Вопрос 2. Тарифы на перевозку грузов. Методы расчёта тарифов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Тарифы на перевозку грузов. Методы расчёта тарифов



В общем случае тарифы на перевозку грузов должны быть установлены таким образом, возместить текущие издержки перевозчика и обеспечить ему необходимую прибыль.

Тариф на перевозку грузов может быть установлен:

- на тонну перевезённого груза (сдельный тариф);

- тонно-километр (сдельный тариф);

- километр пробега (покилометровые тарифы);

- на час работы автомобиля (повременные тарифы).

Возможна комбинация названных выше тарифов.

Сдельный тариф целесообразно использовать, когда есть возможность точного учёта объёма перевозимого груза. Его величина зависит от размера отправки и класса груза.

Сдельный тариф за тонну рекомендуется применять при массовых перевозках на небольшие расстояния (до 50 км), а за тонно-километр – на расстояние более 50км.

Покилометровые тарифы (тарифы за километр пробега) – обычно используются при выполнении междугородних и международных перевозок или при перемещении самих автотранспортных средств (перегон, подача и возврат, порожний пробег по объективным причинам и т. п.). Величина данного тарифа зависит от модели и типа подвижного состава и величины пробега.

Повременные тарифы используются при предоставлении клиенту подвижного состава на определённое время, когда невозможно или нерационально определять количественные характеристики перевозок. Ставка тарифа рассчитывается на 1 час, зависит от типа подвижного состава и может учитывать пробег, выполненный автомобилем за время использования.

Повременный тариф может быть одноставочным (за один час работы автомобиля) и двухставочным (за автомобилечас работы и километр пробега).

Одноставочный повременный тариф рекомендуется применять в тех случаях, когда затруднительно определять объёмы перевозок грузов. Это может иметь место в условиях нестабильности грузопотоков, при перевозках мелких партий грузов и т. д. В любом случае в силу объективных причин подвижной состав используется неудовлетворительно, чаще всего такие условия имеют место при перевозках торговых грузов в городском и пригородном сообщении.

Двуставочный повременный тариф целесообразно применять при низком уровне использования автомобиля и значительном пробеге.

Тарифы рекомендуется устанавливать для каждой марки подвижного состава, т. к. даже в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок, закладываемая в тариф, у автомобилей разных марок неодинакова. Для удобства использования их целесообразно свести в таблицы (прейскуранты). Прейскуранты разрабатываются как сборник тарифов на все услуги, предлагаемые клиентам и систематизированные по видам перевозок, маркам или грузоподъёмности подвижного состава, виду тарифов и др.

В практической деятельности при установлении тарифов учитываются прежде всего следующие ориентиры:

- себестоимость предоставления услуги;

- спрос на конкретный вид услуг;

- средние цены рынка;

- платежеспособность потребителя.

Правильно установленный тариф должен полностью возмещать все издержки на оказание услуг, а также обеспечивать получение определённой прибыли.

Тарифы определяются, как правило, на базе использования какого-либо метода ценообразования. Обычно методы ценообразования разбиваются на несколько групп:

- методы ценообразования с ориентацией на издержки. В эту группу входят – метод ценообразования по принципу «издержки плюс прибыль», метод ценообразования, обеспечивающий получение «целевой нормы прибыли», ценообразование по методу обеспечения безубыточности;

- методы ценообразования с ориентацией на спрос - установление цены исходя из ощущаемой ценности услуги (товара), ценообразование по ассортиментной группе услуг (установление цены с целью достижения той или иной цели – прибыли или продаж – в рамках всей ассортиментной группы услуг и др.;

- методы ценообразования с ориентацией на конкуренцию – может иметь место при закрытых торгах на получение заказа на оказание услуг.

Из перечисленных выше на практике чаще используется метод ценообразования по принципу «издержки плюс прибыль». Однако мелкие и средние организации, которые не ставят для себя специфических задач рыночного развития и просто «следуют за рынком» во всей своей деятельности, стремясь не выделяться на фоне остальных организаций и действовать «как все» или хотя бы как большинство, могут использовать метод ценообразования на уровне текущих цен.

В случае использования метода ценообразования по принципу «издержки плюс прибыль» основу тарифа составляет себестоимость перевозок. Поэтому при расчёте уровня тарифа по этому методу сначала производят расчёт себестоимости. После этого, руководствуясь экономическими и другими условиями (например, установленными органами государственной власти ограничениями) устанавливают размер тарифа с учётом разумной величины прибыли. В зависимости от вида тарифа себестоимость рассчитывается соответственно: на тонну перевозимого груза, тонно-километр, километр пробега, на один час эксплуатации автомобиля. Величина прибыли, закладываемой в тариф, зависит от желаемого и возможного (в данных рыночных условиях) уровня рентабельности перевозок. При желаемом уровне рентабельности услуг 20%, величина прибыли составит 0,2 (20%) от соответствующей себестоимости, например, при повременном тарифе - 20% от себестоимости одного часа эксплуатации автомобиля.

При применении сдельных тарифов с потребителя может взиматься:

- отдельная плата за заказ подвижного состава (Сз) – взимается в момент оформления заказа). Гарантирует возмещение прямых расходов АТО на подачу автомобиля под погрузку в случае, если отправитель по тем или иным причинам откажется его использования;

- плата за время пребывания автотранспортного средства под погрузкой и разгрузкой у потребителя (Пп-р) – компенсирует потери, связанные с простоями автомобиля у отправителя груза. Находится как произведение тарифной ставки за 1 час пребывания под погрузкой или разгрузкой в рублях (Св) на время пребывания автомобиля у клиента (Т, ч.);

- плата за собственно перевозку определённого количества груза. Находится как произведение сдельного тарифа за тонну (Ст), тонно-километр (Сткм) на объём выполненной работы соответственно: в тоннах (От), в тонно-километрах (Рткм).

Если АТО работает с надёжным потребителем, и нет сомнений в загрузке поданного под погрузку автомобиля, то отдельная оплата заказа из тарифной платы может быть исключена. Точно также, если есть уверенность в выполнении заказчиком согласованных норм времени простоя под погрузкой и разгрузкой, отдельная оплата времени пребывания под погрузкой и разгрузкой может не взиматься. Применяемый в этих случаях сдельный тариф (за тонну или тонно-километр) должен обеспечивать покрытие всех видов расходов АТО на оказание услуг и получение разумной, желаемой прибыли.

При использовании повременного тарифа также как при использовании сдельного тарифа может быть предусмотрена отдельная оплата заказа (Сз) и оплата пробега, превышающего расчётный пробег подвижного состава.(Псп). В этом случае провозная плата будет включать три составляющих:

- плату за заказ;

- оплату пробега, превышающего расчётный пробег подвижного состава. Определяется как произведение тарифной ставки платы за 1км сверхнормативного пробега (Сс, руб./км) на сверхнормативный пробег (Lc, км);

- оплату часов работы автомобиля у заказчика (Пач). Определяется как произведение тарифной ставки платы за час работы автомобиля (Сач, руб./а-ч.) на авточасы работы автомобиля у заказчика (АЧр).

Как и в случае применения сдельного тарифа, плата за заказ может не взиматься.

Примечание:

1. на практике тарифной ставкой при расчёте провозной платы обычно называется установленная организацией для удобства расчётов с потребителем стоимость условной «единичной услуги»;

2. в ряде случаев при расчёте провозной платы используется понятие «тарифная схема» - установленный для определённой ситуации порядок расчёта провозной платы;

3. провозная плата – общая стоимость обслуживания потребителя.

4. тарифные схемы и тарифные ставки могут дифференцироваться по потребителям, видам грузов, видам перевозок, по типам и маркам подвижного состава;

5. при необходимости в тарифную схему дополнительно может включаться оплата предоставленных потребителю не перевозочных услуг (хранение, упаковка груза и т. д.).

Надбавки и скидки.

АТО может устанавливать надбавки и скидки к провозной плате. Обычно надбавки и скидки устанавливаются в процентах к провозной плате или к уровню тарифа (тарифной ставки) и используются как средство:

- учёта в цене условий предоставления услуг, существенно отличающихся от средних расчётных, «заложенных» в применяемые тарифы;

- поощрения потребителей (при установлении скидок) к приобретению определённых услуг АТО, к постоянной совместной работе с данным АТО и т. д.

В практике работы АТО наиболее распространёнными являются надбавки, учитывающие:

- особенности перевозимых грузов – за применение специализированного подвижного состава; за перевозку опасных грузов; за перевозку грузов, требующих специального оборудования и приспособлений для раскрепления при перевозках и т. д.;

- за особые условия обслуживания – за срочность подачи автомобиля под погрузку, за срочность доставки, за сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни и т. д.

Наиболее распространёнными видами скидок являются:

- скидка потребителю, обеспечивающему обратную загрузку автомобиля (при перевозке в междугороднем сообщении);

- скидка за заключение с организацией долгосрочного контракта или за значительный объём заказа;

- скидка за обеспечение высокой степени использования грузоподъёмности автомобиля (при работе по сдельному тарифу);

- скидка за заказ «не в сезон» (т. е. в период общего спада на данном виде перевозок) и т. д.

Для эффективной коммерческой работы АТО важно не только умение обосновать и рассчитать тарифы, надбавки и скидки, но и правильно «подать» их потребителю с учётом так называемой психологии ценового восприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1088; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.016 с.)