Педагогический такт и его роль в обучении, педагогическое мастерство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический такт и его роль в обучении, педагогическое мастерство



Одна из особенностей педагогического труда заключается в том, что он должен беречь и хранить маленького человека. Эта специфическая особенность требует от учителя высокого педагогического мастерства и особого педагогического такта. В. А. Сухом-линский подчеркивал, что в школе не должно быть ни одного педагога, которого бы труд учителя тяготил: «… учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям.»

Педагогический такт и мастерство обучения складываются из целого ряда компонентов. Что включает в себя научные знания по педагогике и психологии, т. е. это, прежде всего, педагогические знания, профессиональные способности, педагогическая этика и педагогическая техника.

Педагогический такт – это такое нравственное поведение учителя, которое включает в себя высокую гуманность, чуткость к человеку, самообладание, выдержку, умение устанавливать доброжелательные отношения в любых ситуациях. Учитель, обладающий педагогическим тактом, умело регулирует свои отношения с учащимися, родителями, коллегами по труду. В педагогическом такте проявляется, прежде всего, глубокое уважение к человеку. Учитель имеет дело с формирующейся личностью школьника, и все его отношения с детьми должны строиться на принципе: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему.

С педагогическим тактом связан целый ряд профессиональных умений. Это умения оценивать педагогическую ситуацию, учитывать особенности школьника, предвидеть возможный эффект, который вызывает педагогическое воздействие. Педагогический такт является признаком высокого педагогического мастерства. Учитель должен научиться постоянно контролировать свои поступки, уметь взглядом, жестом показать свое отношение к поступкам учащихся. То есть педагогический такт предполагает и наличие у самого учителя чисто внешних навыков выражения своих чувств. Такая совокупность умений является составной частью педагогического мастерства и называется педагогической техникой.

Педагогическое мастерство – это владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими учителю решать педагогические ситуации в соответствии с теми задачами, которые стоят перед учителем и школой в целом.

Педагогическая техника позволяет учителю выбрать правильный тон в общении с учащимися и их родителями. Тон, стиль отношений с детьми, правильный выбор дикции, мимика, жестикуляция – все это включается в понятие педагогической техники.

Носители содержания образования

Стандарт образования— это федеральный нормативный документ, в обязатель­ном порядке определяющий:

-минимум содержания основных образовательных программ; -максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; -требования к уровню подготовки учеников.

Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий:

- продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

- полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;

- распределение предметов по годам обучения;

- количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

- количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

- структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т. п. Учебная программа содержит:

- объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требова­ниях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;

- тематическое содержание изучаемого материала;

- ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изу­чение отдельных вопросов курса;

- перечень основных мировоззренческих вопросов;

- указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

- перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

- рекомендуемую литературу.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней от­носятся: школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения, поэтому подготовке эффектив­ных учебных пособий уделяется большое внимание, к созданию учебных книг привлека­ются виднейшие специалисты.

 

Закономерности обучения и система дидактических принципов. Методы и средства обучения

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определя­ющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Метод (от греч. methodos — путь к цели) — способ достижения какой-либо цели, реше­ния конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или тео­ретического освоения (познания) действительности, определенным образом упорядо­ченную деятельность.

Метод обучения — это система регулятивных принципов и правил организации педагоги­чески целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, применяемая для достижения целей обучения.

Средства обучения — орудия деятельности учителя и учащихся, используемые для до­стижения целей обучения; представляют собой материальные и идеальные объекты, ко­торые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и ин­струмента деятельности педагога и учащихся.

Законы и закономерности обучения

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафикси­рованные закономерности являются законами. Закономерности определяются как научные законы только в том случае, когда; 1) четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь; 2) исследованы вид, форма и характер этой связи; 3) установлены пределы действия (проявления) связи.

1.Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. 2.Закон взаимосвязи теории и практики в обучении.

З.Закон взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учеб­ной деятельности.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономерности, охватывающие своим действием всю систему, называются общими, те же, действие которых распространяется на отдельный компонент.

(аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей процесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологи­ческие, психологические, кибернетические, социологические, организационные.

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) матери­ально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обу­чения зависит от:

а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;б) харак­тера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в приме­нении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учеб­ных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяет­ся на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев.

Средства обучения

Средства обучения — орудия деятельности учителя и учащихся, используемые для достижения целей обучения; представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и ин­струмента деятельности педагога и учащихся.

Существует множество классификаций средств обучения, отличающихся по­ложенным в ее основу признаком. А. В. Хуторской выделяет следующие основания:

- по составу объектов — материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые моде­ли, мысленные эксперименты, модели Вселенной);

- по отношению к источникам появления — искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

- по сложности — простые (образцы, модели, карты) и сложные (видео­магнитофоны, компьютерные сети);

- по способу использования — динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

- по особенностям строения — плоские (карты), объемные (макеты), смешан­ные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

- по характеру воздействия — визуальные (диаграммы, демонстрационные прибо­ры), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

- по носителю информации — бумажные (учебники, картотеки), магнитооптиче­ские (фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные учебники), лазер­ные (CD-ROM, DVD);

- по уровням содержания образования — средства обучения на уровне урока (тек­стовый материал и др.), на уровне предмета (учебники), на уровне всего процесса обуче­ния (учебные кабинеты);

- по отношению к технологическому прогрессу — традиционные (наглядные по­собия, музеи, библиотеки), современные (средства массовой информации, мультиме­дийные средства обучения, компьютеры), перспективные (Web-сайты, локальные и гло­бальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Особую группу традиционно составляют технические средства обучения (ТСО) — носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. К ним относятся транспаранты, диа- и кинофильмы, видео­фильмы, звукозаписи, компьютерные программы. К техническим устройствам относится различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапро­екторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны, школьные радиоузлы, те­левизоры, видеомагнитофоны), тренажеры, универсальные технические средства, линга­фонные устройства, электронно-вычислительная техника (компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники).

 

Внеурочные формы организации текущей учебной работы

Основное распространение получили такие формы, как экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

Экскурсия - форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производ­ства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения зна­комиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учеб­ных заданий вне рамок существующего расписания уроков. Основными задачами, стоя­щими перед домашней работой как формой организации учебной работы, выступают усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимся опыта самостоятельной работы.

Домашние задания обычно включают в себя: а) усвоение изучаемого материала по учебнику; б) выполнение устных упражнений; в) выполнение письменных упражнений; г) выполнение творческих работ; д) проведение наблюдений (за природой, погодой).

Факультативные занятия представляют собой сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимся, а посещение осуществляется на добровольной ос­нове.

Факультативные занятия призваны решать следующие задачи: а) удовлетворять за­просы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; б) развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активно­сти; в) способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенно­стей учащихся.

Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопро­сов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся. Содержанием их деятель­ности могут быть изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, мо­делирование, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры.

Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества организуются для повы­шения познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам (математике, фи­зике, химии, родному и иностранному языкам, литературе) и развитию их творческих спо­собностей. Проведение этих форм внеклассной работы готовится заранее: составляется план проведения таких мероприятий по школе, проводится серия подготовительных мероприятий, учащимся задаются задания, открыто проводится выявление лучших школьников. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает у них интерес к учебному предмету. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся. Характер, широта и глубина подготовки к ним позволяют косвенно оценить стиль работы учителя, уровень его творческих и организаторских способностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.019 с.)