кредита счета 44 «Расходы на продажу» общая сумма издержек обращения торговой организации списывается на проданные товары в дебет счета 90 «Продажи».

Недостачи, возникшие при продаже товаров, отражаются следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 44 «Расходы на продажу»

Потери товаров, возникшие в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.п. чрезвычайных ситуаций, списываются на дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 44 «Расходы на продажу».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.075 с.)