Что такое история? Наука история, предмет ее исследования. Место истории в системе наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое история? Наука история, предмет ее исследования. Место истории в системе наук.



Что такое история? Наука история, предмет ее исследования. Место истории в системе наук.

Что такое история? Область знаний, наука, изучающая всевозможные источники о прошлом. Для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий + занимается изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения и т.п.)

Что изучает? Прошлое человеческое общество, его развитие, закономерности и особенности эволюции.

Выполняет значимые функции: Познавательная \Практически-политическая, - помогает избрать политический курс,

Мировоззрение, -- при изучении истории формируется свое мировоззрение,

Воспитательная, --её изучение воспитывает в нас нравственность.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки),

история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение -- исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Исторические источники и их характеристика.

Что это? Весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе + предположение теории и гипотез (причины событий).

Классификация источников С.О.Шмидта (советский и российский историк и краевед):

=> 1. Вещественные источники - от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода.

=> 2. Изобразительные источники: художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии); изобразительно-графические; изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).

=> 3. Словесные источники: разговорная речь; памятники устного творчества (фольклор); письменные памятники.

=> 4. Конвенционные источники. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

=> 5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)

=> 6. Звуковые источники (это звуки в широком и узком смысле).

Исторические источники также делят на: 1.) намеренные ("История" Геродота)

2.) ненамеренные (древнеегипетский погребальный папирус).

Таким образом намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки (хроники, мемуары).

Ненамеренные источники не предназначались для потомков (деловая переписка, служебные документы).

 

Основные черты древнегреческой истории и периодизация античной истории.

Периодизация:

1) Крито-микенский (3-2 тыс. до Р.Хр.);

2) Гомеровский (11-9 вв до Р.Хр.) “Темные века” (т.е. предполисный);

3) Архаический (8-6);

4) Классический (5-4);

5) Эллинистический (3-1).

Историю Древней Греции обычно завершают эллинизмом, что не верно, т.к. греческие города-гос-ва продолжают существовать и позднее, но уже в составе Римской империи с 1 по 4 вв.

Основные черты истории

1.) Крито-микенский - письменность, судостроение, строительство сети дорог, развивается бронзолитейное дело, фетишизм, культ – одухотворение и обожествление растений и животных, тотемизм – почитание растений и животных в качестве первопредка, ритуалы жертвоприношений.

2.) Гомеровский период – Темные века, Троянская война, описанная в “Илиаде” и “Одиссее” Гомера. Пропадают крупные города, все становится меньше, торговля заморская затухает.

3.) Архаический - С историей Греции архаического периода связано несколько крупных проблем: первая — колонизация Средиземного и Черного морей, вторая — «старшая» тирания (вызвана отсутствием соц. Равновесия – деление на бедных и богатых. Задача – истребление аристократии), третья — формирование греческого полиса (объединения людей для создания лучших условий жизни), четвертая — возникновение первых законодательств. Появляется хоровая лирика, развивается поэзия и изобразительное искусство.

4.) Классический – Религия (жертвоприношения, обязанности перед Богами, постепенно религия становится формалистической, или взаимной), антропоморфные мифы, мол Боги очеловечиваются, далее на этом основывается искусство. Распространены культы, связанные с оракулами – прорицателями. Развивалась скульптура, архитектура. Философия Платона и Аристотеля

Переселение

Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—0%B2%D0%B5%D0%BA"VII веках, главным образом с периферии 0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F"Римской империи (падение Римской Империи, ее ослабевании). Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных причин стало общее 0%98%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B0"похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремилось в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на 0%9F%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_535%E2%80%94536_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2"период резкого похолодания 535—536 годов. После Великого переселения пала Западная Римская империя и образовались «0%92%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0"варварские королевства» — варвары «окультурились», некоторые из них стали предшественниками современных европейских государств. Переселение внесло свою лепту в формирование единой 0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA"латинской языковой системы Европы (так называемоей «0%92%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C"вульгарной латыни»), на основе которой образовались многие языки Западной Европы.

Однако это переселение нанесло существенный урон зарождавшейся культуре северных племён и кочевых народов. Так, были безжалостно уничтожены многие племена коренных народов Северной Европы, разграблены древние памятники этих народов — обелиски, курганы и т. д. В III-V вв. начинается Великое переселение народов, охватившее почти все окраины древних государств и во многих случаях ставшее непосредственной причиной их крушения. На последнем этапе истории древних государств намечаются значительные сдвиги во всех сферах жизни, происходит формирование новых социально-экономических отношений, ликвидируются городские свободы, наблюдается общее уравнивание различных групп трудового населения (свободных, неполноправных, рабов) до положения зависимых подданных.Начинается свертывание товарно-денежных отношений, города теряют свое значение, центр экономической жизни постепенно перемещается в имения крупных землевладельцев, которые сосредоточивают в своих руках экономическую, политическую, судебную власть над принадлежащими им землями. Таким образом, в первые века новой эры происходит формирование новых – феодальных отношений, Древность уступает место Средневековью.

 

Падение Римской Империи.

Кризис империи в III в. В III в. Римская империя переживала тяжелый политический, социальный и экономический кризис. В политической сфере он выразился в частой смене императоров, правивших по несколько лет. От Рима периодически отпадали провинции, наместники которых считали себя новыми Августами. Власть либо становилась предметом денежного торга, либо достигалась путем физического насилия. Армия практически вышла из-под контроля: осознав себя как социальную силу, солдаты возводили на престол тех, кто обещал выполнить их непомерные требования. Империя фактически распадалась. С другой стороны, шло угасание городской культуры. Исчезало сословие обеспеченных горожан, жизненно необходимое для городского устройства. В упадок пришло городское производство и торговля, размеры полисов сокращались, о чем свидетельствуют и археологические данные. Денежная система разрушалась. Теперь центр экономической деятельности переместился в сельскую местность, произошла натурализация хозяйства при резком социальном расслоении. На фоне обнищания множества горожан выделилось сословие крупных землевладельцев. 476 г. стал формальным концом Западной Римской империи, равно как и концом античной истории. Падение империи явилось логичным завершением одряхлевшего античного общества, постепенно прошедшего периоды рождения, становления, развития, зрелости и упадка. Скончавшись, античность в то же время дала жизнь христианской и культурной традиции Европы. Упадок Рима был обусловлен и экономическими, и политическими, и социальными причинами, но в первую очередь, кризис начался в сфере духовной и первые его симптомы возникли не в V и не в IV в., а гораздо раньше, когда был утрачен идеал гармонически развитого человека, рухнула полисная религия и идеология, воплощавшая реальное мировоззрение античного человека, после упразднения республики и установления фактической монархии. То есть реальный кризис берет начало с эпохи Августа, когда римское государство достигло вершины своего могущества и начался постепенный откат назад. Римское государство не развалилось после Августа и не только существовало, но даже благоденствовало, о чем свидетельствовало правление Антонинов (II в.), названное «золотым веком», однако его духовный остов уже был сломан: римская история лишилась духовной основы. В политической жизни господствовал деспотизм императорской власти и борьба за власть претендентов на престол из числа видных военачальников, что вылилось в масштабную смуту времён «0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B"солдатских императоров» III в. н. э. Армия из ополчения граждан превратилась в профессиональное объединение со всё более и более увеличивающимся процентом присутствия представителей варварских народов. Обезлюдению ряда ранее плодородных земель способствовал 0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%BC_%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F"климатический пессимум раннего Средневековья. Изменялись жизненные устои и ценности римлян. Римская империя позднего времени — это типичное средиземноморское государство, в значительной степени ориентализированное, со слабой армией и смещением центра общественной жизни с внешней политики (война, торговля, экспансия) на празднества, застолья, то есть наслаждение жизнью.

 

Князь, дружина, роль вече

Истоки происхождения всех органов власти Древней Руси: княжеская власть, дружина, вече – лежат в эпохе родоплеменного строя. Исследователи полагают, что эти три института существовали уже в V-VIII вв.

Вече - 0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5"народное собрание в древней и средневековой 0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C"Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм 0%9F%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F"прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Касательно возникновения и развития института князя в историографии нет таких споров, как о вече. Фроянов И.Я. пришел к выводу, что статус племенного вождя (из которого впоследствии развился институт княжеской власти) был непостоянным. Он избирался на вече лишь на время ведения военных действий. Другие исследователи считают, что уже племенные князья имеют свою дружину. Вследствие разложения родоплеменных отношений образовывается целый дружинный слой.

По этой же причине происходит усложнение организации союзов, племен – появление союза племен, объединение родственных племен и возникновение союза союзов. Каждой организации племен соответствует свой ранг вождя, причем из политического института вождя племенного союза и выходит княжеская власть.

В период первобытного строя «племенное» вече остается неизменным и решает большинство внутриполитических вопросов. На протяжении второй половины IX-X вв. органы политической власти получили свое развитие. По мнению И.Д. Грекова, вече в данный период перестает существовать, с чем я не могу согласиться.

На протяжении второй половины IX-X вв. обозначенные свойства княжеской власти получили дальнейшее развитие. Прежде всего, это произошло по трем причинам: распад родоплеменного строя, призвание варягов в 862 г. и объединение Киевской и Новгородской земель Олегом в 882г. Создание единого государства потребовало от княжеской власти (вождя союза союзов Древнерусского государства) большей активности и самостоятельности, отчего и функции князя расширились. После захвата Киева Олег провел ряд походов. В результате под его власть подпали практически все племена и племенные союзы, населявшие бассейны рек, составлявших торговый «Путь из варяг в греки» - ядро Древнерусского государства. Тем самым было заложено основание межплеменного союза («союза союзов», или «суперсоюза») восточнославянских, а также ряда финно-угорских племен, населявших лесную и лесостепную зоны Восточной Европы. Признаком перехода к межплеменным объединениям считается «полюдье». Особую роль в формировании территории Древнерусского государства сыграли речные торговые пути. Другим важным фактором, способствующим сплочению населения, входившего в «суперсоюз», была внешняя опасность. Северные земли постоянно жили под страхом очередного набега викингов. Южные земли не менее постоянно беспокоили кочевники, но главное – мощный Хазарский каганат, претендовавший, видимо, на контроль за южной частью «пути из варяг в греки». На востоке земли, колонизированные восточными славянами, граничили с вассальной Хазарии Волжской Булгарией. Кроме того, с помощью кочевников южных степей на земли Древней Руси пыталась оказывать давление и Византия. Управление объединенными землями, насколько можно судить по отрывочным известиям источников, осуществлялось представителями («мужами»), «великими князьями» (возможно, это то же самое), сидевшими в крупных городах «под рукою» киевского князя. Первое упоминание таких представителей относится к 862 г. – пожалование Рюриком земель своих братьев: «По двою же лету [862 г.] Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ, и раздал мужемъ своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Белоозеро». Внешним показателем признания за киевским князем права на выполнение властных функций являлась регулярная выплата ему полюдья, своеобразного государственного налога, расходовавшегося на содержание «государственного аппарата» - князя и его дружины. Но вопрос о принадлежности таких земель к владениям княжеско-дружинной корпорации в исторической науке остается открытым. Поэтому говорить даже о раннем феодализме на Руси еще в X в., безосновательно. Как и всякое государство, Киевская Русь использовала силу, чтобы добиться подчинения. Основной силовой структурой была княжеская дружина, развившаяся из группы воинов, окружавших племенного вождя времен военной демократии. Постепенно дружина превращается из вооруженного немногочисленного отряда – поддержки князя - в дружинный слой населения, основным контингентом которого после призвания варягов стал варяжский элемент. Но уже при Олеге варяжский элемент теряет свое прежнее значение. Так, в договоре с Византией 911 г. славяне клянутся Перуном и Велесом. Из-за чего можно сделать вывод: либо преобладающим становится славянский элемент, либо варяги настолько ославянились, что перестали считать себя пришлым населением.

Законодательная функция князей зародилась в X в. Ко времени правления Олега относятся первые известия о некоем «Законе Руском». Он упоминается в договоре Руси с греками 911 г. Его принято считать первым, не дошедшим до нас памятником восточнославянского права. Первое свидетельство издания закона (об учреждении повоста, уроков и ловищ) содержит «Повесть временных лет». Но активная законодательная деятельность древнерусских князей приходится на XI-XII вв., о чем говорит появление Правды Ярослава (около 1015 г.), Правды Ярославичей (1070-е), Уставов Владимира Мономаха и других законодательных актов.

Новым явлением в политической жизни стало разделение территории Древнерусского государства на «сферы влияния» между сыновьями киевского князя. Первым это сделал Святослав Игоревич в 970 г. Очевидно, сыновьям также было передано право сбора дани для великого князя. Окончательно такой тип управления сложился во время правления киевского князя Владимира Святославича. Он оставил за собой киевский престол, а своих старших сыновей посадил в крупнейшие русские города, бывшие к тому же, видимо, когда-то центрами племен. Тем самым он положил конец существованию «союза племенных княжений». На месте прежнего союза возникло единое государство, различные части которого управлялись наместниками киевского князя.

В период X-XII вв. начинается постепенное расслоение древнерусской дружины на «старшую», «среднюю», «младшую» и постепенное оседание бояр – верхушки первой из них – на землю, что привело к формированию нового социального слоя крупных вотчинников.

С расколом дружины на «старшую» и «младшую» все явственнее стали проявляться симптомы ее распада. Они становятся особенно ощутимы с конца XII века. С развитием передачи права сбора полюдья князья начали передавать часть земли за службу феодалам-дружинникам. Первые ясные упоминания о владении князьями землей относятся к рубежу XI-XII вв. Этот процесс, начавшийся в XII в., в третьем десятилетии следующего столетия был прерван монгольским нашествием. Из-за этого «нормальные» феодальные отношения с характерными для них признаками начали складываться на рубеже XIII-XIV вв. и получили полное развитие в XVI в.

В результате складывания на Руси XI-XII вв. городских волостей-государств и сокращения возможностей обогащения знати за счет дани, появляется система кормлений, но передача прав сбора дани не прекратилась. Но также нельзя говорить о зарождении феодальных отношений, поскольку система кормлений не передавала боярину земли, а лишь позволяла получать доход с той или иной волости за исполнение ряда функций.

Постепенно князь при решении различных вопросов перестает ориентироваться на «старшую» дружину и начинает действовать в согласии со «средней» - его сверстниками, которые были, несомненно, ему ближе. Возможно, это связано с желанием ослабить сильное влияние дружины и решать все государственные вопросы самостоятельно.

Ясно, что ни один из политических институтов в период V-XII вв. не остается неизменным – изменились состав дружины, веча, их роль в управлении. Наблюдается постепенное усиление княжеской власти.

Источники повести временных лет:

Источниками 1-й редакции «Повесть временных лет» послужили Киево-Печерский свод конца 11 в., русско-византийские договоры 10 в., «Хронограф по великому изложению» — древнерусское компилятивное сочинение по всемирной истории, византийская хроника Георгия Амартола, житие Василия Нового, соч. Епифания Кипрского, тексты Священного писания, «Сказание о грамоте Словенской», предания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы Яна Вышатича, монахов Киево-Печерского монастыря и др.

Нестор был первым древнерусским феодальным историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов и со всемирной историей, как она понималась в то время. После неоконченной статьи 1110 в «Повесть временных лет» содержится запись о написании летописи в 1116 игуменом Сильвестром, который создал новую, 2-ю редакцию «Повесть временных лет».

Сильвестр был игуменом Михайловского Выдубецкого монастыря, семейного монастыря Владимира Мономаха. Он частью опустил, а частью изменил последние статьи 1-й редакции «Повесть временных лет». При переделках Сильвестр большое внимание уделил Владимиру Мономаху, преувеличив и приукрасив его роль в событиях конца 11 — начала 12 вв., и ввёл ряд дополнений в «Повесть временных лет».

В 1118 «Повесть временных лет» была подвергнута новой переделке. Ее автор священник Василий (он также являлся автором повести об ослеплении Василька Теребовльского). В центре внимания 3-й редакции «Повесть временных лет» остаются события, связанные с домом Мономаха, главным образом с сыном Владимира — Мстиславом.

В целом же «Повесть временных лет» сохранила то значение, какое придал ей Нестор, — первого на Руси историографического труда, в котором история Древнерусского государства была показана на широком фоне событий всемирной истории. Летописцы призывали князей к единству и защите русской земли от внешних врагов. Летопись вобрала в себя родовые предания, повести, сказания и легенды исторического и сказочно-фольклорного характера, жития первых русских святых, произведений современной летописцам литературы. Язык летописи тесно связан с живым русским языком 11-12 вв., отличается лаконичностью и образностью.

 

12. Первые Рюриковичи. Ярослав Мудрый. Социально-экономическая и политическая структура русских земель в период политической раздробленности.

 

Княжение 0);"Олега (879-912 гг.). Олег оказался воинственным и предприимчивым правителем. Киев ему понравился, и он сделал его своим главным городом. Чтобы укрепиться в Киеве, он стал строить города и сажать в них своих дружинников. Олег стал активно подчинять свой власти славянские племена. Так, он включил в состав своих владений земли древлян, северян, радимичей. С покоренных племен Олег с дружиной собирали дань. Но дань нужно было сбывать. Для Олега очень важна была возможность торговли с южной соседкой - Византией. Он задумал большой поход на Византию.
В 907 и 911 гг. он совершил два удачных похода на Константинополь. 2_3_1.html"(См. дополнительный хрестоматийный материал.) Греки были вынуждены заключить договор на выгодных для русских условиях. По сведениям летописцев, договор был заключен "на двое харатьи". Это позволяет предположить, что русская письменность появилась еще до принятия христианства. До появления "Русской правды" складывалось и законодательство. В договоре с греками упоминалось о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси. По договору русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Заключенный договор обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Кроме того, Олег взял с Константинополя громадную дань, которой хватило не только ему и его дружинникам, которые были с ним в походе, но и тем, которые стояли в разных русских городах.
Слава об удачных походах Олега быстро распространялась. Скорее всего, стали говорить об уме, хитрости, смелости Олега. Рассказы превратились в предания. Кончина его также овеяна легендой. Кудесник предсказал Олегу, что умрет он от своего коня. Олег запретил подводить коня к себе. Через много лет вспомнил он о своем околевшем коне и посмеялся над предсказанием кудесника. Он решил посмотреть на кости своего коня. Когда прибыл на место, наступил на череп коня. Оттуда выползла змея, укусила его в ногу. Олег от этого заболел и умер. 2_3_2.html"(См. дополнительный хрестоматийный материал.)
Имя Олега как первого, далекого правителя окружено тайной и оказалось необычайно притягательно для потомков. Народная память одарила его особыми, нечеловеческими способностями. Остался он в истории как "чародей", "вещий".
Княжение 0);"Игоря (912-945 гг.). После Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика Игорь. (См. иллюстративный материал.) Он также совершал военные походы, но они были не столь удачны. В 913 г. набег Игоря на прикаспийских жителей закончился разгромом его дружины. По примеру Олега он задумал поход на Византию. Но византийский император откупился богатыми дарами. В 944 г. был подтвержден договор с Византией, но на менее выгодных условиях. Под старость Игорь сам не ходил за данью к подчиненным народам, а поручил своему дружиннику Свенельду. Свенельд собрал богатую дань в земле древлян. Это вызвало ропот дружины Игоря. Дружинники заявили Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и портами, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам".
Игорь собрал дань с древлян и уже возвращался назад в Киев, как вдруг решил вернуться с небольшой частью дружины и еще раз собрать с древлян дань. Древляне возмутились и собрались на вече со своим старшиной Малом. Вече решило: "Повадится волк к овцам, то перетаскает всех, если не убить его". Когда Игорь стал силой собирать дань, то древляне перебили всю его дружину. Есть предание, будто бы они, пригнув стволы двух деревьев один к другому, привязали к ним Игоря, потом отпустили их. Киевский князь был разорван на две части.
Правление 0);"Ольги (945-957 гг.). Жена Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Первое посольство древлян она заживо закопала в землю, второе - сожгла. Древляне были перебиты и на поминальном пиру (тризне). Затем, по летописи, Ольга потребовала с древлян дань по три голубя и по три воробья с каждого двора. К ногам птиц была привязана зажженная пакля с серой. Голуби и воробьи возвратились в свои гнезда, и столица древлян Коростень запылал. В пожаре погибло до 5 тыс. чел. 2_3_3.html"(См. дополнительный хрестоматийный материал.)
Тем не менее, Ольга вынуждена была упорядочить сбор дани. Она установила "уроки" - размер дани и 0);""погосты" - места сбора дани.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.
Но самым важным деянием Ольги было то, что она первая из киевских правителей приняла христианство. Русские были знакомы с христианством давно. Они ездили в Константинополь, великолепие и пышность христианских храмов и богослужений не могли не произвести впечатление. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь святого Ильи Пророка. В 957 г. Ольга отправилась в Константинополь. Византия была очень заинтересована в том, чтобы Русь приняла ее религию. Ольга была принята императором Константином Багрянородным и императрицей. Константинопольский 0);"патриарх сам совершал над Ольгой обряд крещения. Ее крестным стал Константин Багрянородный. Позже княгиня Ольга была названа Русской Православной Церковью святой.
Правление 0);"Святослава (957-972 гг.). 2_3_4.html"(См. дополнительный хрестоматийный материал.) Сын Игоря и Ольги Святослав вошел в историю как талантливый полководец. Всю свою жизнь он посвятил борьбе с кочевниками. В повседневной жизни он был неприхотлив: никаких шатров с собой не возил, спал на земле, особых кушаний для него не готовилось. Перед нападением обычно предупреждал: "Иду на вас".
Святослав присоединил к Киеву земли вятичей, мордовские племена, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Святослав разгромил Хазарский каганат. Хазария как государство больше не существовала. Византийский император вовлек его в свои конфликты с Дунайской Болгарией. В 968 г. Святослав разгромил болгар. Болгария настолько понравилась ему, что он задумал перенести на Дунай свою столицу. Но в Киеве ждала престарелая мать княгиня Ольга с внуками. К тому же к самому Киеву подступали печенеги. Святославу пришлось возвращаться в Киев.
В это время ситуация в Византии изменилась. Новый император Иоанн Цимисхий был сам отличным воином. Укрепление Святослава на Дунае представляло опасность для Византии. У Святослава начался конфликт с Иоанном Цимисхием из-за дунайских владений. В одном из сражений он был окружен 100-тысячным византийским войском. Святослав едва спасся от плена.
С остатками своего войска Святослав возвращался назад. В 972 г. у днепровских порогов его подстерегли печенеги. В сражении Святослав погиб. Предание гласит, что печенежский вождь Куря велел из черепа Святослава сделать себе чашу и на пирах пил из нее пиво.
Таким образом, в политике первых киевских князей прослеживаются общие черты. Они настойчиво расширяли свои владения, подчиняя все новые славянские племена, вели постоянную борьбу с кочевниками - хазарами, печенегами, половцами; стремились обеспечить более благоприятные условия для ведения торговли с Византией.
В результате деятельности первых киевских князей государство было укреплено, Русь значительно расширила свои владения и вышла на международную арену.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.034 с.)