Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объединения крупного капитала
В условиях рынка наиболее устойчивы и надежны объединения юридических лиц - холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ), ассоциации, союзы. Холдинговая компания - это компания, корпорация или организация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других предприятий. Контрольный пакет акций - это владение более 50 % капитала предприятия, основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании акционеров или органов управления. Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов компании. Холдинговая компания состоит из дочерних компаний, которые создаются в форме акционерных обществ открытого типа. В народном хозяйстве могут создаваться холдинги промышленные или финансовые. ФПГ - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединившие свои хозяйственные средства. В данном случае разрабатывается договор о создании ФПГ для технологической или экономической интеграции, в целях реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта, повышение эффективности производства. Участниками ФПГ являются юридические лица, подписавшие договор о ее создании. В состав группы входят промышленные, сервисные, банковские или финансовые предприятия. Финансово-промышленные группы имеют следующие возможности: ► создавать высокоэффективные производственные системы с вертикальной интеграцией; ► снижать издержки производства; ► обеспечивать развитие эффективных отношений собственности; ► создавать эффективный механизм финансирования всей производственной цепочки; ► привлекать крупные инвестиции по гарантии совокупных активов ФПГ. Одной из основных особенностей ТЭК, и особенно нефтяной и газовой промышленности, является тесная технологическая связь всех звеньев цепочки. В нефтяной промышленности РФ созданы объединения предприятий в виде вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В соответствии с указом Президента РФ при приватизации нефтяной промышленности были созданы и в настоящее время действуют следующие ВИНК:
1. ЛУКОЙЛ 2. Сургутнефтегаз 3. СИДАНКО 4. Тюменская нефтяная компания (ТНК) 5. Роснефть 6. Славнефть 7. ОНАКО 8. Башнефть 9. Татнефть 10. Сибнефть 11. Восточная нефтяная компания (ВНК). В газовой промышленности в целях обеспечения надежного газоснабжения потребителей создано Российское акционерное общество (РАО) «Газпром». В последнее время нефтегазовые объединения вовлекают в свою деятельность или создают финансово-кредитные организации, тем самым, превращаясь в финансово-промышленные группы. ВИНКв своей деятельности также используют методы холдинговых компаний, владея контрольными пакетами акций дочерних фирм. Крупнейшая нефтяная компания России «ЛУКОЙЛ» состоит из следующих предприятий: ► ООО «Лукойл-Западная Сибирь» (в состав, которого входят территориально-производственные предприятия (ТПП) Когалымнефтегаз», «Лангепаснефтегаз», «Покачевнефтегаз», «Урайнефтегаз»);
► ООО «Лукойл-Пермьнефть»; ► ЗАО «Лукойлнефть»; ► ОАО «НК КомиТЭК»; ► ЗАО «НобельОйл»; ► ЗАО «Битран»; ► ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть»; ► ООО «Лукойл-Калининградморнефть»; ► ООО «Лукойл-Астраханьморнефть»; ► «Пермнефтеоргсинтез»; ► «Волгограднефтепереработка»; ► «Ухтанефтепереработка»; ► РИТЭК; ► НОРСИ (Нижегороднефтеоргсинтез). Контрольные вопросы 1. Предпринимательство; назовите его цели и задачи. 2. Виды хозяйственных товариществ, их основные черты. 3. Характеристика хозяйственных обществ. Различие акционерных обществ открытого и закрытого типа. 4. Предприятия, относящиеся к унитарным? Их отличие от других организационно-правовых форм? 5. Виды объединений крупного капитала. Глава 7. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Ценовая политика Одной из составных частей деятельности предприятия является формирование ценовой политики по отношению к продвигаемым на рынок товарам и услугам. Нормальное функционирование экономики страны предполагает использовать систему рычагов, среди которых ключевое место занимают цены. В условиях рыночной экономки значение цены очень велико. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, оказывает влияние на динамику продаж, прибыль, рентабельность продукции, а также на рентабельность предприятия в целом.
Цена - сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар. Она же является инструментом функционирования потребительских товарных рынков и рынков промышленной продукции. Ценовая политика предприятия - понятие многоплановое. Предприятие не просто устанавливает цену, но и создает свою систему ценообразования, которая включает весь ассортимент вырабатываемой продукции, а также учитывает различия в издержках производства и сбыта, категорий потребителей различных географических регионов, специфику уровней спроса, сезонность потребления товара и т. д. Ценовую политику предприятия (ЦП) можно представить следующим образом (рис. 7.1):
Рис. 7.1. Ценовая политика предприятия.
Цели, которые определяет предприятие в ценовой политике - сохранение положения на рынке, максимизация прибыли по всей номенклатуре продукции, максимальное увеличение сбыта продукции, завоевание лидерства на рынке и т. д. Принципы ЦП - достижение заданной величины прибыли на единицу вложенного капитала, обеспечение стабильного положения на рынке, активизация покупательского спроса, соблюдение государственных правовых актов. Формы реализации ЦП - сохранение стабильности цен, изменение цен, установление единых цен, применение гибких цен. Методы реализации ЦП - обеспечение заданной цены массовой поставкой товаров, масштабное завоевание рынка, выжидание ажиотажного спроса, «снятие сливок» кратковременным повышением цен на новые виды продукции. Факторы, определяющие ЦП - спрос, предложение, налоговая политика государства, конкуренты, инфляция. В рыночных условиях предприятиям необходимо тщательно формулировать ценовую политику и учитывать факторы установления цены на производимую продукцию. Также необходимо иметь методику расчета исходных цен на свои товары, которая может состоять из следующих этапов: - постановки задач ценообразования; - определения спроса; - оценки издержек; - соотношения с ценами и качеством товаров конкурентов; - выбора метода ценообразования; - установления окончательной цены. Функции цены Первичной функцией цены является измерительная. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, т.е. какое количество денег покупатель заплатит, а продавец получит за товар. Цены дают возможность дать количественную оценку единицы продукции, а также определить объем проданной продукции и оказанных услуг. Соизмерительная функция цены заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. При сравнении цены получаем возможность определять дорогие и дешевые товары. Сравнивая цены можно судить и о полезности товаров и услуг. Учетная функция характеризует еще одну сторону цены. Показатели количества и качества, переведенные в денежное выражение, становятся инструментом учета. Учетная функция цены позволяет оценить стоимость имущества предприятия, учитывать затраты на производство продукции.
Цена как измеритель может быть инструментом анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении. Цена выполняет распределительную функцию. В этом случае цена выступает инструментом распределения и перераспределения денежных средств между регионами, отраслями экономики, ее секторами, предприятиями различных форм собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными слоями населения. Эта функция цены реализуется через акцизы на некоторые товары, налог на добавленную стоимость, пошлины, налог с продаж и другие налоговые сборы, которые поступают в бюджет. В рыночной экономике особенно важна стимулирующая функция цены. Она влияет на заинтересованность производителей в увеличении объемов продаж. Это влияние может прослеживаться через желание производителя увеличивать доход и прибыль, расширяя производство дорогих или дефицитных товаров. Они непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Одна из важных функций цены - социальная. С изменением цен связаны структура и объемы потребления товаров и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет каждого человека. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги, считается что, рост цен, снижает уровень жизни. При этом не принимаются во внимание неценовые факторы, такие как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления. Вместе с внутренними функциями, которые реализуются внутри страны, цены выполняют внешнеэкономическую функцию, выполняя роль инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами. Многообразие функций цены, а также противоречивость целей осуществления отдельных функций приводят к тому, что использовать все функции единовременно невозможно. Говоря о рациональных и оптимальных ценах, имеются в виду определяющие функции и их сочетание, при которых цены реализуются в полной мере. В рыночной экономике цены являются регуляторами и стимуляторами производства. Величина цены обусловлена действием закона спроса и предложения, но при этом нельзя полностью избежать регулирующего воздействия государства на цены, ценовой механизм, ценовую политику.
Образование цены продукции в рыночных условиях Цена товара есть денежное выражение его стоимости. Она является элементом рыночного механизма и рыночной конъюнктуры, и оказывает влияние на формирование рынка, а рынок, в свою очередь, на цену.
Мировая практика хозяйствования имеет несколько подходов к установлению цен: на основе спроса и предложения, плановых затрат «по выпуску продукции, на основе договора. Мотивом к принятию решения о том, что и сколько производить, что и сколько приобретать является получение выгоды, которая проявляется через систему цен, устанавливаемых на товары в ходе их реализации на рынке. Доходность выпускаемой предприятием продукции, определяется рынком, ценой ее реализации. Если цена выше издержек производства и реализации, то такую продукцию производить выгодно. Цена на рынке складывается на основе спроса и предложения на данный товар, независимо от сложившихся затрат. В этом случае цена для предприятия является заданной. Между рыночной ценой товара и величиной его спроса, при прочих равных условиях, существует следующая зависимость - зависимость между ценой товара и величиной спроса. Эта зависимость называется шкалой спроса или кривой спроса. В графическом виде кривая спроса выглядит следующим образом: чем ниже цена, тем больше спрос и потребление. На рис. 7.2 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной 1 оси показана величина спроса на товар, а по вертикальной - цена. В данном случае величина спроса и цена обратно пропорциональны, т. е. спрос возрастает, когда убывает цена и наоборот. Характерное поведение производителя на рынке, если цена высокая он готов производить большее количество продукции. Характерное поведение покупателя противоположно. При низкой цене он приобретает больше продукции. Точка Е является отражением равновесия спроса и предложения. Ее координатами является равновесная цена (Ц^) и равновесный объем (QE). Сбалансированность на рынке может достигаться уравновешивающей ценой, которая выражает интересы продавцов и покупателей. Равновесная цена информирует и производителей (сколько и какого товара необходимо производить), и покупателей (на какой объем данного товара можно рассчитывать).
Рис. 7.2. Кривая спроса и предложения.
Состав и виды цены В состав цены входят определенные элементы. Значение ее элементов в абсолютном выражении определяет ее состав. Состав цены по элементам и стадиям образования отражен на рис. 7.3. Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. При определении расходов связанных с производством и реализацией продукции руководствуются ст. 253 НК РФ. Удельный вес себестоимости продукции в ее цене составляет 35 %, прибыль - 20 %, НДС- 16,7-20,0%. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям, работающим на предприятии, единовременные пособия на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и т. д.), но и развитие предприятия.
Налоги, акцизные сборы, пошлины, платежи во внебюджетные фонды (единый социальный налог) определяют взаимоотношения предприятия и государства и отражаются неоднозначно в составе цены. Они могут входить в состав затрат (себестоимость продукции), уменьшать прибыль предприятия (налог на прибыль), могут представлять собой прямую надбавку к цене (НДС, акцизы, налог с продаж и т. д.).
Рис. 7.3. Виды цен.
Прибыль является обязательным элементом цены. Она рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости продукции. В цену товаров, работ, услуг реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет включается налог с продаж, который является обязательным элементом розничных цен на товары и услуги. Размер ставки налога с продаж не более 5 %. Сумма налога с продаж включается в цену товара и его также как НДС и акцизы оплачивает потребитель или заказчик. Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с продвижением продукции от производителей к потребителям, и получением определенной суммы прибыли. Ценовая система - это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков. Различают следующие виды цен и тарифов: - цена предприятия; - оптовая отпускная цена; - оптовая закупочная цена; - розничная цена. Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей (кроме населения) независимо от формы собственности предприятия. Продукция продается и покупается оптовыми партиями. Закупочные цены - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных подсобных хозяйств). Цены на строительную продукцию представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта. Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение пассажиров и грузов, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Цены на потребительские товары используются для реализации товаров населению, предприятиями и организациями через розничную торговую сеть. Они обслуживают оборот товаров, которые, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или на производстве. Тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям. Все вышеназванные цены относятся к классу национальных. Они должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а так же обеспечивать прибыль национальным производителям. Внешнеторговые цены- это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этого класса принципиально отличается от определения национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наиболее плодотворен метод использования информации о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую по технико-экономическим показателям продукцию. Экспортные цены- это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке. Алгоритм формирования этих цен можно представить следующим образом: выбор на мировом рынке цены-ориентира; приведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, транспортировки, платежа, страховки, хранения и др.); включение экспортной пошлины; перевод в национальную валюту. Импортные цены -это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. В зависимости от сферы регулирования различают рыночные и регулируемые цены. К рыночным ценам относятся: • Свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами. • Договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства. • Цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия. цены Регулируемые цены -, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок (табл.7.1). Таблица 7.1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.052 с.) |