Коррекция нарушений слухового восприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция нарушений слухового восприятия.



Воспитанием и обучением лиц с нарушениями слуха занимается сурдопедагогика. Практика специальных школ для глухих детей пока­зывает, что совместное обучение разных групп детей с не­достатками слуха не дает положительного результата. Из­вестны различные принципы классификации детей с нару­шением слуха.

Одним из первых классифицировал детей в XVI в. Д. Кардано, который выделил три группы глухих в за­висимости от наличия речи:

1) глухие от рождения;

2) рано потерявшие слух (до появления речи);

3) позднооглохшие, сохранившие речь.

Врач парижского института глухонемых Ж. Итар вы­делил пять групп глухих в зависимости от возможности восприятия на слух неречевых звуков и речи:

1) воспринимающие громкую речь около уха;

2) различающие гласные и согласные;

3) воспринимающие лишь отдельные гласные и со­гласные;

4) не воспринимающие звуков речи, но слышащие очень сильные неречевые звуки окружающего мира;

5) полностью глухие дети.

Наиболее полное представление о состоянии слуха и слабослышащих дает классификация, разработанная Л.В. Нейманом:

1) воспринимают самые низкие частоты — 125— 250 Гц; эти дети не различают каких-либо звуков, реагируют на громкий голос у уха;

2) 125—250—500 Гц. Реагируют на громкий голос, раз­личают гласные «о», «у»;

3) 125—250—500—1000 Гц. Реагируют на голос разго­ворной громкости около уха, различают 3—4 глас­ных, некоторые знакомые слова;

4) 125-2000 Гц. Слышат разговорный голос на не­большом расстоянии, различают почти все гласные, некоторые согласные, отдельные знакомые слова и фразы.

Для научно обоснованного построения системы обучения важно знание биологических и социальных факторов раз­вития детей с недостатками слуха. Своеобразие взаимо­действия ребенка с окружающей средой определяется тем, что у него не развита речь как средство общения и орудие мышления. Социальная среда по-разному воздействует на процесс развития ребенка. Поэтому для него необходимо создать такие специальным образом организованные усло­вия, которые развивали бы его.

При взаимодействии с детьми, имеющими нарушения слуха, необходимо учитывать специфические характеристики их развития:

Ø состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психологическое становление ребенка;

Ø при нарушении слухового анализатора у детей в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь;

Ø у ребенка нарушение слуха сказывается на ходе его психического и речевого развития, приводит к возникновению целого ряда вторичных нарушений в развитии мышления, речи, познавательной деятель­ности;

Ø у детей с нарушением слуха мышление почти или абсолютно не продвигается в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. У них не развивается речевой слух, поэтому и не развивает­ся речь.

На основе классификации детей с наруше­нием слуха осуществляется дифференцированное спе­циальное образование. Рекомендации для детей того или иного вида специальной школы учитывают не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития.

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нару­шениями слуха будет зависеть от степени этого наруше­ния и состояния речевого развития.

Работа со слабослышащими детьми. К категории сла­бослышащих относят тех детей, нарушенный слух которых позволяет им хотя бы в минимальном объеме овладевать речевой деятельностью самостоятельно без специального обучения. У слабослышащего ребенка имеется частичное нарушение деятельности анализатора слуха. Поэтому он старается компенсировать свой недостаток не за счет зре­ния, а за счет неполноценного слуха. Отклонения в по­знавательной деятельности таких детей являются вторич­ными.

Благодаря специальному обучению у таких детей формируются речь и понятийное мышление, словесная память, создаются условия для расширения возможностей компенсации де­фекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохраненных анализаторов.

В качестве решающего средства преодоления отклонений в развитии слабослышащих детей выступает специальная система обучения языку, которая представляет собой осо­бую систему занятий по накоплению словаря, уточнению звукового состава речи, усвоению грамматической системы языка, овладению разными видами и формами речевой дея­тельности. Особая задача в работе с детьми — формирова­ние речи, а не изучение языка. В работу включаются: ра­бота по развитию навыков чтения с губ, по развитию и использованию остаточного слуха. Для развития познава­тельной деятельности и мышления детей используются пись­мо и чтение, наглядно-действенные средства и приемы, по­могающие формированию представлений и понятий снача­ла на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений. Это преднамеренное создание ситуаций, инсце­нировка, драматизация, пантомима. Все эти средства исполь­зуются в сочетании со словесными средствами обучения.

Работа сглухими детьми. В настоящее время имеются два основных подхода к коррекционно-педагогической ра­боте с такими детьми:

1) билингвистический подход, который основывается на включении в работу с глухими детьми национального жестового языка наряду со словесным в систему главных средств педагогического воздействия (Г.Л. Зайцева, 1998).

Использование жестов в учебно-воспитательном процессе позволяет увеличить объем учебной информации, ускорить ее передачу и восприятие учащимися. Это в свою очередь позволяет расширить круг учебных предметов и областей знаний, что ведет к более широкому развитию познава­тельной деятельности мышления глухих детей;

2) обучение глухих языку словесной речи. В связи с усвоением речи развивается словесно-абстрактное мышле­ние. У глухих детей должна развиваться языковая способ­ность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.004 с.)