Сущность социальной стратификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность социальной стратификации



В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются "посвященные", т.е. те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — "профаны" (профан − от лат. pro fano − лишенный святости, непосвященный; профаны − все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться.

По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.

Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны — многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порой существование множества стратификационных моделей): цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.

Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность. Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой"[1]. Однако не всегда социальные агенты перемещаются с одной позиции на другую,возможно перемещение самих социальных позиций в социальной иерархии, такое перемещение называется "позиционная мобильность" (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Наряду с социальными фильтрами, устанавливающими барьеры социальному перемещению, в обществе существуют и "социальные лифты", значительно ускоряющие этот процесс (в кризисном обществе - революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном, стабильном обществе - семья, брак, образование,собственность и т.д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

 

В основу построения социальной структуры были положены три ключевых критерия: образование, профессиональный статус, материальное положение. В результате получена социальная структура общества, состоящая из 10 социальных групп, различающихся по уровню дохода, образования, социально-профессиональному статусу, а также по социальной психологии.
По уровню дохода эти группы позволяют выделить несколько иерархических уровней социальной пирамиды. Наверху получившейся социальной пирамиды стоят управляющие и высококвалифицированные интеллектуалы – «белые воротнички» (10,4%) – это топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты.
Далее следуют «синие воротнички» (12,2%) – к этой категории относятся люди, чьей сферой деятельности является физический труд, высококвалифицированный и просто квалифицированный. Высокий уровень материальной обеспеченности представителей этой группы позволяет расположить их на второй ступени социальной пирамиды.
Достаточно большую долю населения страны, как и ранее, составляет социальный слой, который мы обозначили как «интеллигенция», или «голубые воротнички». К этому слою мы отнесли людей, которые определили свой род занятий как «работники преимущественно интеллектуального труда», квалифицированные и высококвалифицированные.
Большую прослойку (24,2%) составляют «серые воротнички» – люди, которые определяют род своих занятий как низкоквалифицированный труд. Это наименее образованный слой российского общества с низким уровнем дохода, который находится на грани нищеты.
В самом низу социальной пирамиды расположены группы «неработающие» (8,7%), «учащиеся» (5,1%), «пенсионеры» (29%).
Полученная социальная структура позволила выделить и описать средний класс, объем которого оценивается нами в 22,5% всего населения страны. Год назад объем среднего класса составлял 25%. Таким образом, за период кризиса объем среднего класса уменьшился на 2–3%. Изменение объема среднего класса сопровождалось также изменением его структуры: к 2009 г. за его пределы вышла «интеллигенция», одновременно его ряды значительно пополнили квалифицированные работники физического труда (работники строительства, транспорта, торговли).
Есть предположение, что тенденция к расширению среднего класса прервалась в 2008–2009 гг. в связи с мировым экономическим кризисом. Кризис, по признанию 27% представителей среднего класса, оказал сильное негативное влияние на их положение.
Современный средний класс формирует свою внутреннюю структуру, которая сегодня выглядит следующим образом.

· Верхний средний класс (1,5%) – топ-менеджеры, частные предприниматели, высококвалифицированные специалисты. Большинство в группе находятся в зоне капитала, это в основном жители крупных городов с высоким уровнем потребления и образа жизни.

· Средний средний класс (11,5%) – менеджеры среднего звена, образованные интеллектуалы, высококвалифицированные рабочие. В группе наблюдается постоянный рост уровня качественного потребления, хотя кризис существенно отразился на доходах группы (те, кто имеет доход от 10 тыс. рублей + живет в собственном доме или квартире + большая площадь жилья + наличие дополнительного жилья или те, кто имеет доход от 30 тыс. рублей).

· Нижний средний класс (10%) – в основном квалифицированные рабочие, квалифицированные специалисты и служащие (доход 15 тыс. рублей и более или наличие любых 5 предметов, или авто + доход от 10 тыс.рублей)

Кроме того, результаты исследования показали, что в России до сих пор существует слой бедных, составляющий около 18% населения – почти пятую его часть. Половину этого слоя составляют пожилые люди пенсионного возраста, которых размер пенсии и отсутствие накоплений обрекает на нищее существование. Представители этого слоя практически равномерно распределены по всем типам населенных пунктов. Как правило, это люди с невысоким уровнем образования, работники государственных предприятий. Этот слой отличает не только низкий уровень доходов и потребления, но и социальная пассивность. Его представители рассчитывают на государство. Они не склонны к участию в деятельности общественных организаций в надежде улучшить социальную ситуацию. Они не склонны даже менять место жительства в поисках лучшей жизни. Среди ценностей этой группы качества, характеризующие активную жизненную позицию, такие как интеллект, ответственность, энергия, уверенность в себе, стоят на последних местах. Философия этой группы сосредоточена в высказываниях «Просто живу как живется» и «Жизнь – это непрерывная борьба за выживание».
Результаты исследования позволили проанализировать влияние экономического кризиса на основные социальные группы современного российского общества, а также оценить изменение уровня общественной активности этих групп в связи с кризисом.
Большинство россиян остаются политически пассивными. Только ничтожно малое количество из них (4%) считают необходимым участвовать в деятельности различного рода общественных движений и организаций, а еще 22% допускают для себя такую возможность. Примерно столько же не считают возможным участвовать в работе общественных организаций (17%) или вовсе относятся к их деятельности негативно (10%). Главным инструментом для вывода России из нынешнего положения россияне видят сильную государственную власть (56%).
Исследование показало, что при наличии определенных различий в социальной психологии выделенных групп изменение ценностей происходит очень медленно. Подавляющее большинство населения (80%) считает, что государство в первую очередь должно обеспечивать порядок в стране, и только 15% полагает, что первоочередная задача государства – обеспечивать свободу граждан. Такое же соотношение было и пять лет назад, тогда 78% респондентов выбирали порядок и только 16% – свободу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.006 с.)