Лекция № 23 Факторы социального прогресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 23 Факторы социального прогресса



Классификация факторов социального прогресса

Факторы эволюции социального прогресса бывают двух видов:

- Объективные (действия кторых не зависят от воли и сознания людей)

- Субъективные (поведения индивидов, социальных групп, политических партий, чья деятельность носит активный целенаправленный осмысленный характер)

 

Многообразие взглядов на источники развития общества

Разные научные направления по-разному объясняют прогресс общества и придерживаются разных подходов по вопросу выделения решающих факторов развития общества:

- географический детерминизм (Монтескье)

- социальный дарвинизм (Герберт Спенсер) исходит из аналогии между эволюции живых и эволюции общества организмов.

- демографический детерминизм (Томас Мальтус) объяснял общественное развитие быстрым ростом населения

- экономический детерминизм (Маркс и Фридрих Энгельс) влияние экономических факторов, борьба классов, способ производства материальных благ, базис общества, надстройка.

 

Фридрих Нидше характеризует всю историю человечества как борьбу двух видов: боли и власти. Воли «сверх людей» и воли «недочеловеков» толпы, рабы стада и т. д.

 

Теория психоанализа (Зигмунд Фрейд) борьба между половым влечением (либидо) и инстинктом смерти.

 

 

Лекция №24 Формы социальных изменений

Источники социальных изменений

Существует 2 точки зрения на социальные изменения:

Конфликтологические изменения (Ральф Дориндорф) рассматривает в качестве решающего развития общества конфликт. Конфликт – столкновение 2х или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

Функциональные направления (Толкот Парсонс) источник социальных изменений находит во внутреннем взаимодействии, связанных между собой элементов системы.

Классификация фом социальных изменений.

Выделяем 2 формул:

- революционные изменения

- революционные изменения.

Революция характеризуется:

- радикальной сменой политического и социального строя

- участие широких слоев населения в преобразованиях

- реализацией конкретных жизненных потребностей людей.

- ниспровержением существующего строя путем применения силы.

Эволюция – способ постепенных количественных изменений, которые подготавливают качественные изменения. Наиболее типичной формой эволюции является реформа.

1. Модель классической хаотичной модернизации – характерно для стран Европы, США. Эту модель характеризуют как органичную, в силу синхронности и последовательности созревания условий факторов модернизации.

2. Запаздывающая модернизация – характерно для стран Япония, аргентина, Балканы. Эту модель характеризуют как неорганичную. Непоследовательность в осуществлении реформ, перепрыгивание с этапа на этап.

Лекция 27.

Социализация – процесс усвоения индивидом определенные системы знания, нормы ценностей необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе. Переход от биологического к социальному.

«Я»: 1. Мнение, как нас воспринимают окружающие

2. Реакция окружающих на то, что видят

3. Наш ответ на воспринятую реакцию

Интернализация – превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения осуществляется в результате социального взаимодействия. Самооценка и самопознание - невозможны.

Научные подходы к социализации:

· Теория ролей (Джордж Герберт Мид) Социализация понимается, как непрерывный процесс освоения социальных ролей на основе межличностного взаимодействия.

Социализация включает 3 стадии связанные с принятием на себя ролей других людей:

- Имитация

- Игровая

- Коллективная игра

· Ответ на кризис(Эрик Эриксон) Лежит в основе преодоления кризиса которые выступают основой развития личности в течение всей жизни.

Этапы социализации:

- Ранняя социализация (до 18)

- Поздняя социализация

Лекция 28. Агенты институты социализации.

Агенты института социализации – социальные группы, институты, которые воздействуют на личность с тем, чтобы человек усваивал определенные ценности и конкретные социальные роли.

Классификация агентов и институтов – можно провести по разным направлениям:

- отдельные личности – агенты, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания

- учреждения – институты, которые контролируют протекание соиализации.

Характер воздействия агентов социализации:

- Прямой

- Опосредованный

Агенты первичной социализации – среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.005 с.)