Право промышленной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право промышленной собственности



Право промышленной собственности

 

 

Общие положения

 

6.1.1. Понятие промышленной собственности. Данное понятие впервые вошло в правовую действительность с принятием 20 марта 1883 г. государствами, объединившимися для этого в Союз, Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В этот Союз сейчас входят около 150 государств мира. За прошедшее время Конвенция несколько раз дополнялась и пересматривалась и сейчас она является основным международным актов в данной области.

Правовой механизм Конвенции базируется на том, что охрана промышленной собственности осуществляется по законодательству государства, в котором испрашивается правовая защита, а не государства происхождения объекта промышленной собственности. Для того чтобы получить право на охрану промышленной собственности в государствах — участниках Конвенции, необходимо выполнить в соответствующем государстве формальности и требования: получить патент или осуществить регистрацию либо совершить иные действия, установленные его законодательством. В противном случае техническое достижение может свободно использоваться в любой стране-участнице без выплаты роялти (авторского вознаграждения).

Основной смысл и содержание Конвенции, которые собственно, и обеспечили столь длительную жизнь этого документа, заключаются в двух его положениях: ст. 2 «Национальный режим» и ст. 4 «Конвенционный приоритет».

В силу ст. 2 осуществляется уравнивание в правах иностранцев и граждан данного государства: «...граждане каждой страны Союза пользуются во всех других странах Союза теми же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены впоследствии соответствующими законами собственным гражданам, не ущемляя при этом прав, специально предусмотренных настоящей Конвенцией...». Иностранцы пользуются «...теми же законными средствами защиты от всякого посягательства на их права, если при этом соблюдены условия и формальности, предписываемые собственным гражданам».

Предписывая уравнивание в правах национальных и иностранных граждан и юридических лиц, международное соглашение одновременно обеспечивает обязательность следования национальным правовым нормам соответствующего государства в области предпосылок, материальных условий, объема, сроков и т.д. предоставления защиты. Наряду с этим, включение в Конвенцию определенного числа материально-правовых положений, касающихся сущностных вопросов охраны (например, сферы действия и содержания понятия « промышленная собственность », перечня объектов, критериев охраноспособности объектов, характера и видов охранных документов, ограничений исключительных прав и т.д.) способствовало продвижению в сторону достижения большего или меньшего единообразия права промышленной собственности отдельных (весьма многочисленных) государств.

Вторым рычагом облегчения заграничного патентования изобретений, товарных знаков, фирменных наименований и указаний мест происхождения товаров, зафиксированным в Конвенции, было сформулированное в ней право конвенционного приоритета. Его суть раскрывается в следующих предписаниях: «Любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета..» в течение 12 месяцев для патентов на изобретения и 6 месяцев для промышленных образцов и товарных знаков.

«Основанием для возникновения права приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны или с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами Союза». Любая подача правильно оформленной заявки является достаточной для установления даты подачи заявки в соответствующей стране.

Ссылаясь на конвенционный приоритет, заявитель может испрашивать охрану для созданного им объекта промышленной собственности, т.е. запатентовать или зарегистрировать новшество в любом государстве -участнике Конвенции. Каждая последующая заявка этого заявителя имеет приоритет перед теми заявками, которые могут быть поданы любыми другими лицами в срок конвенционного приоритета на такое же изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак либо знак обслуживания. Например, если в течение срока конвенционного приоритета происходит подача кем-либо другой заявки, опубликование изобретения, выпуск в продажу экземпляра образца, применение знака, то это не станет основанием для возникновения соответствующего права третьих лиц — приоритет и новизна технического достижения будут определяться в другой стране не на день фактической подачи заявки в ней, а на время подачи первой заявки.

Иными словами, если гражданин Франции подает заявку на изобретение 1 января 1999 г. в национальное ведомство своей страны, а затем 7 июля 1999 г. на то же самое изобретение — в ведомство ФРГ, то даже если в патентное ведомство ФРГ 5 января 1999 г. с аналогичной заявкой обратился гражданин Германии, имея целью запатентовать свое новшество в своей стране, выдача патента ожидает французского гражданина, а не заявителя из ФРГ, несмотря на то что последний подал заявку в национальное ведомство раньше, чем французский заявитель, ибо дата приоритета для французского изобретателя определяется не 7 июля 1999 г., а 1 января 1999 г. — сроком подачи им заявки в свое национальное патентное ведомство.

Кроме того, согласно ст. 4 Конвенции, «первой» заявкой на тот же объект в определенной стране Союза может быть и последующая заявка, поданная в той же стране, если «предшествующая заявка на день подачи последующей была взята обратно, оставлена без движения или отклонена», не была доступной для публичного ознакомления и не явилась основанием для притязания на право приоритета. Такой случай может возникнуть, например, при неправильном составлении заявки, если заявитель хочет заменить заявку на более совершенную. Данное положение Конвенции позволяет заявителю продлить срок приоритета на то время, которое прошло между первой и последующей заявками.

Третьей особенностью Конвенции является предоставление временной охраны объектам — на время проведения международных выставок, ярмарок и т.д., проводимых на территориях стран-участниц, и, соответственно, особого вида приоритета — «выставочного приоритета», срок которого исчисляется с даты помещения экспоната на выставку.

Помимо изобретений промышленных моделей и образцов, наименований мест происхождения товаров, Конвенция уделяет внимание и другим объектам, в числе которых особое место занимает товарный знак. Осуществление прав на товарный знак и знак обслуживания является важным условием международного торгового, производственно-технического и научно-технического сотрудничества.

Основное содержание Парижской конвенции по охране промышленной собственности представлено на Рис. 6.1.

В Конвенции закреплены общие положения, касающиеся регистрации, правовой охраны знаков в странах Союза, принципов сотрудничества государств в данной области, в частности по вопросам охраны знаков, зарегистрированных в одной стране Союза, в других странах—участницах соглашения. «Каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен в других странах Союза и охраняется таким, как он есть»; соответствующие конвенционные нормы материально-правового характера формулировали ряд запретов по регистрации и использованию в качестве товарного знака обозначений определенного рода: государственных гербов, эмблем международных организаций без разрешения компетентных властей. В ней дан исчерпывающий перечень случаев отклонения знаков при их регистрации: знак не подлежит регистрации, если может затронуть права, приобретенные третьими лицами в стране, где испрашивается охрана; если он не обладает различительной способностью и составлен из общепринятых и устоявшихся обозначений и указаний страны, где испрашивается охрана. В подобных ситуациях вопрос решается национальным патентным ведомством.

Особое значение имеют положения Конвенции, регламентирующие выделение категории «общеизвестных знаков». Смысл выделения заключается в том, что таким знакам обеспечивается правовая охрана еще до их регистрации в Патентном ведомстве. Участники Конвенции обязались «...отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарных знаков, представляющих собой воспроизведение, имитацию или перевод другого знака, способные вызвать смешение со знаками, которые... являются в этой стране общеизвестными и используются для идентичных или подобных продуктов». Особая защита общеизвестных товарных знаков обосновывается задачами борьбы с недобросовестной конкуренцией, а также необходимостью охраны интересов потребителей, которые могут спутать вновь зарегистрированный товарный знак с общеизвестным.

Конвенция также обязала страны-участницы создать специальные национальные ведомства по вопросам промышленной собственности.

Конвенция не является единственным международным актом, регулирующем общественные отношения в области охраны промышленной собственности. В то же время необходимо отметить, что все имеющиеся многосторонние соглашения в области охраны промышленной собственности не создают всеобъемлющего регулирования, состоящего из норм «прямого действия», единых для всех участвующих стран, готовых для непосредственного применения к соответствующим отношениям, а преимущественно определяют принципы, на которых должна строиться охрана в национально-правовом масштабе.

В Российской Федерации правовая охрана промышленной собственности осуществляется на основе норм и институтов патентного права, права на селекционное достижение, права на топологии интегральных микросхем, права на топологии интегральных микросхем права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, закреплённых в ГК РФ (часть IV).

Общая структура права промышленной собственности представлена на Рис. 6.2.

В настоящем материале будут рассмотрены основные положения некоторых из этих аспектов права промышленной собственности.

Правовое регулирование общественных отношений в области промышленной собственности направлено на выполнение двух основных задач. С одной стороны, на создание условий для эффективного внедрения достижений в области совершенствования технологий производства материальных ценностей, а с другой – на справедливое вознаграждение авторов новых технологических и технических решений, их дизайна посредством противодействия недобросовестной конкуренции в области производства материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг.

 

Патентное право

 

6.2.1. Объектами патентного права являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы, если они обладают определенными, установленными законодательством свойствами.

Не могут быть объектами патентных прав:

способы клонирования человека;

способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;

использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;

иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

6.2.1.1. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно обладает следующими свойствами:

новизны, т.е. отличается существенным образом от известных в данной области технических решений;

имеет изобретательский уровень - для специалиста явным образом не следует из достигнутого уровня техники;

может быть промышленно применимо, т.е. допускает практическое применение в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.

Раскрытие информации, относящейся к изобретению, автором изобретения, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, в результате чего сведения о сущности изобретения стали общедоступными, не является обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности изобретения, при условии, что заявка на выдачу патента на изобретение подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев со дня раскрытия информации. Бремя доказывания того, что обстоятельства, в силу которых раскрытие информации не препятствует признанию патентоспособности изобретения, имели место, лежит на заявителе.

Не являются изобретениями:

открытия;

научные теории и математические методы;

решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

программы для ЭВМ;

решения, заключающиеся только в представлении информации.

Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения:

сортам растений, породам животных и биологическим способам их получения, за исключением микробиологических способов и продуктов, полученных такими способами;

топологиям интегральных микросхем.

6.2.1.2. В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству.

Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она обладает свойствами:

новизны, т.е. определенной совокупностью существенных признаков, отличающих предлагаемое техническое решение от решений, известных в технике;

промышленно применимой, т.е. может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.

Раскрытие информации, относящейся к полезной модели, автором полезной модели, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, в результате чего сведения о сущности полезной модели стали общедоступными, не является обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности полезной модели, при условии, что заявка на выдачу патента на полезную модель подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев со дня раскрытия информации. Бремя доказывания того, что обстоятельства, в силу которых раскрытие информации не препятствует признанию патентоспособности полезной модели, имели место, лежит на заявителе.

Не предоставляется правовая охрана в качестве полезной модели:

решениям, касающимся только внешнего вида изделий и направленным на удовлетворение эстетических потребностей;

топологиям интегральных микросхем

6.2.1.3. В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если по своим существенным признакам он является:

новым, т.е. совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца (к существенным признакам промышленного образца относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов) не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца;

оригинальным – его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия.

Раскрытие информации, относящейся к промышленному образцу, автором промышленного образца, заявителем или любым лицом, получившим от них прямо или косвенно эту информацию, в результате чего сведения о сущности промышленного образца стали общедоступными, не является обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности промышленного образца, при условии, что заявка на выдачу патента на промышленный образец подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев со дня раскрытия информации. Бремя доказывания того, что обстоятельства, в силу которых раскрытие информации не препятствует признанию патентоспособности промышленного образца, имели место, лежит на заявителе.

Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца:

решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия;

объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям;

объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.

Основные объекты патентных прав представлены на рис.

6.2.2. Патентные права. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами. Субъектами данных прав могут быть автор и другие правообладатели.

6.2.2.1. Автором изобретения, полезной модели или промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, считается автором данных результатов интеллектуальной деятельности, если не доказано иное.

Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат:

исключительное право;

право авторства;

в предусмотренных законодательством случаях другие права, в том числе право на получение патента, право на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Граждане, создавшие изобретение, полезную модель или промышленный образец совместным трудом признаются авторами.

Каждый из соавторов вправе использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

6.2.2.2. Исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Исключительное право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежит патентообладателю и заключается в возможности использования этих объектов любым не противоречащим закону способом, а также возможности распоряжаться исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Использованием изобретения, полезной модели или промышленного образца считается, в частности:

ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец;

совершение действий, предусмотренных подпунктом 1 настоящего пункта, в отношении продукта, полученного непосредственно запатентованным способом. Если продукт, получаемый запатентованным способом, является новым, идентичный продукт считается полученным путем использования запатентованного способа, поскольку не доказано иное;

совершение действий, предусмотренных подпунктом 2 настоящего пункта, в отношении устройства, при функционировании (эксплуатации) которого в соответствии с его назначением автоматически осуществляется запатентованный способ;

осуществление способа, в котором используется изобретение, в частности путем применения этого способа.

Изобретение или полезная модель признаются использованными в продукте или способе, если продукт содержит, а в способе использован каждый признак изобретения или полезной модели, приведенный в независимом пункте содержащейся в патенте формулы изобретения или полезной модели, либо признак, эквивалентный ему и ставший известным в качестве такового в данной области техники до совершения в отношении соответствующего продукта или способа действий, предусмотренных законодательством.

Правительство Российской Федерации имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший рок и с выплатой ему соразмерной компенсации.

Если изобретение или промышленный образец не используются либо недостаточно используются правообладателем в течение четырех лет со дня выдачи патента, а полезная модель – в течение трёх лет, что приводит к недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке, любое лицо, желающее и готовое использовать данные объекты промышленной собственности, при отказе патентообладателя от заключения с этим лицом лицензионного договора на условиях, соответствующих становившейся практике, вправе обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой лицензии на использование на территории Российской Федерации данных объектов патентного права.

Срок действия исключительного права исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и составляет:

для изобретений – 20 лет;

для полезных моделей – 10 лет;

для промышленных образцов – 15 лет.

По истечении срока действия исключительного права рассматриваемые результаты интеллектуальной деятельности переходят в общественное достояни е и могут использоваться любым лицом без чьего-либо согласия ли разрешения и без выплаты вознаграждения.

Патентообладатель может подать в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявление о возможности предоставления любому лицу права использования изобретения, полезной модели или промышленного образца (открытой лицензии).

6.2.2.3. Право авторства, то есть право признаваться автором изобретения, полезной модели или промышленного образца, неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец и при предоставлении другому лицу права его использования.

6.2.2.4. Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец первоначально принадлежит автору изобретения, полезной модели или промышленного образца. Это право может перейти к другому лицу (правопреемнику) или быть ему передано в случаях и по основаниям, которые установлены законом, в том числе в порядке универсального правопреемства, или по договору, в том числе по трудовому договору.

Договор об отчуждении права на получение патента должен быть заключен в письменной форме. При этом риск непатентоспособности, если не предусмотрено иное, несет приобретатель права.

Патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец удостоверяет приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца, авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Заявка на выдачу патента подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности лицом, обладающим правом на получение патента.

Охрана интеллектуальных прав на изобретение или полезную модель предоставляется на основании патента в объеме, определяемом содержащейся в патенте формулой изобретения или соответственно полезной модели. Для толкования формулы изобретения и формулы полезной модели могут использоваться описание и чертежи.

Охрана интеллектуальных прав на промышленный образец предоставляется на основании патента в объеме, определяемом совокупностью его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца.

6.2.2.5. Право на вознаграждение за использование служебных изобретений, полезной модели или промышленного образца возникает у автора в случае получения работодателем патента на служебные объекты промышленной собственности, принятия решения о сохранении информации об указанных объектах в тайне, передачи права на получение патента другому лицу, неполучении работодателем патента по независящим от него причинам.

Содержание патентных прав представлено на Рис. 6.3.

6.2.3. Порядок получения патента. Получение патента предполагает соблюдение определенной процедуры действий, включающей несколько основных этапов:

подача заявки на выдачу патента;

экспертиза заявки;

регистрация патентоспособного объекта промышленной собственности и выдача патента.

Важно отметить, что в установленных законодательством случаях действие патента может быть прекращено и восстановлено.

6.2.3.1. Заявка на выдачу патента, ее изменение и отзыв. Заявка на выдачу патента подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности лицом, обладающим правом на получение патента. Требования к оформлению заявки устанавливаются законодательством. К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату патентной пошлины в установленном размере.

Заявка на выдачу патента должна относиться к одному изобретению или одной полезной модели или одному промышленному образцу, либо к группе однородных объектов, связанных между собой единым творческим замыслом.

Датой подачи заявки считается дата ее поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки, либо дата поступления последнего из документов, составляющих содержание заявки.

Заявитель вправе внести в документы заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец исправления и уточнения, в том числе путем подачи дополнительных материалов, до принятия по этой заявке решения о выдаче патента либо об отказе в выдаче патента, если эти исправления и уточнения не изменяют сущность заявленных изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а заявки на промышленный образец - в течение шести месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца.

Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на полезную модель или промышленный образец, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.

Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Если в процессе экспертизы установлено, что разными заявителями поданы заявки на идентичные изобретения, полезные модели или промышленные образцы и эти заявки имеют одну и ту же дату приоритета, патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец может быть выдан только по одной из таких заявок лицу, определяемому соглашением между заявителями.

В течение двенадцати месяцев со дня получения от федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности соответствующего уведомления заявители должны сообщить в этот федеральный орган о достигнутом ими соглашении.

При выдаче патента по одной из заявок все авторы, указанные в ней, признаются соавторами в отношении идентичных изобретений, полезных моделей или промышленных образцов.

6.2.3.2. Экспертиза. По заявке на изобретение, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проводится формальная экспертиза, в процессе которой проверяются наличие документов, предусмотренных законодательством, и их соответствие установленным требованиям.

В случае, когда заявителем представлены дополнительные материалы к заявке на изобретение, то проверяется, не изменяют ли они сущность заявленного изобретения.

Дополнительные материалы в части, изменяющей сущность заявленного изобретения, при рассмотрении заявки на изобретение во внимание не принимаются, но могут быть представлены заявителем в качестве самостоятельной заявки. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет об этом заявителя.

О положительном результате формальной экспертизы и о дате подачи заявки на изобретение федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя незамедлительно после завершения формальной экспертизы.

Если заявка на изобретение не соответствует установленным требованиям к документам заявки, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю запрос с предложением в течение двух месяцев со дня получения им запроса представить исправленные или недостающие документы. Если заявитель в установленный срок не представит запрашиваемые документы или не подаст ходатайство о продлении этого срока, заявка признается отозванной. Этот срок может быть продлен указанным федеральным органом исполнительной власти, но не более чем на десять месяцев.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности по истечении восемнадцати месяцев со дня подачи заявки на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, публикует в официальном бюллетене сведения о заявке на изобретение. Состав публикуемых сведений определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Автор изобретения вправе отказаться быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке на изобретение.

По ходатайству заявителя, поданному до истечения двенадцати месяцев со дня подачи заявки на изобретение, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности может опубликовать сведения о заявке до истечения восемнадцати месяцев со дня ее подачи.

Публикация не производится, если до истечения двенадцати месяцев со дня подачи заявки на изобретение она была отозвана или признана отозванной либо на ее основании состоялась регистрация изобретения.

Любое лицо после публикации сведений о заявке на изобретение вправе ознакомиться с документами заявки, если заявка не отозвана и не признана отозванной на дату публикации сведений о ней. Порядок ознакомления с документами заявки и выдачи копий таких документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

По ходатайству заявителя или третьих лиц, которое может быть подано в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности при подаче заявки на изобретение или в течение трех лет со дня подачи этой заявки, и при условии завершения формальной экспертизы этой заявки с положительным результатом проводится экспертиза заявки на изобретение по существу. О поступивших ходатайствах третьих лиц федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомляет заявителя.

Срок подачи ходатайства о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному до истечения этого срока, но не более чем на два месяца при условии представления вместе с ходатайством документа, подтверждающего уплату патентной пошлины.

Если ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу не подано в установленный срок, заявка признается отозванной.

Экспертиза заявки на изобретение по существу включает:

информационный поиск в отношении заявленного изобретения для определения уровня техники, по сравнению с которым будет осуществляться оценка новизны и изобретательского уровня изобретения;

проверку соответствия заявленного изобретения условиям патентоспособности.

По истечении шести месяцев со дня начала экспертизы заявки на изобретение по существу федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности направляет заявителю отчет об информационном поиске, если по такой заявке не испрашивается приоритет более ранний, чем дата подачи заявки, и если ходатайство о проведении экспертизы заявки на изобретение по существу подано при подаче заявки.

Если в результате экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем, соответствует условиям патентоспособности федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о выдаче патента на изобретение с этой формулой. В решении указывается дата приоритета изобретения.

Если в процессе экспертизы заявки на изобретение по существу установлено, что заявленное изобретение, выраженное формулой, предложенной заявителем, не соответствует условиям патентоспособности, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение об отказе в выдаче патента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.095 с.)