Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика и практика «военного коммунизма».
Социально-экономическая политика большевистской власти в годы войны, имевшая своей целью сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства, привела к складыванию своеобразной системы «военного коммунизма». Ее характеризовали следующие основные черты: широкая национализация промышленных предприятий, включая мелкие; перевод на военное положение оборонных заводов и железнодорожного транспорта; сверхцентрализация управления промышленностью (через ВСНХ и его главки), не допускавшая какой-либо хозяйственной самостоятельности на местах; дальнейшее развитие принципа продовольственной диктатуры и полное официальное запрещение свободы торговли. В январе 1919 г. вводится продразверстка, по которой государство фактически бесплатно изымало у крестьян все излишки хлеба. В 1920 г. разверстка распространяется на картофель, овощи и другие культуры; натурализация хозяйственных отношений в условиях практически полного обесценивания денег; выдача рабочим и служащим, наряду с потерявшей значение денежной зарплатой, продовольственных и промтоварных пайков; бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными и прочими услугами; введение трудовой повинности: в 1918 г. — для представителей «эксплуататорских классов», в 1920 г. — всеобщей; создание трудовых армий. VIII съезд РКП(б) (март 1919г.) одобрил новую программу партии. Главной целью она провозгласила построение социалистического общества в России на базе «диктатуры пролетариата» как «высшей формы демократии» и «превращения средств производства в собственность Советской республики, т.е. в общую собственность всех трудящихся». Практика: Несмотря на усилия государства по налаживанию продовольственного обеспечения, начался массовый голод 1921—1922 годов, во время которого погибло до 5 миллионов человек. Политика «военного коммунизма» (особенно продразвёрстки) вызывала недовольство широких слоёв населения, в особенности крестьянства (восстание на Тамбовщине, в Западной Сибири, Кронштадте и др.).В марте 1921 на X съезде РКП(б) задачи политики «военного коммунизма» признаны руководством страны выполненными и введена новая экономическая политика. В.И. Ленин писал: "Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой.» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 220). Ленин также утверждал, что «военный коммунизм» надо поставить большевикам не в вину, а в заслугу, но в то же время необходимо знать меру этой заслуги.
44. Причины военного поражения белого движения и победы большевиков. Итоги и уроки гражданской войны. Причины: отсутствие лидера и радикальной программы, отсутствие политического и военного единства; разобщенность взглядов, моральное разложение, создание красной армии, концентрация материальных ресурсов в руках большевиков Итоги: захват большевиками власти на основной части территорий, признание независимости Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии, создание украинской, белорусской и закавказской советвких республик, разрыв исторических и духовных традиций, раскол на красных и белых., огромные людские потери, массовая эмиграция, экономическая разруха. Уроки: власть, не способная идти на постоянные компромиссы, не желающая осуществлять глубокие преобразования, неизбежно должна пасть и уступит место другой; в современном цивилизованном мире война не может являться средством достижения политических, экономических и идеологических целей; объединенными усилиями всех миролюбивых сил необходимо бороться за предотвращение войн; основой боевой мощи государства является экономика, которая обеспечивает армию современным оружием. 45.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.004 с.) |