Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные налоги и сборы в нефтегазовом секторе РФ
Таблица 10.3 Минимальные и максимальные ставки регулярных платежей за пользование недрами (рублей за 1 км2 участка недр)
Специальный налоговый режим - Соглашение о разделе продукции (СРП)
В соответствии с Налоговым кодексом РФ соглашения о разделе продукции соответствуют специальным налоговым режимам. Разработка и принятие Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции» (декабрь 1995 г.) направлено на его использование, в первую очередь, в нефтегазовой отрасли. При его подготовке использовалась обширная мировая практика установления таких соглашений между правительствами стран, обладающих нефтегазовыми ресурсами, и транснациональными нефтяными компаниями. Первое соглашение о разделе продукции было заключено в Индонезии (1965 г.). К настоящему времени на условиях СРП в нескольких десятках стран мира разрабатываются порядка двух сотен нефтегазовых месторождений. В России заключено и реализуется с привлечением 231иностранных инвесторов три СРП - проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2» (шельфовые месторождения о. Сахалин) и проект «Харьягинское месторождение» в республике Коми. Закон РФ «О СРП» предусматривает создание стабильных налоговых условий для инвесторов (недропользователей), что должно способствовать привлечению как иностранного, так и национального капитала в поиски, разведку и разработку нефтяных и газовых месторождений, и, как следствие, увеличению денежных поступлений в бюджет Государства. Для потенциальных инвесторов наиболее привлекательным положением Закона «О СРП» является незыблемость устанавливаемого в соглашении механизма раздела продукции в течение срока действия СРП (как правило - не менее 20 лет). Применение закона «О СРП» в отношении разрабатываемых месторождений может создавать более приемлемый для нефтяных компаний налоговый режим, индивидуально учитывающий сложившиеся на них технико-экономические условия добычи углеводородов (УВ).
Наиболее ответственной задачей в период подготовки заключения СРП является разработка механизма раздела продукции, который должен удовлетворять владельца недр - Государство и пользователя недр - инвестора. В соответствии с законом «О СРП» методы и схемы построения механизма раздела продукции не регламентируются: они должны предлагаться разработчиками технико-экономического обоснования (ТЭО) СРП и корректироваться в процессе переговоров по его заключению. Разработка экономического механизма раздела продукции должна осуществляться в рамках Закона РФ «О СРП». В настоящее время закон «О СРП» предусматривает возможность использования трехступенчатой схемы раздела продукции (так называемая индонезийская модель) и одноступенчатого (так называемая ливийская модель или прямой раздел). В соответствии с трехступенчатой схемой текущий (квартальный или годовой) раздел продукции между Государством и инвестором, определяющий их доходы в процессе разработки и эксплуатации месторождения УВ, должен осуществляться с помощью следующих видов налогов и параметров раздела продукции, устанавливаемых в долях единицы или процентах: - налог на добычу (роялти) (8,25 %); - максимально-допустимый объем (предельная доля) компенсационной продукции; - пропорции раздела прибыльной продукции между Государством и инвестором; - налог на прибыль инвестора (24 %). Во время переговоров могут устанавливаться два параметра раздела продукции - предельная доля компенсационной продукции и пропорции раздела прибыльной продукции. В соответствии с Налоговым кодексом РФ ставка налога на добычу полезных ископаемых (нефть, газ - 16,5 %) в случае заключения СРП уменьшается в два раза и должна быть равной 8,25 %, а ставка налога на прибыль должна устанавливаться на весь срок действия СРП в размере этой ставки, действующей на момент заключения СРП. Расчеты инвестора с Государством могут осуществляться как в натуральной форме, так и в стоимостном эквиваленте добываемой продукции. Инвестор освобождается от всех других видов налогов (за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) в случае реализации добываемой продукции на территории РФ, и единого социального налога, базой начисления которого является фонд оплаты труда (ФОТ) российских граждан, участвующих в реализации СРП). Инвестор имеет право на экспорт всей принадлежащей ему добываемой продукции (если такие возможности у него имеются). Налог на добычу обеспечивает владельцу недр - Государству, устойчивый доход, не зависящий от результатов коммерческой деятельности инвестора. Инвестор должен регулярно выплачивать его в размере устанавливаемой части от общего объема произведенной продукции за рассматриваемый период (квартал, год). Произведенная продукция соответствует общему объему углеводородов, добытых и доставленных в пункт раздела, фиксируемый в условиях СРП. Пункт раздела является пунктом транспортной системы, до которого затраты инвестора относятся к возмещаемым.
Затраты, понесенные инвестором, делятся на две категории - возмещаемые (за счет компенсационной продукции) и невозмещаемые. Состав возмещаемых затрат устанавливается в СРП. К возмещаемым затратам относятся капитальные затраты (поиски, разведка и разработка месторождений), эксплуатационные затраты (добыча) и транспорт УВ до устанавливаемого пункта раздела, а также отчисления в ликвидационный фонд. При разработке уже открытых за счет государства месторождений в компенсационную продукцию могут включаться в согласованных с инвестором размерах прошлые затраты Государства на проведение геологоразведочных работ. Отнесение других затрат к той или иной категории (различные виды бонусов и взносов в бюджеты разных уровней и др.) устанавливается в процессе переговоров и закрепляется в СРП. Максимально допустимый объем (предельная доля) компенсационной продукции, т.е. продукции, выручка от продажи которой идет на погашение затрат инвестора, устанавливается в СРП в процентах от распределяемого объема УВ. Этот параметр выполняет функцию регулятора скорости возмещения затрат инвестора и определяет объем прибыльных УВ (аналог налогооблагаемой прибыли). Предельная доля может устанавливаться на уровне 10%, что определяет «появление» прибыльной продукции только после полного возмещения затрат инвестора. Распределяемый объем УВ представляет собой часть произведенной продукции, уменьшенной на величину налога, на добычу (роялти). Объем компенсационной продукции, соответствующий рассматриваемому периоду (квартал, год), может быть равен максимально допустимому ее объему, если накопленные затраты инвестора превышают стоимость этого объема продукции. Компенсационная продукция может быть равна накопленным затратам, если накопленные затраты оказываются меньше стоимости максимально допустимого ее объема. Накопленные к рассматриваемому периоду (год, квартал) затраты представляют собой сумму невозмещаемых к его началу возмещаемых затрат и возмещаемых затрат рассматриваемого периода. Они «предъявляются» инвестором к погашению за счет компенсационной продукции. Общая прибыльная продукция представляет собой разность между распределяемой продукцией и компенсационной продукцией. Размеры прибыльной продукции Государства и инвестора определяются делением общей прибыльной продукции соответственно установленным пропорциям.
Чистая прибыль инвестора определяется как его прибыльная продукция, уменьшенная на объем выплат в соответствии с налоговой ставкой на прибыль. При этом надо учитывать, что величина налогооблагаемой прибыли может уменьшаться на размер фактических платежей по обслуживанию кредитов, а также на величину различных платежей Государству, не возмещаемых за счет компенсационной продукции. Кроме того, если инвестор получил убыток в предыдущие годы, то этот убыток переносится на прибыль будущих лет. Общий доход Государства в основном формируется суммой налога на добычу (роялти), стоимостью его прибыльной продукции и суммой налога на прибыльную продукцию Инвестора. Кроме этого, в доход Государства могут входить величина налога на добавленную стоимость (НДС), социальные отчисления, различные виды выплат Инвестора в бюджеты всех уровней (бонусы, возмещение прошлых затрат Государства, арендные платежи и т. д.).
В некоторых случаях может устанавливаться иной порядок раздела продукции, так называемый прямой раздел или одноступенчатая схема раздела продукции между инвестором и государством. В этом случае доля инвестора не должна превышать 68 ° % от добытого продукта. Одноступенчатая схема раздела продукции была законодательно принята в 2003 году.
Последовательность определения общего дохода Государства и чистой прибыльной продукции Инвестора представлены на рис. 10.1 и 10.2. Условия СРП могут предусматривать неизменные параметры раздела продукции в течение срока его действия (предельная доля компенсационной продукции и доля инвестора в прибыльной продукции). Эти параметры раздела могут ставиться в зависимость от текущих значений различных количественных и качественных показателей, достигаемых в ходе реализации проекта (объем добываемой и продукции, внутренняя норма доходности, индексы доходности и т. д.),. а также от календарного времени реализации СРП, формируя экономический механизм раздела продукции.
Под экономическим механизмом СРП понимается состав и размеры всех возможных видов налогов и платежей инвестора (арендная плата, различные виды бонусов и отчислений в бюджеты всех уровней, роялти, налог на прибыль), пропорции раздела продукции и возмещаемых видов затрат, размеры и порядок возмещения прошлых затрат государства, а также зависимость этих платежей от текущих экономических показателей реализации проекта.
Раздел продукции между инвестором и Государством адекватен разделу рентного дохода, формирующегося при разработке и эксплуатации месторождения УВ. Рентный доход, получаемый в результате разработки и эксплуатации месторождения УВ, формируется как разность между выручкой от реализации УВ и совокупными затратами, включающими нормальное вознаграждение (стоимость) капитала, без учета сопутствующих данному проекту рисков. При выбранной норме дисконта (10 %) эквивалентом рентного дохода может с известным приближением считаться чистый дисконтированный доход (NPV - net present value).
В интересах Государства установить экономический механизм раздела продукции таким образом, чтобы возможно большая часть рентного дохода, остающаяся после нормального (с учетом риска) вознаграждения услуг инвестора, принадлежала Государству.
Рис. 10.1. Трёхступенчатая схема раздела продукции.
Рис. 10.2. Одноступенчатая схема раздела продукции.
С этой точки зрения устанавливаемый в СРП экономический механизм раздела продукции должен предусматривать элемент защиты Государства от присвоения Инвестором части рентного дохода, превышающего его нормальное вознаграждение с учетом риска (повышение цен на углеводородное сырье, обнаружение запасов, значительно превышающих их оценки на момент заключения СРП, значительно лучшее качество запасов, значительно меньшие капиталовложения, чем они предусматривались и т. д.). Разработка экономического механизма раздела продукции, а также определение рентабельности и финансовой устойчивости соответствующего инвестиционного проекта производится на основе анализа генерируемого им денежного потока, т. е. движения средств за расчетный период.
Условия раздела продукции (с учетом анализа их изменений в зависимости от достигнутых показателей эффективности проекта) могут быть признаны удовлетворительными, если при ухудшении условий реализации проект остается экономически эффективным, а при увеличении большая часть дополнительных доходов изымаемых в пользу Государства.
Одним из существенных недостатков СРП с точки зрения Государства оказывается большой риск потери им значительной части ренты в случае реализации оптимистических вариантов разработки и эксплуатации месторождения, когда добыча углеводородов оказывается значительно выше, а затраты ниже ожидавшихся величин. Контрольные вопросы
1. Функции налогов. 2. На какие группы классифицируются налоги? 3. Что такое прямые и косвенные налоги? 4. Налоги, уплачиваемые предприятиями. 5. Налог на добычу полезных ископаемых. 6. Что такое регулярные платежи за пользование недрами? 7. Какие существуют варианты раздела продукции по закону о 8. СРП? 9. Особенности налогового режима в СРП?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27. Богданчиков СМ., Перчик А.И. Соглашение о разделе продукции - М.: Нефть и газ, 1999. 28. Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. проф. Волкова О.И. М.: ИНФРА-М, 2006. 29. Выварен А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 30. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1-2. 31. Зубарева В. Д. Финансово-экономический анализ проектных решений в нефтегазовой промышленности. М., Нефть и газ. 2000г. 32. Мастепанов A.M. «Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков: состояние, проблемы, перспективы развития». - М.: Энергия, 2001 г. 33. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1-2. М., 2002. 34. Переоценка основных фондов. Рекомендации и нормативное регулирование. Общероссийский классификатор основных фондов. М.: ИКЦ «ДИС», 1997. 35. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. М.: Дашков и К, 2003. 36. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005. 37. Финансы предприятий нефтегазовой промышленности под ред. Зубаревой В.Д., Злотниковой Л.Г. и др. - М.: 2000. 38. Экономика предприятия под ред. Проф. Волкова О.И. М.: ИНФРА-М, 2001. 39. Экономика предприятия/Под ред. проф. Палеха А.С. Ростов- н/Д: Феникс, 2002.
Для заметок
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.037 с.) |