Объединения крупного капитала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объединения крупного капитала



В условиях рынка наиболее устойчивы и надежны объединения юридических лиц - холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ), ассоциации, союзы.

Холдинговая компания - это компания, корпорация или организация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других предприятий. Контрольный пакет акций - это владение более 50 % капитала предприятия, основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании акционеров или органов управления. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов компании. Холдинговая компания состоит из дочерних компаний, которые создаются в форме акционерных обществ открытого типа. В народном хозяйстве могут создаваться холдинги промышленные или финансовые.

ФПГ - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединившие свои хозяйственные средства. В данном случае разрабатывается договор о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции, в целях реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта, повышение эффективности производства. Участниками ФПГ являются юридические лица, подписавшие договор о ее создании. В состав группы входят промышленные, сервисные, банковские или финансовые предприятия. Финансово-промышленные группы имеют следующие возможности:

► создавать высокоэффективные производственные системы с вертикальной интеграцией;

► снижать издержки производства;

► обеспечивать развитие эффективных отношений собственности;

► создавать эффективный механизм финансирования всей производственной цепочки;

► привлекать крупные инвестиции по гарантии совокупных активов ФПГ.

Одной из основных особенностей ТЭК, и особенно нефтяной и газовой промышленности, является тесная технологическая связь всех звеньев цепочки. В нефтяной промышленности РФ созданы объединения предприятий в виде вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В соответствии с указом Президента РФ при приватизации нефтяной промышленности были созданы и в настоящее время действуют следующие ВИНК:

1. ЛУКОЙЛ

2. Сургутнефтегаз

3. СИДАНКО

4. Тюменская нефтяная компания (ТНК)

5. Роснефть

6. Славнефть

7. ОНАКО

8. Башнефть

9. Татнефть

10. Сибнефть

11. Восточная нефтяная компания (ВНК).

В газовой промышленности в целях обеспечения надежного газоснабжения потребителей создано Российское акционерное общество (РАО) «Газпром».

В последнее время нефтегазовые объединения вовлекают в свою деятельность или создают финансово-кредитные организации, тем самым, превращаясь в финансово-промышленные группы. ВИНКв своей деятельности также используют методы холдинговых компаний, владея контрольными пакетами акций дочерних фирм.

Крупнейшая нефтяная компания России «ЛУКОЙЛ» состоит из следующих предприятий:

► ООО «Лукойл-Западная Сибирь» (в состав, которого входят территориально-производственные предприятия (ТПП) Когалымнефтегаз», «Лангепаснефтегаз», «Покачевнефтегаз», «Урайнефтегаз»);

 

► ООО «Лукойл-Пермьнефть»;

► ЗАО «Лукойлнефть»;

► ОАО «НК КомиТЭК»;

► ЗАО «НобельОйл»;

► ЗАО «Битран»;

► ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть»;

► ООО «Лукойл-Калининградморнефть»;

► ООО «Лукойл-Астраханьморнефть»;

► «Пермнефтеоргсинтез»;

► «Волгограднефтепереработка»;

► «Ухтанефтепереработка»;

► РИТЭК;

► НОРСИ (Нижегороднефтеоргсинтез).

Контрольные вопросы

1. Предпринимательство; назовите его цели и задачи.

2. Виды хозяйственных товариществ, их основные черты.

3. Характеристика хозяйственных обществ. Различие акционерных обществ открытого и закрытого типа.

4. Предприятия, относящиеся к унитарным? Их отличие от других организационно-правовых форм?

5. Виды объединений крупного капитала.

Глава 7. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Ценовая политика

Одной из составных частей деятельности предприятия является формирование ценовой политики по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам. Нормальное функционирование экономики страны предполагает использовать систему рычагов, среди которых ключевое место занимают цены. В условиях рыночной экономки значе­ние цены очень велико. Цена определяет структуру и объем производ­ства, движение материальных потоков, оказывает влияние на динамику продаж, прибыль, рентабельность продукции, а также на рентабельность предприятия в целом.

Цена - сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар. Она же является инструментом функционирования по­требительских товарных рынков и рынков промышленной продукции.

Ценовая политика предприятия - понятие многоплановое. Пред­приятие не просто устанавливает цену, но и создает свою систему цено­образования, которая включает весь ассортимент вырабатываемой про­дукции, а также учитывает различия в издержках производства и сбы­та, категорий потребителей различных географических регионов, спе­цифику уровней спроса, сезонность потребления товара и т. д. Ценовую политику предприятия (ЦП) можно представить следующим образом (рис. 7.1):

 

 

Рис. 7.1. Ценовая политика предприятия.

 

Цели, которые определяет предприятие в ценовой политике - со­хранение положения на рынке, максимизация прибыли по всей номенк­латуре продукции, максимальное увеличение сбыта продукции, завое­вание лидерства на рынке и т. д.

Принципы ЦП - достижение заданной величины прибыли на еди­ницу вложенного капитала, обеспечение стабильного положения на рынке, активизация покупательского спроса, соблюдение государствен­ных правовых актов.

Формы реализации ЦП - сохранение стабильности цен, изменение цен, установление единых цен, применение гибких цен.

Методы реализации ЦП - обеспечение заданной цены массовой поставкой товаров, масштабное завоевание рынка, выжидание ажио­тажного спроса, «снятие сливок» кратковременным повышением цен на новые виды продукции.

Факторы, определяющие ЦП - спрос, предложение, налоговая политика государства, конкуренты, инфляция.

В рыночных условиях предприятиям необходимо тщательно фор­мулировать ценовую политику и учитывать факторы установления цены на производимую продукцию. Также необходимо иметь методику рас­чета исходных цен на свои товары, которая может состоять из следую­щих этапов:

- постановки задач ценообразования;

- определения спроса;

- оценки издержек;

- соотношения с ценами и качеством товаров конкурентов;

- выбора метода ценообразования;

- установления окончательной цены.

Функции цены

Первичной функцией цены является измерительная. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, т.е. какое количе­ство денег покупатель заплатит, а продавец получит за товар. Цены дают возможность дать количественную оценку единицы продукции, а также определить объем проданной продукции и оказанных услуг.

Соизмерительная функция цены заключается в сопоставлении цен­ностей разных товаров. При сравнении цены получаем возможность определять дорогие и дешевые товары. Сравнивая цены можно судить и о полезности товаров и услуг.

Учетная функция характеризует еще одну сторону цены. Показа­тели количества и качества, переведенные в денежное выражение, ста­новятся инструментом учета. Учетная функция цены позволяет оценить

стоимость имущества предприятия, учитывать затраты на производство продукции.

Цена как измеритель может быть инструментом анализа, прогно­зирования, планирования, при которых используются показатели в де­нежном выражении.

Цена выполняет распределительную функцию. В этом случае цена выступает инструментом распределения и перераспределения денежных средств между регионами, отраслями экономики, ее секторами, пред­приятиями различных форм собственности, фондами накопления и по­требления, различными социальными слоями населения. Эта функция цены реализуется через акцизы на некоторые товары, налог на добав­ленную стоимость, пошлины, налог с продаж и другие налоговые сбо­ры, которые поступают в бюджет.

В рыночной экономике особенно важна стимулирующая функция цены. Она влияет на заинтересованность производителей в увеличении объемов продаж. Это влияние может прослеживаться через желание про­изводителя увеличивать доход и прибыль, расширяя производство до­рогих или дефицитных товаров. Они непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

Одна из важных функций цены - социальная. С изменением цен связаны структура и объемы потребления товаров и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет каж­дого человека. В бытовом восприятии розничных цен на потребительс­кие товары и услуги, считается что, рост цен, снижает уровень жизни. При этом не принимаются во внимание неценовые факторы, такие как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Вместе с внутренними функциями, которые реализуются внутри страны, цены выполняют внешнеэкономическую функцию, выполняя роль инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Многообразие функций цены, а также противоречивость целей осуществления отдельных функций приводят к тому, что использовать все функции единовременно невозможно. Говоря о рациональных и оп­тимальных ценах, имеются в виду определяющие функции и их сочета­ние, при которых цены реализуются в полной мере. В рыночной эконо­мике цены являются регуляторами и стимуляторами производства. Ве­личина цены обусловлена действием закона спроса и предложения, но при этом нельзя полностью избежать регулирующего воздействия госу­дарства на цены, ценовой механизм, ценовую политику.

 

Образование цены продукции в рыночных условиях

Цена товара есть денежное выражение его стоимос­ти. Она является элементом рыночного механизма и рыночной конъюн­ктуры, и оказывает влияние на формирование рынка, а рынок, в свою очередь, на цену.

Мировая практика хозяйствования имеет несколько подходов к установлению цен: на основе спроса и предложения, плановых затрат «по выпуску продукции, на основе договора.

Мотивом к принятию решения о том, что и сколько производить, что и сколько приобретать является получение выгоды, которая прояв­ляется через систему цен, устанавливаемых на товары в ходе их реали­зации на рынке. Доходность выпускаемой предприятием продукции, определяется рынком, ценой ее реализации. Если цена выше издержек производства и реализации, то такую продукцию производить выгодно. Цена на рынке складывается на основе спроса и предложения на данный товар, независимо от сложившихся затрат. В этом случае цена для предприятия является заданной.

Между рыночной ценой товара и величиной его спроса, при прочих равных условиях, существует следующая зависимость - зависимость между ценой товара и величиной спроса. Эта зависимость называется шкалой спроса или кривой спроса. В графическом виде кривая спроса выглядит следующим образом: чем ниже цена, тем больше спрос и по­требление.

На рис. 7.2 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной 1 оси показана величина спроса на товар, а по вертикальной - цена. В данном случае величина спроса и цена обратно пропорциональны, т. е. спрос возрастает, когда убывает цена и наоборот.

Характерное поведение производителя на рынке, если цена высо­кая он готов производить большее количество продукции. Характерное поведение покупателя противоположно. При низкой цене он приобрета­ет больше продукции.

Точка Е является отражением равновесия спроса и предложения. Ее координатами является равновесная цена (Ц^) и равновесный объем (QE). Сбалансированность на рынке может достигаться уравновешива­ющей ценой, которая выражает интересы продавцов и покупателей. Равновесная цена информирует и производителей (сколько и какого то­вара необходимо производить), и покупателей (на какой объем данного товара можно рассчитывать).

 

 

Рис. 7.2. Кривая спроса и предложения.

 

Состав и виды цены

В состав цены входят определенные элементы. Значение ее эле­ментов в абсолютном выражении определяет ее состав. Состав цены по элементам и стадиям образования отражен на рис. 7.3.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она харак­теризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. При определении расходов связанных с производством и реализацией продукции руководствуются ст. 253 НК РФ. Удельный вес себестоимости продукции в ее цене составляет 35 %, прибыль - 20 %, НДС- 16,7-20,0%.

Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возмес­тить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не толь­ко финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, едино­временные пособия на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т. д.), но и развитие предприятия.

Налоги, акцизные сборы, пошлины, платежи во внебюджетные фонды (единый социальный налог) определяют взаимоотношения пред­приятия и государства и отражаются неоднозначно в составе цены.

Они могут входить в состав затрат (себестоимость продукции), уменьшать прибыль предприятия (налог на прибыль), могут представлять собой прямую надбавку к цене (НДС, акцизы, налог с продаж и т. д.).

 

 

 

Рис. 7.3. Виды цен.

 

Прибыль является обязательным элементом цены. Она рассчиты­вается с помощью норматива рентабельности путем процентной над­бавки к себестоимости продукции.

В цену товаров, работ, услуг реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет включается налог с продаж, который является обяза­тельным элементом розничных цен на товары и услуги. Размер ставки налога с продаж не более 5 %. Сумма налога с продаж включается в цену товара и его также как НДС и акцизы оплачивает потребитель или заказчик.

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от произ­водителей к потребителям, и получением определенной суммы прибыли.

Ценовая система - это единая упорядоченная совокупность раз­личных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков. Различают следующие виды цен и тарифов:

- цена предприятия;

- оптовая отпускная цена;

- оптовая закупочная цена;

- розничная цена.

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по кото­рым промышленная продукция реализуется всем категориям потребите­лей (кроме населения) независимо от формы собственности предприя­тия. Продукция продается и покупается оптовыми партиями.

Закупочные цены - это цены, по которым реализуется сельскохо­зяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных подсобных хозяйств).

Цены на строительную продукцию представляют собой либо смет­ную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную стоимость единицы конечной про­дукции типового строительного объекта.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за пере­мещение пассажиров и грузов, которая взимается транспортными орга­низациями с отправителей грузов и населения.

Цены на потребительские товары используются для реализации товаров населению, предприятиями и организациями через розничную торговую сеть. Они обслуживают оборот товаров, которые, как прави­ло, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяй­стве или на производстве.

Тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сфе­ры услуг реализуют их потребителям.

Все вышеназванные цены относятся к классу национальных. Они должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализа­цию товаров и услуг, а так же обеспечивать прибыль национальным производителям.

Внешнеторговые цены- это цены, по которым осуществляется эк­спорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формиро­вание цен этого класса принципиально отличается от определения наци­ональных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворен метод использования информации о ценах фирм, производящих и реали­зующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-эко­номическим показателям продукцию.

Экспортные цены- это цены, по которым производители или внеш­неторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Алгоритм формирования этих цен можно представить следующим образом: выбор на мировом рынке цены-ориентира; приве­дение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, транс­портировки, платежа, страховки, хранения и др.); включение экспорт­ной пошлины; перевод в национальную валюту.

Импортные цены -это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавлива­ются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом тамо­женных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны.

В зависимости от сферы регулирования различают рыночные и регулируемые цены.

К рыночным ценам относятся:

• Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупа­тель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами.

• Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая дого­вор-контракт, принимают на себя определенные обязательства.

• Цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то прину­дительные условия.

цены Регулируемые цены -, устанавливаемые под контролем госу­дарства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и кос­венные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рента­бельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок (табл.7.1).

Таблица 7.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.052 с.)