Общественный и государственный строй на белорусских землях В IX–XII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный и государственный строй на белорусских землях В IX–XII вв.



История государственности на территории, составляющей нынешнюю Беларусь, связана с государствами-княжествами – Полоцкое, Туровское, Менское, Новогородское, Пинское, - государственными образованиями, возникавшими начиная с IХ в. на основе тех зародышевых форм государственности - родоплеменного самоуправления («племенные княжения») и межплеменных союзов, которые сложились здесь уже в V-VI вв. н. э. Именно племенные княжения стали у восточных славян основой всех дальнейших государствообразующих процессов. С принятием христианства (X-XI вв.) эти процессы резко интенсифицировались. В научной литературе утвердилась точка зрения, что именно Полоцкое княжество стало «прабелорусским государственным образованием».

В летописях и других письменных источниках для обозначения государственности древних славян использовалось несколько терминов. Если понятия «княжение», «княжество», «волость» больше подчеркивали властные полномочия, то «земля» и «город» - территорию и устройства государства. Исследователи отмечают схожесть политического устройства древних восточнославянских государственных образований, в том числе наиболее сильных и мощных из них – Киевского, Туровского, Новгородского княжеств.

Специфика власти и управления на белорусских землях X–XII вв. В основе политической организации древних обществ на белорусских землях, также как и у других восточных славян, лежала родовая община, управляемая князем, зависимым от вече – общего собрания членов общины. Высшими органами власти и управления были князь, Рада (совет князя), вече (на Беларуси употреблялись и такие названия народных собраний, как «снем», «сойм», а также «капа», «купа» - от слов «копить», «скоп», «скупщина»).

Главной фигурой в политической организации древнеславянских обществ был князь, стоявший во главе государства и решавший все текущие дела государственного правления. Вступление его на престол оформлялось соответствующим договором. Полномочия князя ограничивались в основном исполнительно-распорядительной сферой. Правом издания новых законов он не обладал, оно признавалось только за коллегиальными органами – Радой и вечем. Княжеский совет – Рада – не имел постоянного состава. Князь мог приглашать к себе всех, кого считал нужным. Все вопросы он обсуждал со своими советниками для их последующего вынесения на вече. Важным элементом политической организации была церковь, представленная епископами и иегуменами.

Вече – наиболее древнее государственное образование, которое существовало у восточных славян, по мнению белорусского историка В.Н. Игнатовского, «с незапамятных времен». На нем присутствовали все свободные члены общины, независимо от их имущественного положения, представлявшие все слои населения. Наиболее важными функциями вече были избрание и изгнание князя, назначение других высших должностных лиц, вопросы войны и мира, организация ополчения, распределение повинностей и податей, наиболее важные судебные дела, международные отношения.

Большая часть белорусских историков придерживается той точки зрения, что восточнославянские племенные союзы политически объединились в границах Древнерусского государства – Киевской Руси, на основе которой сложилась единая древнерусская народность.

Другие исследователи ставят под сомнение тот факт, что Киевская Русь являлась общевосточным славянским государством, в их числе такие белорусские историки как Н. Ермолович, М. Бич, Г. Штыхов. Считается, что Полоцкое княжество и после включения его в державу Рюрика полностью не утратило своей государственности, сохраняло определенную автономию и суверенитет (территориальную целостность и власть местных князей). В периоды подчинения белорусских княжеств Киеву отношения киевского князя с полоцким и туровским князьями строились на принципе вассалитета-сюзеренитета, то есть на определенных обязательствах друг перед другом. В последней четверти Х в. Полоцк добивается независимости от Киева.

Уже в древности в княжествах-государствах, существовавших на территории современной Беларуси, также как и в других восточнославянских государствах этого периода времени, сложились достаточно развитые политические институты патриархальной демократии, включавшие механизмы разделения политической власти – на законодательно-судебную (вече) и исполнительно-распорядительную (князь – Рада) – и, одновременно, концентрацию ее в двух звеньях «князь» и «вече». По оценке, данной известным белорусским правоведом профессором С.Ф. Соколом, белорусские государства-княжества можно назвать раннефеодальными дуалистическими монархиями или раннефеодальными ограниченными монархиями (Сокал С.Ф. Гiсторыя дзяржавы i права БССР (дакастрычнiцкi перыяд). Мн., 1989. С. 18).

Оставляя для историков открытым вопрос о масштабах и формах политической интеграции, достигнутой восточными славянами в Х – начале XIII в., и обратим внимание на принципиальный момент. Восточнославянские государственные образования, возникшие в этот период, принадлежали не только к одному типу политической организации (общинно-вечевой), но и были близки по своей духовной основе как представители восточнославянского культурно исторического типа, хранители древней духовной православной традиции и письменного церковно-славянского языка. Как известно, в древнейшем летописном своде по истории восточных славян – «Повести временных лет», все славяне на территории Восточной Европы рассматриваются как единый народ – Русь. В этом плане нельзя не согласиться с той точкой зрения, что «идея белорусской государственности имеет общерусские корни, восходит к древнерусской государственности» (Сташкевич Н. С.138).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.004 с.)