Геополитика и её основные проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геополитика и её основные проблемы



Геополитика – стратегическая наука, наука «политической элиты государства», способ проникновения в судьбу государства. Геополитика – скрытая, тайная политика государства, определяющая всю основу развития. Геополитика (греч.— государственные или общественные дела) — искусство, и практика использования международных политических сил. Традиционно, этот термин применяется главным образом для описания воздействия на политику географических факторов, но его употребление в ХХ веке приобрело более широкий характер.В научных кругах геополитика предполагает географический, исторический и социологический анализ вопросов, связанных с политикой и пространственными структурами на различных уровнях (от государственного до международного). При этом рассматриваются политическое, экономическое (см. геоэкономика) и стратегическое значение географии, в зависимости от местоположения, размера, функции и взаимоотношения местностей и ресурсов.Термин «геополитика» введен в обращение шведским политологом Рудольфом Челленом (Rudolf Kjellen) под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 г. опубликовал книгу Politische Geographie (Политическая география). Впервые термин употреблён им в 1899 г., но широкую известность он получил после выхода книги «Государство как организм» в 1916 г. Геополитика не признает общечеловеческих ценностей, исходит из интересов данного государства фиксирует как эти интересы реализовать. У истоков геополитики немецкий политгеограф Фридрих Ратцель ни разу не использовал термин геополитики, сформировал основные законы Геополитики и заложил категориальный аппарат. В сфере работ подвергся жесткой критике (ярлык шарлатан).

Именно Ратцель первым попытался обосновать географические среды на поведение Государства. Для этого он распространил «принцип Дарвинизма» на общественное развитие (сторонник Дарвина). Относит на общественное развитие принципы поведение в живой природе. Вводит принцип жизненного пространства для народов. Так же как и в живой природе государство является живым организмом, который переживает цикл рождения, расцвета и старения. В период расцвета черпаются жизненные соки из пространства. В процессе пространственного роста государство неизбежно ограничивает рост соседей (более сильное государство неизбежно поглощали более слабые), рассматривая длительную историю цивилизации делаем вывод – человеческая цивилизация быстрее развивается на побережьях рек и морей и имели морской выход где складывались торговые пути.

Все мировые цивилизации существовали под страхом разгрома народов севера варварами. Великие переселения народов были продиктованы средой. Существует фундаментальный геополитический закон, который определяет взаимоотношения между государствами – закон планетарного дуализма – извечный конфликт двух культовых типов – морскими и сухопутными. Вся история человечества проходила под воздействием этого закона, морские государства контролировали морские коммуникации.

Закон экспансии – признавал морские и сухопутные государства. Необходимо собирание союзников, без дружеской поддержки свои глубинные интересы не может реализовать ни морское, ни сухопутное государство, этот закон основан на создании блоков.

Закон действия двух разнонаправленных противодействий – тенденция глобализации международных отношений и тенденция планетарного уровня.

Предмет геополитики. Геополитика изучает закономерности в развитии государств, народов, культур, цивилизаций и религий. Через призму географии, пространственных факторов геополитика исходит из того, что география народов есть судьба.

Предмет и задачи геополитики. Сущность геополитического метода.

В России с 20 годов по 80-е года геополитика существовала вне закона. «Фашистская геополитика на службе американского капитализма». Григорьев А.А – адепт гонений на геополитику 1930г.

1986-87 гг. – вновь используется термин «геополитика» в российской прессе.

1989-90 гг. – реабилитация геополитики в России.

Нарастание потребности в геополитике в России в 90-х годах.

Либерализация экономики.

Разрушение паритета США и СССР.

Россия потерпела «бескровное» поражение.

Общее использование геополитики в России политическими движениями: «просвещенный консерватизм»:

* неверие в общечеловеческие ценности;

* неверие в разрешение политических проблем силами международной общественности.

Человечество еще не доросло до того, чтобы руководствоваться при достижении национальных интересов методами геополитики. Геополитика заменяет идеологию (геополитические противоречия).

 

Политика и религия

Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства.Как вариант политического злоупотребления религией, можно считать действия

Саддама Хусейна, проявлявшиеся в идеологическом давлении на своих граждан, заставлявшего их воспринимать события в Персидском заливе, как священную войну во имя Аллаха. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы.

Оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из- за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Функции, которые реализует религия по отношению к политике: 1. Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

2. Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. 3. Дифференцирующая функция обуславливает наличие границ раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое

государство, или однородная по составу социальная группа. 4. Представительная функция заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики.

1. Влияние на сознание людей.

Укрепление религиозности усиливает общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними.

2. Идеологическая поддержка или противоборство.

Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. Наличие этого направления влияния обязывает власть учитывать религиозный фактор во внутренней политике государства.

3. Политическая деятельность религиозных организаций.

Прямое участие в политической деятельности религиозных структур и политических партий религиозной направленности, в том числе и в международной политической деятельности. Ярким примером может послужить Ватикан, являющийся одновременно мировым центром католицизма и государством, непосредственно принимающим участие во встречах в рамках деятельности Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, и выступающим с соответствующими инициативами.

Другим проявлением религиозного фактора в мировой политике стала иранская революция

78–79 гг, уходящая корнями в исламскую идеологию, и кардинально изменившая расстановку сил на среднем Востоке, нанеся сильнейший удар по позициям США в этом регионе.

4. Проблемная интеграция.

В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология,

демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

5. Политическая интеграция.

Это интеграция немного другого рода, представляющая собой объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм представлен в международном сообществе Всемирным буддистским альянсом, а в ряды Организации исламской конфедерации входит около пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и

даже нередко прибегают к политическому противоборству между собой.

6. Разделение сфер влияния по конфессиональному признаку.

Это направление является обратной стороной интеграции, так как образование новых связей часто бывает сопряжено с разрывом старых. Так, например, республики средней Азии, ранее входившие в состав СССР, одними из первых получили международное признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана и стран

Персидского залива, причем между некоторыми из них явно обозначились линии соперничества за влияние на южные республики бывшего СССР. Религиозная окраска сыграла свою роль в ускоренном вовлечении их в региональное сообщество исламских государств — Организацию экономического сотрудничеств

7. Учет религиозного фактора во внешней политике.

Религиозный фактор учитывается во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении конкретных акций на мировой арене. В советской внешней политике роль религии в международной политике долгое время недооценивалась. Лишь со временем советское руководство начало понимать значение религиозных моментов в мировой политике. Такое признание проявилось в факте подписания Хельсинского Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в итоговых документах СБСЕ, где содержались договоренности о религиозных правах и свободах, а так же в установлении официальных отношений между СССР и Ватиканом.

8. Религиозный экстремизм.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских конфликтов произошла сильная исламизация внешней политики в ряде исламских государств, что обусловило распространение идеологии «исламского порядка». Наиболее экстремистский вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские братья», представляет собой концепцию создания всемирного исламского государства и освобождения от неверных территорий, где распространен ислам. Другие течения более умеренны, хотя исламский экстремизм проявляется и в других странах в таких формах как выступления исламских фундаменталистов в Иордании против согласия ее правительства на переговоры с Израилем; борьба между мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами и буддистами в Тайланде; движение за создание Исламского государства в одном из штатов Малайзии.

Другим примером может послужить раскрытый в Тунисе в октябре 91-го года заговор исламского террористического движения «Ан-Нахда» с целью свержения тунисского правительства и установления теократического государства.

Множество проявлений религиозного экстремизма было зафиксировано в Албании, Боснии,

Косово, Герцеговине и в Сербо-Хорватских отношениях.

9. Косвенное влияние.

Религия, кроме непосредственного влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через мировоззренческие, моральные и правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя и внутренняя политика

государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических

интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством воспитательной системы и культуры.

Это были основные направления влияния религии на политику. Любопытно, что на из-за многовекового исторического опыта взаимодействия и в политике и в религии сложились соответствующие нормы и законы, регулирующие и описывающее их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия позаимствовала из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.025 с.)